Региональный конкурс проектов младших школьников
«Малая академия»
«Зачем мыть руки»

| Автор работы: ученик 2 класса МБОУ «Лаишевская СШ» Караманчук Максим Руководитель: СоснинаНадежда Анатольевна |
Ульяновск 2016 год
Содержание
Введение
Глава 1. Вред и польза от «маленьких братьев»
Удивительный микромир
Роль бактерий в природе
Болезни грязных рук
Как уберечься от маленьких монстров?
Глава 2.
2.1. Результаты анкетирования
2.2. Исследовательская работа
2.3. Правила мытья рук
Заключение
Литература
Введение

Наши руки…. Мы делаем ими всё – пишем, рисуем, лепим, возимся в земле, умываемся, принимаем пищу. Мама своими руками делает нам завтраки, печёт ароматные булочки, учитель пишет мелом на доске, хирурги своими руками спасают жизнь людям. Много полезных вещей мы делаем своими руками.
С самого маленького возраста нам постоянно твердят и родители, и воспитатели, и учителя: «Мойте руки!». Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, так появилась тема моей исследовательской работы.
Цель проекта: выяснить, что может произойти с человеком, если он не будет мыть руки.
Задачи проекта:
Изучить литературу и материалы о гигиене, о различных заболеваниях, которые возникают от грязных рук.
Познакомиться с историей различных заболеваний.
Уточнить, как от грязных рук можно заболеть и зачем нужно соблюдать правила гигиены.
Узнать и доказать экспериментальным путем наличие на руках живых микробов
Провести анкетирование и обработать полученные результаты о том, что знают дети о болезнях грязных рук.
Методы исследования:
изучение литературы;
исследование микробов в лаборатории;
анкетирование учащихся;
беседа с родителями и медицинским персоналом;
анализ полученных данных;
обобщение.
Проблема:
Действительно ли нужно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.
Содержаться ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням.
Предмет исследования: руки
Территория исследования: кабинет химии, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области .
Сроки проведения: октябрь - февраль
Результаты:
1. памятка для одноклассников «Мойте руки»
2.Устный журнал по теме «Зачем мыть руки» для учащихся начальной школы.
3.Презентация работы
Глава 1. Вред и польза от «маленьких братьев»
1.1. Удивительный микромир.
Прочитав статьи о гигиене рук в энциклопедии по биологии, я узнал, что человечество окружает удивительный микромир, обладателей которого не рассмотришь без микроскопа. Несмотря на свою миниатюрность, они заполняют собой всё пространство, умеют «зимовать» миллион лет в Арктике, менять среду под свои потребности. Обитатели этого мира – бактерии.
Бактерии – это одноклеточные организмы, невидимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Очень простые и примитивные, они, тем не менее, могут выполнять важнейшие функции, свойственные живым существам: питаться и воспроизводить себе подобных. Многие из них похожи на одноклеточные растения, грибы или животных, но отличаются малыми размерами и очень простым строением. Считается, что именно они были первыми живыми существами на Земле. Их много в воздухе, в почве, в воде, в растениях, в животных.
1.2.Мир бактерий в природе.
Многие из них нужны и полезны человеку. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
В настоящее время разработаны методики по использованию фитопатогенных бактерий в качестве безопасных гербицидов, энтомопатогенных — вместо инсектицидов. Помимо бактериальных инсектицидов, в сельском хозяйстве нашли применение бактериальные удобрения.
Бактерии, вызывающие болезни человека, используются как биологическое (бактериологическое) оружие; кроме того, в качестве такого оружия могут использоваться бактериальные токсины. Паразитические болезнетворные бактерии служат для приготовления сывороток и вакцин. Являются основой для получения антибиотиков.
Благодаря быстрому росту и размножению, а также простоте строения, бактерии активно применяются в научных исследованиях по молекулярной биологии, генетике, генной инженерии и биохимии. Информация о процессах метаболизма бактерий позволила производить бактериальный синтез витаминов, гормонов, ферментов, антибиотиков и др.
Перспективным направлением является обогащение руд с помощью сероокисляющих бактерий, очистка бактериями загрязнённых нефтепродуктами или ксенобиотиками почв и водоёмов.
В кишечнике человека в норме обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг, а численность их клеток на порядок превосходит численность клеток человеческого организма. Они играют важную роль в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии. Можно образно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», который отвечает за пищеварение и защиту организма от инфекций.
Благодаря воздействию бактерий внешний облик и химический состав внешних оболочек Земли изменился, учёными установлено, что благодаря бактериям в атмосфере начал накапливаться кислород. Благодаря этому стало возможно появление других форм жизни (например, растений). Благодаря растениям стала образовываться живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии, вышедшие на сушу раньше растений, участвовали в почвообразовании и создали условия для выхода растений на сушу.
Велика роль бактерий и теперь. Например, почвенные бактерии перерабатывают мертвое органическое вещество. Представьте, что произошло бы на земле без участия этих бактерий? Поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших живых организмов. В результате деятельности почвенных бактерий происходит распад всех растительных и животных останков до образования различных минеральных солей, которые впоследствии усваиваются растениями. Таким образом, бактерии участвуют в круговороте веществ в природе.
Однако существует много бактерий, вызывающих болезни человека. Учёные открыли этот мир при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект. Сами по себе бактерии не вызывали бы тревогу. Опасность для человеческого организма представляют вырабатываемые ими продукты жизнедеятельности – токсины. В основном токсины образуются в результате разложения бактерий.
Каждая бактерия вырабатывает свои токсины, которые вызывают определенные инфекции. Численность токсинов и их ядовитость в отдельно взятой бактерии, как правило, не повторяются в другой. Бактерии различаются между собой размерами, развитием, строением, условиями размножения и жизнедеятельности. По особенностям строения они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки (стрептококк, менингококк, пневмококк).
Бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы (сибирская язва), спирохеты–удлиненные, спиралевидной формы
Изучением бактерий занимается раздел микробиологии — бактериология.
Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антоний ванн Левенгук.

