СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История родного дома"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История родного дома"»

МОУ Шипиловская ООШ







История родного

дома





Автор:

Пименова Полина Ивановна

Руководитель:

Свиткова Юлия Николаевна





с. Шипилово

2016


Оглавление


  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Основная часть

    1. Строительство домов в деревнях в 19 веке…………………4

    2. Род Муравьёвых……………………………………………….5

    3. Устройство дома………………….…………………………….6

    4. После революции………………………………..……………..7

    5. Семья Рубановых……….………………………………………9

    6. Семья Пименовых……………………………………………..10

    7. Социологический опрос в школе …………………………….11

  3. Заключение……………………………………………………………… 11

Источники…………………………………………………………………………..13


































1.Введение

История нашей Родины для каждого  человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе, и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя. Дома могут многое рассказать о людях, которые их построили: как они жили, во что верили, на что надеялись.

Меня всегда интересовало все, что связано с моим родным домом. По рассказам прабабушки, Лидии Васильевны Синицыной, я знаю, что его история насчитывает более 100 лет, и наша семья является третьим его хозяином. Мне очень хотелось узнать о первых его хозяевах, Муравьёвых. Мы с мамой загорелись желанием заняться поисками с целью отыскать потомков этой семьи. Но нынешним летом произошло чудо! В августе, проездом из Тверской области, к нам заехал внук первого хозяина, Владимир Иванович Абросимов со своей женой, Ларисой Владимировной. В пятилетнем возрасте его привозила в Глотово мама - Зоя Николаевна Абросимова (Муравьёва). Побывав здесь маленьким мальчиком, он запомнил каждый уголок дедушкиного дома. Владимир Иванович поделился воспоминаниями о своём деде, Николае Кузьмиче Муравьёве, оставил копии старых фотографий. После этого я поняла, что просто обязана написать историю родного дома.

Цель работы: Изучить, как менялась жизнь дома и его обитателей с изменениями, происходившими в стране.

Задачи:

- провести анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме «История русского дома»;

- найти краеведческий материал о строительстве домов на территории нашего района;

- найти сведения о семьях, живших в доме до нас;

- исследовать, какие изменения претерпевал дом и окружающие его постройки со сменой хозяев;

- провести статистическое исследование: сколько учащихся нашей школы проживают в бревенчатых русских домах.


Основной вид деятельности:

-изучение литературы и краеведческого материала;

- сбор статистического материала;

- встречи с потомками прежних хозяев.


2. Основная часть.

2.1. Строительство домов в деревнях в 19 веке.

Деревянное строительство в России имеет богатые традиции, которые зависят не только от условий климата, но и от уклада жизни, от умения рубить добротное и красивое жильё. Строительство дома для крестьянина всегда было знаменательным событием. При этом для него было важно не только обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Оно должно было быть высоким, светлым, сухим. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Под брёвна первого венца укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и счастливой жизни, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением для всех, кто участвовал в работе. А строить дом крестьянину помогала вся деревня.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Её делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что это охраняет жильё от нечистой силы.

На Руси известно более 50 видов срубов. Простейшими типами домов были четырёхстенки. Наиболее распространенными же являлись пятистенки – усложнённый вид сруба в виде прямоугольной избы, разделённой поперечной стеной.

Фундаменты под деревянные здания не ставили, нижние венцы укладывали прямо на землю. Под углы и в середину стен клали большие камни или ставили «стулья» из толстых дубовых брёвен.

В Ярославской области сохранилось много домов, выполненных в русском стиле. Что же такое дом в русском стиле? Это, как правило, деревянный, одно- или двухэтажный дом с трехскатной (реже четырехскатной) крышей, с обязательной светелкой (а иногда и двумя) на чердаке, обязательно с подшитым карнизом. Дом может быть пятистенным или четырехстенным, состоять из одной избы и обширных сеней или из двух изб - передней и задней- между которыми находится обширная поветь и сени, и все это под одной крышей. У русского дома веранда может быть, а может и отсутствовать.

В начале прошлого века в Мышкинском уезде существовало 2 строительные школы: Смирновы держали крепкую строительную фирму, они строили и в городе и в районе, но большую силу имели сицкари. Артельщики приезжали сюда, хотя подрядчик находился в Махаеве. Он держал весь строительный рынок под контролем. Сицкари были настолько общеизвестны, что одно упоминание о сицком происхождении артели уже говорило о профессионализме и добросовестности работников. Ещё одной особенностью сицкарей была достаточная дешевизна их труда.

