| Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука» |
Полное название темы работы | Физическое развитие школьников г. Боготола. |
Научное направление | Медицина и здоровье. Основы здорового питания. |
Тип работы | Иcследовательская работа |
Фамилия, имя, отчество автора | Животов Анатолий Сергеевич, 31.10.98 |
Место учебы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» |
Класс | 9 |
Место выполнения работы | МБОУ «СОШ№3», дистанционная школа «Юный исследователь» |
Руководитель | Фрейлих Елена Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ№3» |
Научный руководитель | Казакова Галина Николаевна, доцент |
Отвественный за корректуру текста работы | Фрейлих Елена Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ№3» |
Контакты | Freylih_elena @bk.ru 89607635860 |
АННОТАЦИЯ
Животов Анатолий Сергеевич
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», 9 класс
Физическое развитие школьников г. Боготола.
Фрейлих Елена Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ№3»
Казакова Галина Николаевна, доцент.
Работа посвящена изучению физического развития школьников 16 лет г. Боготола. Новизна работы заключается в том, что подобные исследования на данной территории не проводились. Цель работы: Сравнение результатов физического развития школьников 16 лет г. Боготола по антропометрическим показателям с региональными показателями по Красноярскому краю. Методы и методики решения основных задач: методика антропометрических исследований, сочетанная и параллельная оценка антропометрических данных, метод «профилей» или «соматограмм» (морфограмм). Основные результаты: получены антропометрические данные основных показателей физического развития (рост и вес) 100 учащихся, проведено сравнение полученных данных с региональными показателями.
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Физическое развитие детей и подростков является ведущим критерием состояния здоровья и представляет собой совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития.
Наиболее наглядно и просто можно оценивать физическое развитие ребенка по различным антропометрическим показателям, что давно широко используется в педиатрии.
На территории Красноярского края сомато-физиологический статус городского детского населения за последние 40 лет изучался неоднократно [Прахин, Рапопорт, 1972; Николаев и соавт., 1998; 2001; Леонова, Рапопорт, 1989; Гуров, 1999]. Составлены региональные таблицы показателей физического развития населения Красноярского края, но население г. Боготола не включалось в обследуемый контингент. Обследовалось детское население городов, а целенаправленное изучение детского населения села во всем интервале школьного возраста не проводилось.
Проведенные в 2012 году исследования [3] детского населения сел, расположенных в окрестностях г. Красноярска и других регионов Сибири [9] показали, что сельская популяция детей отличалась от городской популяции детей более низкими соматофизиологическими показателями физического развития. И, по мнению исследователей, изучение сомато-физиологического статуса детского сельского населения Красноярского края является актуальной научно-практической задачей. Его результаты необходимы в качестве составной части для понимания общей динамики физического развития человека, так и для использования в практической деятельности медицинских работников и педагогов региона.
Проблема: Никогда не проводилось изучение показателей физического развития детей и подростков г. Боготола.
Гипотеза: Уровень физического развития школьников г.Боготола отличается от региональных показателей.
Термин «физическое развитие» в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства [6].
К показателям физического развития относятся антропометрические показатели. Общее представление о физическом развитии получают при проведении двух основных измерений: длины (роста) и массы тела. Дополнительными показателями физического развития служат: окружности головы и груди, жизненная ёмкость лёгких и мышечная сила кисти, показатели наружного осмотра (в частности степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя), уровень биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов от 5,5 до 12,5 лет и выраженности вторичных половых признаков с 10-летнеговозраста [8].
На физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. В статье [2] авторы проанализировали данные многочисленных исследований о влиянии различных факторов на развитие детей. Факторы, которые влияют на рост, развитие и здоровье ребенка, можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы распределяются на следующие виды: наследственные факторы; эндокринные факторы; нервные факторы. Внешние факторы многочисленны: питание; болезни матери в течение беременности, а также болезни самого ребенка до и после рождения; гигиена, квартирные условия, пребывание на свежем воздухе и солнце, климат и географические районы проживания; социальные условия. Наблюдения, проводимые Ж. Ж. Рапопортом среди населения г. Дивногорска, подтвердили выявленную Таннером зависимость скорости роста детей от степени отдаленности мест рождения отца и матери.
Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, ученые всех стран стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерации (от лат. ассеleration — ускорение). Этот термин ввел немецкий микробиолог Роберт Кох [10].
Исследователи выдвигают большое число гипотез, пытающихся объяснить этот процесс с позиции улучшения качества питания, усиленной витаминизации, влияния электромагнитных колебаний, космического излучения и др. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием улучшения условий жизни, выдвигает в качестве причины акселерации генетические изменения, возникающие вследствие смешения различных расовых групп населения [5] .
В последнее время и отечественные, и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что темп акселерации повсеместно замедляется. Наметилась отчетливая тенденция к стабилизации процесса ускорения роста и развития и постепенная смена его в отдельных регионах РФ и крупных промышленных городах децелерацией. Децелерация-это замедленное развитие живого организма [5].
