СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Истоки и радуга".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка создана по программе "Истоки" для 1 класса. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Истоки и радуга".»

Тема: Истоки и радуга.


Цель – формировать у детей представления об истоках (ярком образе истоков – радуге).

Задачи:

Обучающая: осмысление духовно-нравственных категорий: «ИСТОКИ», «ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА», «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ», «РОДНОЕ СЛОВО», «РОДНОЙ ОЧАГ», «РАДУГА», СИЯНИЕ ИСТОКОВ»;

Воспитательная: воспитание чувства любви к родной земле, родному слову, родному очагу;

Развивающие: развитие умений (анализировать, обобщать); развитие памяти, внимания, воображения.

УУД:

личностные: определять и высказывать под руководством учителя правила поведения;

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;

познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); договариваться о правилах общения и поведения и выполнять их; учиться выполнять различные роли в группе.



Ход:


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Присоединение

Звучит фонограмма записи «Шум моря». Учитель читает:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».

-Ребята, повернитесь друг к другу лицом, подарите улыбку. Закройте глаза.

Присоединяются к уроку.





Дети стоят полукругом.

2.

Актуализация

-Давайте отправимся в путь на корабле и полюбуемся красотой окружающего нас мира, прекрасными картинами природы.

-Что же мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на открытой палубе нашего корабля?

Совершают мысленное путешествие на корабле.



Ресурсный круг.

-Кому трудно начать высказывание, можете заглянуть.

-На доске перед вами карточки-подсказки:

Я вижу…


Я слышу…


Я чувствую …



Учитель проходит по кругу с коробочкой, в которой лежат иллюстрации с изображением предметов разных цветов (мак, цыпленок, апельсин, трава, вода, крокодил…)

-Возьмите из коробочки одну карточку.



-Ребята, откройте глаза.

На доске учитель открывает слово МИР.

-Часто во время путешествия смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. Кто изображен на вашей иллюстрации? Какого он цвета?

-Дети, сядьте, пожалуйста, по группам в соответствии с цветом предмета.


-Какой вывод можете сделать?


Учитель читает стихотворение:

Видеть МИР привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.



Вижу: солнце, небо, деревья, цветы, море реку….

Слышу: шум ветра, крики птиц, шепот волн,…

Чувствую: тепло, радость,…



Каждый ребенок с закрытыми глазами вытаскивает карточку с изображением предмета какого-то цвета.


Дети открывают глаза, называют предмет и его цвет, рассаживаются по группам: все красные, оранжевые, желтые…


Дети сидят по группам (7 групп по 4 человека).

-Мир разноцветный.



3.

Активные формы обучения

Работа с Азбукой Истоков (стр. 24-25)

-Давайте подумаем, дети, а где же исток этого разноцветного мира?

-Как вы понимаете слово ИСТОК?

-Где исток реки, дерева, человека?


На доске опорная карточка.

ИСТОК


На доске:






Учитель читает текс учебника (1-3 абзацы).

Вопросы по тексту:

-Что является началом реки – ...

-Что является началом дерева – ...

-Что является началом человека – ...


-Что соединяют истоки?

-Истоки накапливаются, и получается живительная сила всего лучшего. Живительная сила – это сила, которая дает жизнь. Это может быть живительная сила дерева, живительная сила реки, живительная сила народа.


ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА


Учитель читает текст Азбуки стр. 24 (4-6 абзацы).

-В чем живительная сила истоков?




На доске учитель по ходу вывешивает опорные слова.


РОДНАЯ ЗЕМЛЯ


РОДНОЕ СЛОВО


РОДНОЙ ОЧАГ


-А как вы понимаете слово ОЧАГ?

-Слово ОЧАГ имеет несколько значений.

Оча́г –

1) место для разведения огня.

2) перен. дом, жилище.

-Благодаря истокам в мире пробуждаются добрые чувства к ближним, открываются святыни родной земли.

-Что такое святыни?

-Найдите значение слова в словаре.

Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (словарь Ожегова).

-Человек начинает понимать, насколько велика сила Истоков.

-Самым ярким образом Истоков является …



Отвечают на вопрос, высказывают предположения.

Исток – начало.



Дети рассуждают.

























-Начало реки – родник.

-Начало дерева – корни.

-Начало человека – истоки.









Дети слушают текст.


-Живительная сила Истоков в любви к родной земле, родному слову, родному очагу.










Ответы детей.










Дети работают со словарями Ожегова.


4.

Основной этап

-Ой, наш корабль пристал к берегу. Вдруг пошел дождик. Ловим капельки.

Но солнце продолжает ярко светить.





Учитель читает загадку:

Солнце с нами всё играет,

Семь цветных полос включает. (Радуга)



-Самым ярким образом Истоков является РАДУГА.

-Как вы понимаете, что такое радуга?

-В словаре Ожегова значение этого слова следующее:

Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется путем преломления солнечных лучей в дождевых каплях (словарь Ожегова).

-Как вы понимаете эти слова?

-Значит, чтобы появилась радуга, нужны...


Учитель продолжает читать текст Азбуки стр. 24 (7-8 абзацы).

Вопросы по тексту:

-В какое время года можно увидеть радугу?

-С чем сравнивают радугу?

-Как назвал радугу Федор Иванович Тютчев?

-Что соединяет радуга?

-На Руси радуга всегда выступала символом дружбы Неба и Земли.

-Знаете ли вы, дети, цвета радуги? Сколько их?

-Назовите.

-Все семь цветов радуги располагаются рядом друг с другом, как бы перетекая один в другой, и вместе составляют яркий образ. Это светлое и яркое чудо.


Работа в группах.

-Оживите (раскрасьте) свою капельку радуги в группах.



Ресурсный круг.

-Встаньте группы так, как идут цвета в радуге. Подготовьтесь закончить предложение одним словом:

«Радуга дарит людям …»

Дети берут с парты по одной капельке.

Дети отгадывают загадку.






Ответы детей.







Ответы детей.

-Дождь и солнце.





-В любое время года.

-С аркой.


-Небо, землю и человека.


Называют цвета радуги.







Каждая группа раскрашивает капельки одним цветом.


Каждая группа выходит к доске. Дети приклеивают свою капельку на заготовку (ватман) и говорят предложение: «Радуга дарит людям … (радость, красоту, мир, тепло, уют, веру, надежду, любовь и т.д.)


5.

Вывод

Подготовленный ученик рассказывает стихотворение на стр. 23.

-Мама, мама, над рекой,

-Посмотри-ка, мост какой!

-Разноцветный он?

-Ага!

-Это радуга-дуга.

-Сделайте вывод, чем же является радуга?


-Радуга! Семицветная арочка, соединяющая небо, землю и человека.

Радуга – это сияние Истоков.



Дети слушают стихотворение и читают вывод (стр. 25)



Радуга – это мост, соединяющий небо, землю и человека.




6.

Рефлексия

-Ребята, на каждой полоске радуги незаконченное предложение. Закончите его, пожалуйста.

  1. Я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я почувствовал, что…

  6. Меня удивило…

  7. Урок дал мне для жизни…

Дети проводят рефлексию своей работы.







2