СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "SMS как новый речевой жанр"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа  представлена в виде презентации для удобства демонстрации материала. Цель исследования - определить, по каким признакам SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли они на грамотность школьников.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "SMS как новый речевой жанр"»

 SMS   как новый речевой жанр   исследовательская работа    Выполнила Толстова Ольга ,  ученица 8 класса  МОУ «СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области»    Руководитель: Дремлюга Ольга  Алексеевна ,  учитель русского языка и литературы

SMS как новый речевой жанр исследовательская работа

Выполнила Толстова Ольга ,

ученица 8 класса МОУ «СОШ с.Михайловка

Саратовского района

Саратовской области»

Руководитель: Дремлюга Ольга

Алексеевна ,

учитель русского языка и литературы

Объектом исследования выступают SMS -сообщения.  Предметом исследования  являются SMS -сообщения как  новый речевой жанр.  Цель  исследования - определить, по каким признакам SMS можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли SMS -сообщения на грамотность школьника.
  • Объектом исследования выступают SMS -сообщения.
  • Предметом исследования

являются SMS -сообщения как

новый речевой жанр.

  • Цель исследования - определить, по каким признакам SMS можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли SMS -сообщения на грамотность школьника.
 Цели обусловили задачи исследования: Проанализировать SMS -сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS -сообщения  можно отнести к новому речевому жанру. Изучить по данной теме источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники. Провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS -сообщения на грамотность человека.

Цели обусловили задачи исследования:

  • Проанализировать SMS -сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS -сообщения можно отнести к новому речевому жанру.
  • Изучить по данной теме источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники.
  • Провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS -сообщения на грамотность человека.
Актуальность  объясняется с одной стороны тем, что данная тема рассматривается с учетом современности, а с другой стороны, данная тема затрагивает речевой жанр и представляет прорыв в науке. В работе представляется новое осмысление SMS -сообщений, не просто как средства передачи информации, а как нового речевого жанра.  Новизна заключается в выборе  самого предмета исследования,  комплексной систематизации  материала и выявления нового  смысла понятий.
  • Актуальность объясняется с одной стороны тем, что данная тема рассматривается с учетом современности, а с другой стороны, данная тема затрагивает речевой жанр и представляет прорыв в науке.
  • В работе представляется новое осмысление SMS -сообщений, не просто как средства передачи информации, а как нового речевого жанра.
  • Новизна заключается в выборе

самого предмета исследования,

комплексной систематизации

материала и выявления нового

смысла понятий.

   Исследование ведется с помощью анализа     специально подобранного материала и     лингвистического приёма «Исправь ошибку»,   что позволяет нам не только решить     исследовательскую задачу, но и развивать     орфографическую зоркость. Используется такой практический метод исследования, как соотнесение , при определении ситуации общения. Обязательным явился метод филологического наблюдения и описания, типологический метод, сравнительно-сопоставительный и метод интерпретации. Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.

Исследование ведется с помощью анализа специально подобранного материала и лингвистического приёма «Исправь ошибку», что позволяет нам не только решить исследовательскую задачу, но и развивать орфографическую зоркость.

Используется такой практический метод исследования, как соотнесение , при определении ситуации общения. Обязательным явился метод филологического наблюдения и описания, типологический метод, сравнительно-сопоставительный и метод интерпретации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.

Данные социологического опроса 2. Как вы относитесь к SMS -сообщениям?  а) положительно - 87,5 %; б) отрицательно - 12,5%. 1.Знаете ли вы, что такое SMS -сообщения? а) это текстовое SMS -сообщение - 47,5%; б) это один из типов общения между людьми - 32,5%.; в) это электронное письмо - 20%

Данные социологического опроса

2. Как вы относитесь к SMS -сообщениям?

а) положительно - 87,5 %;

б) отрицательно - 12,5%.

1.Знаете ли вы, что такое SMS -сообщения?

а) это текстовое SMS -сообщение - 47,5%; б) это один из типов общения между людьми - 32,5%.; в) это электронное письмо - 20%

Данные социологического опроса  Удобно ли пользоваться смс?  пользоваться SMS -сообщения удобно: а) недорогая услуга - 32,5%; б) обмен информацией идет на расстоянии - 27,5%; в) экономия времени - 20%; 2,5% считают, что пользоваться SMS -сообщения неудобно, потому что это долго; 2,5% учеников считают, что пользоваться SMS -сообщения неудобно, потому что через SMS -сообщения нельзя передать свои эмоции.

