СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создаем будущее

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа: «Создаем будущее» (секция "Краеведение") стала результатом полугодовой работы с учениками 3 класса на занятиях внеурочной деятельности "Праздники и традиции народов России".

 

Просмотр содержимого документа
«Создаем будущее»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка

Бековского района Пензенской области







Исследовательская работа

«Создаем будущее»

(на основе краеведческого материала с Вертуновка)




Работу выполнили:

учащиеся 3 класса


Представила:

Рыбакова Екатерина,

учащаяся 3 класса


Руководители:

учителя

Чулкова Виктория Анатольевна,

Ефимова Валентина Алексеевна









Вертуновка

2016

Содержание:

  1. Введение....................................................................................................3

  2. Картотека исследований (мини-проектов):

2.1. Моя улица и мой дом………………………………………………..…4

2.2. Аукцион старых вещей…….……………………………………..........5

2.3. О чем может поведать имя………………………………….…....…6 -7

2.4. «Археологические раскопки» в домашней библиотеке…….….....7 -8

2.5. Любимое занятие (ремесло) в семье…………………………………..8

2.6. Блюда наших предков…………………….…………………….……...9

3. Заключение. ……………………………………………………….......10

4. Источники……………………………………………………………...10



































  1. Введение Слайд №1

Здравствуйте! Меня зовут Рыбакова Катя. Я выступаю от имени всех учащихся 3 класса МБОУ СОШ с. Вертуновка.

Все началось с курса в рамках внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России». В ходе занятий мы узнали много нового и интересного о жизни наших предков на Руси. Параллельно к каждому занятию мы проводили небольшие исследования жизни наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Таким образом мы собрали значительный материал для нашей исследовательской работы «Создаем будущее».

Слайд №2

Гипотеза: исследуем прошлое – создаем будущее.

Объекты исследования: быт, традиции и ремесла жителей села Вертуновка.

Предмет исследования: семейные реликвии.

Цель работы: понять, как создается связь между прошлым и будущим.

Задачи исследования:

  1. исследовать жизнь наших предков на примере конкретных семей;

  2. провести анализ исследований;

  3. сделать выводы.

Методы исследования: частично-поисковый, исследовательский.





Вместе с нами в исследовательской деятельности принимали участие классный руководитель Ефимова Валентина Алексеевна и учитель данного курса Чулкова Виктория Анатольевна.

Мы обсуждали следующие темы:

- Старинный русский быт.

- Жилище.

- Традиционная русская кухня.

- Семейные праздники.

- Учеба. Школа.

Слайд №3

2.1. Одним из первых исследований было: Моя улица и мой дом.

ФИО

Название улицы, на которой проживаешь

Дом, в котором проживаешь.

Белоусова Алена

ул. Садовая

изба

Бирюкова Анастасия

ул. Марчевка

кирпичный

Буров Егор

ул.Заречка

изба

Ермаков Николай

ул. Рыбаковка

изба

Голдов Денис

ул. Школьная

кирпичный

Комарова Лика

ул. Сиверки

изба

Кузнецова Анастасия

ул. Заречка

изба

Лоскутова Ирина

ул. Школьная

сборно-щитовой

Любин Дмитрий

ул. Школьная

кирпичный

Мереняев Кирилл

ул. Школьная

кирпичный

Обломова Ангелина

ул. Новки

изба

Оводкова Алена

ул.Рыбаковка

изба

Рыбакова Екатерина

ул. Заречка

изба

Ткаченко Алина

ул. марчевка

изба

Штурмов Алексей

ул. Заречка

изба

Ефимова Валентина Алексеевна

ул. Школьная

кирпичный

Чулкова Виктория Анатольевна

ул. Школьная

сборно-щитовой



Мы совершили экскурсии по историческим улицам родного села, провели опрос всех участников, кто, где поживает и сделали следующие выводы:

  1. 10 учащихся нашего класса проживает в деревянных русских избах на исторических улицах. На старых улицах наряду с современными домами осталось много срубовых изб, в которых с удовольствием проживают наши бабушки и прабабушки.

  2. 5 учащихся и учителя проживают в современных домах на новой улице Школьной, которая была построена в 80-90 годы совхозом «Вертуновским» для своих рабочих.

Слайд №4

    1. Не менее интересным было исследование: Аукцион старых вещей.

