XVI школьная научно-практическая конференция учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 129 »
Исследовательская работа
Дети в интернете
Работу выполнил:
Боковикова Анастасия Юрьевна
3г класс
Научный руководитель:
Тавакина Наталья Александровна
учитель начальных классов
Новосибирск 2019г.
Оглавление.
Введение с.3
Глава I. Дети в интернете. Статистика. с.4
Анкетирование. с. 5
Итоги анкетирования. с. 6
Глава II. Польза интернета. с.6
Типы пользователей. с.8
Выводы. с.10
Заключение с. 11
Список источников с.11
Приложение
Введение
Современные дети в интернете - актуальная тема нашего времени. Мировая общественность твердит про интернет-зависимость детей уже несколько лет, российская статистика утверждает, что 81 % населения нашей страны интернет-зависимы, из них 56 % - дети.1 Внушительные цифры.
Я, как представитель нового поколения и активный пользователь интернета, хочу рассмотреть эту тему ещё с одной стороны и понять так ли плохо наше времяпровождения в сети и можно ли извлечь из него пользу.
Актуальность исследования: в данной работе я изучаю тему активного пользования интернета детьми. Актуальность исследования определяется, во-первых, постоянным увеличением числа детей школьного возраста - пользователей интернета; во-вторых, тем, что общественность озадачена чрезмерным пристрастием к интернету из-за страха неправильного развития неокрепшей детской психики; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена дети в интернете.
Гипотеза: интернет вреден для детей.
Цель: исследовать полезные и вредные свойства пользования интернетом. донести до нашего поколения его опасность и найти плюсы в всемирной сети
Задачи:
Изучить статистику пользователей интернета детьми до 14 лет.
Рассмотреть положительные и отрицательные качества этого продукта.
Выяснить полезно или вредно для детей пользоваться интернетом.
Методы исследования:
Опрос знакомых и друзей
Анкетирование (3 класс школы № 129)
Выборка и анализ Интернет-ресурсов.
Объект исследования: интернет.
Предмет исследования: влияние интернета на детей.
Сроки исследования: ноябрь 2018 г. - январь 2019г.
Глава I. Дети в интернете. Статистика.
Появился интернет в середине прошлого века в Америке для секретного обмена сообщениями между высшими государственными органами и долгое время использовался только для обмена информацией. 24 года назад интернет стал всемирным, но был доступен только государственным высшим органам, ученым и крупным компаниям. Кто бы тогда мог представить, что совсем скоро это чудо, бездонное хранилище ценной информации будут использовать как развлечение!
Интернет в наши дни стал уже не просто средством для решения рабочих задач, но и смыслом жизни. Он манит своей загадочностью и дает нам возможность утолять свой информационный голод. Аудитория интернет ресурсов увеличивается с каждым днем, причем это пополнение наблюдается не только среди населения взрослого, но и среди детей.2 Дети в Интернете - это уже стало нормой жизни. Официально, количество детей, которые погрузились в бездну информации страны интернет, неизвестно. Можно лишь делать приблизительные подсчеты.
Государственный комитет статистики Российской Федерации обнародовал данные, что в нашей стране проживает около 22 млн. детей, которые не достигли еще 14 лет. Из них около 9 млн. человек посещают образовательное учреждение. Приблизительно в 70% школ уроки информатики проходят в специально оборудованном классе с доступом в Интернет. Таким образом, пользователями Интернета в данной возрастной группе становятся около 6 млн. 3
Если следовать данным опроса, проводимого в странах Европы, стало известно, что из десяти пользователей Интернета, каждый второй из них ребенок. Если перевести эту статистику в русские реалии, то получится что 45 млн. пользователей сети Интернет это взрослые, а около 10 млн. составляют дети.
Таким образом, из этих предварительных подсчетов можно сделать вывод, что Интернетом пользуются от 6 до 10 млн. детей. Цифра довольно внушительная. А чем же занимаются взрослые в то время, пока их детки покоряют просторы Интернета? Ограничивают ли они своих детей во времени? Проверяют ли информацию, которую получают дети в интернете?
Согласно интернет опросу количество детей, которые прибегают к помощи родителей при пользовании Интернетом составляет не более 3%.
