Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Начальная общеобразовательная школа № 19»
Исследовательская работа на тему:
«Обыкновенное чудо-соль»
Выполнили:
ученицы 4 «Б» класса
Вельская Алиса
Гулькин Владислав
Ершов Парфён
Лисьева Ульяна
Научный руководитель:
Турчак Т.В.
Астрахань, 2022
Оглавление
| Введение | |
| Глава I. Обыкновенное чудо - соль. | |
1.1 | Наука о соли | |
1.2 | Польза и вред соли | |
| Глава II. Практическая часть | |
2.1 | Анкетирование учащихся | |
2.2 | Выращивание кристаллов соли | |
| Заключение | |
| Список литературы | |
| Приложения | |
Введение
Предположений происхождения соли на планете Земля много. В научной теории говориться о том, что вначале вся наша планета была одним большим океаном. Вода в океанах солёная. По своему происхождению соль является морским осадком. Залежи каменной соли в различных частях земли образовались многие миллионы лет назад в результате испарения морской воды под действием солнца. Доказано, что 70 % всех мировых запасов соли образовалось в те времена, когда климат на Земле был умеренно тёплым. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась ещё 3 – 4 тысячи лет до нашей эры. Соль выпаривали из морской воды, добывали из недр земли.
Чтобы выяснить, насколько актуальна для одноклассников исследуемая нами тема, мы провели анкетирование. На графиках видно, что большинство мало знает о предмете нашего исследования, а значит, тема действительно актуальна (Приложение)
Цель:узнать больше о соли и вырастить кристаллы соли в домашних условиях.
Объект исследования: соль
Предмет исследования: процесс кристаллизации соли
Для достижения цели проекта, нам необходимо было выполнить несколько задач:
1. Узнать, что такое соль с научной точки зрения.
2. Изучить исторические сведения о соли (происхождение, добыча, применение).
3. Изучить современные сведения о соли (добыча, применение).
4. Выяснить полезна соль или вредна.
5. Вырастить кристаллы соли в домашних условиях.
Гипотеза: если мы предположим, что кристаллы соли можно вырастить самим.
Проблема: где можно использовать соль, кроме пищевой отрасли
Методы исследования:
анализ литературы;
наблюдение;
практический;
исследовательский.
1. Основная часть. "Обыкновенное чудо - соль".
1.1 Наука о соли
Оказывается, соль – это не просто приправа, а важное химическое соединение, которое называют Хлорид натрия. Существует химическая формула соли и выглядит она вот так: NaCl. А читается: натрий-хлор. По форме соль – это кристаллы, которые могут быть разных размеров. Но оказывается, что соль по цвету бывает не только белой. Цвет соли зависит от примесей.
Соль может быть серой, красной и даже черной. Кроме того, всю принято соль разделять на 4 группы по происхождению:
1. Каменная – залегает в недрах земли огромными пластами.
2. Выварочная – выпаривается из естественных или искусственных рассолов.
3. Самосадочная или озерная – выпадает в осадок на дне искусственных бассейнов морской воды.
4. Садочная или бассейновая – выпадает в осадок и образует пласты на дне соленых озер.
Кроме того, соль можно разделить на виды по способам обработки и областям применения. На плакате представлены те виды соли, которые были сфотографированы в домах наших одноклассников и знакомых. (Приложение ) Это современная соль. О ней мы поговорим немного позже. А сначала вернемся на много лет назад.
Каким же образом образовались в земле запасы поваренной соли? Соль отлагается в изолированных участках земной поверхности, которые имеют ограниченную связь с морем, куда все время или периодически поступают новые порции морской воды и где благодаря сухому климату, а, следовательно, и сильному испарению, рассол делается все более насыщенным. Там и образовываются мощные отложения поваренной соли. Добыча соли и её продажа – одни из древнейших промыслов человечества. История добычи соли насчитывает уже порядка 7 тысяч лет. Первые сведения о том, что люди занимаются соляным промыслом относятся к 6 в. до н.э. На Руси солевой промысел был организован в 11 в. н.э. В начале 18 в. – солеварение в нашей стране получило широкое распространение. До начала 20 века добыча соли осуществлялась вручную: лопаты, кирки и тачки были единственными орудиями производства. Издавна соль использовали для консервирования продуктов. В средние века стали использовать как чистящее средство. Применяли в домашнем хозяйстве для отпугивания муравьев и сохранения цветов. Соль использовалась для чистки зубов и как скраб для тела. Ну и конечно соль употребляли в пищу. А сейчас снова вернемся в наше время.
Основными способами добычи соли в наше время являются 3 способа.
Первый способ – шахтный. Соль добывают в шахтах глубоко под землей и поднимают наверх.
2. Второй способ – бассейновый. Под действием солнца и ветра соль выпаривается и остается на дне построенных бассейнов.
3. Третий способ – вакуумный. Кристаллы соли получают в специальных вакуумных емкостях (емкостях без воздуха).
Сейчас соль добывают во многих странах мира. Больше всего соли добывает США, а Россия находится на 14 месте – 2млн 800тыс тонн.
Основные месторождения: Белбажское соляное месторождение, озеро Баскунчак, Соль-Илецк, Соликамск, Березники.
А как сейчас используют соль? Конечно, как в далекие времена соль и сейчас служит для приготовления пищи, для консервирования и как чистящее средство. Соль применяется в медицине. Например, антисептик, средство от обезвоживания, укусов, ингаляции, ванны, компрессы, пещеры. В промышленности нельзя обойтись без соли при производстве бумаги, мыла, стекла, пластмасс, алюминия. Более 14 тыс. областей применения. Возникает вопрос только ли пользу приносит нам соль. Попробуем разобраться.
