№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Присоединение | Звучит фонограмма записи «Шум моря». Учитель читает: «Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах». (Александр Пушкин) -Ребята, повернитесь друг к другу лицом, возьмитесь за руки и поздоровайтесь. Подарите улыбку. А теперь закройте глаза. | Присоединяют ся к уроку. Дети стоят полукругом. |
2. | Актуализа ция | -Мы сегодня будем путешествовать на прогулочном корабле и наслаждаться великолепием окружающего мира, а также будем любоваться природными красотами. -Мы плывем-плывем все дальше. Ребята, расскажите, что вы видите? | Совершают мысленное путешествие на корабле. |
Ресурсный круг. -Кому трудно начать высказывание, можете тихонько приоткрыть глаза. -На доске перед вами карточки-подсказки: Учитель проходит по кругу с коробочкой, в которой лежат иллюстрации с изображением предметов разных цветов (помидор, цыпленок, апельсин, трава, вода, крокодил…) -Возьмите из коробочки одну карточку. -Ребята, откройте глаза. На доске учитель открывает слово МИР. -Когда ты становишься путешественником и наблюдателем, то часто начинает казаться, что все предметы вокруг тебя оживают, начинают беседовать с тобой и друг с другом. -Кто изображен на вашей иллюстрации? Какого он цвета? -Дети, сядьте, пожалуйста, по группам в соответствии с цветом предмета. -Какой вывод можете сделать? Учитель читает стихотворение: Видеть МИР привыкли люди Белым, желтым, синим, красным. Пусть же все вокруг нас будет Удивительным и разным. | Наблюдаю: солнце, облака, деревья, цветы, море, рыбок…. Слышу: шум ветра, крики чаек, плеск волн,… Ощущаю: тепло, восторг,… Каждый ребенок с закрытыми глазами вытаскивает карточку с изображением предмета какого-то цвета. Дети открывают глаза, называют предмет и его цвет, рассаживаются по группам: все красные, оранжевые, желтые… Дети сидят по группам (7 групп по 4 человека). -Мир разноцветный. |
3. | Активные формы обучения | Работа с Азбукой Истоков (стр. 24-25) -Поразмышляйте, где же исток этого разноцветного мира? -Как вы понимаете слово ИСТОК? -Где исток реки, дерева, человека? На доске опорная карточка. На доске: Учитель читает текс учебника (1-3 абзацы). Вопросы по тексту: -Что является началом реки - ... -Что является началом дерева - ... -Что является началом человека - ... -Что соединяют истоки? -Истоки накапливаются, и получается живительная сила всего лучшего. Живительная сила – это сила, которая дает жизнь. Это может быть живительная сила дерева, живительная сила реки, живительная сила народа. Учитель читает текст Азбуки стр. 24 (4-6 абзацы). -Поразмышляйте, живительная сила истоков в чем заключается? На доске учитель по ходу вывешивает опорные слова. -А как вы понимаете слово ОЧАГ? -Слово ОЧАГ имеет несколько значений. Оча́г - 1) место для разведения огня. 2) перен. дом, жилище. -Истоки движут нами. Они пробуждают в нас добрые чувства к ближним, открывают святыни родной земли. -Что такое святыни? -Найдите значение слова в словаре. Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (словарь Ожегова). -Потихоньку человек начинает осознавать, что сила Истоков велика. -Самым ярким образом Истоков является … Учитель загадывает загадку. В небе гром, гроза. Закрывайте глаза! Дождь прошел. Блестит трава, В небе светит … (радуга.) | Отвечают на вопрос, высказывают предположения. Исток – начало. Дети рассуждают. -Начало реки - родник. -Начало дерева - корни. -Начало человека - истоки. Ответы детей. Дети слушают текст. -Живительная сила Истоков в любви к родной земле, родному слову, родному очагу. Ответы детей. Дети работают со словарями Ожегова. Дети отгадывают загадку. |
4. | Физкультминутка | Физкультминутка «Радуга» В небе гром, гроза. (Хлопки) Закрывай глаза! (Закрыть глаза) Дождь прошел. Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук) В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу) Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, (Зовущие движения) По траве босиком, (Бег на месте) Прямо в небо прыжком. (Прыжки) Ладушки, ладушки! По радуге, по радужке, (Хлопки) По цветной дуге На одной ноге. (Прыжки на одной ноге) Вниз по радуге верхом, И на землю кувырком! (Присесть) (С. Маршак) | |
5. | Основной этап | -Ой, наш прогулочный корабль пристал к берегу. Вдруг пошел дождик. Ловим капельки. Но солнце продолжает ярко светить. Учитель читает загадку: Солнце с нами всё играет, Семь цветных полос включает. (Радуга.) -Самым ярким образом Истоков является РАДУГА. -Как вы понимаете, что такое радуга? -В словаре Ожегова значение этого слова следующее: Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется путем преломления солнечных лучей в дождевых каплях (словарь Ожегова). -Как вы понимаете эти слова? -Значит, чтобы появилась радуга, нужны... Учитель продолжает читать текст Азбуки стр. 24 (7-8 абзацы). Вопросы по тексту: -В какое время года можно увидеть радугу? -С чем сравнивают радугу? -Как назвал радугу Федор Иванович Тютчев? -Что соединяет радуга? -На Руси радуга всегда выступала символом дружбы Неба и Земли. -Знаете ли вы, дети, цвета радуги? Сколько их? -Назовите. -Все семь цветов радуги располагаются рядом друг с другом, как бы перетекая один в другой, и вместе составляют яркий образ. Это светлое и яркое чудо. Работа в группах. -«Оживите» свою капельку радуги в группах. Ресурсный круг. -Встаньте группы так, как идут цвета в радуге. Подготовьтесь закончить предложение одним словом: «Радуга дарит людям …» | Дети берут с парты по одной капельке. Дети отгадывают загадку. Ответы детей. Ответы детей. -Дождь и солнце. -В любое время года. -С аркой. -Небо, землю и человека. Называют цвета радуги. Каждая группа раскрашивает капельки одним цветом. Каждая группа выходит к доске. Дети приклеивают свою капельку на заготовку (ватман) и говорят предложение: «Радуга дарит людям … (радость, красоту, мир, тепло, уют, веру, надежду, любовь и т.д.) |
6. | Вывод | Подготовленный ученик рассказывает стихотворение на стр. 23. -Мама, мама, над рекой, -Посмотри-ка, мост какой! -Разноцветный он? -Ага! -Это радуга-дуга. -Сделайте вывод, чем же является радуга? -Радуга! Семицветная арочка, соединяющая небо, землю и человека. Радуга – это сияние Истоков. | Дети слушают стихотворение и читают вывод (стр. 25) Радуга – это мост, соединяющий небо, землю и человека. |
7. | Рефлексия | -Ребята, наше путешествие подошло к концу. На каждой полоске радуги незаконченное предложение. Закончите его, пожалуйста. Я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я почувствовал, что… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… | Дети проводят рефлексию своей работы. |