При этом возраст таких пользователей колеблется от 4 до 10 лет. Это означает, что лишь эти дети в интернете получают информацию, которую им необходимо получать в этом возрасте. На остальных же выливается поток информации, которая не только засоряет их сознание, но и подрывает хрупкую детскую нервную систему. И таких пользователей, к сожалению, большинство (более 75%). При этом особую группу риска составляют дети старше 10 лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными. Да и сами родители начинают меньше контролировать действия ребенка, давая ему возможность мыслить и действовать по своему усмотрению.
Анкетирование.
Для дополнительного исследования я провела анкетирование среди учащихся МБОУ ООШ № 129 и своих знакомых и друзей по этому тесту, возраст опрашиваемых от 7 до 14 лет.
Вопросы:
Как часто Вы пользуетесь Интернетом?
Сколько часов в день?
Какие сайты Вы посещаете:
- мультфильмы ___
-фильмы___
-музыка___
- книги___
-социальные сети____
- видео-ролики_____
- игры_____________________
- учебные сайты___
- другое____
Как Вы считаете, в Интернете есть опасность?
Какая по-Вашему?
Ваше мнение: какую пользу Интернет приносит лично Вам?_
Если завтра во всем мире исчезнет интернет, чем ты займешься в своё свободное время?
Итоги анкетирования.
По итогам анкетирования 100% опрошенных регулярно выходят в интернет. При анализе ответов было выявлено, что только 10% опрошенных зависимы от интернета, 15% не имеют этой зависимости. Большая часть респондентов (75%) имеют склонности к интернет - зависимости.
Учеба и для мальчиков, и для девочек находится в списке интернет–активностей на пятом месте: 41% и 51% мальчиков и девочек сообщили, что используют интернет для образования. Это говорит о том, что современные дети понимают образовательный потенциал всемирной сети и смогут в будущем использовать его при.
В игры играют периодически все дети, также как и смотрят видео-ролики, любимые мультфильмы, общаются с друзьями и с родственниками.
В среднем ежедневно время, затраченное в интернете составляет два часа, не включая популярное сегодня использование ватцапа.
Два часа в день - это 14 часов в неделю, 56 часов в месяц, 672 часов в год – это минимум 6 лет за всю жизнь человек проведёт в интернете, минимум!
Подготавливая эту работу, я подумала, что было бы хорошо придумать и написать буклет для ровесников как сократить возможный вред при использовании интернета. В конце моей исследовательской работе в Приложении вы можете подробнее ознакомиться с моим буклетом
Глава II. Польза интернета.
Сейчас дети лет с трех уже являются пользователями сети, под контролем родителей, но тем не менее уверено делают свои первые шаги во всемирную сеть.
Что раньше делали дети? Играли чем только позволяла играть их фантазия: рисовали, создавали сами себе игры, самые любознательные читали все книги, что могли достать, самые ленивые дети играли в готовые игрушки и слушали как им читают вслух взрослые.
Что делают дети сейчас: с самого раннего детства им включают мультфильмы, что бы они тише себя вели и не мешали взрослым. Потом включают игрушку в интернете, чтобы занять ребёнка. Сами родители свободное время проводят в различных интернет-ресурсах, да что родители, бабушки с дедушками уже уверено освоились в сети! А как иначе, когда в интернете есть всё: ответы на все вопросы, любимые фильмы, советы, родственники и друзья по всему миру могут не только общаться друг с другом, но и видеть друг друга. Моментальный ответ, моментальный обмен сообщениями, покупки со всего мира, книги, музыка, игры – как против всего этого устоять? Мы растём в эпоху интернета, для нас, детей, он естественен, мы с ним родились и развиваемся. Как для детей Дикого Запада было естественно в пять лет сидеть в седле, так для нас естественно сидеть в интернете. На самом деле пользы от Интернета намного больше, и это признают уже даже скептики. Достаточно, чтобы взрослые рассказали детям об основах информационной безопасности и следили за соблюдением некоторых правил таких как распорядок дня занятия спортом.
