Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнегакваринская средняя общеобразовательная школа – детский сад» 368909, Республика Дагестан, Цумадинский район, с. Верхнее Гаквари Исследовательская работа на тему «История и быт нашего села» Работу выполнила: Яхьяева Тавус Магомедовна учащаяся 10 класса паспортные данные серия 8215 № 706543 МКОУ «ВСОШ» Научный руководитель : Хасбулаев Шамиль Магомедович учитель математики и информатики МКОУ «ВСОШ» Паспортные данные серия 8205 № 982456 Номер телефона 89640100309 2016 г. |
Содержание:
-введение ………………………………………………………………….. 2
-происхождение села………………………………………………………. 3
- отношения с соседними селами…………………………………………. 3
-наши обычаи………………………………………………………………. 4
-чем жили наши предки……………………………………………………. 6
-участие наших сельчан в ВОВ…………………………………………….. 7
-Сулейманов Давуд Омарович……………………………………………… 8
-результаты анкетирования………………………………………………….. 8
-заключение………………………………………………………………….. 9
-список использованной литературы………………………………………. 10
Введение.
Темой моей исследовательской работы является «история, и быт нашего села». У каждого села есть своя история и судьба, и каждый сельчанин должен знать ее. Актуальность темы очевидна. Я считаю, что человек должен знать все о том месте, где он родился, провел свое детство, вырос и живет. Чтобы где бы он ни оказался, он помнил свою «малую родину».
Цель исследовательской работы:
-изучить историю и быт села Верхнее Гаквари.
Задачи исследования:
-Узнать когда и как произошло село.
-узнать о происхождении и значении названия села.
-Выявить знания учащихся старших классов об истории нашего села.
Методы исследования:
-изучение необходмой литературы.
-социологический опрос (анкетирование).
-фотографирование объектов исследования.
Происхождение села.
Точная дата происхождения села неизвестна. Но оно было образовано достаточно давно и имеет свои традиции, свою культуру и быт. Село находится в Цумадинском районе на высоте около 2000 м над уровнем моря. На местном языке название села звучит как Ах-Гьакве, что переводится как «верхний покос».
В книге Абулмуслимова Магомедзакира Дибировича «засветясь звездой» написано, что первым жителем нашего села был черкес. Три друга стояли на горе. Это были черкес, кабординец и ногаец. По неизвестным причинам они покинули родные края, и искали себе дом. Черкесу очень понравилось ущелье в том месте, где они отдыхали. Он решил остаться жить в этом месте. Его оба друга продолжили свои скитания в поисках места жительства.
Через годы, когда он уже постарел, вместе с сыновьями он поднялся на ту самую гору, чтобы распределить между ними территорию. Один брат стал жить у урочища Гъоцуда, другой-там, где находится село Нижнее Гаквари, третий-там, где расположено село Верхнее Гаквари.
А в книге Давуда Омаровича говорится о том, что из-за ссоры уроженец села Верхнее Гаквари убил уроженца из села Нижнее Гаквари. С тех пор отношения между селами были напряженными. Чтобы не мозолить глаза родным убитого и избежать кровной мести, убийцу изгнали из села с условием, что он больше не вернется.
Отношения с соседними селами.
Предания гласят, что напротив гакваринского ущелья было рассположено село Тинди. Трое братьев были вынуждены покинуть село из-за кровной вражды, они нашли приют у Хунзахского хана и распростроняли слухи о богатстве и красоте местности Гаквари.
По требованию аварского хана тиндинцы с ахвахцами и багвалал решили напасть на гакваринцев и угнать их скот. Это потдверждается тем, что и поныне существуют холмы, где происходила битва и там есть могилы.
Ночью, пройдя через лес, они могли бы вплотную подойти к селу. Но помог один случай. Встав в полночь, Хромой Нурмагомед ходил искать корову и, увидев этих людей, понял, что они собираются делать. Он быстро вернулся в село и рассказал об этом людям. Утром гакваринцы начали подниматься навстречу тиндинцам. Началась битва, лилась кровь. Храбростью и мужеством отличался левша Курамагомед.
Битва стихала, бой шел уже не на холмах Гакваринского ущелья, а на холмах хребта Ричаганих. Враги начали отступать. Событие это произошло 400 лет назад.
Также гадиринцы думая, что тиндинцы выиграют, забрали их ослов и телят. После войны часть войнов пошла в село Гадири и забрала боольше телят и ослов чем было. Также тиндинцы 2 года платили гакваринцам дань.
