Исследовательская деятельность на уроках географии.
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи
Цель статьи: Распространение опыта исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, процесс исследования, нетрадиционные формы занятий.
География единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научных, так и естественнонаучных знаний. Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности от общего к частному.
Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Использование новых педагогических технологий на уроках географии, а именно исследовательской деятельности, становится неотъемлемой частью образовательной деятельности.
Исследовательская деятельность является наиболее распространенной и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний.
При этом учитель решает ряд задач: педагогических (обучающих, воспитательных, развивающих), практических (реализация комплексного подхода к результатам обучения) и социальных.
Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности на уроках.
Исследовательский способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики, обучающиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого они смогут познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее. Системный подход в организации исследовательской деятельности обучающихся подразумевает - большую подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы обучающихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе. Исследовательскую деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей детей.
Занятие исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех обучающихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в образовательных организациях высшего образования.
Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность обучающихся.
Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.
Этапы процесса исследования:
1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.
2.Определение непонятных или противоречивых явлений (постановка проблемы).
3. Выдвижение гипотез.
4. Построение плана исследования.
5. Осуществление этого плана.
6. Формулирование решения, объяснение.
7. Проверка решения.
8.Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний.
Ценность исследовательской работы заключается в том, что обучающиеся, оперируя понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу на местном материале, учатся предвидеть последствия своих действий. Девизом их работы является выражение: "Мыслим глобально, действуем локально".
Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными являются индивидуальные исследования учеников. Руководствуясь своими познавательными интересами и возможностями, а также советами-рекомендациями учителей, обучающиеся готовят творческие отчёты и доклады.
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: урок деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы.
Урок – деловая игра. «Если бы я был управляющим компании», «Если бы я был губернатором области». Обучающимся заранее дается задание. Индивидуальное или групповое. Самостоятельно они решают экономические, экологические, социальные проблемы. Пытаются найти выход и предлагают свои пути решения проблем. На таких занятиях ребята учатся диалогу, проявляют лидерские качества, учатся работать в коллективе, объективно оценивать вклад каждого из участников группы.
Урок-семинар. Обучающимся даются индивидуальные или групповые задания (задания для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления.
Урок-зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на вузовский зачет. На зачете проверяются умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.
Уроки-практикумы проводятся в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.
Уроки – зачеты, семинары, практикумы, позволяет сделать плавным переход к обучению на высшей ступени. Выпускники легче адаптируются к новым условиям обучения.
Одной из форм изучения материала являются экскурсии, которые призваны облегчить восприятие учебного материала, повысить познавательный интерес, создать у обучающихся представления о целостной естественнонаучной картине мира, которые включают исследования обучающихся.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности обучающегося или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Необходимо организовать образовательную деятельность так, чтобы обучающийся мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше.
Анализируя результативность работы обучающихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся; приобретают опыт работы с различными источниками информации, навыки написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчётов, коммуникативные умения; значительно расширяются знания в предметных областях; вооружает обучающихся универсальными способами образовательной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формируется социальный опыт обучающихся в труде и общении.
Исследовательская деятельность обучающихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.
Используемая литература:
Харитонов Н. П. Основы проведения школьниками исследовательских работ //Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Сост. и ред. А. С. Обухов. - М.: Народное образование, 2001. С. 116—127.
Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов: Д.Н. Замятин - Санкт-Петербург, Алетейя, 2003 г. - 336 с.
Методика обучения географии : учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Н. Г. Дмитрук, В. А. Низовцев, С.В.Васильев. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — с. 320.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. /Под ред. А.И.Соловьева.- М: Педагогика, 1981. – 383 с.