МКОУ Нижнечеремошинская СОШ
Краснозерского района Новосибирской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Трудное военное детство
Авторы : Антипёнок Светлана – учащаяся 9 класса
Данилова Алёна – учащаяся 9 класса
Руководитель : Слепченко Елена Михайловна
учитель истории
с. Нижнечеремошное
2015 г.
Содержание
Введение _______________________________________________________3
Глава 1. Отец… _________________________________________________6
Глава 2. Взгляд в страну детства__________________________________7
Заключение____________________________________________________13
Источники информации _________________________________________15
Приложение ___________________________________________________16
«Эта тема никогда не перестанет волновать людей, потому что в ней слились воедино история и память.»
Введение
Актуальность темы исследования
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной , всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха… Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, мы поняли самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени, но и просто о детстве , о жизни глазами маленькой девочки. Это мы и хотим показать в своей работе.
Долг ученика – знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».
Цель исследования
Выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей. Понять, каково было детям в годы войны.
Задачи исследования
1)Встретиться с очевидцами военных лет, проживающими ныне в с. Нижнечеремошное .
2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.
3) Рассказать ребятам – учащимся нашей школы об односельчанах, о том , что пришлось им пережить в годы Отечественной войны.
4) Формировать чувство гордости за свой народ и страну, уважительное отношение к старшему поколению , формировать у воспитанников представления о труде, о дружбе и взаимовыручки как высшей ценности в жизни.
Мы постараемся показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.
Гипотеза исследования
С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.
Объект и предмет исследования
Объект исследования :поведение и образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования : биография, факты, быт в годы Великой Отечественной войны.
Проблема :
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. .И приходится печально признавать, что с ними и память о войне. А ведь в войне так же страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство и страшной тишины сиротства. Не меньше страдали и те дети, которым довелось в военное время жить в глубоком тылу, в том числе и в Краснозерском районе.
И для этого мы наметили следующий план :
1.Сбор информации, в музее школы, музее при КДЦ.
2. Обсуждение вопросов для интервью.
3. Встреча с Кулишовой И.И.- жительницей села Нижнечеремошное, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.(сбор воспоминаний, памятных фотографий)
4. Создание презентации о детстве, жизни И.И. Кулишовой .
Методы исследования :
Изучение и анализ источников информации.
Беседа .
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Глава 1.
Война прошла, шестьдесят девять лет минуло со Дня Победы. Не так уж много осталось в живых фронтовиков, которые прошагали по полям сражений во имя жизни на земле, немного больше работников тыла, но и они уходят понемногу, но есть еще одно поколение, о котором гораздо меньше говорят, но которое, тем не менее, тоже сыграло немалую роль в том, что мы победили. Это поколение детей войны, к которым имеет самое прямое отношение и Ирина Ивановна Кулишова, жительница нашего села Нижнечеремошное…
А родилась Ирина 20 октября 1936 года в селе Ульяновка. Её отец Земский Иван Михайлович – учитель, заведующий начальной школой, мама Ефросинья Макаровна – уборщица, жили семьёй при школе, где в учительской и родилась дочь Ира. После финской войны, папа в звании офицера , направлен был в Караганду военруком, преподавателем математики. Нашёл там квартиру, приехал за семьёй , только успели собрать вещи , как 22 июня 1941 года привезли листовки, где говорилось , что началась война. Призвали на фронт Ивана Михайловича в июле 1941 года.
Этот момент запомнился четырёхлетней Ирине на всю жизнь : небо было голубое - голубое , папа обнимает маму , а она всё время плачет. «Ну почему мама плачет, папа живой с нами рядом», - недоумевала Ира. Папа долго прижимал их с мамой к себе, а потом сел на велосипед и поехал в военкомат, ветерок надувает ему на спине рубашку, папа едет – не оглядывается… Тогда Ира видела папу в последний раз.
Папа понимал, что война это на только страшное, но и очень тяжелое время. Поэтому он сразу посоветовал маме купить корову, чтобы было своё молоко. И так как папа был офицером, каждый месяц семья получала ведро муки от военкомата и была освобождена от уплаты налогов. Это было большим подспорьем- все продукты оставались дома.
Иван Михайлович попал в артиллерию, часто писал письма . Однажды подбили самолёт , взяли в плен немца, писал домой так : «или мы так воспитаны, или так оно и есть, но этот немец очень омерзительный тип.»
