Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и проектная деятельность в преподавании географии»
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Дикаревой Юлии Сергеевны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ СОШ № 23 Ногинский муниципальный район МО
Образовательное учреждение, район
На тему:
Исследовательская и проектная деятельность в преподавании географии
Данная работа является
- данная работа отражает способы развития исследовательской и проектной деятельности на уроках географии
- Работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 23. Школа находится в рабочем поселке Московской области.
- Цель и задачи работы- определение возможностей школьной географии для развития навыков исследовательской и проектной деятельности, определение заданий, позволяющих обучать навыкам исследовательской и проектной деятельности
- Применяемые автором формы исследовательской деятельности-наблюдение, сбор и анализ информации и формулировка выводов;
- Основное содержание- отражение возможностей исследовательской и проектной деятельности на уроках географии
- Результат- активное использование исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности в МБОУ СОШ № 23, участие в муниципальных и региональных конкурсах, конференциях.
В любом предмете есть
то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть
то, что делает ее содержательной,
то есть
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ
Составляющая
ПРЕДМЕТНАЯ
научиться осуществлять деятельность
Составляющая
выучить что-то
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
общие исследовательские умения:
- – видеть проблемы;
- – задавать вопросы;
- – выдвигать гипотезы;
- – выполнять логические действия
- – наблюдать;
- – проводить эксперимент.
Умение видеть и формулировать проблемы , учащимся предлагается не только увидеть, точнее, рассмотреть проблему, но и предложить варианты ее решения.
- ( 6-й класс). Представьте ситуацию. У собеседников разные точки зрения: один считает, что умение определять географические координаты относится к числу специальных знаний и умений, которые необходимы лишь людям определенных профессий: сотрудникам МЧС, космонавтам, летчикам и т.д. Другой собеседник считает, что эти знания и умения могут понадобиться человеку в самой неожиданной ситуации. Попытайтесь сформулировать возможные аргументы каждого из собеседников.
- учебная проблема — это затруднение или это что-то непонятное
- Предложите систему мер, которые, на ваш взгляд, способствовали ли бы снижению смертности в нашей стране:
- а) на уровне отдельного человека и его семьи;
- б) на уровне руководителя производства или учреждения;
- в) на уровне законодательной и исполнительной власти вашего города или района, страны в целом.
Умение задавать вопросы
Вопросительное слово
Исходные знания
Почему
Ожидаемый ответ
-Бриз меняет свое направление?
-Бриз меняет свое направление два раза в сутки?
1) Представьте возможные ответы учеников.
-Бриз меняет свое направление на противоположное два раза в сутки?
2) Сравните возможные ответы учеников и ожидаемые вами? Вчем причины несоответствия?
Умение выдвигать гипотезы
- Известно, что горные породы подвергаются выветриванию. Как вы думаете, в одинаковых условиях внешней среды что разрушится быстрее — кварц или гранит? Почему?
- Почему облака не падают на землю, а дождь падает?
исследование
Влечет владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9 класс. Тема: «Демографическая ситуация в России».
Проанализируйте изменения численности населения России
с 1800 по 2011 год. Укажите причины этих изменений.
Исследование «Влияние океанических течений на климат побережий».
- Известно, что вдоль западных и восточных берегов материков в тропических широтах проходят холодные и теплые океанические течения.
- 1) Сформулируйте гипотезу: климатические условия на побережье материков в тропических широтах, вдоль которых проходят теплые или холодные течения, будут одинаковыми или разными? Какими?
- 2) Определите задачу исследования.
- 3) Составьте план исследования.
- 4) Постройте цепочку причинно-следственных связей между явлениями и сформулируйте предположения о климатических условиях на западных и восточных берегах океанов.
- 5) Постройте свои предположения о климатических условиях на западных и восточных берегах океанов, опираясь на знания взаимосвязей, существующих между природными явлениями.
- 6) Проверьте истинность или ошибочность своей гипотезы.
- Подводим итоги:
- 7) Подготовьте информационное сообщение по результатам проекта. Дополните свое сообщение.
Умение наблюдать как исследование
Проектная деятельность. Социологическое исследование «Число детей в семьях разных поколений».
- 1) Выясните число детей в семьях ваших родителей, в семьях ваших бабушек и дедушек, в семьях ваших прабабушек и прадедушек. Сравните статистические данные о составе вашей семьи за четыре поколения (вы сами, ваши родители, родители ваших родителей, родители ваших дедушек и бабушек).
- 2) Какое число детей вы предполагаете в вашей будущей семье?
- 3) Продумайте наглядную форму представления результатов проведенного исследования и комментарий к ним.
исследовательская и проектная деятельность позволяет:
- Применить свои знания на практике
- Формировать географические умения
- Использовать географические знания в реальной жизни, практической деятельности.
Спасибо за внимание.