СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Властелин времени: способы управления временем"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 4 класса - призёр муниципальной НПК.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Властелин времени: способы управления временем"»

Исследовательская работа

«Властелин времени: способы управления временем»

I. Введение

Как часто от окружающих, особенно от взрослых, мне приходилось слышать такие выражения: «Мне некогда», «Мне не хватает времени», «Я ничего не успеваю». Казалось, что нас, детей, это не касается. Но в 4-ом классе я почувствовала, как заметно увеличилась нагрузка: уроки, дополнительные занятия, домашние задания, занятия в секциях и кружках, различные мероприятия. Как же это всё можно успеть, когда в сутках всего 24 часа, из которых минимум 8 положено тратить на сон, а остаётся только 16 часов, за которые надо всё успеть?

Я поняла, что мне порой не хватает времени, для меня обозначилась проблема – нехватка времени. В беседе с учителем, родителями, одноклассниками я обнаружила, что такая проблема есть у многих. Значит, она является актуальной. Так как существует проблема, то нужно попробовать её решить. Я задалась вопросом: возможно ли сделать так, чтобы успеть всё? Не только сходить в школу и сделать домашние задания, но и пообщаться с друзьями, позаниматься спортом, почитать книги, родителям помочь.

Я выдвинула гипотезу, что человек может управлять временем, может успевать всё, если научится использовать время рационально.

Предмет моего исследования – время.

Объект исследования – способы управления временем.

Цель исследования: овладеть способами управления временем, поделиться этим опытом с другими людьми.

Задачи:

  • изучить понятие «время» и ознакомиться со способами управления временем;

  • выяснить, какую ценность время представляет для окружающих;

  • провести тестирование и эксперимент, чтобы определить, как учащиеся 4 «Б» класса умеют распоряжаться своим временем;

  • определить основные «поглотители времени»;

  • дать советы «Как управлять своим временем».






II. Основная часть

2.1. Что такое время?

В первую очередь я решила провести опрос разных людей с

целью узнать, что такое время, в чём для них заключается ценность времени.

Затем я взялась за поиск информации в литературе и Интернете.

Я нашла в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова такие определения слову «время»:

- основная форма существования бесконечно развивающейся материи;

- отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет;

- период, эпоха;

- подходящий, удобный срок, благоприятный момент.

Поразмышляв некоторое время, я для себя определила следующее.

  • Время — самый важный, дефицитный и невосполнимый ресурс.

  • Время необратимо.

  • Время нельзя накопить или передать.

  • Время — нечто такое же, как и сама жизнь.

Возник вопрос: куда же девается наше быстротекущее время? Другой философ, Сенека, утверждал, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

Что же изменилось за прошедшее время?

Статистика утверждает, что современный человек за свою жизнь больше всего времени тратит на сон - до 25 лет. 4 года тратится на еду и питье. Почти половину времени бодрствования, отнимают телевизор, телефон и компьютер – более 20 лет. Работа занимает около 10 лет. Именно столько тратится впустую, если человек занимается нелюбимым делом.

В последнее время темп жизни увеличился. Человеку необходимо сделать всё больше. Чем больше ему нужно сделать, тем больше он не успевает. Одной из причин является то, что многие люди не умеют распределить своё время.

2.2 Что такое тайм-менеджмент?

Работая с источниками информации, я узнала, что есть технология, которая называется Тайм-менеджмент (в переводе с английского «управление временем»).

Улучшение навыков управления временем позволяет получить большую отдачу от своего времени. Я обнаружила, что большинство советов касаются, в основном, работающих взрослых. Возник вопрос: можно ли перенести их на нас, школьников? В ходе моего исследования оказалось, что можно.

2.3 Тест «Умеем ли мы распоряжаться своим временем»

Далее появилась необходимость узнать, а как складываются наши отношения с временем.

Я решила протестировать одноклассников. Получила следующие результаты.

Всего было протестировано – 18 учащихся 4 «Б» класса.

Из них - 5 человек (17-20 б.) от чрезмерного усердия выполняют много ненужной работы. Им нужно научиться выбирать, что действительно важно.

8 человек (13-16 б.) стараются правильно распределить своё время. Хотя их распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно они успевают делать большую часть дел.

5 человек (9-12 б.) - это люди, которые всё делают в последний момент и в результате ничего не успевают.

