История семьи – это корни, без которых человек не может
существовать
История лишенцев почти неизвестна для широкой публики. Об этой категории граждан я не знала до тех пор пока не увидела «Именной список граждан, лишенных избирательных прав по Ныгдинскому булуку Аларского аймака БМАССР на 1928-29 г.»1. Поэтому я решила восполнить этот пробел.
После Октябрьской революции, с 1918 по 1936 год и в соответствии с Конституциями РСФСР 1918 и 1925 годов в Советской России существовала отдельная пораженная в правах категория людей — граждане, лишенные избирательного права, или «лишенцы2».
Это форма дискриминации применялась в отношении тех, кто по тем или иным причинам считался неблагонадежным3,4.
К таким людям относили священников, шаманов, лам, лиц, воевавших на стороне белых, мелких и крупных торговцев, тюремных стражников. Их не только лишали избирательного права: они не имели возможности «занимать ответственные должности, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем, опекуном»; они также не получали пенсию и пособие по безработице; при наличии работы им выплачивалась самая низкая заработная плата; а налоги для них были существенно выше, чем для остальных граждан. Фактически, лишенцы были обречены на полуголодное существование.
В 1920-е годы в стране началась кампания по выселению лишенцев из коммунальных квартир, а также исключению их детей из школ. Они были лишены возможности учиться в старших классах и получать образование в ВУЗах. В архиве есть немые свидетели этой кампании - письма, ответы о исключении детей лишенцев из учебных заведений.
Инструкцией «О выборах городских и сельских Советов и о созыве Съезда Советов» от 26 ноября 1926 года был установлен и порядок восстановления в избирательных правах «при условии, если эти лица в настоящее время занимаются производительным и общественно-полезным трудом и доказали лояльность по отношению к Советской власти».
Лишенцы имели возможность обжаловать решение избирательных комиссий в недельный срок со дня опубликования или ознакомления со списком лишённых избирательных прав. Поэтому многие лишенцы писали просьбы о восстановлении в избирательном праве, но им нередко в этом отказывали.
В качестве примера прилагаю заявление Самсонова Николая Федоровича, лишенного избирательных прав в 1924 году. Он просит бедняцкое собрание о восстановить голоса, говорит о том, что не находился фактически шаманом, не приносил жертву тарасуном и животными.
По заявлениям граждан проводилась проверка и уполномоченный аймачного избирательного комитета докладывал на заседании о результатах. Далее принималось решение о восстановлении в правах или об отказе.
В протоколе Заседания Аларской аймачной Избирательной Комиссии от 5 мая 1929 г. зафиксирована запись: «Граждан: 1) БАИРОВЫХ Намсарая и Марину, 2) БАШКУЕВЫХ Тармая и Бартан, 3) ВАСИЛЬЕВЫХ Бадму и Варвару, 4) БАЕРТУЕВЫХ Маро и Елену, 5) БЕЛЬКОВЫХ Федора и Домну, 6) БОЯРОВСКИХ Гавриила, Василия, Федора и Анисью, 7) ВАСИЛЬЕВА Илью, 8) ГАБЕЕВЫХ Ганжура и Марию, 9) ЕГОДУРОВЫХ Павла, Дажут и Егодура, 10) ИГУМНОВЫХ Кузьму, Степаниду и .ерфида, 11) МАКУШКИНЫХ Шагдыр и Шоржан, 12) МАРОХОЕВА Таби, 13) МАКУШКИНУ Матрену, 14) МАРОХОЕВА Намсарая, 15) МУНКОЕВЫХ Дажуп и Будана, 16) МАКУШКИНОВА Ошира, 17) ПОХОЕВА Шаншир, 18) ПОПОВЫХ Николая и Ксению, 19) СТЕПАНОВЫХ Жамба и Нянишка, 20) САВИНЫХ Баина, Варвару и Михаила, 21) ФЕДОРОВЫХ Ефима и Марину, 22) СЫСОЕВУ- ЖУРАВЛЕВУ Елизавету, 23) ДОРЖЕЕВА Малана, 24) ШАБАДЕЕВЫХ Павла и Даша, 25) БУЛГАТОВА Николая, 26) ДЕРБЕР Михаила и 27) БАДМАЕВА Ефима из списка исключить и в избирательных правах восстановить, как лиц, не попадающих под действие ст.69 Конституции РСФСР и ст.ст.14 и 15 инструкции о Выборах».
