СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование эффективности использования мнемонических техник при изучении химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы добиться успеха в современном мире, нужно уметь работать с огромными объемами информации. Постоянное пополнение и обновление знаний сейчас требуется от любого перспективного специалиста. Однако уже во время учебы большинство из нас понимает, что запоминать и удерживать в памяти всю полученную информацию сложно. Чаще всего заученные материалы попадают в краткосрочную память и быстро забываются. Так, учебная дисциплина «химия» является сложной для многих обучающихся именно из-за большого количества формул, терминов и правил, необходимых для запоминания. Мы задумались, как можно облегчить изучение такого сложного предмета? 

Просмотр содержимого документа
«Исследование эффективности использования мнемонических техник при изучении химии»

ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»










Исследование эффективности использования мнемонических техник при изучении химии



Работа на конкурс «Творческий поиск»






Номинация: Математика, информатика и естественные науки





Автор: Воропаева Арина,

ИСО1-16




Руководитель: Слюсарь

Кристина Сергеевна,

преподаватель химии,

биологии и естествознания









Новокузнецк 2017





Оглавление

Стр.

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Анатомические и физиологические аспекты запоминания………..5

    1. Понятие «память», виды памяти……………………………………….5


    1. Механизм запоминания…………………………………………..…….5




    1. Возрастные особенности памяти…………………………………...….7



Глава 2. Принципы и правила мнемоники……………………………….….7

2.1. Понятие «мнемоника» ………………………………………………….7

2.2. Основные мнемонические приемы………………………………..…….8

2.3. Мнемонические приемы в химии…………………………………...…..9

Экспериментальная часть……………………………………………….…..10

Заключение……………………………………………………………..…….14

Список литературы………………………………………………………..…15

Приложение 1. Основные мнемонические приемы

Приложение 2. Задания для групп, участвующих в эксперименте







Введение

Чтобы добиться успеха в современном мире, нужно уметь работать с огромными объемами информации. Постоянное пополнение и обновление знаний сейчас требуется от любого перспективного специалиста. Однако уже во время учебы большинство из нас понимает, что запоминать и удерживать в памяти всю полученную информацию сложно. Чаще всего заученные материалы попадают в краткосрочную память и быстро забываются. Так, учебная дисциплина «химия» является сложной для многих обучающихся именно из-за большого количества формул, терминов и правил, необходимых для запоминания. Мы задумались, как можно облегчить изучение такого сложного предмета?

Психологи А. В. Маклаков, Д. Юм, Г. Спенсер и другие, утверждают, что мозг может в неограниченных объемах запечатлевать и обрабатывать информацию [3, 211]. Ограничены только умения сознательно применять свои возможности. Тренировка памяти – это упражнения, которые помогают овладеть такими умениями. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием или чем-то, что связано с конкретными ярким и зрительными, звуковыми образами сильными ощущениями. Совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания известно как мнемотехника (мнемоника).

Исходя из выше изложенного целью данной работы является исследование эффективности использования мнемонических техник при изучении химии.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. рассмотреть анатомические и физиологические аспекты запоминания;

  2. изучить принципы и правила мнемоники;

  3. исследовать эффективность применения мнемонических заданий на примере химии.


Объектом исследования является мнемоника, предметом – мнемонические техники в химии.

В качестве рабочей нами была принята следующая гипотеза: использование заданий, основанных на принципах мнемотехники, повышает уровень усвоения учебного материала.


В ходе работы использовались такие методы исследования как анализ литературных источников, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.





































Глава 1. Анатомические и физиологические аспекты памяти

    1. Понятие «память», виды памяти

Память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

В основе памяти лежат ассоциации или связи. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание может быть непроизвольным (ненамеренное, когда человек не прилагает усилий) и произвольным (характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал) [2, 121].

По другому признаку – характеру связей – запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения. Осмысленное – основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Более быстрым и полным является осмысленное запоминание, однако в учебной деятельности нельзя обойтись и без механического [1, 45].

Все виды памяти проявляются в двух формах: логической (оперирует понятиями) и образной (оперирует представлениями – зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, двигательная) [3, 15].

    1. Механизм запоминания

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1- 0,5 секунды. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, то она будет храниться еще около 20 секунд. Это второй уровень – кратковременная память. Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком.

Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2- кратного повторения. Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в нее помещается в среднем около 7 единиц информации (+,- 2). То есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок и т.д.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

  • с сознательным доступом (т.е. человек по своей воле может извлечь, вспомнить нужную информацию)

  • закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной, необходимой для выполнения текущей деятельности [3, 67].



    1. Возрастные особенности памяти

Известно, что память у всех различна. Это связано с индивидуально- психологическими и возрастными особенностями людей. Так, возраст, 18- 25 лет отличается высоким развитием мышления и памяти и относительно низким уровнем внимания. Для людей 26- 29-ти лет характерны низкое развитие мышления и памяти и высокое развитие внимания. К 30-33 годам отмечается улучшение всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти. В дальнейшем у многих наблюдается заметный спад в этих функциях. И это вызывает у многих людей стрессовые переживания. Однако если люди активно вовлечены в деятельность, то этого спада может практически и не быть. Если по роду деятельности человеку приходиться постоянно что- то запоминать, то память не только не деградирует, а наоборот развивается [6, 211].