2.2. Род Муравьевых.

Наш дом был построен ещё до революции. Первый его хозяин, Николай Кузьмич Муравьев, сначала жил в Петербурге, но после революции был вынужден вернуться в родные места и обосноваться с семьёй в д. Глотово. Наша деревня известна в истории тем, что в 19 веке не все её жители занимались сельским хозяйством, та часть, которая тяготела к торговле, предпринимательству, подалась в мещане. Глотовские мещане стали продвигаться и в Питере. Об этом нам рассказал В.А. Гречухин, местный краевед. Род Муравьёвых был очень большой; выходцы из мышкинских деревень когда-то уехали в город и там стали купцами. Умелые, предприимчивые, они добились больших результатов в северной столице. Один из братьев, Александр Муравьев, был вхож в царскую семью и лично знал Николая II. В архиве потомков бережно хранится царская грамота, по которой Александру передаётся кусок земли на Невском проспекте. (Сейчас на этом месте находится магазин «Елисеевский» и театр Музкомедии). Ему же принадлежала часть земли в центре Петербурга, которую он впоследствии отписал Николаю Кузьмичу, чтобы на ней тот построил себе большой дом, но планам помешала революция 1917 года.

Александр возводил дома на своей родине. С какой целью? Видимо, чтобы не терять с родным местом кровную связь, чтобы было куда приехать из Питера не только ему, но и многочисленным родственникам. Так уж повелось у самых успешных мышкинских искателей столичного счастья, что в отцовском или дедовском селении обязательно должны стоять лучшие изо всей округи хоромы, давая знать землякам, что в столице у их хозяев всё сложилось отлично.

Не только в столице, но и здесь, в Кацкой стороне, остались представители рода Муравьёвых, добившиеся больших успехов. Кацкий Стан - это неофициальное название группы деревень Мышкинского, Угличского и Некоузского районов, расположенных на реке Кадка, с центром в селе Мартыново Мышкинского района, в 30 километрах от Мышкина. В Музее кацкарей хранится копия документа «Послужной список о службе бывшего Крюковского волостного старшины Мышкинского уезда Ярославской губернии крестьянина Крюковской волости деревни Глотова Алексея Кузьмина Муравьёва». Родился он 5 февраля 1851 года. В 1907 году А.К. Муравьёв был избран в члены Мышкинской уездной земской управы и не кем-нибудь, а «заступающим место председателя» – то есть заместителем, с содержанием в 1000 рублей. Выбирали в члены управы в то время на три года, и в 1910 году А.К. Муравьёва переизбрали на новое трёхлетие. Если вспомнить о том, что в крестьянских семьях того времени детей было много, и разница между старшим и последним ребёнком могла составлять не одно десятилетие, то вполне возможно, что данный человек мог быть родным братом Николая Кузьмича Муравьёва. Внук Н. К. Муравьёва говорил, что у деда были родные братья, но ему известно имя лишь одного из них – Кузьма, а имена остальных он не знает. У Крюковского волостного старшины в Глотове были дом, усадебные строения, скот, 1,5 надела надельной земли и 8 десятин купчей. Так же в селе Рождествене этот человек имел 6 десятин купчей земли, 3 дома, торговую лавку, 2 кладовых амбара. Имелась земля и в Мышкине.

2.3. Устройство дома.

В нашей деревне стояли 3 дома, построенные А. Муравьевым, да ещё очень красивый дом в деревне Кустово. От последнего осталась только фотография. Внук Николая Кузьмича рассказывал, что и в Шипилове стоял дом, построенный Муравьёвым, но где именно – неизвестно. В Глотове к сегодняшним дням сохранились только 2 дома: наш и семьи Беляевых. Дом Беляевых известен тем, что его поначалу построили далеко от дороги, и это очень не понравилось его хозяину. Как может быть такой прекрасный дом не на видном месте? Было задумано дом перенести к дороге, чтобы каждый проходивший и проезжающий любовался его красотой. Об этом рассказала моей прабабушке её свекровь, Марья Матвеевна Синицына.

