VIII Звениговская районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг в науку»
Секция «Физика»
Влажность и микроклимат в помещении
- Исследовательская работа
-
- Выполнена учениками
8а класса МОУ «Звениговский лицей»
- Ноаровым Сергеем Владимировичем и
Мантровым Андреем Васильевичем
Научный руководитель -
Григорьева Татьяна Николаевна,
учитель физики
МОУ «Звениговский лицей»
г. Звенигово, 2015 год
Оглавление
Введение.....................................................................................................с. 3
Основная часть
2.1. Что такое влажность, значение влажности для жизнедеятельности человека ............................................................................................................с. 5
2.2. Санитарно-гигиенические нормы влажности в помещении………с. 6
Измерение влажности (экспериментальная часть)……………….с. 7
Анализ полученных результатов..................................................с. 8
Заключение................................................................................................с. 10
Список использованных источников и литературы....................................с. 11
Приложение …......................................................................................... с. 12
Введение
Человеческий организм является системой, которая постоянно взаимодействует с окружающей средой. Важным параметром окружающей среды является влажность. Качественный воздух в помещении влияет на самочувствие, помогает избежать хронических заболеваний и аллергических реакций на пыль или на плесень. Кроме того, влажность воздуха влияет и на растения и предметы, находящиеся в помещении. Поэтому очень важно определить уровень влажности в помещении, а затем поддерживать его в норме. Перед тем, как приступить к работе, мы провели опрос среди учеников 8-9 классов и учителей Звениговского лицея. Многие не знают: какова влажность в помещении и как она влияет на микроклимат в помещении (Приложение №1, 2).
Предмет исследования: влияние влажности воздуха на микроклимат в помещениях.
Объект исследования: кабинеты и помещения МОУ «Звениговский лицей».
Цель данной работы: выявить влияние влажности воздуха в холодный период времени на микроклимат в помещениях.
Гипотеза: Если влажность воздуха в помещении соответствует нормам, человек чувствует себя комфортно.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить различные источники информации по данной теме (литература, информационная коммуникационная сеть Интернет).
2. Измерить влажность воздуха в помещениях Звениговского лицея, в цветочных магазинах города Звенигово, Межпоселенческой библиотеке, Звениговском районном краеведческом музее.
3. Проанализировать результаты эксперимента, сделать выводы.
4. В случае несоответствия влажности нормам, предложить варианты по улучшению микроклимата в помещении.
Методы исследования:
1. Поисковый.
2. Опрос.
3. Наблюдение.
4. Эксперимент.
5. Анализ результатов
2. Основная часть
2.1. Что такое влажность, значение влажности
для жизнедеятельности человека
Влажность воздуха характеризуется содержанием водяного пара. Процентное отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к тому количеству, которое может содержаться при данной температуре. Она показывает степень насыщения воздуха водяным паром.
Водяной пар поступает в атмосферу в результате процесса испарения с поверхности. Испарение зависит от температуры испаряющей поверхности и от относительной влажности воздуха. Насыщенный воздух не может вместить больше пара, если температура его не повысится. При повышении температуры, он удаляется от насыщения, при понижении, наоборот, в нем может начаться конденсация. Так происходит, например, летней ночью при ясной погоде, соприкасаясь с холодной поверхностью, оставляет на ней капельки росы. При отрицательной температуре выпадает иней. В воздухе, охлаждающемся от поверхности или от пришедшего холодного воздуха, образуется туман. Он состоит из мелких капелек или кристалликов, взвешенных в воздухе.
Наиболее благоприятным для жизни человека считается воздух с относительной влажностью от 40% до 60% при температуре 20-25º С.
Особенно низкая влажность воздуха наблюдается в помещениях в зимнее время, увеличивается риск подхватить респираторную инфекцию. Также известен тот факт, что в сухом воздухе содержится избыточное количество положительно заряженных ионов, а это способствует развитию стрессовых состояний у людей. Недостаток влажности приводит к сухости кожи и раннему её старению. Группа риска при недостаточной влажности - это дети и люди с заболеваниями дыхательных путей.
