СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о поли­тических итогах первой революции в России, главными из кото­рых было создание первого представительного законодательного органа Государственной думы и появления системы политичес­ких партий; уяснить, что в результате появления Государствен­ной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной мо­нархии; раскрыть плюсы и минусы российского представитель­ства.

Просмотр содержимого документа
«История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы.»

Тема урока: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся представление о поли­тических итогах первой революции в России, главными из кото­рых было создание первого представительного законодательного органа Государственной думы и появления системы политичес­ких партий; уяснить, что в результате появления Государствен­ной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной мо­нархии; раскрыть плюсы и минусы российского представитель­ства.

Основные знания: основные положения Манифеста 17 октяб­ря 1905 г.; суть российской избирательной системы; изменения в политической системе Российской империи; особенности пер­вой российской многопартийности; основные программные ус­тановки и тактика ведущих политических партий России социа­листического, либерального и монархического направлений.

Основные понятия: конституционная монархия; парламент;

политическая партия; программа партии; тактика; социалисты; либералы; традиционалисты.

Оборудование урока: учебники «ИСТОРИЯ В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков. Москва 2015.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Предыстория создания Государственной Думы в России (рассказ учителя).

В 1809 г. М.М. Сперанский по предложению Александра I составил проект коренных преобразований в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. Все власти объединялись в руках императора. При выработке законов он опирался на помощь и мнение двух законосовещательных палат. Члены верхней палаты, Государственного совета, назначались царём. Нижняя палата, которую Сперанский назвал Государственной Думой, была выборным органом. Избирательным правом должны были пользоваться все граждане России, владеющие землёй и капиталами, включая и государственных крестьян.

Предполагалось, что Государственная Дума будет давать заключения по законопроектам, вносимым на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения.

В 1810 году был создан Государственный совет, но затем дело остановилось. Государственная Дума создана не была. После этого в течение всего XIX века о Государственной Думе в России не вспоминали.

К этой идее вернулись только в начале XX в., когда в России проходила революция. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал рескрипт, подготовленный министром внутренних дел А. Булыгиным. В нём предлагалось привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

6 августа 1905 г. Николай II, наконец, подписал указ об учреждении Государственной Думы (запись в тетрадях).

На деле это было совещательное собрание, в чьи обязанности входили лишь «предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений», не касаясь основных законов империи. Дума была лишена законодательной инициативы и не имела права голоса по вопросам бюджета. Выборы в неё должны были проходить по весьма сложной системе, сочетавшей сословный и имущественный ценз, что сокращало участие в выборах представителей средних слоёв населения и полностью лишало рабочих всяких избирательных прав.

Революция в стране продолжалась, и власть была вынуждена идти на дальнейшие уступки. О том, что в это время происходило с русским императором прекрасно свидетельствует письмо Николая II матери (октябрь 1905 г.) Привожу здесь отрывок из него:

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь!.. Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергич­ного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, за­тем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев дей­ствовать силой; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но ре­зультат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществ­ляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности;

кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государ­ственную думу — это в сущности и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не при­шло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочи­таю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем ус­тупать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

17 октября 1905 г. император подписал Манифест, вскоре названный «Манифестом свобод». Привожу здесь извлечения из этого документа:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов.

2. Привлечь к участию в Думе те классы, которые ныне совсем лишены избирательных прав.

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думой.

Затем предлагаю учащимся проанализировать документы. Класс делится на две группы и приступает к анализу источников по вопросам:

Как изменилась система государ­ственных органов власти в ходе первой революции? Каков меха­низм принятия законодательных решений и какая роль отводи­лась в нем императорской власти? Мог ли император принимать законы в обход Государственной думы? Какие полномочия со­хранил за собой российский император? Можно ли считать, что после появления Государственной думы Россия превратилась в конституционную монархию?

Далее рассказ учителя:

11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве, был издан указ о выбо­рах в Государственную думу. Все население страны дели­лось на 4 избирательные курии (группы): землевладельчес­кую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военно­служащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприя­тий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: один голос помещика приравнивался к 3 голо­сам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы не были прямыми: для крестьян — четырехстепен­ные, для рабочих — трехстепенные, для буржуазии и по­мещиков — двухстепенные. Члены Государственной думы из­бирались на 5 лет.

20 февраля 1906 г. царь своим манифестом наделил законодательны­ми функциями Государственный совет. Он видел в нем противовес Думе. Половина членов Государственного совета назначалась царем, половина — избиралась Синодом, дво­рянскими и земскими собраниями, крупными организация­ми промышленников и торговцев и др.

Объясняю, что одним из главных итогов рево­люции стало появление в России политических партий. Предлагаю учащимся прочитать в § 66 учебника раздел «Манифест 17 октября и его последствия» и ответить на следующие вопросы:

Что такое политическая партия? Каковы особенности первой российской многопартийности?

Далее подво­жу итоги ответам учащихся и разъясняю проблему классифи­кации политических партий.

23 апреля 1906 г. Николай II утвердил Основные зако­ны Российской империи в новой редакции. Императорская власть определялась как «верховная» (в старой редакции «неограниченная»). Монарх сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Ду­мы законы, если того требовали чрезвычайные обстоятель­ства. Согласно Основным законам законодательная власть распределялась между императором. Государственным сове­том и Государственной думой. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем Государственным сове­том и только потом поступал на подпись к царю.

27 апреля 1906 г. в присутствии императора России в Петербурге состоялось торжественное открытие первого русского парламента – Государственной Думы. На выборах в первую Думу победила партия кадетов, социал-демократы выборы бойкотировали.

Рассказ учителя.

В годы правления Николая II в России Государственная Дума созывалась 4 раза, но сроки её работы каждый раз были разными. 1-ая Дума проработала с 27 апреля по 9 июля 1906 г.; 2-ая Дума – с 20 февраля по 3 июня 1907 г.; 3-я - единственная проработала весь положенный по законам срок – с 1907 г. по 1912 г.; 4-ая – с 1912 г. по 1917 г.

В современной России Государственная Дума созывалась уже 5 раз, срок её полномочий по сравнению с дореволюционным периодом сокращён до 4-х лет. С 2011 года срок полномочий Гос.Думы снова стал таким же, как и до революции, то есть, 5 лет. Итак, Государственная Дума проработала с 1993 по 1995 г.г.; с 1995 по 1999 г.; с 1999 по 2003 г., с 2003 по 2007 г., с 2007 по 2011г., с 2011 и по нынешний день продолжает свою работу Государственная Дума 10го созыва. Срок ее полномочий истекает в конце 2016 года.

2. Закрепление.

1. Работа с учебником – заполнение таблицы «Результаты выборов в царскую Гос.Думу» всех 4-х созывов.

2. Подведение первых итогов работы русского парламента.

3. Учащиеся высказывают своё мнение по поводу работы современной Государственной Думы, (что изменилось в её функциях и полномочиях по сравнению с началом XX века).

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание: учебник истории § 66.