СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История моей Родины"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объясняется происхождение название деревни Шора. Рассказывается  история деревни с превой четверти 19 века  до сегодняшних дней.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История моей Родины"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец»

Мари - Турекского района Республики Марий Эл








ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Моя малая Родина»










Автор: Егорова Ксения, ученица 6класса.

Руководитель: Набиева Илнура Мансуровна,

учитель истории и обществознания.









СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение:

- актуальность;

- цели и задачи;

- гипотеза;

- методы исследования;

- объект исследования.



  1. Основная часть:

- ход работы.



  1. Заключение.

  1. Список использованных источников.





  1. Приложение.

















Введение

Я живу в деревне, которой скоро будет 200 лет. Из деревень, входящих в состав Марийского сельского поселения, моя деревня старше всех. Недавно я узнала, что когда- то начальная школа находилась в Шоре, недалеко от моего дома. Мне стало интересно: как жили взрослые и дети того времени, чем они занимались, как появилась моя деревня.

Я решила провести исследовательскую работу.

Поставила перед собой цель: изучить историю своей малой Родины.

Задачи:

  1. Собрать материал по теме.

  2. Взять интервью у старожилов деревни.

  3. Провести классный час о родной деревне.

Гипотеза:

Знать историю малой Родины очень важно.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- беседа со старожилами;

- анкетирование.

Объект исследования: деревня Шора.

Работа началась с изучения литературы и интернет - ресурсов. За дополнительной информацией я обратилась к старожилам деревни. Составила анкету и провела опрос среди учащихся 5-6 классов, которые проживают в деревне Шора. Выступила на классном часе с докладом о родной деревне. После этого провела повторный опрос.

















Основная часть

1.Что означает название деревни.

Деревня, в которой я живу, называется Шора по названию речки, протекающей рядом с деревней.

По данным «Энциклопедии Марий Эл» река Шора (Шорэнгер)- это левый приток реки Илеть, берёт начало в Республике Марий Эл в Мари- Турекском районе, протекает по территории Моркинского района и Татарстана. А именно эта река начинается восточнее посёлка Мариец, что находится в 1 км от деревни Шора.

Как правило, у каждого слова есть своё значение и происхождение. Какова же этимология слова «Шора»?

В словарях В. Даля и С. Ожегова я нашла слова «шоры» и «шорник».

Шоры 1.Твёрдые пластинки у уздечки на уровне глаз, не дающие возможности лошади глядеть по сторонам. 2. В парной запряжке: упряжь без дуги и хомута, со шлеёй. (Из словаря С. Ожегова)

Шоры – ж. мн. упряжь конская без хомута или оголовка.

Шора – ж. вологодск. (шерох) крупный песок, хрящ, дресва.

Шорник – м. ремесленник, занимавшийся изготовлением упряжи. (Из словаря В. Даля)

Но сведений о том, что в деревне занимались шорным ремеслом, нет.

Из Интернет- ресурсов я узнала, что ещё в 1793 году в «Экономических примечаниях» в Моркинском районе были отмечены несколько деревень, и в их числе деревня Шор, в которой было 45 дворов. Эти деревни впоследствии были объединены в село Шоруньжа. Марийский учёный Д. Е. Кузнецов считает, что « шор» в переводе с коми- зырянского означает «ручей». От этого корня в марийском языке сохранились глаголы: шорге, шоргаш, шоргыкташ – литься, журча, журчать.

Это объяснение мне кажется достоверным, ведь река Шора протекает и рядом с одноимённой деревней в Мари - Турекском районе, и в Моркинском районе возле села Шоруньжа.







2. Первые поселенцы. Жизнь шоринцев в 19 - 20 веках.