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е годы.
1.3. Болезнь грязных рук.

- Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?
- Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит.
Приезжайте же скорее
Добрый доктор Айболит!
(К.И. Чуковский)
Всем, конечно, как и мне знакомы эти строки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Эту сказку К. И. Чуковский написал для своей дочки, которая не любила мыть руки. Бедные детишки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней ещё больше. Все их знает только доктор.
Большинство заболеваний – инфекционные. Ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Эти болезни вызываются мельчайшими организмами – микробами, вирусами или бактериями. Они попадают в организм человека и начинают быстро размножаться.
Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы могут во время еды попадать нам в рот. Рот человека – это «дверь», ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке.
«Болезнь грязных рук» – так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом и холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.
Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой становятся его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почти полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком.
1.4.Как уберечься от маленьких монстров?
По данным южнокорейского Бюро защиты прав потребителей, количество бактерий на ручках тележек крупных магазинов достигает 1100 колоний на 10 см². Второе место занимают компьютерные «мышки» в интернет-кафе (690 колоний на ту же площадь). Ручки кабинок общественных уборных содержат лишь 340 колоний вредных микроорганизмов на 10 см².
Для того чтобы уберечься от всех видов микроорганизмов, которые были обнаружены на предметах общественного пользования в ходе исследования, достаточно регулярно мыть руки с мылом.
В древности и в средние века обычай, мыть руки после приема пищи, был широко распространен, потому что столовые приборы в обиходе отсутствовали. В высшем английском обществе до 19 века считалось хорошим тоном подавать после еды одновременно с десертом «вазы для ополаскивания пальцев». Такой обычай был принят и в исламском мире.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Результаты анкетирования .
Я провел анкетирование среди учащихся 3-4 классов нашей школы. Опросил 45 ребят. Предложил ответить им на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть?
2. Знаешь ли ты когда нужно мыть руки?
3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут привести невымытые руки?
4. Моете ли вы руки перед едой?
Выбери вариант ответа:
перед едой мою руки всегда с мылом;
перед едой мою руки тёплой водой;
иногда забываю мыть руки;
мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;
Результаты оказались следующими:
Знают о том, что руки необходимо мыть –все ребята
На вопрос о том, знаешь ли ты, когда нужно мыть руки: да – 40 человека, не совсем – 3 человек, нет – 2 человек.
На вопрос о том, к каким последствиям для твоего здоровья могут привести невымытые руки, ребята ответили так: знают –15 человек, не совсем –20 человека, не знают – 10 человек.
Отвечая на 4 вопрос, ребята выбрали следующие варианты ответов:
перед едой моют руки всегда с мылом –23 человека;
перед едой моют руки тёплой водой – 8 человека;
иногда забывают мыть руки – 7 человек;
моют руки тогда, когда об этом напоминают –5 человек;
не моют руки – 2 человека (Приложение 4)
Вывод: большинство ребят знают о том, что мыть руки необходимо, знают, когда следует мыть руки, но не всегда их моют. Не все знакомы с последствиями невымытых рук для своего здоровья.
Я решил проверить, верно, ли то, что на руках человека скапливаются бактерии и что после мыла микробов на руках не остается. Для этого мне нужно провести эксперимент.
Исследовательская работа
1 эксперимент проведенный мною в домашних условиях.
Ход работы.
Для эксперимента я приготовил питательную смесь: взял клубень картофеля (предварительно помыл и почистила его), 200 мл воды и 2 г питьевой соды
Для приготовления раствора, я соду растворил в воде.
Приготовленный раствор налил в чашечку.
Клубень картофеля поместил вымачиваться на 3 часа в содовый раствор.
Затем картофель отварил.
Остывший картофель нарезал на ломтики и поместил на фильтровальную бумагу в три чашечки Петри.
После похода в магазин, я не мытыми руками (хотя на взгляд они были чистыми) прикоснулся к питательной среде в чашечке №1.
Потом я помыл руки водой без мыла и прикоснулся пальцами рук к питательной среде в чашечке №2.
Затем я тщательно вымыл руки с мылом и прикоснулся пальцами рук к питательной среде в чашечке №3
Закрытые крышками чашечки Петри я поставил в несильно освещённое тёплое место. И оставил их там на три дня.
Через 3 дня в лаборатории я увидел в чашечке №1 следующую картину:
на питательной среде были видны бактерии чётко были видны бактерии золотистого стафилококка.
В чашечке №2, тоже наблюдались колонии выросших бактерий, но только 1 вида.
А в чашке №3 явных изменений я не увидел.
2 эксперимент, проведенный мною в кабинете химии.
Я взял три чашечки Петри с желатиновой средой.
1. После прогулки в чашке номер 1 сделали отпечатки каждого пальца правой руки. Руки перед этим не мыли. Второй частью чашки я закрыл отпечатки. Поставил чашку в тёмное место.
2. Я взял вторую чашку Петри с желатиновой средой. Сделали отпечатки правой руки каждого пальчика, предварительно помыв их теплой водой без мыла. Закрыл чашку и поставил в тёмное место. 

