Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский педагогический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Проект на тему:
«Изменение температуры воздуха весной»
Работу выполнила:
студентка 401 группы
Васильева Анастасия
Канаш, 2022 г.
ВВЕДЕНИЕ
Изменение климата - одна из самых актуальных глобальных проблем современности. Если двадцать лет назад ее обсуждали только в научных кругах, сегодня она стала очевидной для многих. Мы замечаем, что наши зимы и весны становится теплее, а погода – все более изменчивой и непредсказуемой. Многие высказывания и статьи противоречат друг другу, вводя нас в заблуждение. Глобальное потепление для многих уже стало «глобальной путаницей». Может быть, это естественный природный процесс, который не несёт вреда планете, либо это процесс постоянного увеличения температуры, вызванный деятельностью человека. А некоторые источники вообще утверждают, что глобальное потепление – это миф. Актуальность данного исследования определяется важностью для всего населения планеты нависшей проблемы.
Актуальность исследования состоит в повышенном интересе к изменениям климата не только у ученых, но и простых жителей, так как это оказывает влияние на комфортность жизни человека, его работоспособность, хозяйственную деятельность.
Идея создания проекта родилась во время урока окружающего мира, когда дети изучали тему «В гости к весне». Дети стали задавать вопросы: «А почему весной становится тепло?», «Почему птицы возвращаются с теплых краев обратно?», «Как изменяется температура воздуха весной?», «Что такое погода?», «Для чего нужно знать состояние погоды?», «Как измерить температуру воздуха?»
Ответы на эти и другие вопросы заинтересовали нас и стали основой исследовательской работы.
Объектом нашего проекта является температура воздуха.
Цель исследовательского проекта: Провести наблюдения за изменениями температуры воздуха весной с помощью лабораторного диска «Globisens»; разработать «Блокнот юных ученых».
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Образовательные: изучить лабораторный диск «Globisens» , провести опыт, разработать «Блокнот юных ученых».
Развивающие: развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; развивать понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, культуру речевого общения, чувство коллективизма; воспитывать навыки применения знаний на практике.
Гипотеза: Допустим, что температура воздуха весной становится выше.
Чтобы ответить на все эти вопросы мы пользовались различными источниками: сеть Интернет, чтение учебника, знакомство с энциклопедией.
ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ?
Воздух нас окружает везде: на улице и в помещениях. Воздух есть под землёй, в почве и в воде. Воздух — это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа. Любое свободное пространство на нашей планете естественным образом заполняется воздухом. Воздух хорошо пропускает солнечные лучи, поэтому поверхность Земли хорошо нагревается в солнечную погоду.
ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА?
Температура воздуха в каждой точке Земли непрерывно меняется. У земной поверхности температура воздуха варьируется в довольно широких пределах: крайние её значения, наблюдавшиеся до сих пор, +56,7˚ (в США) и около −89.4˚ (на материке Антарктида).
Виды:
Активная температура — температура воздуха, больше чем
обычный минимум.
воздуха, почвы или воды на протяжении определённого
промежутка времени.
Минимальная температура самая низкая температура воздуха,
почвы или воды на протяжении определённого времени.
ЧТО ТАКОЕ КЛИМАТ?
Около 2000 лет назад древнегреческий астроном Гиппарх обнаружил, что погодные условия напрямую зависят от угла падения солнечных лучей и изменяются от экватора полюсам. Он ввел такое понятие как климат, что с греческого klima означает наклон. Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) — наклон) — многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения. Под климатом принято понимать усреднённое значение погоды за длительный промежуток времени (порядка нескольких десятилетий) то есть климат — это средняя погода.
Климатические пояса и типы климата существенно меняются по широте, начиная от экваториальной зоны и заканчивая полярной, но климатические пояса являются не единственным фактором, также важное влияние оказывает близость моря, система циркуляции атмосферы и высота над уровнем моря.
Роль климата в природе и хозяйственной деятельности человека трудно переоценить. Он определяет соотношение тепла и влаги и, следовательно, влияет на формирование внутренних вод. Развитие растительности, размещение животных. От климата зависят физиологические функции организма человека, интенсивность обменных и биохимических процессов, физическое развитие и работоспособность.
Климат влияет на заболеваемость. Существуют заболевания, в основе которых лежат так называемые метеотропные реакции сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, нервно-психической сферы. Большую роль играет климат и в эпидемиологии заболеваний с природной очаговостью.
Климат важен для санитарных условий жизни населения - это обусловлено тем, что комплекс метеорологических факторов (температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, атмосферное давление, интенсивность солнечной радиации) может оказывать влияние на процессы рассеивания выбросов промышленных предприятий и выхлопных газов в атмосферном воздухе, эффективность многих естественных биологических методов очистки сточных вод и обезвреживания хозяйственно-бытовых и промышленных.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИМАТА
Внешние факторы:
-Изменение параметров земной орбиты - в ходе истории планеты Земля достаточно регулярно изменяет эксцентриситет своей орбиты, что влияет на расстояние до Солнца. Полный цикл изменения орбиты проходит за 100 000 лет. Помимо этого, движение испытывает и перигелий орбиты с цикличностью в 10 000 лет, а также и восходящий узел орбиты;
-Изменение наклона оси вращения Земли. Происходит с периодичностью в 41 000 лет;
-Солнечная активность с 11-летними, вековыми и тысячелетними циклами;
-Изменение конфигурации и расположения континентов — появление континента в полярных широтах может привести к покровному оледенению, и изъятию значительного количества воды из ежедневного круговорота, также образование суперконтинентов Пангей всегда сопровождался общей сухостью климата, нередко на фоне оледенения, также расположение континентов оказывает большое влияние на систему океанских течений;
-Падения астероидов, извержения вулканов способны вызвать кратковременное изменение климата, вплоть до вулканической зимы;
-Географическая широта (из-за формы Земного шара на различных широтах угол падения солнечных лучей различен, что влияет на степень прогревания поверхности и следовательно, воздуха);
Внутренние факторы:
-Отражение земной атмосферы и поверхности влияет на количество отражённых солнечных лучей;
-Воздушные массы (в зависимости от свойств ВМ определяется сезонность выпадения осадков и состояния тропосферы);
-Влияние океанов и морей (если местность отдалена от морей и океанов, то увеличивается континентальность климата. Наличие рядом океанов смягчает климат местности, исключение - наличие холодных течений).
