СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Измерение влажности воздуха и влияние влажности на самочувствие людей. В процссе выполнения работы обучающиеся могут измерить влажность воздуха в помещении, выявить зависимость самочувствия людей от показателя влажности в помещении. Так же стоит обратить внимание на способы изменения влажности воздуха.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

VIII Звениговская районная научно-практическая конференция школьников

«Шаг в науку»



Секция «Физика»



















Влажность и микроклимат в помещении


          1. Исследовательская работа




        1. Выполнена учениками

8а класса МОУ «Звениговский лицей»

        1. Ноаровым Сергеем Владимировичем и

Мантровым Андреем Васильевичем


Научный руководитель -

Григорьева Татьяна Николаевна,

учитель физики

МОУ «Звениговский лицей»











г. Звенигово, 2015 год

Оглавление


  1. Введение.....................................................................................................с. 3

  2. Основная часть

2.1. Что такое влажность, значение влажности для жизнедеятельности человека ............................................................................................................с. 5

2.2. Санитарно-гигиенические нормы влажности в помещении………с. 6

    1. Измерение влажности (экспериментальная часть)……………….с. 7

    2. Анализ полученных результатов..................................................с. 8

  1. Заключение................................................................................................с. 10

  2. Список использованных источников и литературы....................................с. 11

  3. Приложение …......................................................................................... с. 12


























Введение


Человеческий организм является системой, которая постоянно взаимодействует с окружающей средой. Важным параметром окружающей среды является влажность. Качественный воздух в помещении влияет на самочувствие, помогает избежать хронических заболеваний и аллергических реакций на пыль или на плесень. Кроме того, влажность воздуха влияет и на растения и предметы, находящиеся в помещении. Поэтому очень важно определить уровень влажности в помещении, а затем поддерживать его в норме. Перед тем, как приступить к работе, мы провели опрос среди учеников 8-9 классов и учителей Звениговского лицея. Многие не знают: какова влажность в помещении и как она влияет на микроклимат в помещении (Приложение №1, 2).

Предмет исследования: влияние влажности воздуха на микроклимат в помещениях.

Объект исследования: кабинеты и помещения МОУ «Звениговский лицей».

Цель данной работы: выявить влияние влажности воздуха в холодный период времени на микроклимат в помещениях.

Гипотеза: Если влажность воздуха в помещении соответствует нормам, человек чувствует себя комфортно.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить различные источники информации по данной теме (литература, информационная коммуникационная сеть Интернет).

2. Измерить влажность воздуха в помещениях Звениговского лицея, в цветочных магазинах города Звенигово, Межпоселенческой библиотеке, Звениговском районном краеведческом музее.

3. Проанализировать результаты эксперимента, сделать выводы.

4. В случае несоответствия влажности нормам, предложить варианты по улучшению микроклимата в помещении.

Методы исследования:
1. Поисковый.

2. Опрос.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.
5. Анализ результатов
























2. Основная часть

2.1. Что такое влажность, значение влажности

для жизнедеятельности человека


Влажность воздуха характеризуется содержанием водяного пара. Процентное отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к тому количеству, которое может содержаться при данной температуре. Она показывает степень насыщения воздуха водяным паром.

Водяной пар поступает в атмосферу в результате процесса испарения с поверхности. Испарение зависит от температуры испаряющей поверхности и от относительной влажности воздуха. Насыщенный воздух не может вместить больше пара, если температура его не повысится. При повышении температуры, он удаляется от насыщения, при понижении, наоборот, в нем может начаться конденсация. Так происходит, например, летней ночью при ясной погоде, соприкасаясь с холодной поверхностью, оставляет на ней капельки росы. При отрицательной температуре выпадает иней. В воздухе, охлаждающемся от поверхности или от пришедшего холодного воздуха, образуется туман. Он состоит из мелких капелек или кристалликов, взвешенных в воздухе.

Наиболее благоприятным для жизни человека считается воздух с относительной влажностью от 40% до 60% при температуре 20-25º С.