Данные социологического опроса

  • Удобно ли пользоваться смс?
  • пользоваться SMS -сообщения удобно:
  • а) недорогая услуга - 32,5%;
  • б) обмен информацией идет на расстоянии - 27,5%;
  • в) экономия времени - 20%;
  • 2,5% считают, что пользоваться SMS -сообщения неудобно, потому что это долго; 2,5% учеников считают, что пользоваться SMS -сообщения неудобно, потому что через SMS -сообщения нельзя передать свои эмоции.
Основные понятия  SMS (Short Message Service) — это услуга пересылки  коротких сообщений, позволяющая посылать и    принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни — сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год. С помощью SMS назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи — список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.

Основные понятия

  • SMS (Short Message Service) — это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни — сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год. С помощью SMS назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи — список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.
Данные социологического опроса 3 ) Пользуетесь ли вы SMS -сообщениями? Если да, то, как часто? а) пользуемся - 97,5%; б) пользуемся каждый день - 72,5%; в) редко, но пользуемся - 25%; г) вообще не пользуемся - 2,5%

Данные социологического опроса

  • 3 ) Пользуетесь ли вы SMS -сообщениями? Если да, то, как часто?
  • а) пользуемся - 97,5%;
  • б) пользуемся каждый день - 72,5%;
  • в) редко, но пользуемся - 25%;
  • г) вообще не пользуемся - 2,5%
Основные понятия   Жанр, - а, м. 1. Вид художественных      произведений, характеризующийся теми или   иными сюжетными и стилистическими   признаками. Лирический жанр. Эпический     жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре.[словарь]. Понятие «речевой жанр» в словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой отсутствует.  В лингвистической энциклопедии под редакцией Ахмановой дано следующее определение речевого жанра : «Внутри письменной речи существуют частные разновидности, характеризующиеся своими особенностями. Это целостные единицы речевого общения, границы которых заданы говорящими, такие разновидности называют  жанрами речи » .

Основные понятия

Жанр, - а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический жанр. Эпический жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре.[словарь]. Понятие «речевой жанр» в словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой отсутствует.

В лингвистической энциклопедии под редакцией Ахмановой дано следующее определение речевого жанра : «Внутри письменной речи существуют частные разновидности, характеризующиеся своими особенностями. Это целостные единицы речевого общения, границы которых заданы говорящими, такие разновидности называют

жанрами речи » .

Речевые жанры по теории разделения Бахтина М. М. 1. Беседа 2. Разговор 3. Спор 4. Рассказ 5. История 6. Письмо 7. Записка 8. Дневник

Речевые жанры по теории разделения Бахтина М. М.

1. Беседа

2. Разговор

3. Спор

4. Рассказ

5. История

6. Письмо

7. Записка

8. Дневник

Жанровые признаки SMS -сообщения   В первой главе мы познакомились с таким понятием как речевой жанр, а во второй главе мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что SMS -сообщение можно отнести, согласно гипотезе, к речевому жанру и в доказательство своих мыслей привести ряд характерных особенностей.  В систему жанровых признаков входят: дистанционность и скорость информативность монологичность и диалогичность языковые особенности неформальный характер интонирование определенная ситуация общения нелинейность во времени  (исправлять, дописывать) обусловленность ситуацией общения

Жанровые признаки SMS -сообщения

  • В первой главе мы познакомились с таким понятием как речевой жанр, а во второй главе мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что SMS -сообщение можно отнести, согласно гипотезе, к речевому жанру и в доказательство своих мыслей привести ряд характерных особенностей.

В систему жанровых признаков входят:

  • дистанционность и скорость
  • информативность
  • монологичность и диалогичность
  • языковые особенности
  • неформальный характер
  • интонирование
  • определенная ситуация общения
  • нелинейность во времени

(исправлять, дописывать)

  • обусловленность ситуацией общения
Влияние SMS -сообщений  на грамотность школьника  Исследуя этот вопрос, был проведен социологический опрос, на основании которого выявлены причины безграмотного SMS - письма:  - подростки экономят место на SMS -страничках, т.к. SMS – платная форма общения;  - учащиеся считают, что SMS -письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу»;  - многие подвержены молодежному  влиянию и пишут так, как пишут другие;  - многие считают неправильное  письмо «прикольным».