Повышенная влажность также приносит вред. При слишком высоких её показателях грибок и плесень интенсивно распространяются в углах и на стенах помещения. Особенно опасно сочетание высокой влажности и высокой температуры воздуха, так как при этом значительно ухудшается тепловое состояние человека, снижается эффективность испарения пота и тем самым затрудняется теплоотдача.
Влажность воздуха немаловажный параметр, от которого зависит самочувствие человека. Кроме того, влажность воздуха должна поддерживаться и для сохранности предметов, которые хранятся в музеях и библиотеках. Именно поэтому некоторые объекты помещают под специальные стеклянные витрины. Специалисты музеев контролируют влажность с помощью приборов, т.к. резкие перепады влажности губительно будут действовать на объекты культуры.
Санитарно-гигиенические нормы влажности в помещении
В Российской Федерации постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".
Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека.
Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в табл.1, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.
Таблица 1
Оптимальные величины показателей микроклимата
на рабочих местах производственных помещений
Период года | Категория работ | Температура воздуха, ºС | Относительная влажность воздуха, % | Скорость движения воздуха, м/с |
Холодный | Лёгкая – 1а | 22-24 | 40-60 | 0,1 |
Лёгкая – 1б | 21-23 | 40-60 | 0,1 |
Тёплый | Лёгкая – 1а | 23-25 | 40-60 | 0,1 |
Лёгкая – 1б | 22-24 | 40-60 | 0,2 |
2.3. Измерение влажности (экспериментальная часть)
Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, отвечают ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Для измерения влажности в эксперименте использовали гигрометр психрометрический ВИТ-2 (Приложение № 3). Гигрометр - измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха, состоит из двух термометров, один из них «сухой», второй – «влажный».
Относительную влажность воздуха определяли по психрометрической таблице. В определенных случаях, указанных в инструкции по эксплуатации гигрометра, применяли интерполяцию.
Результаты измерений представлены в Приложении №4. Результаты и
Для сравнения, измерили влажность воздуха в Межпоселенческой библиотеке, цветочных магазинах города Звенигово и Звениговском районном краеведческом музее (Приложение №5).
2.4. Анализ полученных результатов
На основании анализа результатов проведенных исследований было выяснено, что влажность воздуха в некоторых кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам, в других кабинетах – не всегда, преимущественно низкий показатель влажности. Сухость воздуха вызывает ряд неприятных симптомов у людей: нарушения дыхания, насморк, першение в носу и горле, сухости кожи лица и рук. В условиях сухого воздуха появляется сонливость, рассеянность, повышенная утомляемость, снижается работоспособность (кабинет информатики). Низкая влажность воздуха преимущественно в кабинетах, которые находятся на солнечной стороне (кабинет информатики, физики). Появляется пыль, трещины на предметах из дерева, засохшие цветы или цветы вообще не растут. Ученики в этих кабинетах быстро утомляются.
В результате исследований была обнаружена взаимосвязь между микроклиматом помещений и ростом растений. В кабинетах с более высокой температурой воздуха и нормальной влажностью комнатные растения чувствовали себя более комфортно, земляной ком в цветочных горшках мягкий, без следа плесени или поражений различными инфекциями (кабинет биологии).
Что же может сделать ученик, как самостоятельно улучшить микроклимат в помещении, увеличить влажность воздуха в некоторых кабинетах Звениговского лицея?
Для улучшения микроклимата предлагаем:
- использовать специальные увлажнители (это затратный вариант), Увлажнители бывают: традиционными, паровыми, ультразвуковыми.
- Народные средства увлажнения воздуха - поставить чашу с водой возле батареи. В нее опускается конец бинта, сложенного в несколько рядов, другой конец располагается на батарее, вода по бинту постоянно поднимается наверх и испаряется от тепла.
- разведение комнатных растений, которые сами по себе отдают влагу и требуют ежедневного опрыскивания (например, хлорофитум, традесканция).
- установка аквариума (и красиво, и полезно).
- приобретение маленького декоративного фонтана.
