СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские работы и проекты. Влияние музыки на здоровье человека.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штейнбек Елизавета предоставила проект на всеросийский конкурс " Таланты России" и стала победителем 1 Степени.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские работы и проекты. Влияние музыки на здоровье человека.»

Исследовательский проект.


Ученицы 4 «Б» класса

МОУ СОШ № 24

г. Павловский Посад



Тема: Влияние музыки на здоровье человека

 Автор: Елизавета Штейнбек


Цель проекта: Выявление положительных и отрицательных сторон влияния музыки на организм человека.

Гипотеза: Классическая музыка благотворно влияет на состояние здоровья человека.


Задачи:
1.изучить источники по данной теме,

2.выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;

3.предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.


План:

  • Влияние музыки на организм человека.

  • Пение полезно.

  • Слуховой путь человека.

1.4. Применение целебных свойств музыки в древние времена.

1.5. Влияние рок-музыки на организм человека.

1.6. Музыка во благо, музыка во вред.

1.7. Исследование «Музыка и мы».

1.8. Заключение 





https://cloud.mail.ru/public/DoB6/GVpozTuhY








У старика спросил поэт:

-Что музыка такое, дед?

-Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.


Был задан девочке вопрос.

Она ответила всерьёз

-Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.


А юноша ответил так:

-Без музыки нельзя никак

Душа без музыки грустит

В простор волшебный не летит.


Глава 1.1 Влияние музыки на организм человека

Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. Интересно, а сколько музыки Вы прослушиваете за день? В любом случае я не знаю ни одного человека, который бы вообще не слушал музыку.

Хочется сразу привести в пример слова Платона: «От того, какая музыка звучит в государстве, зависят могущество и сила государства, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях и распущенное начало».   Не зря наш «Гимн России» величав и могуч по своей мелодии, как и наша Родина.


1.2. Пение полезно. Голос человека – это уникальный инструмент, который находится при каждом человеке и всегда, а пение –  гимнастика для нашего организма, так как начинает вибрировать каждый орган нашего организма. 

Научно доказано, что вокала-терапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание.      Чаще надо петь, и тогда мы сможем избавить свой организм от многих болезней.

Музыка создает настроение, или же подстраивается под наше настроение.
О вкусах в музыке говорить нет смысла – у каждого свой вкус, причем этот вкус уникально-индивидуальный. Люди, которые выбирают музыку под настроение (меломаны) разнообразят свой мир, слушая то, что нравится и что подходит в данный момент для настроения.

1.3. Слуховой путь человека.

В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.

Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, маршировать, двигаться такт музыке Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма.

1.4. Применение целебных свойств музыки в древние времена.

Но вернёмся к более ранним временам. Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:

1) на духовную сущность человека;

2) на интеллект;

3) на физическое тело.

Считается, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую печаль, смягчать любую боль и даже изгонять болезни.

Ученные подтверждающие знания древних мудрецов подтвердили, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека.

Русский хирург академик Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под музыку организм начинает работать более гармонично.

Выдающийся считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость.

Исследования разных направлений в музыке показали, что лидером в избавлении от депрессий является музыка великих гениев- классиков П. Чайковского., В.А. Моцарта., Ф. Шуберта., Ф. Шумана. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, а растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

1.5. Влияние рок-музыки на организм человека.

В нашем мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этом возьмем в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет своё воздействие на психику:

1. Жесткий ритм

2. Монотонные повторения

3. Громкость, сверхчастоты

4. Светоэффект

Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние.

Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс.

Какие же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего?

Как отмечалось выше - у каждого звука или произведения есть свой "слуховой путь" и от этого зависит реакция в изменении поведения человека.

Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека:

1. Агрессивность.

2. Ярость.

3. Гнев.

4. Депрессия.

5.Страхи. Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность.

Широкое развитие получила электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан на жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. Исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), изучали насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники. В итоге было доказано, что если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые часто слушают громко музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет.  
       

1.6. Музыка во благо, музыка во вред.

В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. 
    Если рок-музыка замедляет рост пшеницы, то классическая музыка наоборот.
\    Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. 
    Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
    Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
    В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение.
    Музыка Моцарта оказывает положительное  влияние  на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
    Музыка помогает снять напряженность во время деловых переговоров.
     Под музыкальное сопровождение ученики быстрее запоминают новый материал.
    Плачущий ребенок, услышав музыку, успокаивается. 
    Музыка — крайне важный инструмент для развития ребенка.
    Музыка влияет на психику и организм человека. Музыка как молитва. 
     В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
     Специалисты говорят: «Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек».  Об этом говорил Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»: «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».

























1.7. Исследование «Музыка и мы».

Проведение эксперимента «Влияет ли классическая и танцевальная на поведение учащихся» 

Первый эксперимент: в течение одного дня перемены в школе звучала классическая музыка, а в другой день – танцевальная, веселая. В конце дня всем задали вопрос: «Как прошел день?» Все отметили, на перемене, когда звучала классическая музыка, было спокойнее, меньше шума, а когда звучала танцевальная, наблюдалась противоположная реакция. Школьники были веселыми и энергичными. Проведенный эксперимент подтвердил, что музыка влияет на поведение и настроение учащихся.

Второй эксперимент:

1. Предложить прослушать классическую музыку, а именно «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

2. Прочитать 10 слов для запоминания: тетрадь, балет, лимон, строитель, погода, крик, радость, роза, земля, микрофон.

-Написать учащимися слова на бланках.

-Проверить результаты.

2 этап

1. Дать прослушать композицию из репертуара рок-группы «Раммштайн».

2. Прочитать 10 слов: концерт, апельсин, тишина, луна, дневник, врач, ромашка, море, беда, книга.

3. Сделать бланки для учащихся.

Проверка результатов.

В ходе эксперимента было установлено:

Результат после прослушивания музыки П.И.Чайковского – запоминание составило 80%.

Результат после прослушивания роковой музыки – запоминание составило 51%.

Вывод из всего вышесказанного: влияние классической музыки неоспоримо, и научно, и экспериментально, и на собственном опыте доказан.


  Заключение.

  Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека.  Люди настолько привыкли к музыке, что порой и не замечают, что она постоянно с ними, она неотделима от них, она внутри них. Наш мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, все же, чтобы уберечь себя и нашу землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью музыки, живописи и других видов искусства. И гармоническая музыка является особой защитой от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекраснее, а человека совершенней. Таким образом, после проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась.  


                                                                                                                                            

Список использованной литературы:

  • Бровкина М. Физиологи выяснили, как музыка влияет на интеллект// Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/02/11/reg-ufo/musika.html

  • Бухбиндер А. Эффект Моцарта. // Всякая всячина [Электронный ресурс]. URL: http://wsyachina.narod.ru/psychology/motzart_effect.html.

  • Волков А. Во власти мажора и минора. // Всякая всячина [Электронный ресурс]. URL: [link] Ростовские физиологи выяснили, как музыка влияет на интеллект

  • Детская Энциклопедия «Музыка» - М.: Росмэн, 2008. – 95 с.

  • Большая книга интересных фактов-М.: Росмэн,2006. - 240с.

  • Что такое музыка? Афанасьев В.,Аграф, 2007.- 336с.

  • Настроения, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208с.

  • Интернет.