Глава 2. Принципы и правила мнемоники

2.1. Понятие «мнемоника»

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники [2, 46].

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

2.2. Основные мнемонические приемы

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.

  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.

  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате [2, 54].

В данной работе все мнемотехники мы разделили на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить (Приложение 1).



2.3. Мнемонические приемы в химии

Элементы мнемоники возможно использовать и при изучении химии. Химия действительно достаточно сложная наука для запоминания. Новые термины, значение которых нам ранее были неизвестны, запомнить очень сложно. Конечно можно «зазубрить» новый термин, но через несколько дней он исчезнет из памяти. Много ранее изученной информации необходимо держать постоянно в памяти, т.к. она необходима для дальнейшего успешного изучения учебного материала. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием или чем-то, что связано с конкретными ярким и зрительными, звуковыми образами сильными ощущениями.

При изучении химии возможно использование следующих приемов мнемотехники:

  • образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

  • рифмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой;

  • запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

  • нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

  • метод Цицерона на пространственное воображение;

  • метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Мы всегда на уроках химии пользуемся Периодической системой химических элементов и непроизвольно запоминаем написание химических символов.

Экспериментальная часть

Цель: исследовать эффективность применения мнемонических заданий на примере химии.

Респонденты: обучающиеся 1 курса ГПОУ НТСТиСО - 50 человек

Обучающиеся были разделены на 2 группы:

Группа№1 – контрольная (в заданиях не использовались мнемотехники) – 25 человек.

Группа№2 – экспериментальная (в заданиях использовались мнемотехники) – 25 человек.

В ходе эксперимента обучающимся обеих групп были предложены 4 задания по одинаковым темам и с одинаковым содержанием материала (Приложение 2).

В результате проведенного эксперимента получены следующие результаты

Задание №1

Правила по технике безопасности

Группа

Содержание

усвоено, % обучающихся

Содержание не усвоено, % обучающихся

1

60

40

2

86

14






Из диаграммы очевидно, что обучающиеся группы, в которой применялись мнемотехники усвоили материал лучше.

Задание №2

Процессы окисления-восстановления, свойства окислителей и восстановителей


Группа

Усвоение содержания менее 50% (человек)

Усвоение содержания 50- 75% (человек)

Усвоение содержания более 75% (человек)

1

7

12

6

2

2

14

9


Анализ диаграммы показывает, что в группе, где использовались мнемонические задания процент запоминания выше.











Задание №3

Валентность химических элементов

Группа

Усвоение содержания менее 50% (человек)

Усвоение содержания 50- 75% (человек)

Усвоение содержания более 75% (человек)

1

11

10

4

2

0

14

11



Анализ результатов показывает, что в группе, где применялись мнемотехники, все обучающиеся овладели содержанием учебного материала. Тогда как в контрольной группе 44% обучающиеся не справились.

Задание №4

Индикаторы

Группа

Усвоение содержания менее 50% (человек)

Усвоение содержания 50- 75% (человек)

Усвоение содержания более 75% (человек)

1

8

10

7

2

0

17

8





Из диаграммы очевидно, что в группе, где использовались задания с использованием мнемотехники все обучающиеся усвоили учебный материал, тогда как в контрольной группе 32% его не усвоили.

































Заключение

Таким образом, в ходе проделанной работы мы рассмотрели анатомические и физиологические аспекты запоминания, изучили принципы и правила мнемоники и исследовали эффективность применения мнемонических заданий на примере химии.

В результате можно сделать следующие выводы:

  • выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: использование заданий, основанных на принципах мнемотехники, повышает уровень усвоения учебного материала в среднем на 40%;

  • при помощи использования мнемотехники, изучать некоторые сложные темы по большинству учебных предметов, в том числе и по химии, станет гораздо легче;

  • изучив основные приёмы запоминания, можно развивать и тренировать память, при помощи упражнений; создавать ассоциации, находить яркие, необычные образы, картинки, которые «методом связки» нужно соединить с информацией, которую надо запомнить; можно переводить информацию в стихи, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой;

  • тренировки по мнемотехнике также имеют и побочные положительные эффекты: улучшаются воображение, внимание.

.













Список литературы

  1. Айк, Д. Искусство запоминания [Текст] / Д. Айк. – М.: Владос, 2008. – 250 с.

  2. Бах, Р. Волшебство мнемоники [Текст] / Р. Бах.- М.: Омега, 2009. – 456 с.

  3. Гиффорд, К. Общая физиология [Текст] \ К. Гиффорд. – М.: Владос, 2013. – 324 с.

  4. Дойдж, Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга [Текст] / Н. Дойдж. – М.: ЭКСМО, 2009. – 351 с.

  5. Рамачандран, В.С. Рождение разума. Загадки нашего сознания [Текст] / В.С. Рамачандран. – М.: Олимп-бизнес, 2006. – 415 с.

  6. Шпицер, М. Вся правда о мозге. Популярная неврология [Текст] / М. Шпицер. – М.: АСТ, 2008. – 310 с.