Участвовал Иван Михайлович в Сталинградском сражении. Погиб в сентябре в звании лейтенанта. Дочь Ирина была в тех местах, но в списках найти не удалось имени Земского Ивана Михайловича. Учительскую эстафету своего отца достойно пронесла дочь Ирина, проработав учителем математики 35 лет, и передала её своим дочерям. Сейчас у Ирины Ивановны – трое дочерей, пять внуков и одна правнучка.
Глава 2.
Детство такое далёкое, такое незабываемое, дорогое и так хочется побывать в нём…Часто слышишь, что детство бывает счастливое, трудное, несчастливое и т. Д. У моих ровесников и у меня оно прошло в трудные военные годы. Вот и судите, каким оно было. Да, трудным, но… незабываемым , потому что… детство.
Зачастую оценочными выступают следующие признаки: долго ли, много ли гулял, вволю сладостей или другой вкусной еды имел, не утруждался ли с ранних лет- значит, имел счастливое детство. Я придерживаюсь иного мнения и полагаю, что надо оценивать по состоянию души в тот момент, по эмоциям и впечатлениям ребёнка.
В наш маленький посёлок Бабушкан в каждую семью пришли извещения о гибели отца или сына, брата. Так же, как и у меня, у моих милых друзей детства погибли отцы, только у нескольких вернулись домой . Можно понять, как трудно было нашим мамам и с нами, и на работе, и по дому. В помощники по малолетству мы не годились( а вот заботы, опеки, внимания к себе требовали). Мне и моим двоюродным сестре Тоне и братикам Шуре и Коле повезло: с нами всегда была наша дорогая бабушка Агрипина Кондратьевна Козицкая. Бабушка для нас была всем: и командиром, и другом, и судьёй, и нянькой. Мама и тётя Катя всегда на работе, основная забота по дому и о нас лежала на бабушке. Вставала она очень рано и ложилась поздно. Тоня- самая старшая из нас- училась хорошо, и ей с нами заниматься было некогда, да и зимой она уезжала в с. Лотошное в школу(у нас была начальная школа). Шура- старше нас с Колей , потому и верховодил нами . мы с Колей чаще держались вдвоём и ближе к бабушке. В памяти моей она осталась неустанной труженицей. Весь день в работе: то полола огород(а он удивительно ухоженным был, даже каждый кустик паслёна на нём берёгся), то низала капустные листья на длинную лозинку(для зимы, печь на них хлеб), то занималась коноплёй или маком сколько маку всегда было!). а зимой в горнице всегда устанавливался ткацкий станок, бабушка ткала холст и рядно для своей семьи и для односельчан.
Несмотря на то, что мы были малышами, целый день тоже занимались делом, попутно играли, резвились и дразнились с соседскими ребятишками, а если вмешивался Шура, то иногда и получались небольшие потасовки, которые здесь же забывались, и все опять были друзьями. Работы нам задавались такие: следить за курами, чтобы они не нашкодили в огороде или не потеряли яйцо, насобирать на дороге, на поскотине сухие коровьи лепёшки- незаменимое топливо для печурки, сложенной во дворе, нарвать паслён. Умеешь ходить- значит по тебе и работа найдётся. Подспорьем, особенно у девчонок, служил подол, в котором можно было носить пыль, собранную на дороге, картошку, горячую лепёшку и т. Д. В тот момент, когда выслеживаешь курицу или петуха, который так и норовит попасть в горох или поклевать паслён, побалуешься с крапивой или лопухами, порадуешься козявкам, послушаешь ласточку, попутно погоняешься за желторотиком- воробышком, чтобы не схапал его кот, а там и лягушонка найдёшь, полюбуешься цветами , перекинешься словцом с друзьями, которые занимаются тем же делом. Были такие часы, когда бабушка отпускала поиграть. Это случалось во второй половине дня. Радости не было конца. Мы, трое, Козицкие Настя, Маня, Ваня и Коля и Нюра Громенко быстро сбегались вместе у Козицких или Лоза- вольнее было играть в их дворах. Любимая игра- прятки, а по-нашему «Дра-та-та». Почему так- не знаю. Возраст её участников самый разный, но никто никогда никого не обижал. Играли честно, с увлечением. Все босые, даже с цыпками на ногах, об одежде не стоит вспоминать, но доброжелательные друг к другу, без всяких предвзятостей или насмешек. Как только показывалось стадо на окраине посёлка- все быстро разбегались. Если будет убегать чей-то баран, его тут же настигнут босоногие мальчишки или девчонка. Здесь же оседлают, и он должен везти «хозяина» домой. Конечно, если «хозяин» был слишком мал, ему тут же отыскивался помощник, а баран был дома. Момент этот для нас особенный. Садилось солнце, никто никогда не замечал, и можно было показать свою ловкость в обращении с баранами , телятами. В стаде выделялась бодливая корова Мышковых. Некоторые отчаянные на виду у многих пытались проскочить- пробежать у неё перед носом. Такое нахальство корова не оставляла без внимания и пускалась за храбрецом., тут-то и надо было улизнуть. Приходилось взрослым выручать этих сорви-голов, а после «наградить» лозиной(такое испробовала и я.)