Заключение
Данная работа позволила еще больше обратить наше внимание на важность науки физики, более детально изучить явление испарения и определить влажность воздуха в помещении. Надо отметить, что эксперимент проводился в течение ограниченного периода времени, но позволил сделать некоторые выводы: в зимний период в помещениях содержится недостаточное количество влаги для комфортного самочувствия людей и растений.
Результаты, полученные в данной работе, имеют практическое применение. Цель работы достигнута – выявлена зависимость микроклимата в помещении от влажности воздуха в холодный период времени. Предложены варианты улучшения микроклимата в помещении. Зная, что такое влажность и как ее можно изменить позволит создать максимально комфортный для человека микроклимат в помещении.
Список использованных источников и литературы
1. Справочник школьника 5-11 классы, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.
2. Усольцев В. А. «Измерение влажности воздуха», С-Пб, 1998 год
3. Ресурсы сети Интернет:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E6%ED%EE%F1%F2%FC
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%F0%EE%EC%E5%F2%F0 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/74989/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://www.ecoflock.ru/articles.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%E3%F0%EE%EC%E5%F2%F0#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 – Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов (ЦОР), раздел «Физика»;
http://potential.org.ru/ - Образовательный журнал для старшеклассников и учителей;
http://allphysics.ru/ - сайт для всех, интересующихся физикой;
http://sfiz.ru/index.php - «Эта удивительная физика»;
Практические данные, полученные в ходе эксперимента.
Генденштейн Л.Э. Физика 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена – 8 –е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2014 – 272 с.
Приложение №1
Опрос среди учащихся и работников школы
Как Вы думаете:
1). Влияет ли влажность воздуха на Ваше самочувствие:
-да
- нет
- не знаю
2). Может ли влажность воздуха в помещении зависеть от температуры воздуха на улице:
-да
- нет
- не знаю
3). Можно ли повысить влажность воздуха искусственным путём. Приведите примеры:
-да
- нет
- сомневаюсь
4). Влияют ли на поддержание оптимальной влажности комнатные растения, находящиеся в кабинете:
-да
- нет
- не знаю
5). Каким образом Вы ощущаете, что в помещении очень сухой воздух:
варианты ответов:
- сухая кожа лица и рук;
- першение в горле;
- сухость в носу;
- беспричинный кашель;
- накапливание статического электрического заряда на поверхности одежды и на волосах.
Приложение №2
Результаты социологического опроса среди учащихся
и работников школы
Опрошено среди учащихся 8-9 классов (22 респондента).
Как Вы думаете:
а). Влияет ли влажность воздуха на Ваше самочувствие:
-да – 55%
- нет – 27%
- не знаю – 18%
б). Может ли влажность воздуха в помещении зависеть от температуры воздуха на улице:
-да – 86%
- нет – 9%
- не знаю – 5%
в). Можно ли повысить влажность воздуха искусственным путём. Приведите примеры:
- да – 67% Использовать увлажнители воздуха, поставить на окно воду в стакане, чаще мыть полы в комнате, среди цветов поставить блюдце с водой и т.д.
- нет – 14%
- сомневаюсь – 19%
г). Влияют ли на поддержание оптимальной влажности комнатные растения, находящиеся в кабинете:
-да – 91%
- нет – 0%
- не знаю – 9%
д). Каким образом Вы ощущаете, что в помещении очень сухой воздух: варианты ответов:
- сухая кожа лица и рук – 36%
- першение в горле – 13%
- сухость в носу – 27%
- беспричинный кашель – 19%
- накапливание статического электрического заряда на поверхности одежды и на волосах – 68%
Результаты социологического опроса среди учащихся
и работников школы
Опрошено среди учителей (10 респондентов).
Как Вы думаете:
а). Влияет ли влажность воздуха на Ваше самочувствие:
-да – 90%
- нет – 10%
- не знаю – 0%
б). Может ли влажность воздуха в помещении зависеть от температуры воздуха на улице:
-да – 80%
- нет – 20%
- не знаю – 0%
в). Можно ли повысить влажность воздуха искусственным путём. Приведите примеры:
- да – 100% Использовать увлажнители воздуха, поставить на окно воду в стакане, чаще мыть полы в
комнате, среди цветов поставить блюдце с водой и т.д.
