СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена изучению физического развития школьников 16 лет г. Боготола. Новизна работы заключается в том, что подобные исследования на данной территории не проводились. Цель работы: Сравнение результатов физического развития школьников 16 лет г. Боготола по антропометрическим показателям с региональными показателями по Красноярскому краю. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

  


Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»

  Полное название темы работы

 Физическое развитие школьников г. Боготола.

 

Научное направление


Медицина и здоровье. Основы здорового питания.

 

Тип работы

 

Иcследовательская работа

 

Фамилия, имя, отчество автора

 

Животов Анатолий Сергеевич, 31.10.98

  Место учебы

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

  Класс

 

9

  Место выполнения работы

  МБОУ «СОШ№3», дистанционная школа «Юный исследователь»

  Руководитель

  Фрейлих Елена Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ№3»

  Научный руководитель 


  Казакова Галина Николаевна, доцент

Отвественный за корректуру текста работы

Фрейлих Елена Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ№3»

 

Контакты

   

Freylih_elena @bk.ru


89607635860













АННОТАЦИЯ

Животов Анатолий Сергеевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», 9 класс

Физическое развитие школьников г. Боготола.

Фрейлих Елена Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ№3»

Казакова Галина Николаевна, доцент.


Работа посвящена изучению физического развития школьников 16 лет г. Боготола. Новизна работы заключается в том, что подобные исследования на данной территории не проводились. Цель работы: Сравнение результатов физического развития школьников 16 лет г. Боготола по антропометрическим показателям с региональными показателями по Красноярскому краю. Методы и методики решения основных задач: методика антропометрических исследований, сочетанная и параллельная оценка антропометрических данных, метод «профилей» или «соматограмм» (морфограмм). Основные результаты: получены антропометрические данные основных показателей физического развития (рост и вес) 100 учащихся, проведено сравнение полученных данных с региональными показателями.


























1. ВВЕДЕНИЕ



Актуальность: Физическое развитие детей и подростков является ведущим критерием состояния здоровья и представляет собой совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития.

Наиболее наглядно и просто можно оценивать физическое развитие ребенка по различным антропометрическим показателям, что давно широко используется в педиатрии.

На территории Красноярского края сомато-физиологический статус городского детского населения за последние 40 лет изучался неоднократно [Прахин, Рапопорт, 1972; Николаев и соавт., 1998; 2001; Леонова, Рапопорт, 1989; Гуров, 1999]. Составлены региональные таблицы показателей физического развития населения Красноярского края, но население г. Боготола не включалось в обследуемый контингент. Обследовалось детское население городов, а целенаправленное изучение детского населения села во всем интервале школьного возраста не проводилось.

Проведенные в 2012 году исследования [3] детского населения сел, расположенных в окрестностях г. Красноярска и других регионов Сибири [9] показали, что сельская популяция детей отличалась от городской популяции детей более низкими соматофизиологическими показателями физического развития. И, по мнению исследователей, изучение сомато-физиологического статуса детского сельского населения Красноярского края является актуальной научно-практической задачей. Его результаты необходимы в качестве составной части для понимания общей динамики физического развития человека, так и для использования в практической деятельности медицинских работников и педагогов региона.

Проблема: Никогда не проводилось изучение показателей физического развития детей и подростков г. Боготола.

Гипотеза: Уровень физического развития школьников г.Боготола отличается от региональных показателей.

Термин «физическое развитие» в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства [6].

К показателям физического развития относятся антропометрические показатели. Общее представление о физическом развитии получают при проведении двух основных измерений: длины (роста) и массы тела. Дополнительными показателями физического развития служат: окружности головы и груди, жизненная ёмкость лёгких и мышечная сила кисти, показатели наружного осмотра (в частности степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя), уровень биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов от 5,5 до 12,5 лет и выраженности вторичных половых признаков с 10-летнеговозраста [8].

На физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. В статье [2] авторы проанализировали данные многочисленных исследований о влиянии различных факторов на развитие детей. Факторы, которые влияют на рост, развитие и здоровье ребенка, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы распределяются на следующие виды: наследственные факторы; эндокринные факторы; нервные факторы. Внешние факторы многочисленны: питание; болезни матери в течение беременности, а также болезни самого ребенка до и после рождения; гигиена, квартирные условия, пребывание на свежем воздухе и солнце, климат и географические районы проживания; социальные условия. Наблюдения, проводимые Ж. Ж. Рапопортом среди населения г. Дивногорска, подтвердили выявленную Таннером зависимость скорости роста детей от степени отдаленности мест рождения отца и матери.

Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, ученые всех стран стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерации (от лат. ассеleration — ускорение). Этот термин ввел немецкий микробиолог Роберт Кох [10].