Физическое развитие современных детей характеризуется следующими особенностями: грациализацией телосложения (уменьшением всех широтных и обхватных размеров тела); дефицитом массы тела (за 20 лет частота определения возросла в 2 раза среди мальчиков и в 2,5 раза - среди девочек); снижением показателей роста (число низкорослых детей за 20 лет увеличилось почти в 3 раза); отставанием биологического возраста от календарного (главным образом у девочек-подростков). Причины децелерации: экологический фактор; генные мутации; ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания; рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению; снижение физической активности [1].
Исследованиями Российских ученых выявлены негативные тенденции в показателях физического развития детей, особенно в возрастных группах старше 12 лет. [4]. Изменились и другие показатели – уменьшился диаметр грудной клетки, таза и т. П. Они у современных детей и подростков почти во всех возрастно-половых группах меньше, чем у ровесников 60-х годов [7]. За последние десятилетия выявилось также снижение мышечной силы кистей рук – результат уменьшения массы тела не только за счет жирового, но и мышечного компонента [6].
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель: Сравнение результатов физического развития школьников 16 лет г. Боготола по антропометрическим показателям с региональными показателями по Красноярскому краю.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме работы. Подобрать методики измерения антропометрических показателей и обработки результатов.
2. Провести необходимые измерения: вес, рост, рассчитать ИМТ.
3. Выполнить сравнительный анализ показателей физического развития исследуемых школьников г. Боготола с региональными показателями.
4. Определить тенденции изменения антропометрических показателей школьников г. Боготола.
Методика антропометрических исследований унифицирована и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами [6]
Длина тела измеряется при помощи ростомера. Массу тела определяют при помощи взвешивания на медицинских весах. Окружность груди измеряют трижды при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха.
Для сравнительного анализа используется сочетанная оценка различных антропометрических признаков, а иногда и параллельная оценка данных антропометрических и данных физиологических исследований. С этой целью используют метод «профилей» или «соматограмм» (морфограмм), который представляет собой графическое изображение положения ряда признаков по отношению к средним величинам этих признаков, выраженное в сигмальных, центильных или балловых интервалах. Может использоваться и шкала отклонения в процентах.
По описанным методикам были обследованы 100 учащихся школы №3 и школы №4 в возрасте 15 лет. Из них 50-мальчики, 50 – девочки. Рассмотрены основные показатели физического развития: рост и вес.
Для сравнения использовали региональные показатели физического развития школьников Красноярского края (Приложение 1).
Для возраста 15 лет средний рост мальчиков 162,5-173,5 см., девочек-157,2-166,0 см.; средний вес мальчиков 48,3-62,8, девочек 50,6-60,4 кг.
Таблица 1. Результаты сравнения показателей школьников г.Боготола с региональными.
Соответствие средним показателям | Мальчики | Девочки |
Рост | Вес | Рост | Вес |
Ниже | 15 | 16 | 16 | 22 |
Норма | 24 | 22 | 23 | 20 |
Выше | 11 | 12 | 11 | 8 |
Рост учащихся г. Боготола не соответствует региональным показателям. Рост ниже среднекраевых имеют 30 % учащихся, рост выше – 22 %. Вес девочек в 44 % случаев ниже региональных показателей, а вес мальчиков у 32 % ниже. Вес выше среднерегиональных имеют 16 % девочек и 24 % мальчиков. Для каждого обследуемого рассчитали индекс массы тела по формуле:
Вес
ИМТ= -----------
Рост2 Таблица 2. ИМТ школьников г. Боготола
Мальчики | Девочки |
Рост | Вес | ИМТ | Рост | Вес | ИМТ | Рост | Вес | ИМТ | Рост | Вес | ИМТ |
167 | 78 | 27,9 | 180 | 80 | 24.6 | 168 | 74 | 26,2 | 167 | 59 | 21.1 |
155 | 46 | 19,1 | 165 | 47 | 17.2 | 167 | 48 | 17.2 | 175 | 65 | 21.2 |
171 | 59 | 20,1 | 165 | 52 | 19.1 | 163 | 49 | 18,4 | 149 | 45 | 20.2 |
160 | 46 | 17,9 | 144 | 39 | 18.8 | 162 | 49 | 18,4 | 166 | 55 | 19.9 |
169 | 51 | 17,8 | 169 | 64 | 22.4 | 167 | 52 | 18,6 | 163 | 45 | 16.9 |
158 | 44 | 17,6 | 152 | 45 | 19.4 | 169 | 54 | 21,3 | 168 | 55 | 19.4 |
163 | 48 | 18 | 171 | 60 | 20.5 | 165 | 55 | 20,2 | 166 | 66 | 23.9 |
