Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Достопримечательности г. Хабаровска: «Амурский мост»
Работу выполнила:
ученица 2 класса Б
МБОУ СОШ № 29
Прохорова Амалия
Руководитель:
Дербилова Наталья Павловна
Хабаровск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Предпосылки, цели и задачи исследования 2
Глава I. Как появился мост через р.Амур в г.Хабаровске? 4
1.1. Официальные данные 4
1.2. Конструкция 4
1.3. История и строительство 4
Глава II. Как мост стал достопримечательностью? 9
2.1. Как и почему появился Музей истории Амурского моста? 9
2.2. Музей истории Амурского моста – сегодня. 9
2.3. Интересные факты 11
Глава III. Практическая часть: «Я должна была это увидеть!» 12
3.1. Самый интересный музей – Музей истории Амурского моста 12
3.1. Мост и виды Амура 13
3.1. Об этой достопримечательности должны знать все! 14
Заключение 15
Список литературы, интернет – ресурсы 16
ПРИЛОЖЕНИЯ 17
Приложение 1. Исторические фотографии моста 17
Приложение 2. Музей истории моста и мост сегодня 20
Приложение 3. Фотографии к разделу: «Я должна была это увидеть!» 26
Введение. Предпосылки, цели и задачи исследования
Я и моя семья во время отдыха любим осматривать местность и достопримечательности, изучать историю.
Достопримеча́тельность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
Достопримечательность - это не просто памятник истории или искусства, но и объект массового потребления, своеобразный товар, созданный массовой культурой для удовлетворения запросов людей. Создание достопримечательностей включает ряд операций:
- переведение памятника из поля функционирования искусства в поле функционирования массовой культуры; упрощение, а порой и искажение смыслов, ценностей, значений; тиражирование и организация массовости; переведение в сферу престижного потребления.
Достопримечательность «живет» не в истории искусства, а в массовой культуре. Чем больше объект присваивается массовой культурой и уходит из сферы профессиональной, тем более он известен, популярен, тем больше интереса он представляет.
Цель исследования:
Изучить историю Амурского моста (расширить представление об известных достопримечательностях г.Хабаровска).
Объект исследования: процесс формирования достопримечательности.
Гипотеза: появление достопримечательности – очень сложный исторический процесс, в котором задействованы не только люди и объекты, но и исторические события.
Задачи:
1. Изучить исторические факты строительства и эксплуатации Амурского моста.
2. Посетить Музей истории Амурского моста.
3. Собрать интересные факты и подготовить презентацию.
Глава I. Как появился мост через р.Амур в г.Хабаровске?
Официальные данные
Официальное название:
Совмещённый мостовой переход через реку Амур возле г. Хабаровска.
Область применения:
Совмещенный: железнодорожный, автомобильный
Пересекает:
Река Амур
Место расположения:
г.Хабаровск
Начало строительства: 30 июля 1913 г.
Открытие: 5 октября 1916 г.
5 октября 2017 года Амурскому мосту исполнилось 100 лет. Именно этому событию и посвящена моя работа.
Конструкция
Общая длина: около 3890,5 м
Ширина: примерно 25 м
Движение:
Раздельное двухпутное железнодорожное (по нижнему ярусу)
и двухполосное автомобильное (по верхнему ярусу)
История и строительство
Хабаровский мост или «Амурское чудо», до 1917 года назывался «Алексеевский мост»
Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены в 1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вновь вопрос о сооружении Амурской железной дороги и моста был поставлен в связи с поражением Российской империи в русско-японской войне. С 1906 года изыскания моста почти не прерывались вплоть до окончательного выбора направления. Был объявлен конкурс на лучший проект Амурского моста, в нём приняли участие ведущие инженеры-мостостроители, рассматривались варианты строительства тоннеля под Амуром. Окончательно самым подходящим был признан проект, «привязанный» к деревне Осиповка, находившийся в 8 км от Хабаровска. Лавр Дмитриевич Проскуряков — автор проекта Амурского моста, а Григорий Петрович Передерий — спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Постройкой моста заведовал инженер путей сообщения Б. И. Хлебников, старшим производителем работ был инженер В. А.Пинус, его помощником — М. И. Малышев.