Исследователи выдвигают большое число гипотез, пытающихся объяснить этот процесс с позиции улучшения качества питания, усиленной витаминизации, влияния электромагнитных колебаний, космического излучения и др. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием улучшения условий жизни, выдвигает в качестве причины акселерации генетические изменения, возникающие вследствие смешения различных расовых групп населения [5] .

В последнее время и отечественные, и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что темп акселерации повсеместно замедляется. Наметилась отчетливая тенденция к стабилизации процесса ускорения роста и развития и постепенная смена его в отдельных регионах РФ и крупных промышленных городах децелерацией. Децелерация-это замедленное развитие живого организма [5].

Физическое развитие современных детей характеризуется следующими особенностями: грациализацией телосложения (уменьшением всех широтных и обхватных размеров тела); дефицитом массы тела (за 20 лет частота определения возросла в 2 раза среди мальчиков и в 2,5 раза - среди девочек); снижением показателей роста (число низкорослых детей за 20 лет увеличилось почти в 3 раза); отставанием биологического возраста от календарного (главным образом у девочек-подростков). Причины децелерации: экологический фактор; генные мутации; ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания; рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению; снижение физической активности [1].

Исследованиями Российских ученых выявлены негативные тенденции в показателях физического развития детей, особенно в возрастных группах старше 12 лет. [4]. Изменились и другие показатели – уменьшился диаметр грудной клетки, таза и т. П. Они у современных детей и подростков почти во всех возрастно-половых группах меньше, чем у ровесников 60-х годов [7]. За последние десятилетия выявилось также снижение мышечной силы кистей рук – результат уменьшения массы тела не только за счет жирового, но и мышечного компонента [6].

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Цель: Сравнение результатов физического развития школьников 16 лет г. Боготола по антропометрическим показателям с региональными показателями по Красноярскому краю.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме работы. Подобрать методики измерения антропометрических показателей и обработки результатов.

2. Провести необходимые измерения: вес, рост, рассчитать ИМТ.

3. Выполнить сравнительный анализ показателей физического развития исследуемых школьников г. Боготола с региональными показателями.

4. Определить тенденции изменения антропометрических показателей школьников г. Боготола.

Методика антропометрических исследований унифицирована и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами [6]

Длина тела измеряется при помощи ростомера. Массу тела определяют при помощи взвешивания на медицинских весах. Окружность груди измеряют трижды при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха.

Для сравнительного анализа используется сочетанная оценка различных антропометрических признаков, а иногда и параллельная оценка данных антропометрических и данных физиологических исследований. С этой целью используют метод «профилей» или «соматограмм» (морфограмм), который представляет собой графическое изображение положения ряда признаков по отношению к средним величинам этих признаков, выраженное в сигмальных, центильных или балловых интервалах. Может использоваться и шкала отклонения в процентах.
По описанным методикам были обследованы 100 учащихся школы №3 и школы №4 в возрасте 15 лет. Из них 50-мальчики, 50 – девочки. Рассмотрены основные показатели физического развития: рост и вес.

Для сравнения использовали региональные показатели физического развития школьников Красноярского края (Приложение 1).

Для возраста 15 лет средний рост мальчиков 162,5-173,5 см., девочек-157,2-166,0 см.; средний вес мальчиков 48,3-62,8, девочек 50,6-60,4 кг.

Таблица 1. Результаты сравнения показателей школьников г.Боготола с региональными.

Соответствие средним показателям

Мальчики

Девочки

Рост

Вес

Рост

Вес

Ниже

15

16

16

22

Норма

24

22

23

20

Выше

11

12

11

8

Рост учащихся г. Боготола не соответствует региональным показателям. Рост ниже среднекраевых имеют 30 % учащихся, рост выше – 22 %. Вес девочек в 44 % случаев ниже региональных показателей, а вес мальчиков у 32 % ниже. Вес выше среднерегиональных имеют 16 % девочек и 24 % мальчиков. Для каждого обследуемого рассчитали индекс массы тела по формуле:

Вес

ИМТ= -----------

Рост2 Таблица 2. ИМТ школьников г. Боготола

Мальчики

Девочки

Рост

Вес

ИМТ

Рост

Вес

ИМТ

Рост

Вес

ИМТ

Рост

Вес

ИМТ

167

78

27,9

180

80

24.6

168

74

26,2

167

59

21.1

155

46

19,1

165

47

17.2

167

48

17.2

175

65

21.2

171

59

20,1

165

52

19.1

163

49

18,4

149

45

20.2

160

46

17,9

144

39

18.8

162

49

18,4

166

55

19.9

169

51

17,8

169

64

22.4

167

52

18,6

163

45

16.9

158

44

17,6

152

45

19.4

169

54

21,3

168

55

19.4

163

48

18

171

60

20.5

165

55

20,2

166

66

23.9

172

58

19,6

171

52

17.7

167

55

19,7

162

49

18.6

171

87

29,7

177

52

16.5

165

52

19,1

158

48

19.2

164

85

31,6

177

98

31.2

158

45

18,0

155

39

16.2

176

83

27,6

169

55

19.2

159

55

21,7

152

45

19.4

171

84

28,7

173

62

20.7

168

47

16,6

155

44

18.3

173

49

16,3

177

61

19.4

154

49

20,6

154

42

17.7

158

44

17,6

157

52

21

157

49

19,8

163

62

23.3

174

58

19,1

165

69

25.3

165

59

21,6

155

52

21.6

160

48

18,7

170

60

20.8

156

63

25,8

160

62

24.2

190

70

19,3

165

52

19.1

162

54

20,5

158

45

18

182

56

16,9

164

54

20

162

59

22,4

165

58

21.3

139

31

16,0

177

71

22.6

166

57

20,6

170

80

27.6

175

87

28,4

169

56

19.6

156

53

21,7

150

44

19.5

151

39

17,1

148

43

19.6

168

57

20,1

152

51

22

170

78

26,9

144

33

15.9

166

47

17

155

43

17.8

158

39

15.6

175

53

17.3

157

72

29,2

156

41

16.8

153

45

19.2

153

36

15.3

174

57

18.8

151

43

18.8

167

53

19

170

60

20.7

166

52

18.8

163

48

18


Сравнили полученные результаты с данными таблицы индекса массы тела

Таблица 3. Индекс массы тела.


Что показывает ИМТ

ИМТ


Значительный дефицит

массы тела

Менее 16



Недостаток массы тела

16-18.5



Норма веса

18.5-25



Излишек массы тела

25-30


Начальная степень

ожирения

30-35



Средняя степень ожирения

35-40


В результате сравнения получили следующие результаты:

У девочек более половины (66%) имеют ИМТ в пределах нормы. У 26 % наблюдается недостаток массы тела, у 8% - избыток. У мальчиков в 50 % случаев ИМТ соответствует норме. В большем, чем у девочек, количестве случаев наблюдается недостаток массы тела - 32 % и избыток – 18%. Причинами данного явления могут быть различные внешние и внутренние факторы. Но поскольку индекс Кетле используют для оценки достаточности питания, можно предположить, что низкий индекс ИМТ обусловлен недостаточным питанием.


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенных исследований и анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Определены антропометрические показатели: рост и вес 100 учащихся г. Боготола в возрасте 15 лет. Рассчитан их ИМТ.

2. Только около половины из числа обследованных учащихся г. Боготола по показателям роста и веса и ИМТ соответствуют региональным нормам. И по росту и повесу преобладают отклонения в меньшую сторону от региональных. У девочек более часто, чем у мальчиков, встречается дефицит массы тела.

3. Наблюдается преобладание процессов децелерации, которые у мальчиков сопровождаются повышением ИМТ (ожирением), что соответствует общим тенденциям развития современных детей старше 12 лет.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьяченко В.Г., М.Ф. Рзянкина,Л.В. Солохина. Под редакцией: В.Г. Дьяченко.Руководство по социальной педиатрии. Издательство ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск 2010

  2. Исмаилов С.И. и другие. К вопросу о факторах, влияющих на нормальный рост и развитие детей в постнатальном периоде. Международный эндокринологический журнал 6 (38) 2011.

  3. Кашкевич Е.И., Л.Н. Медведев, И.Б. Чмиль. Влияние среды проживания на долговременную направленность изменения некоторых показателей физического и полового развития детей 7-14 лет в Красноярском крае. 2012

  4. Кашкевич Е.И., Медведев Л.Н. Сравнительные особенности морфофункционального статуса детского сельского населения Средней Сибири // Вестник КГТУ, Томск. - 2006. - № 21. –

  5. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 50-55.

  6. Николаев В.Г., Медведева Н.Н. Под редакцией А.А. Баранова, В.Р. Кучмы Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов. Выпуск VI. М., ПедиатрЪ, 2013.

  7. Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е.И. Школьники (физическое и половое развитие). - Красноярск: КГМИ, - 1972. - С. 238.

  8. Чмиль И.Б., Медведев Л.Н. Возрастная динамика антропометрических показателей детского населения Красноярска // Гиг. и сан. - 2002. - № 2. - С. 49

  9. Чмиль И.Б., Медведев Л.Н. Пониженный рост и особенности физического здоровья детского населения Центральной Сибири // Сибирское медицинское обозрение. - 2002. - № 1.

  10. Wikipedia. ru.orgа.


8