Все поселковые дети во все времена его существования имели самое любимое поручение, не менявшееся годами. Основная часть посёлка- это длинная улица(больше километра). Рано утром пастух собирал скотину возле амбаров(в центре) посёлка и гнал в сторону Нижнечеремошноного, а в обед гнал её назад, к озеру, что находилось в конце улицы. Коровы мирно расходились по дворам, а пастух с овцами следовал к озеру. Подоенную корову надо было опять вернуть пастуху.
Так вот эту любимую работу с удовольствием выполняли мальчишки и девчонки. Можно было наблюдать такую картинку. Пастух с овцами еще не дошел к озеру, а из первых дворов уже выгоняют коров, и постепенно стадо увеличивается, а с ним – и число пастухов. Эти пастухи – ребятишки, которые не «пригодны» для больших работ (прополки огородов, заготовки кизяка и т.д.). Так мы знакомились и встречались с ребятами «с того края», а на озере начиналось купание. У берега стояли коровы загнанные в воду оводами, по ту сторону озера – быки, и мы в этой же гуще. Такие счастливые минуты это были! И что удивительно, возле нашего озера (вырытый пруд) росла трава с тоненькими стебельками и очень маленькими белыми цветочками, называли мы ее «мыло». В воде лежала небольшая колодка (бревно), и мы мыли ноги, натирая этим «мылом». И оно пенилось, мылилось. Больше я нигде не видела этой травы. Можно представить после того купания вид наших головенок со слипшимися волосенками. В воде (мы рассматривали) плавали какие-то букашки. Но мы любили наше озеро и купались в нем уже будучи взрослыми…
Конечно, молока, яиц и т.д. мы не ели вволю, ведь на каждую семью накладывали налог: надо было сдать государству положенное количество яиц, молока, шерсти и т.д. Инкубаторов не было, да и денег не имелось, что бы купить цыплят. Курица высиживала десяток – полтора цыплят, и это было счастье, ведь можно заменить несушек. И куры жили таким образом долго. С той минуты, когда бабушка решала, что ту или иную курицу пора изъять из хозяйства, мы находились в предвкушении праздника. Да опыт подсказывал нам, что будет вкусный борщ. Бабушка курице голову отрезала, а кровь собирала в миску, она шла в еду. Тщательно перебирала кишки, промывала их, аккуратно наматывая на куриную лапку и так варила в борще. Яйца мы получали на пасху.
Зимы стояли снежные, суровые. К зиме готовились тщательно. Топливом служили кизяк и камыш, последний рос прямо за огородами. Бабушка рано затапливала русскую печку, а в печурке всегда сохранялся жар (спичек не было). Говорила в то время так: нельзя выбиться из огня. Делали спички сами: обмакивали лучинку в серу. Если приложить ее к углю, она вспыхивала. Сейчас покажется смешно такая просьба: « дайте жару!». А тогда это было привычно.
Зимние вечера были удивительны. Заносили два снопа камыша и растапливали печь. Взрослые брали пучок камыша, ломали через колено и заталкивали в печь. Он жарко горел. В хате света не зажигали, и на потолке, на стенах отражались отблески огня, выбивающиеся сквозь щели дверки. Эти загадочные для нас отражения то двигались, то замирали, то были ярче, то потухали. Казалось, нас что-то окружало загадочное и тревожное. Так хорошо было сидеть на шуршащем снопе и, отыскав подходящую камышинку, разломать ее, вытащить трубочку из тонкой пленки, а надув ее, получить «калачики, маленькие «бусинки», которые при сжатии лопались. Это занятие вносило оживление, получалось соревнование кого больше, громче. Или из камышинок делали мельнички, или замечательные теремки, которые украшали каждый дом и обязательно елку на Новый год в школе, где нам давали кулек с пряниками домашними ( в пекарне стряпали).