Особенно низкая влажность воздуха наблюдается в помещениях в зимнее время, увеличивается риск подхватить респираторную инфекцию. Также известен тот факт, что в сухом воздухе содержится избыточное количество положительно заряженных ионов, а это способствует развитию стрессовых состояний у людей. Недостаток влажности приводит к сухости кожи и раннему её старению. Группа риска при недостаточной влажности - это дети и люди с заболеваниями дыхательных путей.

Повышенная влажность также приносит вред. При слишком высоких её показателях грибок и плесень интенсивно распространяются в углах и на стенах помещения. Особенно опасно сочетание высокой влажности и высокой температуры воздуха, так как при этом значительно ухудшается тепловое состояние человека, снижается эффективность испарения пота и тем самым затрудняется теплоотдача.

Влажность воздуха немаловажный параметр, от которого зависит самочувствие человека. Кроме того, влажность воздуха должна поддерживаться и для сохранности предметов, которые хранятся в музеях и библиотеках. Именно поэтому некоторые объекты помещают под специальные стеклянные витрины. Специалисты музеев контролируют влажность с помощью приборов, т.к. резкие перепады влажности губительно будут действовать на объекты культуры.


    1. Санитарно-гигиенические нормы влажности в помещении


В Российской Федерации постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".

Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека.

Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в табл.1, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.





Таблица 1

Оптимальные величины показателей микроклимата

на рабочих местах производственных помещений


Период года

Категория работ

Температура воздуха, ºС

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с


Холодный

Лёгкая – 1а

22-24

40-60

0,1

Лёгкая – 1б

21-23

40-60

0,1


Тёплый

Лёгкая – 1а

23-25

40-60

0,1

Лёгкая – 1б

22-24

40-60

0,2


2.3. Измерение влажности (экспериментальная часть)


Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, отвечают ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Для измерения влажности в эксперименте использовали гигрометр психрометрический ВИТ-2 (Приложение № 3). Гигрометр - измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха, состоит из двух термометров, один из них «сухой», второй – «влажный».

Относительную влажность воздуха определяли по психрометрической таблице. В определенных случаях, указанных в инструкции по эксплуатации гигрометра, применяли интерполяцию.

Результаты измерений представлены в Приложении №4. Результаты и

Для сравнения, измерили влажность воздуха в Межпоселенческой библиотеке, цветочных магазинах города Звенигово и Звениговском районном краеведческом музее (Приложение №5).



2.4. Анализ полученных результатов


На основании анализа результатов проведенных исследований было выяснено, что влажность воздуха в некоторых кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам, в других кабинетах – не всегда, преимущественно низкий показатель влажности. Сухость воздуха вызывает ряд неприятных симптомов у людей: нарушения дыхания, насморк, першение в носу и горле, сухости кожи лица и рук. В условиях сухого воздуха появляется сонливость, рассеянность, повышенная утомляемость, снижается работоспособность (кабинет информатики). Низкая влажность воздуха преимущественно в кабинетах, которые находятся на солнечной стороне (кабинет информатики, физики). Появляется пыль, трещины на предметах из дерева, засохшие цветы или цветы вообще не растут. Ученики в этих кабинетах быстро утомляются.

В результате исследований была обнаружена взаимосвязь между микроклиматом помещений и ростом растений. В кабинетах с более высокой температурой воздуха и нормальной влажностью комнатные растения чувствовали себя более комфортно, земляной ком в цветочных горшках мягкий, без следа плесени или поражений различными инфекциями (кабинет биологии).

Что же может сделать ученик, как самостоятельно улучшить микроклимат в помещении, увеличить влажность воздуха в некоторых кабинетах Звениговского лицея?

Для улучшения микроклимата предлагаем:

- использовать специальные увлажнители (это затратный вариант), Увлажнители бывают: традиционными, паровыми, ультразвуковыми.

- Народные средства увлажнения воздуха - поставить чашу с водой возле батареи. В нее опускается конец бинта, сложенного в несколько рядов, другой конец располагается на батарее, вода по бинту постоянно поднимается наверх и испаряется от тепла.