У всех домов, построенных Муравьевым, много общего. Это говорит о том, что их делали одни и те же мастера. Наш дом имеет четырёхскатную крышу ( так называемый «круглый дом»), которая первоначально была покрыта железом, на чердаке имеется светёлка, где оборудована комната, площадью 15 м2. Дом построен из привозной сосны, которая произрастала в Молого-Шекснинской низине; наша сосна была не такая. Брёвна какое–то время держали в воде (морили), а затем сплавляли до Углича, где их и покупали для строительства домов. Данные сведения нам рассказал Сергей Николаевич Темняткин, основатель и главный хранитель Музея кацкарей, ведь Глотово - это окраина Кацкого стана. Пазы между бревнами заполнены войлоком. Сруб дома представляет собой пятистенок, поэтому подполье разделено на 2 части. Пол и потолок для сохранения тепла сделаны с накатом: сначала на переклады кладутся распиленные вдоль брёвна (однорезник), а потом они покрываются тёсом. В двух комнатах напольные доски обычной ширины, а в третьей – в 3 раза шире. Видимо доски были сначала склеены, а затем покрыты краской. Такие же широкие половницы я видела в Доме детского творчества в г. Мышкине.

Под брёвна первого венца при строительстве были положены большие камни, но дом два раза «подвешивали», последний раз сруб поставили на ленту из кирпича.

Дом очень светлый: через 11 окон солнце освещает комнаты целый день. Высота потолка не совсем свойственна деревенскому дому – почти 3 метра. В доме 2 печи – большая русская и лежанка, полностью покрытая изразцом. Поначалу все комнаты были сквозными, из комнаты в комнату существовали двери, и весь дом можно было обойти вокруг. Между избой и калиткой – узкие длинные сени, на которых сохранилась лестница с красивыми перилами. Ведет она на парадное крылечко, которое обращено к дороге. Оно украшено резными подзорами, сохранились первоначальные филенчатые двери. Резьбой также украшена светёлка, карнизы и наличники дома. По планировке дом напоминает сицкую модель, а вот декор не перекликается ни с мышкинским, ни с сицким. В резьбе проявляется стиль «модерн» начала 20 века, модерн нездешний, столичный. В украшении крыльца присутствуют «ропетовские» элементы - кресчатые образы. «Ропетовский» модерн был распространен при строительстве торговых павильонов, вокзалов, дачных домов. Это дает возможность говорить о том, что наш дом первоначально был построен как дача.

Пройдя через калитку, попадаем на двор, где с двух противоположных сторон сделаны ворота. Они украшены в том же стиле, что и дом. Прабабушка мне рассказала, что двойные ворота делались для удобства. Можно было на лошади с телегой заехать во двор с одной стороны, наметать скопившийся навоз и вывезти его с другой. С сеном тоже было удобно заезжать и сгружать его на поветь.

2.4. После революции.

Грянула революция 1917 года. Александр отписал дома своим братьям, родным и двоюродным. Так хозяином дома стал Николай Кузьмич Муравьев. Семья Муравьевых переехала в деревню: мать, Клавдия Кузьминична, отец, и шестеро детей: Геннадий, Владимир, Алексей, Зоя, Евдокия и Софья. Обзавелись хозяйством: на дворе – скотина, в огороде - 18 ульев. Ульёвки не было, и на зиму пчелиные домики заносили в спальню, а комнату, которая выходит окнами на дорогу, закрывали; лежанку из-за пчёл не топили. А ещё Николай Кузьмич очень любил птиц, и в одной из комнат разместил клетки со щеглами и канарейками. Кроме этого, он был ещё отличным бильярдистом, никто не мог его обыграть, ведь на светёлке стоял игральный стол, и в свободное время хозяин дома мог отдохнуть от забот за игрой. Клавдия Кузьминична посадила дома цветы, и с тех пор в доме не переводятся фикусы: были они при первых хозяевах, следующие тоже их любили , и сейчас у нас растут 3 таких растения. Николай Кузьмич был мастеровым человеком, рядом с домом была сделана мастерская, где стоял верстак и находились все необходимые инструменты. Его руками был выстроен гостевой дом рядом с хозяйским, чтобы выросшие дети с семьями, приехав из города, могли там переночевать. Позднее этот дом был продан моему прадеду, Ивану Фёдоровичу Пименову. Интересна следующая история: прадед, переехав в Глотово, рядом с домом выкопал небольшой пруд, а через несколько десятков лет этот пруд обратно закопал его внук, мой отец, Иван Михайлович Пименов, опасаясь, что я и мой старший брат можем в него упасть. Сейчас на месте этого дома стоит шоха для сена и гараж.

