Исследовательская работа
«Составление экологического паспорта кабинета»
Цель проекта: активизировать внимание учащихся к экологическому состоянию ближайшего окружения; обобщить и углубить знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека; сформировать умение и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству учебных помещений
Задачи исследовательской работы:
определить уровень экологической комфортности в кабинете;
определить площадь и кубатуру, построить план кабинета;
определить рациональность использования площади в кабинете;
определить температурный и вентиляционный режим в кабинете;
определить характер материала, использованного для отделки кабинета и его мебели;
определить естественную и искусственную освещенность в кабинете;
описать состояние комнатных растений, находящихся в кабинете
разработать проект кабинета биологии в будущем
Исследовательская работа
«Составление экологического паспорта кабинета»
Цель проекта: активизировать внимание учащихся к экологическому состоянию ближайшего окружения; обобщить и углубить знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека; сформировать умение и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству учебных помещений
Задачи исследовательской работы:
определить уровень экологической комфортности в кабинете;
определить площадь и кубатуру, построить план кабинета;
определить рациональность использования площади в кабинете;
определить температурный и вентиляционный режим в кабинете;
определить характер материала, использованного для отделки кабинета и его мебели;
определить естественную и искусственную освещенность в кабинете;
описать состояние комнатных растений, находящихся в кабинете
разработать проект кабинета биологии в будущем
1. Оценка эмоционального восприятия помещения, определение уровня его экологической комфортности
Задание. Дайте оценку эмоционального восприятия помещения и определите уровень его экологической комфортности.
Справочный материал? Оценка экологического восприятия любого обследуемого объекта выражает сиюминутное эмоциональное отношение человека к этому объекту, возникшее в процессе первичного знакомства с ним, еще до детального изучения и обсуждения его эстетического вида. Такая оценка помогает определить уровень экологической комфортности помещения.Уровень экологической комфортности помещения определяли с помощью интервьюирования и анкетирования учителей и учащихся
2. Определение площади и кубатуры кабинета
Задание. При помощи рулетки измерьте длину, ширину, высоту учебного класса, определите его площадь, кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Сопоставьте полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все результаты записывайте в дневник исследований.
Справочный материалПлощадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихся старших классов, должна быть 55м2. На каждого учащегося должно приходиться до 2,5м2 площади класса (без учета места, занятого стенными шкафами) и не менее 4–5м3. При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного учащегося, увеличиваются до 2м2.
Данные по кабинету:
длина помещения – А м ширина – В м; высота – С м;
площадь кабинета –S=А*В м2;
кубатура –V=А*В*С м3.
На каждого учащегося в кабинете приходится:
площадь S/N. кубатура V/N, что соответствует(не соответствует) санитарно-гигиеническим нормам
3. Расстановка мебели и оборудования
Задание. Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет, необходимо убрать, переставить. Выясните, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.
Справочный материал
В кабинетах-лабораториях физики, химии, биологии к ученическим столам должна быть подведена электрическая сеть. Основное количество учебных пособий и технические средства обучения должны храниться в лаборантских комнатах. Общий полезный объем шкафов в кабинете и лаборантской должен быть не менее 20 м2.
. Кабинет расположен на ____ этаже с ориентировкой окон на ___. Кабинет биологии обеспечен столами ( ___ штук) с___ покрытием. Электрическая сеть не подведена(подведена) к ученическим столам, что ____ проведение некоторых лабораторных работ. Рабочее место учителя состоит из ______. В кабинете доска классная _____, состоит из ____ щитов, (размер основного щита ____ м). Классная доска изготовлена из____.. Для хранения таблиц и карт имеется ____. В целях пожарной безопасности в лаборантской комнате имеются:
В кабинете мебельрасставлена с соблюдением(не соблюдением)санитарно-гигиенических норм. Ученические столы стоят в ___ ряда. Расстояние между столами в ряду_____( 0,5 – 0,7 м), между рядами столов и боковыми стенами помещения – _____(0,5 м), от первых столов до передней стены около__( 8 м).
4. Цветовая гамма кабинета и ее соответствие санитарным нормам.
Задание. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены, и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветная окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветной гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.
Справочный материал
Для учебных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывает яркие тона. При южной ориентации помещения покраски выбираются более холодные тона – светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северной – более теплые желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на который расположена классная доска, должен быть более светлым, чем остальные стены.
Стены кабинета биологии окрашены в _____цвет.. Дверь покрашена в ____цвет. Оконные рамы покрашены в ___ цвет. Полы ___ цвета. Крышки столов имеют ____ цвет. Классная доска имеет ___ цвет, рабочая поверхность ___. Цвет стены, на которой расположена классная доска, совсем не отличается(отличается) от общего фона стен кабинета, и это является недостатком(достоинством).
5. Определение температуры воздуха кабинета и ее соответствие санитарным нормам.
Задание. Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Установите термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола и 1,2 м от стены на 20 минут. Сравните полученные результаты с гигиеническими нормами: температура для учебных помещений не должна быть ниже 18–20оС. Изменение температуры на 3–4 градуса нежелательно.
Определили температуру воздуха в помещении, она составила:
.
6. Определение относительной влажности воздуха в кабинете
Задание. Используя психрометр, определите относительную влажность воздуха исследуемого помещения. Сопоставьте результаты с гигиеническими нормами: относительная влажность для школьных помещений должна составлять 30–60%.
7. Изучение вентиляционного режима кабинета
Задание. Изучите вентиляционный режим помещения. Для этого осмотрите все вентиляционные отверстия (фрамуги, форточки), проверьте, действуют ли они. Определите общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитайте по формуле коэффициент аэрации (проветриваемости).
