Исследовательский проект.
Ученицы 4 «Б» класса
МОУ СОШ № 24
г. Павловский Посад
Тема: Влияние музыки на здоровье человека
Автор: Елизавета Штейнбек
Цель проекта: Выявление положительных и отрицательных сторон влияния музыки на организм человека.
Гипотеза: Классическая музыка благотворно влияет на состояние здоровья человека.
Задачи:
1.изучить источники по данной теме,
2.выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;
3.предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.
План:
1.4. Применение целебных свойств музыки в древние времена.
1.5. Влияние рок-музыки на организм человека.
1.6. Музыка во благо, музыка во вред.
1.7. Исследование «Музыка и мы».
1.8. Заключение
https://cloud.mail.ru/public/DoB6/GVpozTuhY
У старика спросил поэт:
-Что музыка такое, дед?
-Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос.
Она ответила всерьёз
-Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
-Без музыки нельзя никак
Душа без музыки грустит
В простор волшебный не летит.
Глава 1.1 Влияние музыки на организм человека
Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. Интересно, а сколько музыки Вы прослушиваете за день? В любом случае я не знаю ни одного человека, который бы вообще не слушал музыку.
Хочется сразу привести в пример слова Платона: «От того, какая музыка звучит в государстве, зависят могущество и сила государства, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях и распущенное начало». Не зря наш «Гимн России» величав и могуч по своей мелодии, как и наша Родина.
1.2. Пение полезно. Голос человека – это уникальный инструмент, который находится при каждом человеке и всегда, а пение – гимнастика для нашего организма, так как начинает вибрировать каждый орган нашего организма.
Научно доказано, что вокала-терапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Чаще надо петь, и тогда мы сможем избавить свой организм от многих болезней.
Музыка создает настроение, или же подстраивается под наше настроение.
О вкусах в музыке говорить нет смысла – у каждого свой вкус, причем этот вкус уникально-индивидуальный. Люди, которые выбирают музыку под настроение (меломаны) разнообразят свой мир, слушая то, что нравится и что подходит в данный момент для настроения.
1.3. Слуховой путь человека.
В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.
Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.
Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, маршировать, двигаться такт музыке Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма.
1.4. Применение целебных свойств музыки в древние времена.
Но вернёмся к более ранним временам. Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:
1) на духовную сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.
Считается, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую печаль, смягчать любую боль и даже изгонять болезни.
Ученные подтверждающие знания древних мудрецов подтвердили, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека.
Русский хирург академик Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под музыку организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость.
Исследования разных направлений в музыке показали, что лидером в избавлении от депрессий является музыка великих гениев- классиков П. Чайковского., В.А. Моцарта., Ф. Шуберта., Ф. Шумана. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, а растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
1.5. Влияние рок-музыки на организм человека.
В нашем мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этом возьмем в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет своё воздействие на психику:
1. Жесткий ритм
2. Монотонные повторения
3. Громкость, сверхчастоты
4. Светоэффект
Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние.
Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс.
Какие же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего?
Как отмечалось выше - у каждого звука или произведения есть свой "слуховой путь" и от этого зависит реакция в изменении поведения человека.
Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека:
1. Агрессивность.
2. Ярость.
3. Гнев.
4. Депрессия.
5.Страхи. Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность.
Широкое развитие получила электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан на жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.
Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. Исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), изучали насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники. В итоге было доказано, что если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые часто слушают громко музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет.
1.6. Музыка во благо, музыка во вред.
В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение.
Если рок-музыка замедляет рост пшеницы, то классическая музыка наоборот.
\ Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение.
Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
Музыка помогает снять напряженность во время деловых переговоров.
Под музыкальное сопровождение ученики быстрее запоминают новый материал.
Плачущий ребенок, услышав музыку, успокаивается.
Музыка — крайне важный инструмент для развития ребенка.
Музыка влияет на психику и организм человека. Музыка как молитва.
В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
Специалисты говорят: «Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек». Об этом говорил Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»: «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».
1.7. Исследование «Музыка и мы».
Проведение эксперимента «Влияет ли классическая и танцевальная на поведение учащихся»
Первый эксперимент: в течение одного дня перемены в школе звучала классическая музыка, а в другой день – танцевальная, веселая. В конце дня всем задали вопрос: «Как прошел день?» Все отметили, на перемене, когда звучала классическая музыка, было спокойнее, меньше шума, а когда звучала танцевальная, наблюдалась противоположная реакция. Школьники были веселыми и энергичными. Проведенный эксперимент подтвердил, что музыка влияет на поведение и настроение учащихся.
Второй эксперимент:
1. Предложить прослушать классическую музыку, а именно «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. 2. Прочитать 10 слов для запоминания: тетрадь, балет, лимон, строитель, погода, крик, радость, роза, земля, микрофон. -Написать учащимися слова на бланках. -Проверить результаты. 2 этап 1. Дать прослушать композицию из репертуара рок-группы «Раммштайн». 2. Прочитать 10 слов: концерт, апельсин, тишина, луна, дневник, врач, ромашка, море, беда, книга. 3. Сделать бланки для учащихся. Проверка результатов. В ходе эксперимента было установлено: Результат после прослушивания музыки П.И.Чайковского – запоминание составило 80%. Результат после прослушивания роковой музыки – запоминание составило 51%. Вывод из всего вышесказанного: влияние классической музыки неоспоримо, и научно, и экспериментально, и на собственном опыте доказан. | |
Заключение.
Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека. Люди настолько привыкли к музыке, что порой и не замечают, что она постоянно с ними, она неотделима от них, она внутри них. Наш мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, все же, чтобы уберечь себя и нашу землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью музыки, живописи и других видов искусства. И гармоническая музыка является особой защитой от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекраснее, а человека совершенней. Таким образом, после проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы:
Бровкина М. Физиологи выяснили, как музыка влияет на интеллект// Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/02/11/reg-ufo/musika.html
Бухбиндер А. Эффект Моцарта. // Всякая всячина [Электронный ресурс]. URL: http://wsyachina.narod.ru/psychology/motzart_effect.html.
Волков А. Во власти мажора и минора. // Всякая всячина [Электронный ресурс]. URL: [link] Ростовские физиологи выяснили, как музыка влияет на интеллект
Детская Энциклопедия «Музыка» - М.: Росмэн, 2008. – 95 с.
Большая книга интересных фактов-М.: Росмэн,2006. - 240с.
Что такое музыка? Афанасьев В.,Аграф, 2007.- 336с.
Настроения, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208с.
Интернет.