ФИО

Самая старая вещь в доме

Белоусова Алена

старинная кухонная утварь

Бирюкова Анастасия

монеты 80-х годов

Буров Егор

печной инструмент прадеда

Ермаков Николай

деревянные ложки 1860 г.

Голдов Денис

амбарный замок

Комарова Лика

книга «Праздники в старину», около 90 лет

Кузнецова Анастасия

Бабушкина швейная машинка 1921 г.

Лоскутова Ирина

ножная швейная машинка «Kpöhler”. 1960г.

Любин Дмитрий

перстень 1980 г.

Мереняев Кирилл

камень с отпечатками окаменелых ракушек рыбы

Обломова Ангелина

картины прадеда

Оводкова Алена

часы 1995 г.

Рыбакова Екатерина

сундук 1854 г.

Ткаченко Алина

глиняные горшки

Штурмов Алексей

шерстяная шаль ручной работы

Ефимова Валентина Алексеевна

импортные 100-летние часы

Чулкова Виктория Анатольевна

самовар братьев Баташевых1878 г.,

учебник истории 1907 года



В результате на 1-е место мы определили камни с окаменелыми ракушками и плавником рыбы, которым много миллионов лет. Камни были найдены на посевных полях недалеко от села. Это доказывает, что село возникло на дне древнего моря.

На 2-м месте – расписные ложки 1860 года, деревянный сундук 1854 года, тульский самовар знаменитых братьев Баташевых 1878 года и учебник истории 1907 года.

На 3-м месте - 100-летние часы, немецкая швейная машинка и много других семейных реликвий.

Слайд №5

2.3.Одним из интереснейших проектов был: О чем может поведать имя. Предварительно мы посетили нашу сельскую Никольскую церковь, где нам рассказали историю старой церкви и новой, вновь построенной, о святых, об ангелах хранителях. Нас заинтересовала история нашего наречения. Дома мы расспросили своих родителей об этом и узнали:

- кто из родных (мама, папа) или близких людей дал нам имя при рождении и почему;

- что означают наши имена и из какого языка они пришли в русский язык.

ФИО

Кто дал имя при рождении

Значение и происхождение имени

Белоусова Алена

мама в честь прапрабабушки

древние воин. племена, жившие на европ. части России (славян.)

Бирюкова Анастасия

папа в честь своей прабабушки

воскрешающая (греч.)

Буров Егор

мама; по имени святого

земледелец (греч.)

Ермаков Николай

бабушка Лариса (мамина) в честь Николая Чудотворца

победитель народов (греч.)

Голдов Денис

мама; красивое имя

принадлежащий Дионису, богу веселья (греч.)

Комарова Лика

папа в честь прабабушки

сладкая (греч.)

Кузнецова Анастасия

мама; красивое имя

воскрешающая (греч.)

Лоскутова Ирина

отец мамы

мир (греч.)

Любин Дмитрий

мама и тетя (крестная)

посвященный Деметре, богине плодородия (греч.)

Мереняев Кирилл

мама; в честь Кирилла и Мефодия

маленький господин (греч.)

Обломова Ангелина

мама, редкое имя

вестница (греч.)

Оводкова Алена

мама и папа

древние воинс. племена, жившие на европ. части России (славян.)

Рыбакова Екатерина

папа, мама и бабушка мамы в честь прабабушки

чистая, непорочная (греч.)

Ткаченко Алина

мама; необычное имя

благородная (французско-германское)

Штурмов Алексей

бабушка Антонина Георгиевна

защитник (греч.)

Ефимова В.А.

папа, в честь умершей младшей сестры

сильная, здоровая (лат.)

Чулкова

В. А.

мама; популярное в 70-е годы имя на Украине

победа (лат.)

Результаты опроса:

  1. имена были даны одним близким родственником или всей семьей;

  2. девочки были названы в основном в честь пра- и прапрабабушек, а мальчики в честь святых;

  3. 12 имен из 17 пришли в русский язык из греческого, по 2 имени славянского и латинского и 1 имя французско-германского происхождения.

Слайд №6

2.4.Проект: Археологические раскопки в домашней библиотеке.

ФИО

Самая старая книга в доме

Белоусова Алена

библия

Бирюкова Анастасия

В. Кожевников «Щит и меч». 1970 год

Буров Егор

-- (только современные книги)

Ермаков Николай

-- (причина смена места жительства)

Голдов Денис

-- (только современные книги)

Комарова Лика

«Праздники в старину»; около 90 лет

Кузнецова Анастасия

Сказки; 1919 г.