По данным ревизии, в 1825 году числился починок по речке Шора, в котором имелось 6 дворов, проживали 42 мужчины и 50 женщин. Фамилии жителей - Бутаковы, Опарины и другие. Прибыли они из Верхнесунской волости Нолинского округа Вятской губернии (ныне Кировская область) в поисках хорошей земли по левому берегу реки Шора. Затем перебрались на её правый берег. Землю осваивали тяжело, рубили лес, выкорчёвывали пни. Сеяли лён, пшеницу, ячмень. Так возникла односторонняя Шора. Но вскоре случился пожар, в котором сгорели все дома.

И вновь отстроенные чуть дальше от старого места дома уже составили двустороннюю улицу. А в память о сгоревшей деревне построили часовенку, которая стоит и сейчас. И что примечательно, даже в советские годы, когда шла борьба с религией, часовня осталась нетронутой. По воспоминаниям старожилов, хороводы и народные гуляния устраивались через дорогу от часовенки, ближе к полю.

С постройкой Ульяновского стекольного завода в 1842 году крестьяне в зимнее время работали подмастерьями, подвозили на завод дрова, стекольные пески, известняк, отвозили готовую продукцию в Казань, ткали кули для стекольных изделий.

В 1870 году деревня Шора имела 4, 5 десятины усадебной, 25,5 десятины пахотной, 8, 5 десятины сенокосной земли. 2, 5 десятины занимала построенная в 1871 году при активном участии хозяина завода Прохора Егоровича Ульянова Николаевская церковь. Позднее значительную часть земель приобрёл Ульянов и построил в 1881 году новую усадьбу рядом с новым заводом.

С появлением церкви Шора стала называться селом. Но в 1891 году по настоянию новых владельцев завода – Таланцевых Шора снова стала именоваться деревней. Тогда в ней находилось 47 дворов с русским населением. Из рассказов своего дедушки Алевтина Ильинична Шабалина вспоминает, что население Шоры было очень дружным и вежливым. Мужчины обращались друг к другу по имени – отчеству, а женщину звали не по отчеству, т. е. не по имени отца, а по имени мужа.

Опарины имели много земель, скота, торговали хлебом, лесом. И. А. Кротов, С.А. Силантьев имели небольшие стекольные заводы на берегу реки Шоры, производили бытовую посуду, ёлочные стеклянные игрушки и возили продавать в Казань. По словам Шабалиной Алевтины Ивановны, которая является дальней родственницей Силантьева, у него были мельница, конюшня, маслобойка. Маслобойка состояла из деревянного бачка, внутрь которого помещалась мешалка с лопастями. Наружу от мешалки была выведена ручка, вращая которую перемешивалась сметана и сбивалось масло.

Многие жители Шоры работали на стекольном заводе хлопцами, подмастерьями, чернорабочими, получали от 2 до 10 рублей. В забастовке, прошедшей летом 1906 года, участвовали и крестьяне деревни Шора.

В годы первой мировой войны многие из них были призваны в армию, многие погибли, часть вернулась калеками. Беднота поддержала советскую власть. В годы гражданской войны многие уроженцы деревни воевали в Красной Армии. В дивизии Азина сражался Н. М. Клюкин, в Первой конной армии воевал Н.Е. Опарин,защищал Петроград от генерала Юденича А.М. Клюкин.

В 1923 году в деревне Шора насчитывалось75 дворов и проживали231 мужчина и 239 женщин.

В 1929 году в деревне возникло первое сельскохозяйственное кооперативное машинное товарищество «Новый путь» из 38 хозяйств, которые имели 377 гектаров пашни, 21 гектар лугов.

В 1935 году был организован колхоз «Новая жизнь». В шоринской избе – читальне работали 6 кружков: агротехнический, политический, антирелигиозный, литературный, хоровой, драматический. В 1940 году она обслуживала 6 колхозов (340 хозяйств) и 4 красных уголка. Изба – читальня на 50 мест располагалась в деревянном здании площадью 60 квадратных метров. Здесь находился радиоузел. В библиотеке имелись540 книг, шашки, домино, патефон, выписывали газеты и журналы.