- нет – 0%
- сомневаюсь – 0%
г). Влияют ли на поддержание оптимальной влажности комнатные растения, находящиеся в кабинете:
-да – 100%
- нет – 0%
- не знаю – 0%
д). Каким образом Вы ощущаете, что в помещении очень сухой воздух: варианты ответов:
- сухая кожа лица и рук – 60%
- першение в горле – 50%
- сухость в носу – 40%
- беспричинный кашель – 10%
- накапливание статического электрического заряда на поверхности одежды и на волосах – 60%
Приложение №3
Гигрометр ВИТ -2

Приложение №4
Измерение влажности воздуха в учебных помещениях
МОУ «Звениговский лицей»
Кабинет №28
Дата Время | 07.03 11:45 | 09.03 14:05 | 10.03 9:15 | 11.03 12:20 |
t сух. °C | 27,8°C | 26°C | 26,2°C | 26,7°C |
t вл. °C | 18,6°C | 17,8°C | 18,2°C | 18,4°C |
Разность t, °C | 9,2°C | 8,2°C | 8°C | 8,3°C |
Влажность, % | 38% | 37,8% | 41,4% | 41,9% |
Примечание | Кабинет находится на солнечной стороне, цветов в кабинете присутствуют в небольшом количестве |
Средняя влажность – 39,76%
Кабинет №37
Дата Время | 07.03 11:53 | 09.03 13:37 | 10.03 10:15 | 11.03 14:20 |
t сух. °C | 23,8°C | 21°C | 23°C | 22°C |
t вл. °C | 16,4°C | 14°C | 16,4°C | 17°C |
Разность t, °C | 7,4°C | 7°C | 6,6°C | 5°C |
Влажность % | 39,2% | 40% | 43,4% | 56% |
Примечание | Кабинет находится на солнечной стороне, цветы в кабинете присутствуют, имеются жалюзи |
Средняя влажность – 44,65%
Кабинет №48
Дата Время | 07.03 12:09 | 09.03 13:55 | 10.03 11:15 | 11.03 13:20 |
t сух. °C | 23,6°C | 21°C | 21,8°C | 24,2°C |
t вл. °C | 16,2°C | 15,2°C | 16°C | 17,8°C |
Разность t, °C | 7,4°C | 5,8°C | 5,8°C | 6,4°C |
Влажность % | 39% | 53,4% | 47,8°C | 47,4% |
Примечание | Кабинет находится на солнечной стороне, достаточно много цветов |
Средняя влажность – 46,9%
Кабинет №2
Дата Время | 07.03 12:02 | 9.03 14:15 | 10.03 12:20 |
t сух. °C | 26,2°C | 26°C | 28,5°C |
t вл. °C | 16°C | 17,5°C | 20°C |
Разность t, °C | 10,2°C | 8,5°C | 8,5°C |
Влажность % | 29% | 39% | 42,5% |
Примечание | Кабинет находится на солнечной стороне, цветов нет, работают около 12 компьютеров |
Средняя влажность – 36,8%
Приложение №5
Другие объекты
Объект | Библиотека | Цветочный магазин №1(возле универмага) | Цветочный магазин №2(возле мегакома) | Музей |
Дата Время | 09.03 12:15 | 09.03 12:30 | 09.03 13:05 | 11.03 14:30 |
t сух. °C | 26,6°C | 18,8°C | 25,4°C | 14,5°C |
t вл. °C | 18,4°C | 14,4°C | 18,8°C | 10,5°C |
Разность t, °C | 8,2°C | 4,4°C | 6,6°C | 4°C |
Влажность % | 41,4% | 62,3% | 53% | 57% |
Примечание | Много книг | Стоят 2 обогревателя | Цветов очень много, батареи отключены, в самом здании тепло | Было холодно, измерения проводились в отдельной комнате с множеством экспонатов |
18