Любознательным почемучкам будет намного проще найти ответ на любой вопрос в онлайн-энциклопедии. Обучающие фильмы и презентации, материалы по различным научным направлениям, увлекательные развивающие игры — всё это позволяет познавать мир в гораздо более интересной форме, чем предыдущему поколению. При грамотном обращении Интернет не только не мешает обучению, а только лишь способствует ему.4 Интернет – это огромное достижение человечества, он является неиссякаемым источником информации, помогает получить необходимые знания и решить сложные задачи. Всемирная паутина поможет стать умнее, эрудированнее, научит многим интересным вещам. К примеру, на YouTube есть образовательный канал «Наука детям», в Instagram регулярно обновляется аккаунт Kids_science_lab, где публикуются интересные факты о науке, а также видео простых опытов с подробным описанием на русском языке, в Telegram десятки каналов для детей — от орфографических ботов до словарей и игры в «Что? Где? Когда?».5
В младшем возрасте общение с гаджетами помогает развивать моторику и отслеживать связь между действиями и последствиями (нажимаешь на кнопку и получаешь результат), а в более старшем возрасте интернет может стать подспорьем в учебе, а также сыграть важную роль в умении отбирать и систематизировать информацию.
Кроме того, как оказалось, полезными могут быть даже онлайн-игры. Австралийские ученые выяснили, что дети, которые проводят свободное время за играми, показывают хорошие результаты в математике, чтении и естественных науках, поскольку игра заставляет их много думать и быстро соображать.
Кроме этого, польза интернета состоит в том, что он будто стирает границы между странами или даже континентами. Люди без проблем могут общаться, даже если они находятся друг от друга на расстоянии тысяч километров, всемирная паутина дает возможность отыскать новых друзей. Для современных детей не секрет как живут сверстники в других странах, как учатся и выглядят.
Время в интернете с пользой можно провести, просматривая научные передачи, получая новые знания, осваивая иностранные языки. Это доступ к нужной информации, возможность развиваться, учиться, общаться и находить новых друзей. Ни для кого не секрет, что интернет существенно упрощает выполнение домашних заданий. Решая многие задачи и находя необходимую информацию с помощью интернета, дети не только учатся новому, но приобретают навык быстро находить нужные данные в огромном количестве учебных материалов. Стало гораздо проще писать рефераты, доклады, находить материал для творческих работ.
Для поиска себя в творчестве интернет так же является кладезь знаний. Хочешь научиться шить игрушку, рисовать маслом, испечь свой первый пирог? Ты найдёшь много интересного и выберешь что понравится больше всего. Принесёт ли интернет пользу ребенку полностью зависит от того как данный ресурс будет использоваться. Ведь и из бревна можно сделать дрова и просто сжечь их, а можно высечь произведение искусства.
Типы пользователей.
Но так ли всё просто в интернете? Как быть нам, детям, в этом всемирной паутине, которая всех опутала, притянула и не отпускает? Давайте разбираться как получать максимальную пользу от интернета и не попасть в неприятность.
Для начала предлагаю разбить пользователей на условные группы. И так:
Самый популярный тип: Игрок. По статистике самые частые запросы в поисковиках – это игры. Почему люди любят играть? Игра всегда была частью жизни людей, играли ещё в каменном веке! Сейчас, когда любая игра доступна у тебя в кармане, ведь игр в интернете так много и на любой вкус, почему бы не воспользоваться ? Для малышей элементарные игры, для детей постарше тематические, спортивные, развивающие логическое мышление и не развивающие ничего. Игрок играет, играет долго, выявляются азартные черты характера, тратиться время его жизни на игру. Прислушайтесь: Время Жизни Тратится На Игру. Как найти тут плюсы? А если посмотреть на это с другой стороны и осознано стараться выбирать игры интеллектуальные, с идеей, играть только когда сделаешь все дела – как награда за работу. Играй недолго, ставь цель: один уровень, три бриллианта, один злодей и выключай игру. Не трать своё драгоценное время на глупые и жестокие игры, приобретёшь только кривую спину и прескверный характер. Ведь злом интернет становится тогда, когда человека охватывает азарт, в котором он забывает про все. Простым примером, известным для всех , являются онлайн игры, рассчитанные на многолетнюю игру. Да, поиграть в интересную игру - это увлекательно, но когда ребенок играет и забывает про то, что ему необходимо сделать уроки, а затем поужинать и лечь спать, но он не может остановиться – это зло. Есть ресурсы, которые воздействуют на психику не только детей, но и взрослых. Взрослые - это большие дети, их азарт более страшен, особенно если этот азарт на деньги. В мире пытаются с этим бороться и возможно найдут способы выбросить за борт весь негатив из сети, а пока следи за собой и помни, что это всего лишь игра.