Для детей наступал очередной праздник, когда взрослые доставали из погреба такие «деликатесы», как: квашеная капуста с огурцами, свекла, морковь. Морковь и свеклу парили, сушили и варили ( по праздникам, конечно) из них кисель, добавляя сушеные ягоды паслена, полевой земляники и лепешки из костянки. Зимой работы у ребятишек такие: ягнят (которые находились в хате) водить в сарай к матке, забирать назад, что оказывалось не так-то просто. Еще бабушке, когда она ткала, надо было наматывать шпульки. Не очень интересная работа, но надо было делать и делали. Бабушка мастерила нам «сковзаны». Свежий коровяк смешивала со снегом, делала лепешку и заталкивала в нее веревочку. Это все замерзало и получались отличные «санки».
Помню ,как приехали к нам в поселок несколько семей немцев. Наверное, осенью (снега еще не было). Мы стояли на улице, держась за бабушкину юбку, а бабушка повторяла: «Нимцыв визуть». Это ассоциировалось с теми немцами, с войной. Было жутко. А когда пожили и увидели ,что это нормальные, хорошие люди – подружились. Поселились рядом с нами семья Крайсман. В этой семье дедушка и бабушка по-русски не умели говорить, но им хотелось общаться с людьми. И вот мы с Колей иногда наблюдали такие картины: приходила бабушка Крайсман на несколько минут к нашей бабушке. Они сидели друг против друга и тихонько вздыхали, молчали. По-видимому, думая каждая о своем. Когда приходил дедушка Крайсман, картина повторялась, но иногда он произносил фразу: «Скоро война капут». Наша бабушка качалась легонько и в такт говорила: «Капут! Капут!».
О, наша бабушка для нас была лекарем, причем беспощадным. Загнал занозу, нарывает, бабушка на лист репейника нажевывала хлеба с луком и солью и привязывала. Рев стоял, но прорывало быстро и заживала рана тоже быстро. Если губы, нос покрывала сыпь – опять наш «доктор» бралась за дело: метелки камыша пережигала и той золой присыпала. Но самое интересное лечение, когда начинали чихать. Бабушка заставляла ловить кота, присмаливала ему хвост и требовала нюхать.
В 1944 году пришел весь израненный дядя (мамин брат) и увез семью в с. Краснозерское, а мы с мамой остались. Теперь я дружила с соседскими мальчишками Васей и Шурой Шевкопляс, чаще к ним ходила. Помню, их мама и старшая сестра уходили на работу, а мальчишки должны были пилить чурку, которая лежала в первой хате (зимой она не топилась). И вот мы вдвоем по очереди таскали тупую пилу, а один сидел верхом на чурке. За день могли отпилить одну, и как же мы ликовали. За делом мы о чем –то болтали, сеялись. Нам было хорошо. Шура-балагур и шутник (его уже нет), а Вася больше молчал, был серьезней и старше. Однажды я подарила Шуре свою старую куклу. Он так обрадовался. Когда на другой день пришла к ним, он повёл меня на улицу и велел смотреть на трубу, из которой шел дым. Я глянула и заплакала: моя кукла сидела верхом на трубе, «задыхаясь» в дыму. Но вдруг Шура влез на крышу, снял куклу и отдал мне.
А потом поселили у нас во дворе в избушке немецкую семью Крайсман(сноху с детьми тех бабушки и дедушки). Тётя Лиза – такая скромная хорошая женщина и мальчишки Штейвалт, Эйвалт, Виктор и Райнголт. У меня друзей добавилось. Хотя я была небольшая(в 1 класс ходила), глубоко переживала и жалела этих мальчишек. Тётя Лиза работала на подработке зерна. Штейвалг, собрав какие были лохмотья, уходил к ней, чтобы поесть пшеницы. И там он умер. А весёлый был мальчишка, всё пел песню: « По ущельям , ущельям Амурского края молодой проезжал партизан…». Остальные трое сидели калачиком, раскачиваясь в такт, говорили нараспев: «Скоро мама прийдэ и исты принэсэ».Они были очень худые и слабые, болели рахитом. Тётя Лиза при очень плохом свете ночами вязала людям из шерсти шали, юбки, кофты, чем зарабатывала на продукты. Моя мама чем могла старалась помочь соседям, испечёт хлеб, отламывает половина буханки и несёт им.