Строительство Алексеевского моста
Торжественная закладка моста состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года в присутствии приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 года, то есть на строительство было отведено всего 26 месяцев. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка 18-ти ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война. Было принято считать, что осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Но в последние годы удалось установить по архивным материалам, что пароход "Пермь", перевозивший эти фермы, был затоплен в порту Коломбо 25 июля (7 августа) 1914 года в результате пожара. Кроме того, на войну были мобилизованы опытные рабочие. 5 (18) октября 1916 года мост был освящён и открыт для постоянного движения. Стоимость его сооружения составила 13,5 млн рублей.
5-го октября состоялось торжественное освящение железнодорожного моста через реку Амур имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и открытие сквозного движения на Великом Сибирском пути Петроград-Хабаровск-Владивосток по родной земле, минуя Манчжурию. Мост Наследника Цесаревича по своей величине занимающий первое место в России, заложен 30-го июля 1913-года. Общая длина сооружении 2 вер. 217 саж. Общая стоимость моста около 13.500.000 рублей. Освящение моста производилось Архиепископом Владивостокским и Камчатским Евсевьем в сослужении с Архиепископом Благовещенским Евгением. При освящении присутствовали приамурский председатель комиссии по освидетельствованию моста, то есть инженер Куницкий, член управления дороги, то есть Богуславский, инженер Шмидт, все начальники военных и гражданских управлении и многотысячная публика. С открытием сквозного движения для Приамурья наступила новая эра, благие результаты коей скажутся для населения в самом ближайшем будущем[.
Надпись на чугунной памятной доске
| Мост наследника цесаревича Алексея Николаевича через реку Амур общим отверстием 1141,41 сажени, общей длиной 1217,81 сажени сооружен в царствие Его Императорского Величества Государя Императора Николая II в лето Рождества Христова 1913—1916 гг., при министрах путей сообщения С. В. Рухлове и А. Ф. Трепове, приамурском генерал-губернаторе Н. Л. Гондатти, начальниках управления по сооружению железных дорог инженерах путей сообщения Е. Д. Вурцель, Г. О. Паукере и А. В. Ливеровском, начальниках работ по постройке Восточно-Амурской железной дороги инженерах путей сообщения М. С. Навроцком, А. В. Ливеровском и Д. П. Бирюкове, заведующем постройкой моста инженере путей сообщения Б. И. Хлебникове, старшем производителе работ инженере путей сообщения В. А. Пикусе, младших производителях работ инженерах путей сообщения В. В. Меженинове и М. И. Малышеве, подрядчиками казны, обществом «Рудзский и К°» при доверенном общества инженер-технологе М. Ф. Хиерополитанском, инженерами А. А. Лушниковым, П. И. Крыловым, при доверенном их инженер-технологе В. И. Крылове — хозяйственным распорядителем. Закладка совершена 30 июля 1913 г. Открытие для движения 5 октября 1916 г. | |
В ночь на 20 апреля (5) 1920 года два металлических пролёта были взорваны отступавшими с боями из Хабаровска партизанскими частями[6] во время провокационного выступления японских военных во время гражданской войны, в результате Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Работы по восстановлению моста начались вскоре после установления Советской власти на Дальнем Востоке (с ноября 1922 года). Ферма № 13 была собрана во Владивостоке, на Дальзаводе, из частей повреждённых пролётных строений, упавших одним концом в воду. Вместо другой (№ 12) была установлена запасная железная ферма моста через р. Ветлугу (приток Волги), которая имела несколько отличные очертания, но подходила по своей величине и конструкции. Мелкий ремонт и недостающие части были сделаны Хабаровским заводом Арсенал (в настоящее время Дальдизель). Сквозное движение вновь было открыто 22 марта 1925 года.