КА = П : п/п,
где КА – коэффициент аэрации,
П – площадь всех вентиляционных отверстий,
п/п – площадь пола.
В течение 2–3 дней проследите, как проветривается исследуемое вами помещение. По проекту в помещении предусматривается приточно-вытяжная вентиляция. Однако на переменах необходимо дополнительное проветривание.
Справочный материал
Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, при условии, что учитываемые отверстия должны открываться не реже, чем один раз в час на 10–15 минут.
.
8. Определение величины искусственной и естественной освещенности кабинета
Задание. Определите величину естественной и искусственной освещенности помещения по формуле:
СК = п/о : п/п,
где СК – световой коэффициент,
п/о – площадь окон помещения,
п/п – площадь пола.
Определите искусственное освещение по формуле:
КИО = М * Н : п/п,
где КИО – коэффициент искусственного освещения,
М – мощность лампы в ватах;
Н – количество ламп.
Опишите освещенность проверяемого помещения, при этом отметьте: достаточно ли естественного света и искусственного освещения, не ослепляет ли искусственный свет глаза учащихся, создается или нет блеск на поверхностях столов и доске, с какой стороны падает свет на рабочие столы учащихся, какова чистота оконных стекол на момент проверки.
Справочный материал
При выполнении задания учтите, что площадь остекленной части окон на 10% меньше площади всего окна из-за наличия оконных переплетов.
Световой коэффициент для учебного помещения должен составить не менее 1/4–1/6 площади пола. Большая освещенность помещений нежелательна, т.к. она будет способствовать их перегреву или переохлаждению. Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 45 Ватт на 1 м? площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50 м2 должно быть не менее 12 действующих светильников.
9. Растения в кабинете биологии
Задание. Подсчитайте количество растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение. Достаточно ли, на ваш взгляд, растений в данном помещении. Какие советы по их размещению вы могли бы дать?
Справочный материалРастения в помещениях могут устанавливаться на подставках-цветочницах, на полу или подвешиваться на стенах, при этом не должны затенять естественное освещение.
Любой растительный организм в процессе своей деятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний.
К таким веществам относятся фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний.
Комнатные растения лечат, очищают, защищают, поэтому выращивайте в кабинетах:
- хлорофитум - рекордсмена по очистке воздуха;
- если у вас полы застелены линолеумом, вам необходима драцена, т. к. она удаляет 70% бензола, выделяемого покрытием;
- в комнате с паркетными полами будут уместны фикус и диффенбахия. Они уничтожают ядовитые для человека вещества ксилол и толуол, выделяемые паркетным лаком;
- традесканция не только очищает воздух, но и нейтрализует электромагнитное излучение;
- бич современных жилищ - сухость воздуха. Любое комнатное растение, расположенное в комнате, увеличивает влажность воздуха;
- но чемпионом по производству кислорода - сансевьера.
Какое растение ваше?
Фиалка: 22 декабря – 1 января, 25 июня – 4 июля
Роза: 2 – 11 января, 5 июня – 14 июля
Алоэ: 12 – 24 января, 15 – 25 июля
Герань: 25 января – 3 февраля, 26 июля – 4 августа
Традесканция: 4 – 8 февраля, 5 – 13 августа
Фикус: 9 – 18 февраля, 14 – 23 августа
Амариллис: 19 – 28 февраля, 24 августа – 2 сентября
Кактус: 1 – 10 марта, 3 – 12 сентября
Азалия: 11 – 20 марта, 13 – 22 сентября
Гиацинт: 22 – 31 марта, 24 сентября – 3 октября
Криптомерия: 1 – 10 апреля, 4 – 13 октября
Цикламен: 11 – 20 апреля, 14 – 23 октября
Орех: 21 – 30 апреля, 24 октября – 2 ноября
Жасмин: 1 – 14 мая, 3 – 11 ноября
Розмарин: 15 – 24 мая, 12 – 21 ноября
Аспарагус: 25 мая – 3 июня, 22 ноября – 1 декабря
Апельсин: 4 – 13 июня, 2 – 11 декабря
Орхидея: 14 – 23 июня, 12 – 21 декабря
Камнеломка: 21 марта – весеннее равноденствие
Папоротник: 24 июня – летнее равноденствие
Лимон: 23 сентября – осеннее равноденствие
Гортензия: 21 – 22 декабря – зимнее равноденствие
. Дайте оценку эмоционального восприятия помещения и определите уровень его экологической комфортности в баллах
Критерий | (0-5) |
1. Привлекательность | |
2. Освещение | |
3. Удобство | |
4. Интерьер | |
5. Озеленение | |
. Дайте оценку эмоционального восприятия помещения и определите уровень его экологической комфортности в баллах
Критерий | (0-5) |
1. Привлекательность | |
2. Освещение | |
3. Удобство | |
4. Интерьер | |
5. Озеленение | |
. Дайте оценку эмоционального восприятия помещения и определите уровень его экологической комфортности в баллах
Критерий | (0-5) |
1. Привлекательность | |
2. Освещение | |
3. Удобство | |
4. Интерьер | |
5. Озеленение | |
Дайте оценку эмоционального восприятия помещения и определите уровень его экологической комфортности в баллах
Критерий | (0-5) |
1. Привлекательность | |
2. Освещение | |
3. Удобство | |
4. Интерьер | |
5. Озеленение | |
. Дайте оценку эмоционального восприятия помещения и определите уровень его экологической комфортности в баллах
Критерий | (0-5) |
1. Привлекательность | |
2. Освещение | |
3. Удобство | |
4. Интерьер | |
5. Озеленение | |
Таблица 1
Номера мебели | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола,(в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья (в мм) |
1 | 1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;