Бывшая жительница Шоры Рычкова Валентина Николаевна вспоминает рассказы своих родителей о том, что с образованием колхоза до Великой Отечественной войны шоринцы жили хорошо, ни в чём не нуждались. У всех было хозяйство, и колхоз был богатым. Она говорит, что досих пор у неё перед глазами ведро мёда, полученное за трудодни.

Дети обучались в школе первой ступени с одним учителем, по окончании которой учащиеся переходили в 5 класс неполной средней школы посёлка Мариец. В 1940 году в шоринской школе насчитывалось 83 учащихся, работали 2 учителя и были 2 классные комнаты. Это Устюгова Елизавета Георгиевна (она учила Захарову Клавдию Кирилловну) и Зворыгина Анисья Ивановна. Были две классные комнаты, которые разделялись коридором. Вместо привычных нам парт стояли самодельные длинные деревянные столы, за которыми сидело по четыре человека. Во время перемены дети вместе с учителями в коридоре водили хороводы и играли. Здание школы сохранилось по сей день.

Из бесед со старожилами деревни Куклиной (Захаровой) К. и Шабалиной А. я узнала, что в 1944 году рядом со школой в раскулаченном доме, принадлежавшем С. А Силантьеву, поселили 50 детей – сирот.

На первом этаже находилась кухня, в которой работали два повара. Одним из этих поваров была Ефросинья Григорьевна – мама Шабалиной Алевтины Ивановны, у которой я и узнал про детдом. Её мама работала в детском доме с 1948 по 1954 год. На втором этаже находилась читальня. Рядом в помещении, которое было побольше, спали дети. Директором детдома был К.Н.Стрельников. Работало восемь воспитателей, были конюх и швея. Старшие подростки помогали взрослым на кухне, вместе со швеёй шили себе одежду и постельное бельё. Одна из его воспитанниц - Анна Шабалина (по мужу) - в настоящее время живёт в посёлке Мариец. Её часто к себе домой брала работница детского дома, которая жила в Шоре, и после закрытия детдома (1954г.) девочка Нюра осталась жить в их семье. Остальных детей распределили по другим детским домам.

В годы Великой Отечественной войны из деревни ушли на фронт более 100 человек. 68 из них погибли в боях, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях. По воспоминаниям Куклиной (Захаровой) Клавдии Кирилловны, через проулок, напротив которого стоит часовенка, всей деревней до большой дороги провожали на войну и в армию односельчан. В деревне во время войны были только женщины и 4 или 5 пожилых мужчин, стариков. Женщины впрягались в плуг и таким образом пахали землю.

Молодые девушки работали трактористками. Из рассказов учительницы начальных классов Камалеевой Галины Геннадьевны я узнал, что её мама Устюжанина Анна Афанасьевна (в девичестве Двоеглазова), в 1941 году с другими девушками рыла окопы возле Волги, а потом работала трактористкой в колхозе. За добросовестный труд награждена многими медалями.

В послевоенные годы в Шоре в одном из домов была открыта рогожная артель. Со слов Куклиной Клавдии, в деревне был липняк, из коры этих деревьев плели кули. Рогожный куль - это мешок, но сплетенный не из ниток, а из грубых растительных (лубяных) волокон, примерно также как лапти, сплетенные из лыка.
Рогожные кули плели из мочала, а мочало добывали из коры липы. Сдирали кору с молодых липовых деревьев и называлась она – луб. Затем, для того чтобы превратить грубые лубья в гибкое мочало, свозили лубья на "мочища", т. е. запруженные места речек. В середине деревни специально сделали запруду, куда и помещали лубья на 2- 3 месяца. За это время микробы и бактерии, живущие в стоячей воде, съедали клей, которым волокна соединялись с наружной грубой корой.
Вынув размоченные лубья, их расправляли и сдирали мочало в виде длинных лент различной ширины. Из этих лент просушенного мочала на ткацких станках в артели, которая находилась всего в нескольких метрах от моего дома, плели кули. В них паковали посуду, изготовленную на стеклозаводе.