3. Я взял третью чашку Петри с желатиновой средой. Сделали отпечатки правой руки каждого пальчика, предварительно помыв руки в теплой воде с мылом. Закрыл чашку и поставил в тёмное место.
4.Каждый день с учителем биологии Мохнатовой Галиной Викторовной и Надеждой Анатольевной мы рассмотрели в микроскоп чашки Петри с желатиновой средой. 
В чашке №1 я увидел очень много разных форм бактерий (прямую палочку, спиралевидную палочку, круглые волосяные формы). В чашке №2 я увидел те же самые бактерии но их было значительно меньше. В чашке №3 я увидел единичные бактерии. 
С каждым днем их становилось все больше и больше. Мне захотелось узнать что это за бактерии. Галина Викторовна учитель биологии мне рассказала, что это бацилы, что бациллы могут быть разных форм.
Бацилла или палочка палочковидная бактерия, способная образовывать споры, в отличие от неспороносных — собственно бактерий
Спиралевидные бактерии: - мелкие микроорганизмы рода Helicobacter, поражающие желудочно-кишечный тракт человека и вызывающие гастрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (в некоторых случаях — рак желудка); - возбудители острой диареи;
Ко́кки (от др.-греч. κόκκος «зерно») бактерии шаровидной формы. Различают абсолютно круглые и слегка вытянутые по форме бактерии.
Вывод: Я выяснил, что, пользуясь водой и мылом, мы смываем с рук не только грязь и пыль, но и большую часть микробов, однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, то есть невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины. Особенно весной, когда иммунитет ослаблен, нам необходимо заботиться о своём здоровье.
В начале своей работы я выдвигал гипотезу:
Действительно ли нужно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.
Содержаться ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням
В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась, грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека.
2.3.Как правильно мыть руки.
Казалось бы, что тут такого – вымыть руки. Но не так все просто. Просто намоченные и не отмытые тщательно руки - это замечательная среда для размножения микробов. Средств для мытья рук существует очень много. Это твердое и жидкое мыло, с различными ароматами. Так же есть мыло с добавлением антисептиков, но его обычно используют в медицинских учреждениях.
А каким же мылом лучше пользоваться в школе? Практика показала, что более удобным будет использование жидкого мыла во флаконе с дозатором. Оно не выскользнет из рук на пол, не раскиснет.
Как надо правильно мыть руки:

необходимо снять с себя украшения, часы;
втирать в течении 30 секунд моющее средство в соответствии со схемой:
ладонь с ладонью;
круговое втирание в запястье
ладонь с тыльной стороны кисти
широко расставленные пальцы
7. сцепление кистей
8.круговое втирание в большой палец
9.круговое втирание в кончики пальцев
11. хорошо ополоснуть руки водой и вытереть сухим полотенцем.
Правила несложны, но, соблюдать их с особой тщательностью, мало кто, стремится. А ведь от того насколько качественно были намылены руки или как тщательно были вытерты по окончании процедуры напрямую зависит её эффективность.
Результаты:
1.Провел устный журнал по теме «Зачем мыть руки» для учащихся начальной школы;
2.Изготовил памятку «Как правильно мыть руки»
3.Выполнить презентацию
Заключение
Работая над исследовательской работой, я получил первый опыт исследовательской деятельности. Рот человека – очень важный орган: это «дверь» в организм, ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы оседают и размножаются на наших руках и могут во время еды попадать нам в рот. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке.
Литература
Энциклопедия для детей. Биология:/ ред. коллегия М. Аксёнова, Л.Петрановская, А.Элиович и др. – М.: ООО «Мир энциклопедий Аванта+», 2007. – 477с.
Моя первая книга. Энциклопедия знаний:/пер. с англ. В.Чуткова, Т.Майсака. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 293с.
W Бактерии – Википедия ru.wikipedia.org
4. Происхождение жизни на земле. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2006. - с.15
5. Хочешь знать почему. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2008. - с.98
6. Что такое кто такой. Энциклопедия; сост. В. С.Шергин.- М.: АСТ, 2004. - с.342