Влияние SMS -сообщений на грамотность школьника

Исследуя этот вопрос, был проведен социологический опрос, на основании которого выявлены причины безграмотного SMS - письма:

- подростки экономят место на SMS -страничках, т.к. SMS – платная форма общения;

- учащиеся считают, что SMS -письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу»;

- многие подвержены молодежному

влиянию и пишут так, как пишут другие;

- многие считают неправильное

письмо «прикольным».

Данные социологического опроса 1.Как влияют SMS -сообщения на грамотность человека?  а) никакого влияния на грамотность человека нет – 72,5%.  б) плохо влияет на грамотность человека - 15%.  в) не знаю - 12,5%  2. Много ли ошибок вы делаете при наборе SMS -сообщений?  Замечаете ли вы их? а) редко делаем ошибки - 35%. б) вообще не делаем ошибок - 40%. в) делаем ошибки, но потом исправляем - 25%

Данные социологического опроса

  • 1.Как влияют SMS -сообщения на грамотность человека?
  • а) никакого влияния на грамотность человека нет – 72,5%.
  • б) плохо влияет на грамотность человека - 15%.
  • в) не знаю - 12,5%
  • 2. Много ли ошибок вы делаете при наборе SMS -сообщений?

Замечаете ли вы их?

  • а) редко делаем ошибки - 35%.
  • б) вообще не делаем ошибок - 40%.
  • в) делаем ошибки, но потом исправляем - 25%
Выводы   Итак, SMS -сообщения, несмотря на необычность, ненормативность языкового облика, служат  средством позитивной частной коммуникации.  Все перечисленные признаки указывают на то, что SMS -сообщения можно смело отнести к новому речевому жанру. Во второй главе мы рассмотрели влияние SMS -сообщений на грамотность школьника, где нами было выявлено, что SMS -сообщения все-таки влияют на грамотность человека, но часто мы предпочитаем просто не замечать эти ошибки или допускать специально в силу определенных влияний. Благодаря социологическому опросу, можно сделать вывод, что SMS -сообщения прочно вошли в нашу жизнь, потому что это очень удобно, быстро, они избавляют от лишних разговоров, мобильны,  передают жесты и эмоции (с помощью  смайликов).

Выводы

  • Итак, SMS -сообщения, несмотря на необычность, ненормативность языкового облика, служат

средством позитивной частной коммуникации.

  • Все перечисленные признаки указывают на то, что SMS -сообщения можно смело отнести к новому речевому жанру.
  • Во второй главе мы рассмотрели влияние SMS -сообщений на грамотность школьника, где нами было выявлено, что SMS -сообщения все-таки влияют на грамотность человека, но часто мы предпочитаем просто не замечать эти ошибки или допускать специально в силу определенных влияний.
  • Благодаря социологическому опросу, можно сделать вывод, что SMS -сообщения прочно вошли в нашу жизнь, потому что это очень удобно, быстро, они избавляют от лишних разговоров, мобильны,

передают жесты и эмоции (с помощью

смайликов).

Русский язык Есть художественный язык для литературы, есть разговорный или просторечный, официально-деловой. Среди этих языков появился и развивается новый - язык SMS, но это не значит, что русский язык умирает или уходит на задний план.

Русский язык

Есть художественный язык для литературы, есть разговорный или просторечный, официально-деловой. Среди этих языков появился и развивается новый - язык SMS, но это не значит, что русский язык умирает или уходит на задний план.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Библиография

  • Википедия. SMS -сообщения. – http :// ru . wkipedia . org / wiki / sms . Википедия. Функциональные стили речи. – http :// ru . wkipedia . org / wiki / sms . «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…». М.Ю.Сидорова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). – http :// marinadoma . narod . ru . Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. – http :/ www . molodoy . gorny . ru . Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. – 186с. « SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– http :/ www . portfolio .1 september . ru .. Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.– http :// lib . socio . msu . ru .
  • Википедия. SMS -сообщения. – http :// ru . wkipedia . org / wiki / sms .
  • Википедия. Функциональные стили речи. – http :// ru . wkipedia . org / wiki / sms .
  • «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…». М.Ю.Сидорова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). – http :// marinadoma . narod . ru .
  • Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. – http :/ www . molodoy . gorny . ru .
  • Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.
  • « SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– http :/ www . portfolio .1 september . ru ..
  • Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.– http :// lib . socio . msu . ru .

Справочная литература

  • Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.
  • Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.