С началом коллективизации семья Муравьёвых вступила в колхоз, какое – то время Николай Кузьмич был его председателем. Все это делалось для того, чтобы Муравьёвых не признали кулаками.

Бабушка Лида рассказывала, что не раз помогала уже состарившимся супругам вскопать гряды, вымыть дом на Пасху. В нашей семье хранится как реликвия полотенце, подаренное Клавдией Кузьминичной бабушке за работу и ножницы для стрижки овец.

Муравьёвы были верующими людьми. По праздникам ходили в церковь (пока она была открыта) в село Рождествено; позднее, пытаясь сохранить хоть что-нибудь из разрушенной в Глотове часовни, забрали домой иконостас. При обследовании чердака мы нашли старое евангелие, которое тоже, видимо, принадлежало часовне.

В 1962 году дети забрали состарившихся родителей в Ленинград, и дом купила семья Рубановых.



2.5. Семья Рубановых

Нина Сергеевна и Андрей Иванович были молодой семьёй, до этого жившей у родственников. Новые хозяева стали наводить порядок в доме и вокруг него. Пришлось переделывать русскую печь; её перекладывал Андрей Реповский, которого в народе называли «финн»: в годы ВОВ он был эвакуирован из Финляндии, да так и остался жить в деревне. Недалеко от дома был вырыт колодец, где ранее брали воду Муравьёвы, но сруб пришёл в негодность. Молодой хозяин сделал не только сруб, но и установил над колодцем журавль. Вместе с братом переделали двор, оставив обои ворота; к дому приделали крыльцо, находящееся на противоположной стороне от парадного. В огороде посадили яблони; от времён Муравьёвых осталась только одна яблоня, которая жива и сейчас.

В семье родились двое детей: Иван и Лариса. Иван дружил с сыном моей прабабушки, Николаем Синицыным.

Жизнь этой семьи в доме пришлась на советское время. Родители работали в колхозе: мать всю жизнь трудилась на глотовской ферме, отец – в тракторной бригаде. Нина Сергеевна и моя прабабушка жили по соседству, работали на одной ферме, где группы коров всегда находились друг напротив друга. Вместе выходили в передовики по району: газета «Волжские зори» не раз писала то об одной, то о другой. Случалось и так, что в зимние метели, когда дорогу до фермы переметал снег, становились на лыжи и по полю добирались до места. А сколько раз из-за перебоев с электричеством приходилось доить руками всю группу, а это 28 коров! Бабушка всё время вспоминает и рассказывает папе: «Пришли однажды Миша Пименов (мой дед) с другом и набились в помощники. Так обе группы и отдоили».

Шло время, дети выросли, и, получив образование, разлетелись кто куда: Иван – в Рыбинск, Лариса – в Большое село. Там у них родились свои дети.

Бабушка вспоминает один случай, произошедший с домом. У Андрея Ивановича была сестра, жившая не в деревне. Её сын зачастил в гости к Рубановым. Оказалось, когда хозяева уходили на работу, он забирался в подполье и там проводил раскопки. Хитрец думал, что дом старинный, купеческий, значит под передним углом должно находиться золото. Эти подкопы не прошли даром – дом накренился вперед, а племянник – археолог, после того как его вычислили, в деревне больше не появился.

После смерти мужа Нина Сергеевна около 10 лет жила одна. Её навещали дети, внуки, да и сама она не любила находиться в одиночестве. Часто приходила к бабушке посудачить о том, о сём.

17 лет назад её забрала к себе дочь Лариса. Перед отъездом т. Нина ходила по деревне и уговаривала односельчан купить дом; не хотелось ей, чтобы пустующее домовладение разграбили недобрые люди. Большинство отказалось: кому-то он был без надобности, а у кого-то не было денег. Пришла тогда к подруге и бывшей коллеге: «Лидия, берите дом, ведь молодым надо жить отдельно». (Мама, папа и мой старший брат Саша тогда жили в доме у маминой бабушки, дом был разделён на 2 половины, и в каждой ютилась своя семья.) Так дом стал принадлежать моим родителям. Бабушка рассказывала, что когда дочери Н. К. Муравьёва узнали о новых хозяевах, они остались довольны, посчитав, что дом снова в хороших руках.

