Введение
Актуальность темы. Бурятская литература, как и любая литература других народов, отражает вечные проблемы: добро и зло, отцы и дети, человек и природа и многие другие. Один из выдающихся бурятских писателей Балдан Насанович Ябжанов не раз обращался в своих произведениях к таким проблемам. В частности, в рассказе «Волчица» автор поднимает проблему взаимоотношения человека и природы. Данная проблема актуальна и в наше время. Поэтому я обратился именно к этому произведению писателя, где сталкиваются мир волков и мир людей.
В моей работе основное внимание уделено на раскрытие основных мотивов произведения и на исследование читательского опыта моих современников по исследуемой теме. Исследование мотивов в произведениях Ябжанова в критической литературе исследована недостаточно. Этим обосновывается актуальность нашей темы.
Объектом исследования является рассказ Б. Ябжанова «Волчица».
Предмет исследования – система мотивов в рассказе Б.Ябжанова «Волчица», его содержание.
Цель исследовательской работы – выявление системы мотивов в рассказе «Волчица».
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- дать определение мотива;
- ознакомиться с имеющимися исследованиями в области системы мотивов произведения;
исследовать все мотивы в произведении, с получением в результате системы мотивов;
- исследовать читательский опыт моих современников с точки зрения темы исследования;
В ходе исследования использованы следующие методы: социологический опрос, описательно-аналитический метод при анализе произведения, а также метод сопоставительный, позволяющий сравнивать мотивы произведения, с целью получения системы мотивов.
Материалом исследования послужил текст рассказа Б.Н.Ябжанова «Волчица» (перевод с бурятского И.Булгаковой), опубликованный в книге «Антология литературы Бурятии XX – начала XXI века» (У-Удэ, издат. БНЦ СО РАН, 2011г., стр. 458-471). Этот рассказ написан на бурятском языке и впервые напечатан в журнале «Байгал» в 1984 году.
Основная часть
Основные мотивы в рассказе Б.Н.Ябжанова «Волчица»
В нашей работе основное внимание обращено на исследование мотивов в произведении. Сначала выясним значение этого термина. В энциклопедии дано следующее определение: Мотив - (от лат. moveo – двигаю) - это повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. В Словаре литературоведческих терминов дано следующее значение:
Мотив – 1) В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.). Из многочисленных мотивов. складываются различные сюжеты. В фольклоре сопоставление сходных мотивов используется с целью реконструкции первоначальной формы сюжета и прослеживания его миграции в сказках, былинах и мифах народов мира 2) Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную (например, мотив одиночества, странничества, изгнанничества в лирике М.Ю. Лермонтова, мотив холода в рассказах И.А. Бунина «Холодная осень» и "Легкое дыхание", мотив смерти в "Сказке о мертвой царевне..." А.С. Пушкина, мотив полнолуния в "Мастере и Маргарите" М.А. Булгакова).
Ученые-литературоведы дают следующее толкование данного термина. Б. В. Томашевский в своей работе «Теория литературы. Поэтика» определяет мотив так: «Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности — каждое предложение обладает своим мотивом». А. Н. Веселовский в работе «Поэтика сюжетов» пишет: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения».
Таким образом, определений термина «мотив» много, но я в своей работе буду придерживаться того, что мотив – это повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. С такой точки зрения я хочу рассмотреть систему мотивов в произведении Б.Н.Ябжанова.
Прежде чем рассмотреть систему мотивов в рассказе Балдана Ябжанова, я остановлюсь на кратком содержании этого произведения. Действие происходит до и во время Великой Отечественной войны в одном бурятском улусе. Автор повествует о семье волков с момента их возникновения и до гибели. Их история ведется как бы от лица главной героини - волчицы. Она очень сильная, смышленая
Что касается мотивов в произведении, то, прежде всего, необходимо отметить, что главным и основным мотивом становится мотив мести. Сначала люди мстят волкам за нападение на домашний скот: они преследуют их; в ловушку, устроенную ими попадает волк – глава семьи, которого впоследствии люди уничтожают; они находят в логове волчицы маленьких волчат и тоже убивают их. (пример из произведения) В ответ, волчица начинает мстить людям. Она сначала идет следом за теми двоими, которые уничтожили ее потомство, узнает, в каком доме они живут, и нападает на их домашний скот, отару овец, собак, по ночам воет от тоски по своему потомству, наводя страх на жителей деревни. (пример из текста). Таким образом, мотив мести в повести повторяется и обладает повышенной значимостью. Я считаю, что в рассказе именно мотив мести является доминантной, преобладающей.
В рассказе есть и много других мотивов, которые помогают автору создать образы. Например, мотив ожидания. Автор начинает повествование с того, что волчица долго и упорно ждет отца своих волчат, добытчика пищи, а тот все не идет. Голодные волчата требовали пищи, она сама вот уже несколько дней ничего не ела, поэтому молока для волчат нет. Ждать стало невыносимо. Она нутром чуяла, что что-то случилось с ним, случилось непоправимое. Ведь он всегда возвращался с добычей. Оставив в логове своих детенышей одних, волчица отправляется на поиски своего волка и находит его мертвым в ловушке-яме, устроенной людьми.
Мотив ожидания мы видим и в случае ожидания волчатами своей матери с охоты. Они тоже ждут мать, которая принесет еду. Также этот мотив автор использует и при изображении жизни людей: женщины, старики и дети ждут с войны своих мужей, сыновей, отцов. Таким образом, этот мотив также повторяется и является не менее значимой для развития сюжетной линии.