-Характер подстилающей поверхности (рельеф, особенности ландшафта);
-деятельность человека (сжигание топлива, выброс различных газов, хозяйственная деятельность);
-Изменение теплового потока планеты.
ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Климат Чувашской Республики — умеренно-континентальный с отчетливо выраженными сезонами года, характеризующийся морозной зимой и жарким летом. Его формирование зависит от характера движения воздушных масс и рельефа, географической широты, удаленности от океана. Большая удаленность от океана является причиной ослабления морских умеренных воздушные масс, идущих с Атлантического океана, которые до достижения территории Чувашии теряют часть влаги, в то же время этот фактор не является причиной ослабления циклонической деятельности.
Расположение республики внутри материка обусловливает присутствие разных воздушных масс с преобладанием континентального происхождения, которые формируются либо над Русской равниной, либо над Сибирью. Они имеют низкую влажность, высокую температуру летом, низкую — зимой; иногда над Чувашией распространяется холодный и сухой арктический воздух, приносящий холода.
Средняя годовая температура воздуха в республике с севера на юг меняется в пределах +3°С, в юго-западных районах +3,7°С. Средняя температура января -12...-13°С, а июля — + 16...+ 19°С.
Весенний переход средних температур воздуха через 0°С происходит в среднем 4—7 апреля. Аномально ранние сроки приходятся на середину марта, аномально поздние — на конец апреля.
Весной в связи с неодинаковыми высотами местности, формами рельефа, экспозицией склонов, залесенностью создаются своеобразные черты микроклимата, поэтому часто наблюдается пестрая картина наступления положительных температур и снеготаяния на частных водосборах. Фазы половодья и сроки вскрытия даже на соседних реках могут сдвигаться на 5—7 дней и более.
Осадки выпадают в основном зимою и летом. За год выпадает от 450 до 550 мм, но (с учетом поправок на испарение и ветровой снос) общее количество осадков достигает 650—700 мм. По сезонам года зимние осадки составляют 39%, весенние — 14, летние — 30, осенние — 18%. Количество выпавших осадков в холодный период распределяется, по исследованиям J1.A. Караковской, следующим образом: в бассейнах левобережных притоков Свияги выпадает 205—220 мм, в бассейне Суры выше впадения Вылы — 235—250 мм, на остальной территории — 220— 235 мм.
На климат республики заметное влияние оказали произошедшие за последние годы изменения подстилающей поверхности. Как известно, много веков тому назад территория Чувашии была сплошь покрыта лесами. За последние столетия почти на 2/3 поверхности территории леса были вырублены, особенно в северной приволжской половине. Без лесного покрова земная поверхность больше нагревается солнечной радиацией. Это приводит к падению относительной влажности, уменьшению уровня атмосферных осадков, что и ведет к понижению уровня подземных вод, усыханию и исчезновению озер. Кроме того, неизбежное влияние на изменение климата оказывает Чебоксарское водохранилище.
ИССЛЕДОВАНИЕ
В течение месяца, а именно, 3 раза в неделю, мы записывали температуру воздуха на улице в наш «Блокнот юных ученых».
Измерение температуры мы проводили с помощью лабораторного диска «Globisens».
Используя данные блокнота, определили самый теплый и самый холодный день:
Самый теплый день- 13 мая (+27°С)
Самый холодный день- 19 апреля (+3°С)
Проанализировав график измерения температуры воздуха весной, можно сделать вывод: температура воздуха в начале исследования (конец апреля), была ниже, чем в конце исследования (середина мая).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метеорологические наблюдения погоды помогли нам лучше понимать причины атмосферных явлений и процессов. Кроме этого мы научились пользоваться метеорологическими приборами, правильно выполнять измерения.
Нам удалось выяснить, что один из главных элементов погоды, который вызывает ее изменения - это температура воздуха. Она не только зависит от разных факторов, но и сама влияет на другие элементы погоды и формирование атмосферных явлений. Таким образом, в ходе выполнения наблюдений мы подтвердили свои гипотезы. Планируем продолжить работу по изучению погоды, ведь наша жизнь очень от нее зависит.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
-Бобров В. География мира: интересные факты об изменении климата / В. Бобров. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 158 с.
-Дмитриева Л.М. Уроки географии в 6 классе: метод. пособ. для учит. / Л. М. Дмитриева. – М.: Дрофа, 2007. – 143 с.
-Эйгенсон М.С. Солнце, погода, климат. – Л., 1983
-Многофункциональная беспроводная погодная станция. Руководство пользователя. Модель WMR 200. 2008 г.
-Хромов С.П., Мамонтова Л.И. - Метеорологический словарь, 1974 г.
- https://сезоны-года.рф/воздух.html
-https://fgos.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Измерение температуры воздуха в конце апреля»
Приложение 2
«Измерение температуры воздуха в середине мая»
15