В 1980-х годах были проведены исследования моста с целью начала его реконструкции. Пролётные строения и арочная часть были признаны дефектными, были введены ограничения скорости движения, в то же время опоры моста находились в удовлетворительном состоянии. В ноябре 1990 года институтами «Дальгипротранс», «Ленгипротрансмост» и ОАО «Институт Гипростроймост» было разработано и утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции существующего железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска в варианте совмещённого мостового перехода с раздельным двухпутным железнодорожным (по нижнему ярусу) и четырёхполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением.
В 1992 году начаты работы по началу реконструкции. Возводятся опоры под второй железнодорожный путь с автомобильной дорогой на верхнем ярусе, при этом продолжается эксплуатация старого железнодорожного моста. Реконструкция объекта выполнялась очередями, без перерывов в движении поездов, по технологии разработанной ОАО «Институт Гипростроймост».
В апреле 1996 года на стройке побывал президент России Б. Н. Ельцин в рамках предвыборной кампании.
Июнь 1998 года — открыто железнодорожное движение по новому мосту, в 1999 году открыто автомобильное движение. Тогда же МПС России фактически начало работы по 2-й очереди реконструкции, произведя в 1999—2000 годах демонтаж ферм «царского» моста. От продажи на металлолом этих старых пролётов МПС получало недостающие средства на продолжение мостостроительных работ[9].
По финансовым причинам монтаж пролётных строений по старой оси моста начался только в 2005 году. Вторая очередь железнодорожного моста открыта 7 ноября 2009 года, мост стал двухпутным для движения поездов. Работы по строительству дублирующей автодорожной части выделены в третью очередь реконструкции.
Глава II. Как мост стал достопримечательностью?
Как и почему появился Музей истории Амурского моста?
При реконструкции моста у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста. Одним из главных экспонатов должна была стать последняя из демонтированных водным способом ферм «царского» моста. При реконструкции её оставили на площадке на правом берегу Амура, где она простояла до августа 2008 года, когда с разворота фермы на 90 градусов началось обустройство музея.
Летом 2009 года были проведены работы по очистке и покраске фермы, а также подготовка и установка трёх будущих экспонатов: паровоза Eа, двухосной платформы 1935 года выпуска и цистерны 1936 года выпуска. В следующем, 2010 году экспозиция была существенно расширена: возведено здание ретровокзала, установлены электровоз ВЛ80, выпускавшийся с 1960-х годов прошлого века, грузопассажирский тепловоз М62, крытый вагон старой постройки и автомотриса 1930-х годов. Музей был включен в экскурсионную программу участников и гостей VI Ассамблеи начальников железных дорог, проходившей в начале сентября 2011 года в Хабаровске и Владивостоке.
Музей истории Амурского моста – сегодня.
И вот теперь в Хабаровске есть Музей истории Амурского моста. Находится он под открытым небом прямо на берегу реки Амур возле самого Амурского моста. Музей создан ОАО «Российские железные дороги». На территории музея очень много различных экспонатов, относящихся к железным дорогам, в том числе различные локомотивы, а завершает экспозицию пролёт настоящего, но старого, Амурского моста.
При входе на территорию музея, первым нас встречает реплика обелиска в память участия войск при постройке Уссурийской железной дороги. Оригинал обелиска установлен в Хабаровске на железнодорожной станции Хабаровск-1.
Надпись на доске гласит:
«Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года.
31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, её постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом.
Да свидетельствует этот памятник, что воины уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдалённом участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором.
Слава русскому солдату!»
На территории музея воссоздано здание-вокзал «ст.Амуръ». В нем находится часть экспозиции. Перед зданием установлена копия первого российского паровоза Черепановых. Паровоз был построен отцом и сыном в 1833 году и мог везти «более 200 пудов (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13-16 км/час)».
