6
Муниципальное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 101
город саратов
Научно-практическая конференция «Вектор знаний»
Исследовательская работа на тему:
« Дымковская игрушка»
Выполнила: ученица 3 «А» класса
Кузнецова Василиса
Научный руководитель: Вашунина Ирина Владимировна
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………................................................................................... 3
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………............. …........3
История создания дымковской игрушки …........................................................3
Мастерица Мерзина А.А.......................................................................................4
Особенности вятской глины …............................................................................4
Роспись дымковской игрушки..............................................................................4
Практическая работа …..............................................................................5
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….............….....................5
4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ........................................6
Приложение………………………………………………………………………6
Проблема: В современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к народной глиняной игрушке.
Цель: Заинтересовать друзей и всех окружающих красотой дымковской игрушки.
Задачи:
1. Определить: что такое глиняная игрушка?
2. Изучить историю возникновения дымковской игрушки.
3. Исследовать глиняную игрушку в современности.
4. Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.
5.Представить выставку своих глиняных игрушек.
История создания дымковской игрушки
Где родилась дымковская игрушка? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнала, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки. Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.
Мастерица Мерзина А.А.
МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.
Особенности вятской глины
Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.
Роспись дымковской игрушки
Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.
Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.
Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.
Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели...
Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фону.
В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для выбора проекта изделия я теоретически изучила историю происхождения дымковской игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.
На осенних каникулах мы с классом ездили на экскурсию в Гончарную мастерскую. Там я узнала о технологии изготовления глиняной игрушки. Мы побывали в мастерской, увидели печи, в которых обжигают готовые работы, узнали какими красками надо расписывать поделки.
После лекции с нами провели викторину.
В мастерской очень большая коллекция глиняных игрушек, посуды, панно. Они нам так понравились, что мы все купили глиняные игрушки и свистки.
Нас научили делать кошечку из глины. Её мы делали из цельного куска глины, а потом вытягивали голову, лапки, хвостик. Я тоже сделала свою кошку.
Мне очень нравится создавать свои игрушки. У меня дома целая коллекция моих авторских работ.
В школе на уроке технологии мы лепили игрушки из пластилина. В конце урока мы сделали выставку своих работ.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив историю и технологию создания дымковской игрушки, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:
Возникновению и развитию промысла дымковской игрушки способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.
У дымковской игрушки свои секреты и традиции. Форма игрушек и её роспись очень характерны для данной местности.
Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.
Необходимо сохранить дымковскую глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.
Вывод
Дымковская игрушка родилась в селе Дымково.
Дала ей второе рождение Мерзина Анна Афанасьевна.
Сначала были свистульки потом животные, потом люди.
Популярна она стала в связи с праздником .
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976
Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988
Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982
Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987
Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983
http://www.rukukla.ru/article/gigr/tory/
Приложение
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там все любят песни, пляски,
Здесь рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».