СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Истоки и радуга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки - формировать у детей представление об истоках.

Просмотр содержимого документа
«Истоки и радуга.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»













Истоки и радуга





Возраст детей: 7 лет







Разработчик:

Федорова В.Л.,

учитель начальных классов









Мегион

2019


Тема: Истоки и радуга.


Цель - формировать у детей представления об истоках (ярком образе истоков – радуге).

Задачи:

Обучающая: осмысление духовно-нравственных категорий: «ИСТОКИ», «ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА», «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ», «РОДНОЕ СЛОВО», «РОДНОЙ ОЧАГ», «РАДУГА», СИЯНИЕ ИСТОКОВ»;

Воспитательная: воспитание чувства любви к родной земле, родному слову, родному очагу;

Развивающие: развитие умений (анализировать, обобщать); развитие памяти, внимания, воображения.

УУД:

личностные: определять и высказывать под руководством учителя правила поведения;

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;

познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); договариваться о правилах общения и поведения и выполнять их; учиться выполнять различные роли в группе.



Ход:


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Присоединение

Звучит фонограмма записи «Шум моря».

Учитель читает:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».

(Александр Пушкин)

-Ребята, повернитесь друг к другу лицом, возьмитесь за руки и поздоровайтесь. Подарите улыбку. А теперь закройте глаза.

Присоединяют

ся к уроку.







Дети стоят полукругом.

2.

Актуализа

ция

-Мы сегодня будем путешествовать на прогулочном корабле и наслаждаться великолепием окружающего мира, а также будем любоваться природными красотами.

-Мы плывем-плывем все дальше. Ребята, расскажите, что вы видите?

Совершают мысленное путешествие на корабле.



Ресурсный круг.

-Кому трудно начать высказывание, можете тихонько приоткрыть глаза.

-На доске перед вами карточки-подсказки:

Я наблюдаю…


Я слышу…


Я ощущаю …



Учитель проходит по кругу с коробочкой, в которой лежат иллюстрации с изображением предметов разных цветов (помидор, цыпленок, апельсин, трава, вода, крокодил…)

-Возьмите из коробочки одну карточку.





-Ребята, откройте глаза.

На доске учитель открывает слово МИР.

-Когда ты становишься путешественником и наблюдателем, то часто начинает казаться, что все предметы вокруг тебя оживают, начинают беседовать с тобой и друг с другом.

-Кто изображен на вашей иллюстрации? Какого он цвета?



-Дети, сядьте, пожалуйста, по группам в соответствии с цветом предмета.



-Какой вывод можете сделать?


Учитель читает стихотворение:

Видеть МИР привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.


Наблюдаю: солнце, облака, деревья, цветы, море, рыбок….

Слышу: шум ветра, крики чаек, плеск волн,…

Ощущаю: тепло, восторг,…


Каждый ребенок с закрытыми глазами вытаскивает карточку с изображением предмета какого-то цвета.


Дети открывают глаза, называют предмет и его цвет, рассаживаются по группам: все красные, оранжевые, желтые…


Дети сидят по группам

(7 групп по 4 человека).

-Мир разноцветный.



3.






















































































Активные формы обучения





















































































Работа с Азбукой Истоков

(стр. 24-25)

-Поразмышляйте, где же исток этого разноцветного мира?


-Как вы понимаете слово ИСТОК?


-Где исток реки, дерева, человека?


На доске опорная карточка.

ИСТОК


На доске:




Учитель читает текс учебника (1-3 абзацы).

Вопросы по тексту:

-Что является началом реки - ...

-Что является началом дерева - ...

-Что является началом человека - ...





-Что соединяют истоки?

-Истоки накапливаются, и получается живительная сила всего лучшего. Живительная сила – это сила, которая дает жизнь. Это может быть живительная сила дерева, живительная сила реки, живительная сила народа.


ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА


Учитель читает текст Азбуки стр. 24 (4-6 абзацы).

-Поразмышляйте, живительная сила истоков в чем заключается?



На доске учитель по ходу вывешивает опорные слова.


РОДНАЯ ЗЕМЛЯ


РОДНОЕ СЛОВО


РОДНОЙ ОЧАГ


-А как вы понимаете слово ОЧАГ?

-Слово ОЧАГ имеет несколько значений.