В 1946 году в деревне Шора насчитывалось 52 двора. На 1 января 1947 года в хозяйстве имелось 24 головы крупного рогатого скота, 12 свиней, 51 овца, 21 лошадь, 7 пчелосемей. В 1950 году хозяйство деревни Шора объединилось с хозяйствами деревень Малая Тюнтерь, Малая Нуса, Малый Сардабаш, Малые Янгурцы. Колхоз назвали «Новая жизнь». В объединённом хозяйстве было 97 дворов с населением 382 человека. Многие жители деревни переселились в другие места, а в Шору стали переезжать жители из соседнего Татарстана.

В 1959 году колхоз «Новая жизнь» вошёл в состав совхоза имени Кирова, в 1963 году его разделили на три хозяйства. Деревня Шора оказалась в совхозе «За мир». В состав Шоры вошли центральная усадьба, улицы Совхозная, Мира и Полевая. К сожалению, совхоз прекратил своё существование.

Из рассказов старожилов мне стало известно, как интересно и весело проводили праздники и народные гуляния жители Шоры. В Троицу срубали берёзку, украшали её лентами, платочками, и попеременно парни несли её по всей деревне. Всё это шествие сопровождалось русскими народными песнями. Останавливались возле часовни и водили хороводы. Хороводы водили в два круга, в один круг не помещались из-за большого количества людей. В Пасху для детей ставили качели. Майские праздники часто отмечали на Шихане.

В современном толковом словаре издательства «Большая Советская Энциклопедия» дано следующее толкование этого слова. Шихан- одиночная возвышенность на берегу реки, холм с хорошо выраженной вершиной. Шихан, находящийся у нас в Шоре, похож на островок, и вершина его не острая, а пологая. Шихан был излюбленным местом у взрослых и детей. И мы с классом поздней весной бываем на Шихане.















































3.Знаменитые люди деревни Шора

Захаров Пётр Кириллович

Во время Великой Отечественной войны был командиром орудия, командиром бронетранспортёра в разведроте. Участвовал в боях по освобождению Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. Под Будапештом был ранен и получил ожоги. Награждён орденами «Отечественная война II степени», «Красная звезда» и многими медалями. Через несколько лет после окончания войны поступил в Севастопольское военное училище. Дослужился до звания подполковника.

Бутаков Александр Ефимович

Ушёл на фронт, не успев закончить школу. Служил в военно-воздушных войсках, участвовал в обороне Заполярья, войну закончил в Манчжурии. Во время войны с Японией был бортмехаником военно-транспортного самолёта управления 21 гвардии транспортно-авиационной Порт-Артурской дивизии. В 1950 году был мобилизован по болезни. Работал в школе посёлка Мариец сначала учителем физики, был завучем, потом – директором школы. Имел множество военных и мирных наград.

































4. Шора сегодня

В настоящее время в Шоре - 164 хозяйство и проживает 424 человек.

Жители деревни работают в поселкё Мариец, некоторые ездят на заработки в Казань и Москву. Дети учатся в школе посёлка Мариец. Многие жители держат коров и телят, с каждым годом всё больше становится пчеловодов. Сама природа способствует занятию скотоводством и пчеловодством.

Недалеко от деревни находится лес. Много полей и оврагов. Овраги эти неглубокие, правильнее было бы назвать их балками, так как на их поверхности растут трава, цветы и деревья. Поздней весной красива и свежа молодая нежная зелень листьев и трав. Летом склоны оврагов утопают в пёстрых цветах. А осенью они покрываются жёлтым ковром. И зимой прекрасны заснеженные поля, овраги и лес.