Проанализировав результаты теста, я пришла к выводу, что неумение управлять временем свойственно большей части моих одноклассников. Многих полученные результаты заставили всерьёз задуматься.

2.4 «Поглотители» и «ловушки» времени.

Теперь мне нужно было выявить, на что мы напрасно тратим время.

Я нашла перечень наиболее существенных «ловушек» времени. Их оказалось около 20.

Я предложила каждому определить 5 своих основных «ловушек» времени, чтобы в дальнейшем работать над их устранением.

Для себя я определила 5 основных «поглотителей» времени так:

  • попытка слишком много сделать за 1 раз

  • неумение довести дело до конца

  • синдром «откладывания»

  • излишняя коммуникабельность

  • спешка, нетерпение

Совместно с ребятами решили провести эксперимент. 8 человек согласились записывать всё, на что был потрачен день. Для нахождения резервов времени мы в течение 3 дней проводили наблюдение и выделили те отрезки времени, которые были использованы нерационально. В ходе эксперимента каждый нашёл до 2,5 часов резервного времени, которое можно будет потратить с пользой.




2.5 Как сберечь время? (Советы)

После того, как выявили основные «ловушки» времени, встал вопрос, что нужно делать, чтобы время не утекало впустую?

Я в разных источниках нашла полезные советы, которые вместе с учителем оформили в буклет. Помимо общих советов, представленных в буклете, таких как:

1. Определите цель.

2. Составьте план.

3. Наметьте сроки.

4. Придумайте стимул.

5. Скажите себе «нет».

6. Скажите себе «пора».

7. Используйте время полностью.


Необходимы ещё:

- Последовательность и система.

- Порядок.

- Быть собранным.

- Слушать.

- Не забывать о перерывах.

- Не опаздывать.


Кроме того для себя взяла на заметку ещё ряд интересных приёмов:

  1. Правило «двух минут»: если что-то можно сделать очень быстро, сделайте это прямо сейчас.

  2. Правило «плюс один»: выполняя одну задачу, задумайтесь о выполнении другой.

  3. Если вы хотите делать что-то хорошо, делайте это каждый день.

  4. Прием «Съедание слона»: представьте, что ваша задача - это большой «слон». А вы хотите его съесть. Съесть его за один присест не удаст­ся. Поэтому разделите его на части, каждую из кото­рых можно будет съесть за раз.

  5. Прием «Швейцарский сыр». Проделывайте «дырки» в деле. «Дырки» - задачи быстрого реагирования. Если у вас есть всего 10 минут времени, то вы можете выполнить две-три задачи немедленно.

  6. Прием «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку!». «Лягушка» — это самое неприятное, трудоемкое дело. Приступая утром к работе, в первую очередь необходимо съесть «лягушку» и весь день после этого можете думать, что ничего худшего с вами сегодня уже не случится.



Если какой-то метод вам пришёлся по душе, применяйте его. Потом его критически оцените. Если он вам подходит, то применяйте его и дальше. Если нет, то попробуйте другой метод.

III. Заключение

На начальном этапе работы мною была сформулирована проблема – нехватка времени. Поэтому возник проблемный вопрос: «Возможно ли сделать так, чтобы успеть всё?». Проблема оказалась актуальной, и я решила попытаться найти пути её решения.

Из источников информации я узнала, что существует технология управления временем, которая называется Тайм-менеджмент. Эта технология касается в основном взрослых и работающих людей. Некоторые приёмы этой технологии возможно применять и нам, школьникам.

Обобщив результаты эксперимента и теста, я убедилась в том, что большая часть моих одноклассников не умеет управлять своим временем. Мне, с их помощью, а также с помощью учителя и родителей удалось определить основные «поглотители» времени. Побороть этих «поглотителей» времени, разумно распределять время помогут советы, которые я собрала из разных источников.

Проведя это исследование, я поняла: время – это ресурс, который невозможно восполнить. Оно ушло и всё. Если в нашей жизни много таких «потерь», то, значит, надо менять свою жизнь! Как только человек приобретает способность управлять своим временем, он становится хозяином (властелином) своей жизни. И тогда успевает делать всё, что задумал.

Я смогла помочь окружающим посмотреть критически на эту проблему, пересмотреть свой образ жизни и постараться разумно расходовать своё время, хотя, должна признать, это оказалось нелегко.


Спасибо за внимание!

4