Оча́г -

1) место для разведения огня.

2) перен. дом, жилище.

-Истоки движут нами. Они пробуждают в нас добрые чувства к ближним, открывают святыни родной земли.

-Что такое святыни?

-Найдите значение слова в словаре.

Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (словарь Ожегова).

-Потихоньку человек начинает осознавать, что сила Истоков велика.

-Самым ярким образом Истоков является …

Учитель загадывает загадку.

В небе гром, гроза.

Закрывайте глаза!

Дождь прошел.

Блестит трава,

В небе светит … (радуга.)

Отвечают на вопрос, высказывают предположения.

Исток – начало.


Дети рассуждают.























-Начало реки - родник.

-Начало дерева - корни.

-Начало человека - истоки.

Ответы детей.










Дети слушают текст.

-Живительная сила Истоков в любви к родной земле, родному слову, родному очагу.








Ответы детей.











Дети работают со словарями Ожегова.






Дети отгадывают загадку.

4.

Физкультминутка

Физкультминутка «Радуга»

В небе гром, гроза. (Хлопки)

Закрывай глаза! (Закрыть глаза)

Дождь прошел.

Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)

В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей, (Зовущие движения)

По траве босиком, (Бег на месте)

Прямо в небо прыжком. (Прыжки)

Ладушки, ладушки!

По радуге, по радужке, (Хлопки)

По цветной дуге

На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)

Вниз по радуге верхом,

И на землю кувырком! (Присесть)

(С. Маршак)


5.

Основной этап

-Ой, наш прогулочный корабль пристал к берегу. Вдруг пошел дождик. Ловим капельки.

Но солнце продолжает ярко светить.





Учитель читает загадку:

Солнце с нами всё играет,

Семь цветных полос включает. (Радуга.)


-Самым ярким образом Истоков является РАДУГА.

-Как вы понимаете, что такое радуга?

-В словаре Ожегова значение этого слова следующее:

Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется путем преломления солнечных лучей в дождевых каплях (словарь Ожегова).

-Как вы понимаете эти слова?

-Значит, чтобы появилась радуга, нужны...


Учитель продолжает читать текст Азбуки стр. 24 (7-8 абзацы).

Вопросы по тексту:

-В какое время года можно увидеть радугу?

-С чем сравнивают радугу?

-Как назвал радугу Федор Иванович Тютчев?

-Что соединяет радуга?

-На Руси радуга всегда выступала символом дружбы Неба и Земли.

-Знаете ли вы, дети, цвета радуги? Сколько их?

-Назовите.

-Все семь цветов радуги располагаются рядом друг с другом, как бы перетекая один в другой, и вместе составляют яркий образ. Это светлое и яркое чудо.

Работа в группах.

-«Оживите» свою капельку радуги в группах.



Ресурсный круг.

-Встаньте группы так, как идут цвета в радуге. Подготовьтесь закончить предложение одним словом:

«Радуга дарит людям …»

Дети берут с парты по одной капельке.


Дети отгадывают загадку.





Ответы детей.








Ответы детей.

-Дождь и солнце.





-В любое время года.

-С аркой.


-Небо, землю и человека.


Называют цвета радуги.







Каждая группа раскрашивает капельки одним цветом.


Каждая группа выходит к доске. Дети приклеивают свою капельку на заготовку (ватман) и говорят предложение: «Радуга дарит людям … (радость, красоту, мир, тепло, уют, веру, надежду, любовь и т.д.)

6.

Вывод

Подготовленный ученик рассказывает стихотворение на стр. 23.

-Мама, мама, над рекой,

-Посмотри-ка, мост какой!

-Разноцветный он?

-Ага!

-Это радуга-дуга.

-Сделайте вывод, чем же является радуга?


-Радуга! Семицветная арочка, соединяющая небо, землю и человека.

Радуга – это сияние Истоков.


Дети слушают стихотворение и читают вывод (стр. 25)



Радуга – это мост, соединяющий небо, землю и человека.


7.

Рефлексия

-Ребята, наше путешествие подошло к концу.

На каждой полоске радуги незаконченное предложение. Закончите его, пожалуйста.

  1. Я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я почувствовал, что…

  6. Меня удивило…

  7. Урок дал мне для жизни…



Дети проводят рефлексию своей работы.