Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« МБОУ Красивская СОШ » филиал «Сатинский»
Дымковская игрушка
Исследовательская работа
Работу выполнила:
ученица 5 класса Безбородова Елена
Руководитель: Максимова Елена Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Основная часть
1. История возникновения дымковской игрушки
2. Технология изготовления игрушки
3. Характерные особенности росписи Дымковской игрушки
III. Заключение
IV. Литература
V. Приложение
I. Введение
Моя исследовательская работа посвящена Дымковской игрушке. А все началось на уроке изобразительного искусства. Мы знакомились с дымковской игрушкой и лепили лошадку. Эта работа мне очень понравилась. Когда я пришла домой, то захотела узнать больше об этих игрушках, слепить ещё другие фигурки. Но для этого нужно было больше знать о характерных особенностях росписи Дымковской игрушки, уметь создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приёмом тычка), более подробно познакомиться с историей возникновения этих игрушек. И я решила провести свое исследование.
Цель исследования:
Опираясь на изученный материал, изготовить дымковскую игрушку, с учётом особенностей росписи.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки;
Узнать о характерных особенностях изготовления и росписи игрушки;
Гипотеза:
Предполагаю, что изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих способностей и воображение человека, влияет на развитие эстетического вкуса.
Объект исследования – дымковская игрушка.
Предмет исследования – процесс ее изготовления, материалы и инструменты, роспись игрушки.
Мне было интересно узнать:
- Где родилась дымковская игрушка? Почему игрушку называли дымковской?
- Как возник этот вид промысла?
- Возрождение дымковской игрушки.
- Порядок лепки игрушки.
- Ознакомление с характером росписи игрушек.
II. Основная часть
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
Где же родилась Дымковская игрушка? Почему игрушку называли дымковской?
Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнала, что действительно, в Дымковской слободе, что недалеко от Вятки, и родилась Дымковская игрушка. Слободе Дымково почти 500 лет.
Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г.Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали её – Дымково. Отсюда и название игрушки.
Как возник этот вид промысла?
Оказывается игрушечный промысел в Вятке возник в глубокой древности . Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже Свистуньей.
На гулянье «свистопляска» люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них, перекидывались расписными глиняными шариками. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окно. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
А для чего нужна Дымковская игрушка?
Есть игрушки, в которые играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут.
Давным - давно, тысячу лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
Возрождение Дымковской игрушки.
Перечитывая собранный материал, я узнала, что дымковская игрушка могла исчезнуть с лица земли. И тогда ни я, ни мои друзья не могли бы наслаждаться красотой этого удивительного творения.
И снова передо мной встал вопрос:
К
ому же быть благодарными за сохранение Дымковской игрушки?
Исследуя этот вопрос, я узнала, что возрождение промысла связано с именем – Анны Афанасьевны Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приёмы лепки и росписи игрушек. В работах Мезриной видна приверженность традициям старых Дымковских игрушечниц. Её фигурки монолитны, чётки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушённых тонах. Помимо традиционных барынь, солдат да нянек, она придумывала свои собственные персонажи, подсмотренные на лубочных картинках, - «Учебный медведь», «коза в сарафане», «скоморох на козле». Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 году в артель « Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась её персональная выставка.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ
Мне предстояло слепить Дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили её до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и – мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
Ныне мастера Дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых, просторных художественно-производственных мастерских Художественного фонда, обеспеченны всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Традиционная система росписи сохраняется. Однако художники осваивают новые современные сюжеты, отражающие наш сегодняшний быт.
Порядок лепки игрушки.
В
ооружившись знаниями, я была готова применять их на практике. И я приступила к работе.
Сначала замесила глину. Глина волшебная. Она мягкая, податливая. В добрых, ласковых руках она превращается в интересные фигуры.
Изготовление животных.
Если мы хотим слепить животного , то должны знать, что все животные лепились из жгута. Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Чтобы фигурка была выразительной и красивой, мастера прикрепляли к основной форме гриву, рога, ушки.
Изготовление барышни.
Барышню лепили иначе. Её лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали.
Дымковская игрушка стала настоящим символом Вятского края, подчеркивающим его самобытность, насыщенную и древнюю историю.
Её изображение можно увидеть на упаковках продукции Кировских предприятий, которые известны по всей России.
Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных произведениях.
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.
Дымковская игрушка была представлена в 2014 году на церемонии открытия 22 Олимпийских игр в Сочи.
3.ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
Игрушку я слепила.
Но передо мной встал новый вопрос:
Как ее раскрасить?
Ведь, наверное, у Дымковской игрушки есть свой наряд?
Я стала изучать и этот вопрос.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря её колориту (цвету).
Чем отличается она от других игрушек?
Это, прежде, всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере.
Роспись барышни начинают с изображения черной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничной»- наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей , другой палочкой из луба-«пятнушечкой»-печатаю рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровное закрашивание («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом – кофту. На заключительном этапе свободной кистью наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрические орнамент. Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает: круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды, волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.
Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведены всей кистью или её острым концом, создают узорную сетку, напоминающие расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии – змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, заполняющие всю полоску.
Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами.
Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами- синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармонии слиянием всех элементов.
Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лицо людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.
Свою игрушку я загрунтовала зубной пастой (не оказалось белой гуаши). Грунтовку наносила кистью. Когда она высохла, то стала совсем белой. Раскрашивала игрушку гуашевыми красками. Они хорошо ложатся на глиняную гладкую поверхность. Я выбрала также яркие цвета для игрушки: красный, синий, жёлтый и зелёный. Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски. Вот что у меня получилось
(см. приложение).
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной, увлекательной. Я не только много узнала, но и в результате своих исследований научилась делать дымковскую игрушку.
На основе проведенного исследования установлено, что работа над изготовлением дымковской игрушки может:
Развивать творческие способности человека;
Благотворно влияет на нервную систему – успокаивает, снимает психическое напряжение, восстанавливает положительно- эмоциональный настрой;
Развивает моторику ребенка.
Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.
Данная работа может использоваться на уроках изобразительного искусства, технологии.
IV. ЛИТЕРАТУРА
1. Геннадий Федотов «Основы художественного ремесла. Послушная Глина»
2. Наглядное – дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
3.Использование интернет - ресурсов.
Приложение