СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, позволяющая оценить физическое состояние учащихся на протяжении двух лет обучения (восьмого и девятого класса).

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Исследовательский проект подготовлен

обучающейся 9 А класса МБОУ СОШ №5

Екименковой Ариной

Руководитель проекта

учитель биологии МБОУ СОШ № 5

Бухина Татьяна Борисовна

«Динамика физического состояния учащихся 9 А класса»

Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной

среды и природно-климатических условий.

Неоспоримо, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно и успешно преодолевать трудности.

Физическое развитие детей и подростков является одним из важнейших показателей общественного здоровья населения наряду с заболеваемостью и демографическими показателями.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Целью работы является оценивание изменений физического развития учащихся класса в течение двух лет (восьмого и девятого класса).

Это достигается через (задачи) проведение индивидуальной оценки физического развития каждого подростка в динамике, а также отработку методик проведения исследований.

Экспериментальная часть настоящей работы предполагает проведение соматометрических и физиометрических исследований собственного организма учащимися, получение фактического материала, отражающего динамику их физического развития в течение двух лет. В ходе работы проведено около 900 измерений по выбранным показателям (в классе 30 учащихся).

Результаты просчитаны, проанализированы и представлены в сравнительных диаграммах.

Доступность методик, использование минимума оборудования являются

отличительной и положительной особенностью данной работы.

Физическое развитие, которое является одним из важнейших показателей здоровья, осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития.

В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.

Оценка функциональных возможностей организма выявляет степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В основу функциональных проб положен учет изменения частоты пульса и дыхания в зависимости от положения тела или определенного мышечного напряжения.

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным проводится двумя способами:

  • нахождение величины индекса Кетле (росто-весовой показатель) и

  • нахождение индекса гармоничности морфологического развития.

Это позволяет определить конституцию ребенка, формирование которой в значительной степени обусловлено наследственными свойствами, но при этом заметную роль играют и внешние факторы. Систематические наблюдения позволяют своевременно выявить нарушения физического развития.


Для определения весо-ростового показателя (Индекса Кетле), который характеризует отношение веса и роста, необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в м).

Полученный результат сравнивается со справочными величинами индекса Кетле, которые дифференцированы по возрасту и полу. Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путём прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10 % от приведённых возрастно-половых норм. Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.

Метод ИГМР – индекса гармоничности морфологического развития позволяет определить конституцию ребёнка


ИГМР рассчитывают по формуле:


(LP) * L

ИГМР = ,

К * 2Т

где L – длина тела (рост), в см,

Р – масса (вес) тела, в кг,

Т – окружность грудной клетки,

К – коэффициент развития

Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявить нарушения физического развития (отставания в росте, отсутствие прибавки в весе), которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима жизни. Каждому человеку соответствует его индивидуальный тип конституции.


Анализ результатов показал, что


В 8 классе 50 % обследуемых были развиты гармонично. В 9 классе этот показатель возрастает до 70%, а среди учащихся, масса тела которых не соответствует росту, 15% имеют избыточный вес, 15% обнаруживают дефицит массы тела.


Оценить показатели физического развития можно с помощью расчётных формул, а затем сравнить данные с реальными результатами измерений.


Теоретический расчёт среднего роста для людей в возрасте до 14-16 лет производится по по формуле:

для девочек среднего типа телосложения: Рост = 6 * возраст + 76

для мальчиков среднего типа телосложения: Рост = 6 * возраст + 77

Сравнение реальных результатов с теоретически рассчитанными позволяет сделать вывод, что 85 % восьмиклассников имели показатели, находящиеся в пределах средних физических величин. Для 9 класса отмечено, что 52% учащихся имеют показатели, соответствующие возрасту, у 43% - они превышают норму, у 5% - ниже нормы.


Теоретический расчёт массы тела у подростков с 13 – 14 лет и взрослых рассчитывается по формуле:

А = Рост (см) * ОГ (см) : 240


При сравнении расчётных данных с результатами антропометрических измерений можно сделать вывод о развитии организма.


У 60 % обследуемых в 8 классе вес был в пределах нормы, 35 % имели избыточный вес, у 5 % отмечен дефицит веса. В 9 классе 55% учащихся имеют вес в пределах средних величин, 10% - избыточный, 35% - недостаточный вес.


Теоретический расчёт окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся спортом, проводят по формулам:


ОГ мальчиков 13 – 17 лет = 4,1 * возраст + 20

ОГ девочек 13 – 18 лет = 2,2 * возраст + 45


Величина экскурсии грудной клетки при этом у молодых здоровых людей обычно колеблется от 6 до 9 см.

Отмечено, что 52 %восьмиклассников имели экскурсию грудной клетки ниже нормы. В 9 классе это уже 25%.


Для определения степени развития мускулатуры у испытуемого измеряется окружность плеча при свободно свисающей руке, при горизонтально поднятой напряжённой и при согнутой в локтевом суставе.

Степень развития мускулатуры плеча определяется по формуле:


А = (разность обеих окружностей плеча / окружность при выпрямленной руке) * 100,

где А – развитие мускулатуры плеча.


если полученная величина этого соотношения менее 5, то это указывает на недостаточное развитие мускулатуры плеча; если значение измерений находится в пределах 5 – 12 – мускулатура развита нормально; если значение измерений выше 12, то это указывает на сильное развитие мускулатуры плеча.


Определение степени развития мускулатуры в 8 классе позволило сделать вывод о нормальном развитии мускулатуры у 63 % учащихся, недостаточное развитие мускулатуры плеча отмечено у 10,5 % обследуемых, сильное развитие мускулатуры имели 26,5 %. В 9 классе это уже соответственно – 47%, 11% и 42%.