Эту информацию я нашла в книге Давуда Омаровича.
На сегодняшний день отношения с соседними селами можно сказать отличные. Школьники нашего села нередко устраивают встречи со школьниками других сел. Студенты, окончившие учебу, работают в соседних селах. Нередко наши люди создают семьи с уроженцами из других сел.
Наши обычаи.
Жители села давали долг тому, кто нуждался. Если он долго не отдавал долг, гакваринец ходил к нему в село и при сборе на молитву, крал его сандалии. Когда человек не находил свои сандалии, руководитель сельской общины заставлял его отдать долг и вернуть свои сандалии, чтобы не позорить остальных сельчан.
Были времена, когда жители сельских общин нападали друг на друга, чтобы захватить скот, пастбища, луга.
Совершались набеги в Грузию. Гакваринцы крали детей и возвращали их за деньги. В случае если их не выкупали, детей не убивали, а растили как своих, женили.
Мужчини брили голову налысо. Оставляли только усы, причем усы ниже уголков рта осуждались. Женатые мужчины оставляли бороду. После бритья голову смазывали медом или жиром. Девочек до 11 лет брили. Девушки же оставляли две косы и брили затылок. Считалось похвальным, если девушка держала волосы в чистоте, не сбривая затылок. Пожилые женщины почти полностью сбривали затылок, и оставляли длинный чуб.
Женщинам сразу после родов давали кашу. Их варили, добавив сушеной кураги, и еще, как садакъа, готовили блюдо с жареным зерном. Когда ребенок делал первые шаги, раздавали лепешки.
По поверью, весной был несчастный день. В этот день каждый старался раздавать по селу вареное зерно, чтобы в село не проникло несчастье.
По словам информаторов, чтобы стабилизировать демографическую ситуацию, в Дагестане был обычай, который придумал имам Шамиль. Вызывали к мечети свободных женщин и мужчин юрачного возраста, выстраивали параллельно и давали возможность женщинам выбрать себе мужа.
Существовал брак, заключенный путем похищения. За увоз девушки или вдовы виновный платит в пользу села штраф 10 рублей, родственники увезенной девушки или вдовы не обязаны выдавать увезенную за похитителя, и пособники ничем не отвечают.
Безбрачье осуждалось. Над мужчиной, который долго не женился, подшучивали и насмехались. Девушку, которая засиделась в девках, презрительно называли проводящей жизнь дома.
Предпочтительными были браки между тухумами или сельские браки. Не разрешалось выдавать девушку замуж в чужое общество, а женить было можно. Если девушку и выдавали в другое общество, то только с разрешения джамаата.
Были случаи, когда парень при свидетелях снимал с девушки платок и клал ей ладонь на голову, после чего сразу же обращался к дибиру или будуну села с просьбой добиться оформления брака. Обычно оскорбленную девушку больше нрикто замуж не брал. За оскорбление он выплачивал обиженной 25 рублей, и, кроме того он изгонялся из общества на 3 месяца. Этот обычай назывался «брак прикосновением». Это делалось в случае если родители или сама девушка отказывали в бракосочетании.
Еще был обычай, когда маленького или несовершеннолетнего мальчика обручали с взрослой женщиной-таким образом, семья получала в дом работницу, которая выполняла работу в доме и в поле.
Чем жили наши предки.
Одним из древнейших отраслей хозяйства у гакваринцев является земледелие. На семью примерно приходилось 9 пудов посева. Под посевы использовались все пригодные земли. В основном сеяли яровой ячмень и пшеницу. Земли использовались каждый год, без перерыва. Очищали от камней, и вывозили навоз и золу. Земля вспахивалась деревянным плугом. Глубина вспашки составляет примерно 15-16 см.
Жатву производили круглыми серпами. Жатва считалась исключительно женским занятием. Провеивали зерно деревянной лопатой, отбирали семенное зерно, обычно самое тяжелое оставалось в середине лопаты. Затем зерно собирали в большие деревянные лари, у бедных людей были специльные сундуки. Собранное зерно отвозилось на водянные мельницы. Мельник получал за работу с десяти мерок 1 сах муки.
Ведущей отраслью гакваринцев является скотоводство. В основном содержались овцы андийской породы. Скот давал людям мясо, молоко, материалы для изготовления одежды. Производством сыра занимались мужчины. Они ходили доить овец. Начиная с 13 часов они, заканчивали их доить через 3-4 часа.