На территории есть несколько огромных старых паровозов, «локомобиль» — компактная передвижная паросиловая установка, которая приводила в действие насосы, компрессоры, электрогенераторы и другие механизмы. Данный локомобиль был построен в 30-х годах XX века. В экспозиции музея он подсоединён к лесопильной раме Р65-2. Такие лесопильни использовались с середины XIX века. Есть клёпанная вагон-цистерна; автомотриса служебная «АС-1А» 1934 года выпуска, она использовалась дальневосточной железной дорогой для служебных поездок руководства, вмещает 24 человека и 20 тонн груза, может двигаться со скоростью до 60 км/ч, тепловоз, электровоз.
Кроме громадных экспонатов, есть и небольшие, например, станционный колокол 1950х., механический семафор 1936 года выпуска, элементы насосов, сегменты кольца железобетонной обделки Кузнецовского тоннеля строившегося в 2009-2011 годах. Длина тоннеля – 3890 метров, внешний диаметр кольца отделки – 8,395 метров.
Гидроколонна 1930 годов, из которой наполняли паровозы и цистерны.
Макет железнодорожной эстакады, которая подходила к старому амурскому мосту через протоку Бешеную, с установленным на ней макетом пассажирского паровоза П36 (1950-е гг.). Макеты выполнены в масштабах 1:10
На территории музея есть парапет (мостовое ограждение) этой самой эстакады через протоку Бешенную – это музейный экспонат 1916 года!
Есть железобетонная обделка транспортно-дренажной штольни Кузнецовского тоннеля. В натуральную величину. Внешний диаметр – 4,1 метра.
Под мостом – старый вагон, прикреплённый в паровозу.
Ну а основной экспонат музея – это, конечно же - пролёт старого Амурского моста 1916 года. Длина пролёта моста – 127,4 метра. Высота – 21 метр. Расстояние между осями – 6,8 метров. Вес – 1150 тонн.
Интересные факты
- Хабаровский мост изображён на пятитысячной купюре билета Банка России.
- Строительством моста завершилось сооружение Транссибирской магистрали — самой протяжённой дороги мира.
- На момент постройки мост был длиннейшим мостом в Старом Свете.
- В 1900 году проект фермы моста профессора Л. Д. Проскурякова был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
- До строительства железнодорожного моста у Комсомольска-на-Амуре в 1975 году, Хабаровский мост был единственной постоянной переправой через Амур
- Судоходство разрешено под вторым пролётом — вниз по течению, под четвёртым — вверх по течению. Маломерным судам проход разрешён только под левым берегом (первым считается правобережный пролёт).
Глава III. Практическая часть: «Я должна была это увидеть!»
3.1. Самый интересный музей – Музей истории Амурского моста
На территории музея очень много различных экспонатов, относящихся к железным дорогам, в том числе различные локомотивы, в которых можно полазить и понажимать любые кнопки.
На территории есть несколько огромных старых паровозов. Один из них открытый и можно забраться, как в кабину машиниста, так и в прицеп для угля.
Я осмотрела все экспонаты музея, сделала много интересных фотографий. Есть фотография в кабине машиниста тепловоза, там все кнопочки можно нажимать, но кабина очень маленькая, работать тут абсолютно не комфортно и жарко.
Есть полноценный электровоз.
Исследовав локомотивы в экспозиции музея, я заметила, что с развитием локомотивов залазить в них всё сложнее и сложнее. В паровоз Черепановых я легко забралась сама. В большие паровозы ступеньки тоже сделаны удобно и со страховкой родителей я залазила самостоятельно. А вот подъем в тепловоз и электровоз очень трудный, подниматься (а тем более спускаться) тут очень тяжело даже взрослым.
В кабине электровоза можно всё понажимать и потрогать, тут даже две рации: на центральной есть наклейка с датой проверки от 2009 года. Так что этот электровоз ещё совсем недавно ездил по железной дороге.