В тоже время, многим просителям в восстановлении избирательных прав было отказано. Причинами отказа были: то, что проситель пользуется трудом постоянных и нескольких сезонных наемных рабочих, найм которых никакими особыми обстоятельствами в хозяйстве не вызывается; либо пользуется наемной рабочей силой в таком объеме, который расширяет его хозяйство за пределы трудового; либо занимается довольно крупной спекуляцией, как в пределах аймака, так и Монголии; проситель до 1925 года постоянно занимался скупкой и перепродажей скота и что в данное время нет никакой уверенности, что источником его существования является исключительно общественно-полезный труд; или он являясь арендатором мукомольной мельницы все время пользуется трудом наемных рабочих; либо в прошлом содержал с целью наживы арендованную мельницу, в данное время нет никакой уверенности, что источником его существования является исключительно общественно-полезный труд; проситель лишен избирательных прав на основании лит. «м» ст.15 о выборах, как шаман; или лишены избирательных прав, как находящиеся в материальной зависимости от лица, лишенного избирательных прав по лит. «в» ст.15 о выборах.
В 1936 году, с появлением новой Конституции, прямая дискриминация была прекращена, хотя вопрос «лишались ли права голоса, когда и за что», оставался в советских анкетах до 1961 года, и положительный ответ на него мог служить причиной косвенной дискриминации.
В Государственном архиве Иркутской области хранятся «Материалы по выборам в сельский совет за 1929 г. Протоколы собраний, директивы, списки, сведения и переписка»5. Каковы же были причины поражения в правах? Служители культа попадали в списки лишенцев независимо от того, были ли они действующими или бывшими. Единственная возможность восстановить избирательные права для них – отречься от веры, причём обязательно через газету. Любое другое, даже публичное, отречение – не засчитывалось.
Вот, например, Шулунов Тармай. Он подвергся дискриминации из-за того, что был шаманом. Васильев Матвей нанимал работников. Заматаев Феодор Платонович имел мельницу и сдавал её в аренду. А Баирова Марина и Федорова Анна были лишены избирательного права по принципу коллективной ответственности: только за то, что они были материально зависимы от своих мужей — соответственно — торговца и шамана. В списке часто встречается формулировка «эксплуатация наемного труда», но она не должна вводить в заблуждение, ведь наемный, оплачиваемый труд — следствие естественной организации людей в условиях рыночной экономики, и он не может быть правонарушением сам по себе.
Предлагаю вашему вниманию выписку из списка лиц, лишенных избирательных прав в Ныгдинском булуке в 1928-29 годах. Выписка может иметь определенное значение и для потомков лишенцев, и для всех, кто интересуется историей родных мест. По понятным причинам не буду афишировать полный список, т.к. в нём помимо служителей культа включены барышники, эксплуататоры, рецидивисты, умалишенные, белогвардейцы и др. С полным списком можно ознакомиться, сделав запрос в Государственный архив Иркутской области.