- разведение комнатных растений, которые сами по себе отдают влагу и требуют ежедневного опрыскивания (например, хлорофитум, традесканция).

- установка аквариума (и красиво, и полезно).

- приобретение маленького декоративного фонтана.


























Заключение


Данная работа позволила еще больше обратить наше внимание на важность науки физики, более детально изучить явление испарения и определить влажность воздуха в помещении. Надо отметить, что эксперимент проводился в течение ограниченного периода времени, но позволил сделать некоторые выводы: в зимний период в помещениях содержится недостаточное количество влаги для комфортного самочувствия людей и растений.

Результаты, полученные в данной работе, имеют практическое применение. Цель работы достигнута – выявлена зависимость микроклимата в помещении от влажности воздуха в холодный период времени. Предложены варианты улучшения микроклимата в помещении. Зная, что такое влажность и как ее можно изменить позволит создать максимально комфортный для человека микроклимат в помещении.
















Список использованных источников и литературы


1. Справочник школьника 5-11 классы, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.

2. Усольцев В. А. «Измерение влажности воздуха», С-Пб, 1998 год

3. Ресурсы сети Интернет:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E6%ED%EE%F1%F2%FC

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%F0%EE%EC%E5%F2%F0 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/74989/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://www.ecoflock.ru/articles.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%E3%F0%EE%EC%E5%F2%F0#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 – Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов (ЦОР), раздел «Физика»;

http://potential.org.ru/ - Образовательный журнал для старшеклассников и учителей;

http://allphysics.ru/ - сайт для всех, интересующихся физикой;

http://sfiz.ru/index.php - «Эта удивительная физика»;

  1. Практические данные, полученные в ходе эксперимента.

  2. Генденштейн Л.Э. Физика 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена – 8 –е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2014 – 272 с.










Приложение №1


Опрос среди учащихся и работников школы

Как Вы думаете:

1). Влияет ли влажность воздуха на Ваше самочувствие:

-да

- нет

- не знаю

2). Может ли влажность воздуха в помещении зависеть от температуры воздуха на улице:

-да

- нет

- не знаю

3). Можно ли повысить влажность воздуха искусственным путём. Приведите примеры:

-да

- нет

- сомневаюсь

4). Влияют ли на поддержание оптимальной влажности комнатные растения, находящиеся в кабинете:

-да

- нет

- не знаю

5). Каким образом Вы ощущаете, что в помещении очень сухой воздух:

варианты ответов:

- сухая кожа лица и рук;

- першение в горле;

- сухость в носу;

- беспричинный кашель;

- накапливание статического электрического заряда на поверхности одежды и на волосах.









Приложение №2


Результаты социологического опроса среди учащихся

и работников школы


Опрошено среди учащихся 8-9 классов (22 респондента).


Как Вы думаете:

а). Влияет ли влажность воздуха на Ваше самочувствие:

-да – 55%

- нет – 27%

- не знаю – 18%

б). Может ли влажность воздуха в помещении зависеть от температуры воздуха на улице:

-да – 86%

- нет – 9%

- не знаю – 5%

в). Можно ли повысить влажность воздуха искусственным путём. Приведите примеры:

- да – 67% Использовать увлажнители воздуха, поставить на окно воду в стакане, чаще мыть полы в комнате, среди цветов поставить блюдце с водой и т.д.

- нет – 14%

- сомневаюсь – 19%

г). Влияют ли на поддержание оптимальной влажности комнатные растения, находящиеся в кабинете:

-да – 91%

- нет – 0%

- не знаю – 9%

д). Каким образом Вы ощущаете, что в помещении очень сухой воздух: варианты ответов:

- сухая кожа лица и рук – 36%

- першение в горле – 13%

- сухость в носу – 27%

- беспричинный кашель – 19%

- накапливание статического электрического заряда на поверхности одежды и на волосах – 68%



Результаты социологического опроса среди учащихся

и работников школы


Опрошено среди учителей (10 респондентов).