2.6. Семья Пименовых.

Перед тем как начать готовить дом для жилья, встал вопрос: что делать с двумя тополями, которые росли рядом. Решили тополя срубить, так как при грозе или сильных порывах ветра они могли повредить крышу. Помогли односельчане и бригада электриков из Рождествена, которые аккуратно спилили верхние сучки, а потом и оба дерева. После этого в садике остались 2 широких пня, ставшие на несколько лет интересными клумбами для настурций.

В доме предстояло провести большой ремонт, так как строение покосилось, печи дымили. Дом поставили на ленту из кирпича, заново обшили тёсом нижнюю часть ( как говорят, «сделали у дома юбку»), затем отремонтировали двор и оба крыльца. Вход в подполье сделали для удобства с улицы. Печи переделал печник, которому не было равных в округе, Александр Александрович Разумов. Он же помог провести внутреннюю отделку дома, но полюбоваться результатами своего труда не успел. 27 марта 2002 года о. Александр освятил дом, и наша семья стала готовиться к переезду. В этот же день, к вечеру, сердце мастера остановилось. Вместо весёлого новоселья прошли похороны.

Три года назад около дома появилась скважина, из которой мы берём чистую воду для хозяйственных нужд. В апреле 2014 года пришлось заменить деревянные окна на пластиковые, так как старые пришли в негодность.

Я и моя сестра Даша родились уже в этом доме. С нами живёт мамина бабушка Лидия Васильевна Синицына. Она- старейший житель нашей округи, ей 89 лет. Со всеми вопросами по краеведению я обращаюсь к ней. Папа до 2002 года работал в колхозе «Родина», но потом уволился и решил работать на себя, тем более в эти годы в стране началось развитие индивидуального предпринимательства. Сейчас он целыми днями занимается хозяйством, ведь животные требуют каждодневного тщательного ухода. Мама работает в школе учителем математики. Брат Саша летом этого года женился, и теперь у него своя семья.

Мы с мамой очень любим цветы и стараемся каждый год внести в оформление клумб что-нибудь новое. Я люблю свой старинный красивый дом и хочу, чтобы территория вокруг него тоже была красива.

2. 7. Социологический опрос в школе.

В школе мною был проведён опрос учащихся нашей школы. Я выяснила, что только 13 семей живут в старинных русских домах,а у остальных дома щитовые. Из 13 учащихся 10 человек знают, кто раньше жил в их доме. Жаль, что сейчас нечасто встретишь старинный, но хорошо сохранившийся жилой дом, сделанный в русском стиле. Наши современники предпочитают строить дома модные и красивые, но, увы, непохожие на те, что были в недалёком прошлом. Да и не найдёшь сейчас таких мастеров, которые не только качественно сделают сруб при помощи топора, но и украсят дом резьбой так, что глаз нельзя оторвать.

3.Заключение

Изучая историю родного дома, понимаешь, что дом – это не только жилая постройка, но это и родина, и семья. Человек строит и обустраивает свое жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром. В жизни человека дом имеет большое значение. С дома начиналась жизнь, домом жизнь и заканчивалась, когда человек навсегда прощался с родным жилищем.

Вкус к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью. Я думаю, что результаты исследования по данной теме будут способствовать возрождению интереса к историческим знаниям, приобщению к источникам культуры нашего района, вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность. Практическая значимость этой работы в том, что её можно использовать на уроках исторического краеведения как яркий пример того, что по истории одного дома можно узнать историю страны, в которой мы живём.

Процесс и результаты исследовательской работы убедили меня в продолжении изучения истории родного края, я хочу узнать, как появилась моя деревня, и чем жили её обитатели много лет назад.

Свою работу хочется закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачева. В «Заметках о русском» он писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта  любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Выражаю большую благодарность Владимиру Александровичу Гречухину и Сергею Николаевичу Темняткину, местным краеведам, оказавшим помощь в написании работы.





























Интернет-ресурсы

  1. ukhtoma.ru/history3_dom.htm

  2. http://maxpark.com/community/3269/content/832266



Литература

  1. Гречухин В. А. На реках неславных. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2002. – 144 с.

  2. Гречухин В. А. Великие сицкари. – ООО «Издательский дом «Углич», 2016. -132 с.







7