В школу я пошла в 1941 году. Да, запомнила и нашу первую учительницу Ситник Галину Дорофеевну- девочку из Кукарки, окончившую 7 классов и направленную в класс к детям. Мы занимались в крошечной учительской. Писали сажей, разведённой молоком, а перья делали все из того же камыша. Что удивительно мне до сих пор: на перемене мы частенько усаживались, плотно прижавшись друг к другу, и пели. Пели те же песни, что и взрослые, часто украинские. Запевал Крутей Вася. Я даже сейчас слышу, как он запевает «Скакал казак через долину» или «Посолила огирочки». Как получалось – не могу судить, но нам было хорошо и тепло. Пели взрослые и дети и любили слушать пение. Наша техничка жила при школе. И мальчишки, потихоньку открыв дверь в комнатку, ловили за рубашонку её сынишку и вели в класс. Паша с удовольствием пел песню «При ляжку…».Зрители были довольны, артисту тоже нравилось.
Я уже заканчивала 1 класс, училась с удовольствием и радостью. И вот однажды, находясь в центре посёлка, услышала слово « Победа». Оно мне не очень много сказало, но почувствовала неописуемую радость и восторг , и побежала домой, чтобы маме сказать. Тётя Лиза, услышавшая это слово, тоже побежала, со слезами повторяя его. Дома увидела плачущих маму и тётю Лизу. Мой отец в 1942 году погиб под Сталинградом, а муж тёти Лизы в трудармии был и не слал вестей.
Слово «Победа» полностью стало понятным для нас, ребятишек, когда в посёлок стали возвращаться уцелевшие, хотя и израненные, мужчины, но таких было мало. Счастливчиками оказались мои друзья, Вася и Шура. Их отец , Шевкопляс Михаил Иванович, вернулся с войны с Японией. Новость эта облетела посёлок, и во двор счастливчиков потянулись женщины порадоваться счастью, переброситься словом с земляком, рассказать о своём горе. Ну, а без ребятишек ничего не может обойтись, и мы были тут как тут. Запомнилось, что всех нас оделили конфетами, такими как пшеница, зелёненькими, понемножку, но досталось всем. Так впервые многие из нас услышали, увидели и попробовали конфеты. А мои друзья Вася и Шура ещё долго ходили петухами и демонстрировали отцовский гостинец- японские спички. Небольшие, с зеленоватыми головками, зажигались они при лёгком прикосновении с любым предметом.
Мы были дети как дети. Конечно, были у нас и дразнилки, прозвища. Девушка Рая Ломакина- «Чайка», потому что у неё красивые волнистые волосы и всегда из-под платка торчал завиток. Кто-то же приклеил и так удачно это прозвище! Зина Стрельченко, конопатая драчунья, - «Шулика», то есть коршун, у меня большие глаза- значит, «булькатая»…
Дружба, которая завязывалась в детстве или юности, самая прочная, чистая, долгосрочная. Так какое же детство было у меня, у моих земляков? Счастливое или несчастливое? Повторяюсь, оно было чистым, запоминающимся. Только жаль, что, жизнь нас, взрослых, разбросала, и судьбы некоторых друзей детства не известны. Но тех, кого встречала, встречаю, с кем поддерживаю связи, я знаю как людей хороших. Все они работящие, с высокой нравственностью, порядочные, отзывчивые, доброжелательные.
«Детство моё, постой, не спеши…». Оно и не торопится уходить. Вот оно, в образе моих милых внуков. Что судьбой уготовано вам?
Заключение.
Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.
Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.
Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.
Нам в своей работе хотелось, как можно больше узнать о жизни детей войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми.
Несмотря на никакие трудности, ветераны живут. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.
В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Прежде всего, это “Зарница». Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.
Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.
… Прошла война, прошла страда,
Но боль взвывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…» А. Твардовский
Источники информации :
1. Архивные документы из музея МКОУ Нижнечеремошинской СОШ.
2.Воспоминания Кулишовой И.И.
3. Личный архив Кулишовой И.И.
4. Статья из газеты Краснозёрская Новь № 141 от 10 декабря 1994 г.
Приложение
Письмо папы с фронта


Мама Земская Ефросинья Макаровна

Папа: Земский Иван Михайлович

Ира со своей мамой

Ира и мама

Школьные годы

Это мы в гостях у Ирины Ивановы

12