Не отстаёт от Игрока второй тип - Видеоман. Зрительное восприятие мира в нас заложено с рождения. Мы изучаем мир с помощью глаз, верим тому, что видим. Сперва мультики для малышей, потом все мультики какие есть, нашёл свои любимые, пересматриваешь их десятки раз. Потом увидел Ютуб – и ты пропал. Это океан видео, снимают и выкладывают туда всё подряд: мультфильмы, кино, музыка, видеоблогеры, любительские сьёмки машин, детей и котиков – не пересмотреть. Что делать? Определись что тебе нравится. Есть множество познавательных каналов, развивающих каналов, каналов с лайфхаками на все случаи жизни. Это же здорово, когда ты мечтал взорвать мыло в микроволновки или сотню салютов за раз, но боялся как отреагирует мама, а на канале безопасно посмотрел как это делают другие. Если тебе нравится опыты, тебе покажут, как правильно сделать гигантские мыльные пузыри или попрыгунчик с лизуном своими руками, да что угодно!
К видео хочу отнести такое современное понятие как видеоблогинг на различных каналах.
Видеоблогинг – это съёмка на видео самого себя в главной роли и выкладование в сеть для просмотра всех пользователей интернета.
Дети разных возрастов стали заниматься видеоблогингом, у каждого своя тема, и, как и везде, есть плюсы и минусы у юного видеоблогера.
Большинство копируют друг друга или более взрослых и знаменитых блогеров. Их цель? Почувствовать свою значимость, что он интересный, яркий, успешный. Это тоже зависимость, зависимость от чужого мнения, от своей популярности. Что они хотят? Услышали сколько зарабатывают успешные блогеры и тоже хотят больших денег и славы? Тот же интернет отвечает: только в России 12 самых знаменитых детей-блогеров, которые сделали своих родителей богатыми людьми. Сотни тысяч просмотров как ребенок открывает новые игрушки, играет с куклой, катается на аттракционах и т.д. Для кого это снимают, зачем выкладывают и главное – кто-то же это смотрит! Юный начинающий видеоблогер надеется на такую же славу, но может получить лишь несколько таких же как он подписчиков, а то и явный негатив, которого слишком много в интернете, может потерять самооценку, обозлиться, будет испытывать чувство зависти к более успешным юным видеоблогерам и чувствовать себя неудачником.
Если ребенок талантлив, он тут развивает свой талант, показывает себя миру. Видеоблогинг- это прекрасная возможность творческой самореализации при определенных удачных стечениях обстоятельств. И неважно чем именно ты занимаешься, творчество в любом виде насыщает жизнь новыми красками. Благодаря развитию видеоблогинга, мы получили столько необычных видео, может быть сегодняшние талантливые дети-видеоблогеры будущие яркие личности для нашей страны?
Третий тип – Общительные. Обычно это дети по возрасту ближе к подросткам. Именно в подростковом возрасте хочется завести как можно больше друзей. Учёными доказано, что подростковый период самый сложный в жизни. Юный человек ещё не нашёл себя в жизни, ему кажется что его никто не понимает и старается найти общество с близким ему по духу интересами, сплотиться. Вот тут возможности интерната становятся воистину великими! Ты можешь найти уже созданные группы по интересам, можешь создать свою, можешь вести свой блог и писать о важном для тебя. Знакомится в сети легко, общаться можно не скрывая себя и своих чувств. А можно наоборот, одеть маску, каким бы ты хотел быть, но в жизни стесняешься, что тебя не поймёт общество. Но именно здесь и таится самая большая опасность в интернете: злоумышленники. Их много. Там им вольготно, они практически не уязвимы. Они скрываются за масками обычных девчонок и мальчишек, «добрых» взрослых, желающих помочь. Они находят слабое место в своей жертве и действует тонко. Будьте осторожными с новыми друзьями в сети, не рассказывайте личной информации, где живете, учитесь, кто родители, не соглашайтесь встречаться ни под каким предлогом – это может быть опасно для вашей жизни.