Возле здания ретростанции установлен станционный колокол 1950х. Я в него звонила – он очень громкий, его слышно на всю территорию музея.
Сначала мне показалось, что это пушки, но при ближайшем рассмотрении, поняла, что это элементы насосов. Но они, к сожалению, не подписаны, поэтому не понятно где использовались и для каких целей. А вот «стена» за ними подписана – эта «стена» не что иное, как сегменты кольца железобетонной обделки Кузнецовского тоннеля строившегося в 2009-2011 годах. Длина тоннеля – 3890 метров, внешний диаметр кольца отделки – 8,395 метров.
Есть железобетонная обделка транспортно-дренажной штольни Кузнецовского тоннеля. В натуральную величину. Внешний диаметр – 4,1 метра и я внутри нее выгляжу очень маленькой!
А на выходе с музея расположен ещё один, одиноко установленный экспонат. Это механизированный уборщик привокзальных территорий, изготовленный на Московском механическом заводе «Красный путь» в 1970 году. Работал на Арсеньевской ДВЖД. Кабина конечно небольшая, но, что интересно, руль почему-то расположен ближе к правой стороне (как у японских автомобилей).
Оказалось музей пользуется бешеной популярностью. Кроме того, это теперь стало местом паломничества свадебных кортежей. Все забираются на экспонаты для фотографирования.
3.1. Мост и виды Амура
В настоящее время, при посещении моста мы видим новый мостовой переход. Со старого музейного пролёта открывается чудесный вид на новый мост.
В отличие от старого моста, где был только один железнодорожный путь, современный мост через Амур двухэтажный – на нижнем этаже ездят поезда (теперь уже и в 2 колеи), а по верхнему этажу – автомобильная трасса, соединяющая Хабаровский край с остальной частью страны.
С моста также очень хорошо видна «Башня Инфиделя» — заброшенное строение 1930х годов в Хабаровске неизвестного предназначения. Именно с него сделана фотография моста для купюры в 5000 рублей. В это здание также ходят много паломников, но я пока ещё, так его и не посетила.
Ещё один вид на Амур с Амурского моста. Амур здесь так широк, что не видно даже его края, кажется что это бескрайнее море.
На мосту расположен ещё один экспонат – мотодрезина, которую применяли для перевозки по мосту ремонтной обслуживающей бригады.
3.1. Об этой достопримечательности должны знать все!
Мне очень понравилось в музее. Когда я рассказывала своим одноклассникам о своем «путешествии», многие ребята загорелись посетить эту достопримечательность нашего города. В связи с тем, что музей работает только в летнее время, мы запланировали поездку на весну 2017 года, когда откроется музей (не ранее 25 апреля).
Заключение
Работа над этим проектом была для меня очень интересной. Я считаю, что Амурский мост - очень интересный объект нашего города и достоин особого внимания. Это мост со сложной историей и многочисленными реконструкциями, за 100 лет он видел многое!
Музей Амурского моста - лучшее место, где можно узнать его историю. Никакие другие источники информации не расскажут так наглядно о его «жизни».
Выводы:
Амурский мост был построен по лучшему проекту, награжденному золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Две войны наложили свой отпечаток на внешний вид и функциональность моста в разные годы.
Сегодняшний мост – результат многочисленных реконструкций, которые помогли создать многофункциональный, современный объект.
Список литературы, интернет – ресурсы
В.Ф. Буркова. Дальневосточная магистраль России / Сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев. — Хабаровск: Частная коллекция, 1997. — 352 с.
ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия, - http://ru.wikipedia.org/wiki, статья в интернете
Ю. Волков. Музей истории Амурского моста, - http://volkov.me/blog/1384
Фрагмент газеты «Дальневосточный путь» от 22 марта 1925 г.
Фрагмент газеты «Приамурские ведомости» от 12 августа 1913 г.