Большое значение имел в хозяйстве осел. Так как он был почти единственным первозчиком тяжестей, потому что по узким дорогам машины не могли проезжать. Лошадей они тоже имели, но мало, они считались ценными и почитались людьми.
Обработкой овчинной шкуры занималась почти каждая семья, шкуру солили, сушили, сворачивали и оставляли, чтобы избавиться от жира. Из овчины обычно делали шубы или головные уборы. Красили овчину дубовой корой.
Было развито изготовление войлока. Его использовали как подстилку для постели, и для изготовления обуви.
Резьбой по дереву занимались мужчины. Они занимались этим вечером, в свободное время. Изготавливали тарелки, кувшины, бочки.
Участие наших сельчан в ВОВ.
С благодарностью старшему поколению. Верхне – Гакваринцы в годы Великой Отечественной войны.
Идут годы, десятилетия, но всегда будут жить в памяти поколений день, ознаменовавший торжество жизни над смертью, разума – над безумием, гуманизма – над варварством.
70 лет прошло со дня Победы над немецким фашизмом. Выросли дети воинов и внуки. До войны они были самые обыкновенные юноши. Учились, помогали старшим, имели семьи.
Пришел час – они показали любовь к Родине и ненависть к ее врагам, продемонстрировали готовность с оружием в руках защищать Отечество и самоотверженно трудиться во имя Победы над врагом.
В селе не было семьи, из которой не отправились на фронт мужчины. В селе было 110 хозяйств, считая и одиноких. Сражались повсюду. В партизанских отрядах Ковпака, Кашелова, как Магомедов Сажид, в блокадном Ленинграде, как Алиев Магомед, в Сталинградском сражении, как Муртазалиев Гаджи... и на миг не дрогнули.
Сыновний поклон всем Советским людям, нашим сельчанам – военной поры, погибшим на поле брани и умершим от ран, всем, кто не дожил и кто «всем смертям назло» довоевался до Победы, и тем, кто здравствует поныне. Поклонимся мертывм и живым! Они обеспечили Победу. Они навсегда останутся в благодарной памяти народной. И для тебя, и для меня, он сделал всё, что мог. Себя в бою не пожалел. А Родину сберёг.
Не вернулись 41 вернулись 20
Сулейманов Давуд Омарович.
Сулейманов Давуд Омарович родившийся 17 января 1938 года, многодетный отец. Он окончил Буйнакское педучилище, ДГУ. Сначала работал завучем в селе Сильди, а затем учителем начальных классов в Верхнем Гаквари, учителем истории и обществознания в старших классах, директором. К сожалению, сейчас он не работает. Он был хорошим учителем, на его уроках было интересно. Давуд Омарович-это человек, который написал книгу об истории нашего села. Возможно, он является самым знающим человеком нашего села.
Результаты анкетирования
Целью проведения анкетирования было выявление знаний учащихся об истории нашего села .Анализ результатов анкетирования показало ,что к сожалению историю села учащиеся знают плохо. Только некоторые учащиеся смогли ответить на вопрос сколько жителей села участвовали в ВОВ. Вопросы были выбраны с учетом самых важных факторов в жизни села. В анкетировании приняли участие учащиеся 9-11 классов . Всем участникам были розданы анкеты с вопросами . Процент выполнения анкетирования составил : 11 класс -65% , 10 класс -70 %, 9 класс- 57 %.
Заключение
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. В итоге встреч с старожилами села, обработке материалов из книги Сулейманова Д.О. и материалов из личного архива Абулмуслимова М.Д. была получена определенная часть истории и быта нашего села. Сделанные мной анкетирование учащихся 9-11 классов нашей школы показало, насколько они знают историю села, насколько молодое поколение знает историю и обычаи села. Итоги изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наше село жило обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашего села. Наши земляки сражались на фронтах в Великую Отечественную войну, и многие сложили голову, защищая свое отечество. Жители села проявляли себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере. Раньше все сельчане вместе справляли праздники. Теперь остается только завидовать этому, потому что многие праздники и традиции отменили.
Список использованной литературы:
-сайт http://www.moidagestan.ru/blogs/30787/30162. Личные блоги.
-сайт 1912449.mya5.ru
-книга Магомедзакира Дибировича «засветясь звездой».
-книга Сулейманова Давуда Омаровича «Гаквари, наш отчий дом!»
8