Вычисление показателя правильной осанки рассчитываются по формуле:


А = ширина плеч /величина дуги спины * 100%


в норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100 – 110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.


Анализ результатов позволяет сделать вывод, что правильную осанку в 8 классе имели 85%, нарушения осанки были выявлены у 15 % от общего количества обследуемых. В 9 классе этот результат практически не изменился: 86% против 14%.


Для определения координации движений испытуемый по команде за 20 с должен между параллельными прямыми длиной 30 см, проведенными на расстоянии 2 мм, провести линию без помощи линейки. Результаты (а это количество касаний) сравниваются со среднестатистическими.

При количестве касаний 2 –3 – результат хороший, 4 – 10 – средний, более 10 – неудовлетворительный.


Высокую степень координированности (хороший результат) имели 58 % восьмиклассников, 34 % - средний результат, 8 % неудовлетворительный.

В 9 классе эти показатели выглядят так: 61% - высокая степень координированности, 39% - средний результат.


Артериальное давление – давление, развиваемое кровью в артериальных сосудах организма. Оно является важнейшим показателем состояния сердца и сосудов.


Сравнение показателей артериального давления учащихся, которые получены в эксперименте, со среднестатистическими данными, а также расчетными данными, которые можно получить при вычислении по формулам, позволяет сделать вывод о соответствии давления норме у 10 % учащихся 8 класса, у 40 % отмечены некоторые отклонения от нормы, у 50 % учащихся эти отклонения значительны. Через год те же показатели выглядят так: соответствие норме – 32%, незначительные отклонения – 32%, значительные отклонения – 36%.

Артериальное давление можно вычислить по формуле:

АД сист. = 1,7 * возраст + 83

АД диаст. = 1,6 * возраст + 42

Расчётные данные сравниваются с полученными в эксперименте


Пульсовое давление представляет собой разность между систолическим и диастолическим давлением.

ПД = АД сист. – АД диаст

В норме у здорового человека оно составляет 45 мм рт. ст.

Нормальное пульсовое давление в эксперименте зафиксировано всего у 5 % учащихся 8 класса. Пульсовое давление, превышающее норму незначительно (до 50 мм рт. ст.), отмечено 15 %, значительно (до 55 – 60 мм рт. ст.) у 40 % обследуемых. Незначительно ниже нормы (до 40 мм рт. ст.) ПД имеют 25 % учащихся, значительно ниже (до 35 мм рт. ст.) 15 %. В 9 классе соответственно: норма – 23%, незначительно выше – 27%, значительно выше – 18, незначительно ниже – 18%, значительно ниже – 14%.


Важными показателями работы сердечно-сосудистой системы является минутный и систолический объём крови. Систолический объём – это количество крови, выбрасываемое желудочками за период одной систолы. Минутный объём крови – количество крови, выбрасываемое за 1 минуту.

Они позволяют оценить работу сердечно-сосудистой системы. На основании сравнения данных, полученных расчётным путём по формулам, со среднестатистическими для данного возраста делаем вывод.


Минутный Объем Крови и Систолический Объем соответствовал норме в 8 классе у 30 % обследуемых. 70 % учащихся имеют отклонения от нормы, из них 60% значительные. Для сравнения показатели девятиклассников: соответствие норме – 32%, отклонения от нормы – 68%

СО определяется по формул

СО = [( 40 + 0,5 * ПД ) – ( 0,6 * ДД )] + 3,2 * A

ПД – пульсовое давление (разность между систолическим и диастолическим

давлением); ДД – диастолическое давление; А – возраст

МОК определяется по формуле: МОК = СО * ЧСС,

где ЧСС – частота сердечных сокращений


Ортостатическая проба предполагает сравнение частоты сердечных сокращений при определенной нагрузке на организм. Пульс подсчитывается на пятой минуте в спокойном лежачем положении. Затем испытуемый встает и вновь определяется частота пульса. Сравнение полученных данных со среднестатистическими для оценки результата позволяет сделать вывод о том, что у 18 % учащихся 8 класса реакция организма очень благоприятная, организм способен выдерживать физическую нагрузку, 82 % имели в целом благоприятную реакцию организма на дозированную нагрузку. У девятиклассников этот показатель меняется значительно: очень благоприятная реакция у 76% школьников, в целом благоприятная – у 24%.


Экспериментально измерить жизненную ёмкость лёгких можно с помощью спирометра.

Оцениваем результаты сравнивая их со статистическими показателями жизненной емкости легких.


У 76% восьмиклассников показатели ЖЁЛ близки к статистическим, 24 % имели отклонения от нормальных показателей для этого возраста. В 9 классе эти показатели остаются практически такими же: 70% - соответствие норме, 30 % - отклонения от нормы.


Выводы


Полученный фактический материал позволил оценить динамику физического развития учащихся на протяжении двух лет (восьмого и девятого класса), отработать методику проведения исследований для оценки собственного физического развития.


Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их значения позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.


На основании полученных данных можно дать практические рекомендации каждому ученику по сохранению и укреплению здоровья. Проведение обследований позволило учащимся обратить внимание на результаты, проанализировать их вести индивидуальный контроль по данным показателям.


Мониторинг по оценке здоровья детей и подростков позволяет понять причины нарушений. Участие в мониторинге поможет формированию у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни.


Проведение мониторинга физического развития в течение следующих лет является необходимым. Целью мониторинга будет выявление причин отмеченных отклонений от нормы и нарушений. Считать ли их особенностью подросткового возраста? Являются ли они признаком заболеваний? Ответ на эти вопросы дадут последующие исследования.