Какая польза может быть от общения в сети? Друзья по всеми миру, интересные знакомые, психологическая поддержка и просто познавательное общение с умными людьми!
Четвертый тип завсегдателя интернета – Развлекающийся. Это пользователи, которые везде зарегистрированные, подписанные, они бездумно листают новостные ленты, истории инстаграма, короткие ролики, на интересном чуть задерживаются, делятся с друзьями и листают дальше. Наверно это они те самые разносчики информации по сети, благодаря которым мы все знаем новые мемы.6
И самый последний крупный тип – Умники. Именно они пользуются интернетом для обогащения свои знаний! Именно они читают редкие умные книги, часто на оригинальном их языке, чтобы понять всю прелесть мысли автора, самостоятельно изучают иностранные языки, черпают истинные знания. Для них интернет – огромная библиотека мира в одном компьютере/планшете/телефоне. Им не надо пиарить себя, спорить с другими пользователями, лайкать ради лайка, они там не за этим, а за знаниями. Если бы все пользователи были такими – интернет был бы самым благоприятным местом на Земле.
Выводы.
Я рассмотрела основные типы пользователей интернета и теперь подведу небольшой итог: разные люди используют интернет по-разному, это логично. Каждый находит то, что ему по душе, так было всегда, так и осталось сейчас. Всё зависит от внутреннего содержимого личности, а чем он увлекается – зеркальное отражение его сущности.
Что даёт интернет мне? Я, как и большинство современных детей, с раннего детства имею безлимитный интернет. Смотрю свои любимые мультсериалы, фотографирую, веду инстаграм со своими животными и с собой, веду канал на Лайке: придумываю как сценарист идею ролика, как режиссёр ставлю его, как актёр играю, делаю монтаж со спецэффектами и выкладываю. Подружилась с такими же девочками как я, которые любят животных и с юмором ставят сценки. Читаю мировые новости немного, новости из мира открытий, слежу за погодой. Меня не наказывают угрозой лишить интернета, потому что я не злоупотребляю им, во время выполняю свои обязанности по дому, хорошо делаю уроки, читаю бумажные книги потому что интересно. Что из меня вырастет, я не могу знать, но очень надеюсь попасть в Умники.
Для более безопасного использования сети Интернет я создала буклет «Безопасный интернет для детей», который содержит основные правила, советы для правильного пользования.
Заключение
Есть прогноз от мировых экспертов в области технологий, что интернет будущего охватит каждый уголок планеты. Не использовать интернет станет невозможным, так как он заполнит каждую сферу жизнедеятельности человека. Уже сейчас создано множество устройств, поддерживающих соединение с глобальной сетью. Если сегодня интернет широко используется в сфере общения, передачи информации, то завтра станет необходимостью, возможностью управлять многими процессами, включая и бытовые.
Станет интернет другом или врагом – зависит только от нас самих, от нашего выбора сегодня. Что бы нас не ждало в будущем, давайте оставаться людьми. Нельзя забывать про живое общение. Никакой лучший мультфильм не заменит ребенку нежность и внимание матери, никакая сверхигра в интернете не заменит настоящего футбола на траве с отцом. Самое интересное общение в чате не заменит теплых дружеских встреч и совместного ужина. Виртуальный пес хоть и не будет линять и не потребует вести его гулять под дождём, не будет тебя любить всем сердцем, а связанные бабушкой колючие носки и самый вкусный пирог по её тайному рецепту, а не взятом на форуме горе-поваров, солнечное утро и свежий воздух, разбитые коленки и порванные новые штаны– лучшие воспоминания из детства.
Не променяйте Жизнь на интернет!
Список источников:
https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_news-12-05-16
http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html
https://www.afisha.ru/article/deti-v-seti-cifry-i-kommentarii-ekspertov/
https://ruinterbiz.ru/chto-takoe-mem.html
http://yourdevice.org/poleznoe-stati/polza-interneta-dlya-detej-i-podrostkov.html
1 https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_news-12-05-16