Изучая произведение, мы обнаружили ещё несколько мотивов, которые также повторяются, имеют повышенную значимость для побуждения героев к действию. Это мотив спасения. Волчица, почуяв опасность, идущую от людей, решается сменить свое логово для спасения своего потомства. Для этого она несколько раз, рискуя жизнью, переплывает реку, поочередно переправляя каждого детеныша на другой берег. Другой пример: волк, отец семейства, встретив в степи табун, решается напасть на жеребенка, а вожак табуна, большой жеребец смело вступает с ним в схватку, а в этот момент лошади образовали круг, спрятав в самом центре круга маленького жеребенка. На мой взгляд, изложенный выше мотив спасения необходим автору для создания образа матери-волчицы.
Также в произведении Б.Н.Ябжанова мы заметили мотив воспоминаний. Этот мотив помогает автору воссоздать ранее происходившие события. В начале рассказа, когда волчица у логова ждет лютого, она предается воспоминаниям того, как они с ним познакомились, как они вместе охотились и добывали пищу, как появились у них семеро волчат, и какое было счастливое время для них. В другом эпизоде, когда волчица с волчонком в зубах переправлялась на другой берег, охотник не стреляет в нее, так как он заметил волчонка. Здесь он вспомнил предание о том, как когда-то другой охотник убил волчицу, переносившую вплавь в зубах своих детенышей. Наказанием ему стала потеря собственной семьи.
Следует рассмотреть и мотив любви. Волчица очень нежно, заботливо относится к своим детенышам, боится их одних оставлять в логове, у нее очень сильно развит материнский инстинкт. После их гибели от руки человека, ее сердце разрывается от горя и тоски. Также данный мотив мы наблюдаем и во взаимоотношении волчицы и лютого с момента их знакомства и в пору их совместной счастливой жизни.
Нельзя обойти без внимания и мотив одиночества, показанный писателем столь пронзительно. Оставшись совсем одна, без друга и детенышей, волчица очень сильно тоскует, во время охоты жалеет, что нет рядом надежного и сильного друга-волка. Также человек, убивший ее детенышей и тем самым навлекший огромные беды на себя и других жителей деревни, одинок в своей беспомощности. Он просит председателя колхоза освободить его от должности чабана, пока он еще больше не погряз в долгах за протравленных волчицей овец.
И еще один мотив, который повторяется так или иначе на протяжении всего повествования. Это мотив охоты. Люди охотятся на волков, чтобы сократить их численность, ибо они хищники. Если их поголовье сильно увеличится, то большой урон они могут причинить хозяйству людей. В свою очередь, стая волков также охотится, потому что им нужно пропитание на каждый день.
2.2.Исследование читательского опыта
Перед нами была поставлена задача: исследовать читательский опыт моих сверстников и работников гимназии. Мы применили метод социологического опроса и получили следующие результаты:
Вопросы классы | Читаете ли Вы произведения бур. писателей? | Любите ли Вы читать произведения о животных? | Читали Вы повесть Б.Ябжанова «Волчица»? | Сколько мотивы в рассказе обнаружили? |
| да нет | да нет | да нет | |
5-7 | | | | |
8-9 | | | | |
10-11 | | | | |
Взрослые | | | | |
Итого | | | | |
кол-во опрошенных | | | | |
Заключение
В заключение нашей работы необходимо отметить, что писатель Б.Н.Ябжанов в рассказе «Волчица» раскрывает тему взаимоотношения человека и природы. Он призывает своих читателей бережно относиться к природе, не уничтожать, а охранять ее богатства, ибо живут они по одним законам, влияют друг на друга. Потому что сам человек является частью этой природы.
Б.Н. Ябжанов утверждает, что человек и природа тесно взаимосвязаны, они создают нечто единое целое. Поэтому необходимо создавать баланс, равновесие во взаимоотношении с ней. Только тогда человек может жить гармонично на этой Земле. Если человек нарушает этот баланс, то это приводит к трагедии, гибели всего живого, в том числе и самого человека.
Исходя из цели и задач нашей работы мы приходим к к выводу о том, что Б.Н.Ябжанов в рассказе «Волчица» показал различные мотивы, которые побуждают героев к поступкам, действиям. Мы рассмотрели в данном рассказе мотив, как литературный компонент, обладающий повышенной значимостью и выявили ряд мотивов, которые образуют некую систему. В результате исследования нами выявлена следующая система мотивов:
мотив мести. Это основной мотив, являющийся доминантным, т.е. преобладающим. Все другие мотивы становятся как бы исходной позицией или вспомогательными мотивами для его реализации;
мотив ожидания;
мотив спасения;
мотив воспоминаний;
мотив любви;
мотив одиночества;
мотив охоты.
Выявленная система мотивов данного рассказа является литературным компонентом, каждый из которых обладает повышенной значимостью для создания образов героев произведения, для выявления авторской позиции к поднятой проблеме.
Также проведенное исследование читательского опыта привело нас к выводу о том, что большинство опрошенных не знают бурятских писателей, не читают их произведения. Поэтому мы призываем читателей знакомиться с произведениями бурятских писателей, читать их в переводе на русский язык. И для вас откроется богатый духовный мир нашего бурятского народа!
Список использованной литературы
Словарь литературоведческих терминов, М., 2008
Ябжанов Б.Н. Волчица, в кн.: Антология литературы Бурятии XX – начала XXI века. Улан-Удэ, издат. БНЦ СО РАН, 2011г., стр. 458-471.
Энциклопедия
7