172 | 58 | 19,6 | 171 | 52 | 17.7 | 167 | 55 | 19,7 | 162 | 49 | 18.6 |
171 | 87 | 29,7 | 177 | 52 | 16.5 | 165 | 52 | 19,1 | 158 | 48 | 19.2 |
164 | 85 | 31,6 | 177 | 98 | 31.2 | 158 | 45 | 18,0 | 155 | 39 | 16.2 |
176 | 83 | 27,6 | 169 | 55 | 19.2 | 159 | 55 | 21,7 | 152 | 45 | 19.4 |
171 | 84 | 28,7 | 173 | 62 | 20.7 | 168 | 47 | 16,6 | 155 | 44 | 18.3 |
173 | 49 | 16,3 | 177 | 61 | 19.4 | 154 | 49 | 20,6 | 154 | 42 | 17.7 |
158 | 44 | 17,6 | 157 | 52 | 21 | 157 | 49 | 19,8 | 163 | 62 | 23.3 |
174 | 58 | 19,1 | 165 | 69 | 25.3 | 165 | 59 | 21,6 | 155 | 52 | 21.6 |
160 | 48 | 18,7 | 170 | 60 | 20.8 | 156 | 63 | 25,8 | 160 | 62 | 24.2 |
190 | 70 | 19,3 | 165 | 52 | 19.1 | 162 | 54 | 20,5 | 158 | 45 | 18 |
182 | 56 | 16,9 | 164 | 54 | 20 | 162 | 59 | 22,4 | 165 | 58 | 21.3 |
139 | 31 | 16,0 | 177 | 71 | 22.6 | 166 | 57 | 20,6 | 170 | 80 | 27.6 |
175 | 87 | 28,4 | 169 | 56 | 19.6 | 156 | 53 | 21,7 | 150 | 44 | 19.5 |
151 | 39 | 17,1 | 148 | 43 | 19.6 | 168 | 57 | 20,1 | 152 | 51 | 22 |
170 | 78 | 26,9 | 144 | 33 | 15.9 | 166 | 47 | 17 | 155 | 43 | 17.8 |
158 | 39 | 15.6 | 175 | 53 | 17.3 | 157 | 72 | 29,2 | 156 | 41 | 16.8 |
153 | 45 | 19.2 | 153 | 36 | 15.3 | 174 | 57 | 18.8 | 151 | 43 | 18.8 |
167 | 53 | 19 | 170 | 60 | 20.7 | 166 | 52 | 18.8 | 163 | 48 | 18 |
Сравнили полученные результаты с данными таблицы индекса массы тела
Таблица 3. Индекс массы тела.
| Что показывает ИМТ | ИМТ |
| Значительный дефицит массы тела | Менее 16 |
| Недостаток массы тела | 16-18.5 |
| Норма веса | 18.5-25 |
| Излишек массы тела | 25-30 |
| Начальная степень ожирения | 30-35 |
| Средняя степень ожирения | 35-40 |
В результате сравнения получили следующие результаты: 

У девочек более половины (66%) имеют ИМТ в пределах нормы. У 26 % наблюдается недостаток массы тела, у 8% - избыток. У мальчиков в 50 % случаев ИМТ соответствует норме. В большем, чем у девочек, количестве случаев наблюдается недостаток массы тела - 32 % и избыток – 18%. Причинами данного явления могут быть различные внешние и внутренние факторы. Но поскольку индекс Кетле используют для оценки достаточности питания, можно предположить, что низкий индекс ИМТ обусловлен недостаточным питанием.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных исследований и анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Определены антропометрические показатели: рост и вес 100 учащихся г. Боготола в возрасте 15 лет. Рассчитан их ИМТ.
2. Только около половины из числа обследованных учащихся г. Боготола по показателям роста и веса и ИМТ соответствуют региональным нормам. И по росту и повесу преобладают отклонения в меньшую сторону от региональных. У девочек более часто, чем у мальчиков, встречается дефицит массы тела.
3. Наблюдается преобладание процессов децелерации, которые у мальчиков сопровождаются повышением ИМТ (ожирением), что соответствует общим тенденциям развития современных детей старше 12 лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дьяченко В.Г., М.Ф. Рзянкина,Л.В. Солохина. Под редакцией: В.Г. Дьяченко.Руководство по социальной педиатрии. Издательство ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск 2010
Исмаилов С.И. и другие. К вопросу о факторах, влияющих на нормальный рост и развитие детей в постнатальном периоде. Международный эндокринологический журнал 6 (38) 2011.
Кашкевич Е.И., Л.Н. Медведев, И.Б. Чмиль. Влияние среды проживания на долговременную направленность изменения некоторых показателей физического и полового развития детей 7-14 лет в Красноярском крае. 2012
Кашкевич Е.И., Медведев Л.Н. Сравнительные особенности морфофункционального статуса детского сельского населения Средней Сибири // Вестник КГТУ, Томск. - 2006. - № 21. –
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 50-55.
Николаев В.Г., Медведева Н.Н. Под редакцией А.А. Баранова, В.Р. Кучмы Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов. Выпуск VI. М., ПедиатрЪ, 2013.
Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е.И. Школьники (физическое и половое развитие). - Красноярск: КГМИ, - 1972. - С. 238.
Чмиль И.Б., Медведев Л.Н. Возрастная динамика антропометрических показателей детского населения Красноярска // Гиг. и сан. - 2002. - № 2. - С. 49
Чмиль И.Б., Медведев Л.Н. Пониженный рост и особенности физического здоровья детского населения Центральной Сибири // Сибирское медицинское обозрение. - 2002. - № 1.
Wikipedia. ru.orgа.
8