Мы, шоринцы, любим свою деревню и стараемся её благоустроить. Многие жители обшивают свои дома сайдингом и профнастилом, покрывают крышу черепицей, ставят пластиковые окна. А ещё все собрались и поставили лампочки на столбах. Мой папа и сосед Сергеев Сергей Иванович заменили забор у часовни. Теперь стоит прочный металлический забор. А покрасили его Сергеева Татьяна Владимировна и Шакирзянова Ольга Анатольевна. И я вношу свой, хотя и небольшой, вклад: убираю территорию вокруг дома, чтобы было чисто, и помогаю папе сажать деревья.


























5. Анкетирование.

Составила вопросы и провела анкетирование среди учащихся 5-6 классов,

проживающих в деревне Шора.

В каком году появилась деревня Шора?

Какие здания находились в деревне, кроме жилых домов?

В память о чём была построена часовня?

В настоящее время какие улицы относятся к деревне Шора?

Как называется речка, протекающая рядом с деревней?


Выяснила, что ученики 5-6 классов знают очень мало о своей деревне

Результатом моей исследовательской работы стало проведение классного часа.

После классного часа провела повторный опрос. Результаты опроса представлены в

таблице.



Опрос среди учащихся, проживающих в деревне Шора

Вопросы

Ответы из 10 опрошенных в первый раз

Ответы из 10 опрошенных повторно

1. В каком году появилась деревня Шора?

0

7

2. Какие здания находились в деревне, кроме жилых домов?

4

9

3. В память о чём была построена часовня?

7

10

4. В настоящее время какие улицы относятся к деревне Шора?

5

10

5. Как называется речка, протекающая рядом с деревней?

10

10















Заключение

В результате проделанной работы я пришла к выводу, что историю Родины, и тем более своей малой Родины, надо знать обязательно. Ведь из рассказов взрослых мы узнаём об их жизни, занятиях и интересах. Так, эти рассказы передаются из поколения в поколение. А это и есть история.

История – это прошлое, сохранившееся в памяти человека (из словаря С. И. Ожегова). Есть что- то общее у слов «исток» и «история». Исток во втором своём значении - начало, первоисточник чего- нибудь (из словаря С. И. Ожегова). Человек должен знать своё происхождение, свои истоки, а, следовательно, знать свою историю.

Не знать историю Родины - значит не любить своих родных и близких, быть невежественным и чёрствым человеком.

Гипотеза подтвердилась. Мне было интересно узнать о том, как жили люди много лет назад, как они ходили в школу и на работу по той же дороге, по той же улице, по которой я хожу каждый день. Жаль, что очень мало фотографий, чтобы ещё более ясно представить, как выглядела моя деревня и жизнь людей много лет назад.

Свою работу я хочу закончить словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников культуры» и стихотворением о родной деревне.

Ты, как и древняя Москва,

В пожаре выстоять смогла.

Преодолевая все невзгоды

Историю ты сберегла,

Родная, милая Шора!



Ты можешь рассказать о том,

Что был когда – то здесь детдом,

Который приютил сирот,

Как выжить им помог народ.



Ты знаешь как твои сыны

В артели делали кули,

И паковали в них хрусталь,

И на продажу везли вдаль.



Была здесь школа, изба – читальня…

Но это в прошлом. Сейчас их нет.

Зато жива твоя часовня -

Воспоминанье прошлых лет.



Поставили часовню в память

О сгоревшей той Шоре.

Построили деревню снова,

Чтоб жить здесь дальше детворе.



Хочу, чтоб ты всегда жила,

Родная, милая Шора,

Чтоб рассказать могла о многом,

Историю чтоб берегла,

Любимая моя Шора!























Список использованных источников:

  1. Мари – Турекский район: сборник документальных очерков. – Йошкар – Ола, 2003.

  2. Турекская сторона / Автор – сост.- канд. ист. наук Р. А. Бушков.- Казань, 2000.

  3. Энциклопедия Марий Эл. – Йошкар – Ола, 2009.

  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред.чл. – корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз.,1987.

  5. http://komanda-k.ru/2011/mariiel/село-шоруньжа-этнографическое село-камень-онара