1.2.Польза и вред соли
Соль жизненно необходимо для человека и всех живых существ. Существует множество полезных свойств соли в медицине, быту и косметологии. Пример: человека укусила змея – надо посыпать место укуса солью или привязать к ранке кусочек соли. Пример: ковёр можно легко вычистить, разбросав по нему несколько горстей соли, а затем собрав её пылесосом. Пример: скраб для тела. Но, увы, соль приносит не только пользу, но и вред. Так, слишком большое употребление соли и недостаточное ее количество в пище ведут ко многим болезням. Чрезмерное употребление соли: ожирение, камни в почках, заболевания почек, сердца, поджелудочной железы. Недостаток соли: расстройство нервной системы, заболевания сердца и сосудов, обмороки, плохое заживление ран. Норма для человека в день – 1 чайная ложка соли. В быту соль тоже может нанести вред. Она разъедает обувь и одежду, наносит ущерб технике и автомобилям. Однако несмотря на это, соль остается удивительным чудом. И мы захотели получить это чудо сами. Итак, следующая часть нашего проекта – эксперимент.
Глава II. Практическая часть
2.1 | Анкетирование учащихся |
Анкетирование показало, что большей части ничего не известно о том, как добывают соль.
На последний вопрос, который был предложен, мы выявили что мало кто выращивал кристаллы соли в домашних условиях сами.
Оказалось, что большинство мало знает о предмете нашего исследования, а значит, тема действительно актуальна.
2.2. Выращивание кристаллов соли
Мы провели два эксперимента, целью которых является выращивание кристаллов разных видов соли на разных основах в домашних условиях.
Эксперимент № 1 Разные основы для выращивания поваренной соли
Эксперимент№ 2 Кристаллы морской соли
Цель экспериментов: вырастить кристаллы соли разных видов на разных основах.
Инструменты: Емкость для выращивания соли. Емкость для приготовления соляного раствора. Ложка. Основы для выращивания соли. Нить. Карандаш. Рулетка.
Материалы: Вода. Морская соль. Поваренная соль.
Сначала мы приготовили соляной раствор, для этого засыпали поваренную соль в горячую воду и размешивали. Перестали досыпать соль, как только она перестала растворяться. Потом сделали разные основы. (Делали основы в виде елочных игрушек из ворсистой проволоки, гладкой нити. Все подвешивали на карандаш).
Основы опустили в соляной раствор. В первом эксперименте мы наблюдали как будут расти кристаллы соли на разных основах. Каждый день фотографировали и записывали наблюдения. На фотографиях можно увидеть рост кристаллов.
Уже на 10 - ый день эксперимента можно сделать выводы, что:
1. Кристаллы соли можно вырастить в домашних условиях.
2. На ворсистой поверхности кристаллов поваренной соли образуется больше, чем на гладкой.
Потом был проведен эксперимент по выращиванию кристаллов морской соли. В эксперименте мы стали наблюдать за ростом кристаллов морской соли. Снова каждый день мы наблюдали за основами, фотографировали и записывали наблюдения. Через месяц мы вытащили основы из остатков соляного раствора.
(Вот что получилось в результате наших экспериментов.)
Заключение
Мы учимся в 4 классе, и еще не изучали интересный нам предмет – химию, но всегда привлекал этот удивительный мир внутреннего строения вещества, который окружает нас в повседневной жизни.
В своей работе мы попытались обратить внимание на удивительный мир кристаллов.
Используя разные методы выращивания искусственного кристалла в домашних условиях,описанные в популярной литературе, мы вырастили кристаллы различных солей. Также мыузнали, что необходимо для выращивания и как происходит рост кристаллов. Кристаллы соли, полученные нами, маленькие и хрупкие, но чтобы они появились, нам пришлось проделатьмного работы: изучить литературу по данному вопросу, познакомиться с опытом других людейпо выращиванию кристаллов, самим провести подобный эксперимент, внести свои изменения входе его проведения, а также подумать, где могут быть применены полученные знания.
В результате проведенного исследования мы достигли цели проекта и сделали следующие выводы:
1 Соль – минерал, важное химическое соединение, представляет из себя кристаллы, может быть разных видов.
2 Соль с давних времен известна человеку.
3 Соль используется не только для приготовления пищи, но и в медицине, быту, промышленности.
4 Соль добывается разными способами в огромных количествах.
5 Соль может быть, как полезна, так и вредна.
6 Кристаллы соли можно вырастить в домашних условиях.
Процесс работы научил искать информацию, вдумчиво читать, проводить опыты, анализировать полученные результаты, оформлять свои мысли на бумаге, применятьполученные знания в жизни.
Надеемся, что также, как и мы, наши одноклассники узнали много нового о соли и смогли взглянуть на нее по-новому.
Список литературы
1. История и способы добычи соли. http://promplace.ru/dobycha-i-obrabotka-poleznyh-iskopaemyh/dobycha-soli-1496.htm (дата обращения 23.11.22)
2. Поваренная соль. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 23.11.22)
3. Поваренная соль. Способы получения и обработки. Оценка качества. https://lektsii.org/1-16681.html (дата обращения 23.11.22)
4. Розовая, бурая или чёрная. Разбираемся в видах соли. http://www.aif.ru/food/products/rozovaya_buraya_ili_chernaya_razbiraemsya_v_vidah_soli (дата обращения 23.11.22)
5. Соль: история, производство и полезные советы. https://ss69100.livejournal.com/2086925.html (дата обращения 23.11.22)
6. цвет соли или краткий гид по её видам. http://www.budemest.ru/tsvet-soli-ili-kratkij-gid-po-eyo-vidam/ (дата обращения 23.11.22).
Приложение № 1
Анкетирование