Лоскутова Ирина

А. С. Пушкин «Сочинения». 1936 г.

Любин Дмитрий

-- (только современные книги)

Мереняев Кирилл

-- (подписные издания 80-90-х годов)

Обломова Ангелина

«Потешки, прибаутки, колыбельные песни»; 70л

Оводкова Алена

«Внутренние болезни»; 1957 г.

Рыбакова Екатерина

К. Чуковский «Сказки». 1981 г.

Ткаченко Алина

Русские народные сказки. Более 50 лет

Штурмов Алексей

-- (переезд в другой дом)

Ефимова Валентина Алексеевна

Русские народные сказки. 1936 г.

Чулкова Виктория Анатольевна

Учебник истории 1907 г.; сказка «Василиса Прекрасная» с рисунками И.А. Билибина 1965 г.

Наши исследования показали, что во некоторых домашних библиотеках бережно хранятся старые книги. Есть книги, которым почти 100 лет и даже более. Во многих домах только современные книги.

Слайд №7

2.5.Семейный проект: Любимое занятие (ремесло).

ФИО

Семейные занятия

Белоусова Алена

печь мучные изделия

Бирюкова Анастасия

готовить вкусные блюда

Буров Егор

отмечать праздники

Ермаков Николай

заниматься музыкой, петь

Голдов Денис

работать в огороде, играть в шашки

Комарова Лика

читать

Кузнецова Анастасия

вязать

Лоскутова Ирина

плести из резинок

Любин Дмитрий

рисовать, играть в компьютерные игры

Мереняев Кирилл

плетение бисером, вышивание, разведение рыбы

Обломова Ангелина

плести бисером, рисовать

Оводкова Алена

танцевать, петь, рисовать, заниматься спортом, читать

Рыбакова Екатерина

вязать носки, варежки, шапки

Ткаченко Алина

готовить вкусные блюда, работать в огороде

Штурмов Алексей

работать в огороде

Ефимова Валентина Алексеевна

вязать

Чулкова Виктория Анатольевна

работать в огороде, путешествовать, работа с бумагой

Результат исследования: в семьях

  1. занимаются огородничеством;

  2. любят готовить вкусные блюда;

  3. есть старинные занятия такие как вязание и современные – занятия спортом.

Слайд №8

2.6.И в заключении самый вкусный проект: Блюда наших предков.

Условие - никаких блюд из картошки, т. к. даже во времена М. Ю. Лермонтова картофель не был еще распространен повсеместно.

ФИО

Старинные блюда.

Белоусова Алена

квашеная капуста, бочковые огурцы и помидоры

Бирюкова Анастасия

пирог с рыбой

Буров Егор

пресные пышки

Ермаков Николай

блины

Голдов Денис

пшеничная каша с тыквой

Комарова Лика

щи, оладьи

Кузнецова Анастасия

мед, оладьи, блины

Лоскутова Ирина

хлебный квас

Любин Дмитрий

квашеное молоко

Мереняев Кирилл

уха, блюда из рыбы

Обломова Ангелина

каши (с тыквой, ягодами)

Оводкова Алена

блюда из мяса, мед

Рыбакова Екатерина

соки, компоты из сухофруктов

Ткаченко Алина

щи, варенье

Штурмов Алексей

соленые и сушеные грибы

Ефимова Валентина Алексеевна

открытый пирог с яблоками, мед

Чулкова Виктория Анатольевна

лепешки на сметане, домашний сыр



На скатерти - самобранке оказались: каши, щи, уха, блюда из рыбы, мяса и грибов, бочковые огурцы и помидоры, открытые пироги, блины, мед, квас, домашний сыр и много других вкусностей. А еще мы впервые попробовали варенье из калины с медом.





Слайд №9 (3 фото)

Заключение:

- Мы узнали много интересных фактов из жизни предков нашего родного села и своих семей.

- Мы научились заниматься исследовательской деятельностью, писать мини-проекты и работать в коллективе.

- Мы пришли к выводу, что нельзя идти в будущее, не узнав прошлого своей страны, родного села, своей семьи.

- Мы убеждены, что мы и дальше будем идти вперед, изучая край, в котором мы живем.









Спасибо за внимание!















Источники:

  1. Краеведческий материал школьного музея.

  2. Рассказы родителей, учителей.