Как Вы думаете:

а). Влияет ли влажность воздуха на Ваше самочувствие:

-да – 90%

- нет – 10%

- не знаю – 0%

б). Может ли влажность воздуха в помещении зависеть от температуры воздуха на улице:

-да – 80%

- нет – 20%

- не знаю – 0%

в). Можно ли повысить влажность воздуха искусственным путём. Приведите примеры:

- да – 100% Использовать увлажнители воздуха, поставить на окно воду в стакане, чаще мыть полы в

комнате, среди цветов поставить блюдце с водой и т.д.

- нет – 0%

- сомневаюсь – 0%

г). Влияют ли на поддержание оптимальной влажности комнатные растения, находящиеся в кабинете:

-да – 100%

- нет – 0%

- не знаю – 0%

д). Каким образом Вы ощущаете, что в помещении очень сухой воздух: варианты ответов:

- сухая кожа лица и рук – 60%

- першение в горле – 50%

- сухость в носу – 40%

- беспричинный кашель – 10%

- накапливание статического электрического заряда на поверхности одежды и на волосах – 60%






Приложение №3

Гигрометр ВИТ -2





























Приложение №4



Измерение влажности воздуха в учебных помещениях

МОУ «Звениговский лицей»



Кабинет №28

Дата

Время

07.03

11:45

09.03

14:05

10.03

9:15

11.03

12:20

t сух. °C

27,8°C

26°C

26,2°C

26,7°C

t вл. °C

18,6°C

17,8°C

18,2°C

18,4°C

Разность t, °C

9,2°C

8,2°C

8°C

8,3°C

Влажность, %

38%

37,8%

41,4%

41,9%

Примечание

Кабинет находится на солнечной стороне, цветов в кабинете присутствуют в небольшом количестве



Средняя влажность – 39,76%


Кабинет №37

Дата

Время

07.03

11:53

09.03

13:37

10.03

10:15

11.03

14:20

t сух. °C

23,8°C

21°C

23°C

22°C

t вл. °C

16,4°C

14°C

16,4°C

17°C

Разность t, °C

7,4°C

7°C

6,6°C

5°C

Влажность %

39,2%

40%

43,4%

56%

Примечание

Кабинет находится на солнечной стороне, цветы в кабинете присутствуют, имеются жалюзи



Средняя влажность – 44,65%



Кабинет №48

Дата

Время

07.03

12:09

09.03

13:55

10.03

11:15

11.03

13:20

t сух. °C

23,6°C

21°C

21,8°C

24,2°C

t вл. °C

16,2°C

15,2°C

16°C

17,8°C

Разность t, °C

7,4°C

5,8°C

5,8°C

6,4°C

Влажность %

39%

53,4%

47,8°C

47,4%

Примечание

Кабинет находится на солнечной стороне, достаточно много цветов



Средняя влажность – 46,9%



Кабинет №2

Дата

Время

07.03

12:02

9.03

14:15

10.03

12:20

t сух. °C

26,2°C

26°C

28,5°C

t вл. °C

16°C

17,5°C

20°C

Разность t, °C

10,2°C

8,5°C

8,5°C

Влажность %

29%

39%

42,5%

Примечание

Кабинет находится на солнечной стороне, цветов нет, работают около 12 компьютеров


Средняя влажность – 36,8%






















Приложение №5



Другие объекты


Объект

Библиотека

Цветочный магазин

№1(возле универмага)

Цветочный магазин

№2(возле мегакома)

Музей

Дата

Время

09.03

12:15

09.03

12:30

09.03

13:05

11.03

14:30

t сух. °C

26,6°C

18,8°C

25,4°C

14,5°C

t вл. °C

18,4°C

14,4°C

18,8°C

10,5°C

Разность t, °C

8,2°C

4,4°C

6,6°C

4°C

Влажность %

41,4%

62,3%

53%

57%

Примечание




Много книг



Стоят 2 обогревателя



Цветов очень много, батареи отключены, в самом здании тепло



Было холодно, измерения проводились в отдельной комнате с множеством экспонатов





















18