№№ | фамилия, имя, отчество | Причина лишения прав | с какого времени лишён избирательных прав | основание лишения изб.прав | год рождения |
1 | Федоров Николай | шаман | 1926 | справка булсовета | 67 |
2 | жена Дулгор | *6 | 1926 | справка булсовета | 52 |
3 | Бухаев Якша Бух. | шаман | 1926 | справка булсовета | 57 |
4 | жена Хосоо | * | 1926 | справка булсовета | 48 |
5 | Макушкин Матвей | шаман | 1926 | справка булсовета | 62 |
6 | Инкижинов Баерта | шаман | 1926 | справка булсовета | 63 |
7 | жена Шараносир (?) | * | 1926 | справка булсовета | 58 |
8 | Шулунов Тармай | шаман | 1926 | справка булсовета | 59 |
9 | жена Мария | * | 1926 | справка булсовета | 48 |
10 | дочь Татьяна | * | 1926 | справка булсовета | 18 |
11 | Скольчиков Ардан | шаман | 1926 | справка булсовета | 63 |
12 | Федоров Забан Федор. | шаман | 1926 | справка булсовета | 58 |
13 | жена Анна | * | 1926 | справка булсовета | 57 |
14 | Андреев Антон Андреевич | шаман | 1926 | справка булсовета | 62 |
15 | жена Анна | * | 1926 | справка булсовета | 62 |
16 | сын Бандан | * | 1926 | справка булсовета | 38 |
17 | сын Илья | * | 1926 | справка булсовета | 27 |
18 | сын Николай | * | 1926 | справка булсовета | 18 |
19 | Степанов Лажио Андр. | шаман | 1926 | справка булсовета | 54 |
20 | жена Гарма | * | 1926 | справка булсовета | 53 |
21 | Сойбонов Зодой Сойбон. | шаман | 1926 | справка булсовета | 57 |
22 | жена Ханба | * | 1926 | справка булсовета | 55 |
23 | сын Александр | * | 1926 | справка булсовета | 22 |
24 | Насисов Намсарай | шаман | 1926 | справка булсовета | 53 |
25 | Мармадаева Шангай | шаман | 1926 | справка булсовета | 82 |
26 | Питаев Байма Питаев. | шаман | 1926 | справка булсовета | 57 |
27 | жена Шадор | * | 1926 | справка булсовета | 56 |
28 | Абашеев Сагаадар Анганаев. | шаман | 1926 | справка булсовета | 1880 |
29 | жена Мария | * | 1926 | справка булсовета | 1878 |
30 | Степанов Алсагор Степанович | шаман | 1926 | справка булсовета | 60 |
31 | сын Илья | * | 1926 | справка булсовета | 28 |
32 | жена Матрена | * | 1926 | справка булсовета | 18 |
33 | Дымпилов Протас | шаман | 1926 | справка булсовета | 61 |
34 | Васильев Петр Васильевич | шаман | 1926 | справка булсовета | 62 |
35 | сын Михаил | * | 1926 | справка булсовета | 28 |
36 | сын Андрей | * | 1926 | справка булсовета | 18 |
37 | Алексеев Дамба Алексеевич | лама | 1926 | справка булсовета | 22 |
38 | Алексеев Шотхан | лама | 1926 | справка булсовета | 35 |
39 | Нагаслаев Хонходор | шаман | 1926 | справка булсовета | 34 |
40 | жена Маша | * | 1926 | справка булсовета | 30 |
41 | Меркульев Тятя | шаман | 1926 | справка булсовета | 56 |
42 | Пахутов Григорий | шаман | 1926 | справка булсовета | 44 |
43 | жена Будаха | * | 1926 | справка булсовета | 36 |
44 | мать Бартан | * | 1926 | справка булсовета | 64 |
45 | Булгатов Бадма | шаман | 1926 | справка булсовета | 46 |
46 | Никитин Нагаслай | шаман | 1926 | справка булсовета | 52 |
47 | Похосов Тиба | шаман | 1926 | справка булсовета | 68 |
48 | Баторов Бадма | шаман | 1926 | справка булсовета | 58 |
49 | сын Михаил | * | | | 25 |
50 | Степанова Санжехай | шаманка | 1926 | справка булсовета | 38 |
51 | муж Ардунай | * | 1926 | справка булсовета | 34 |
52 | Алексеев Савушка | шаман | 1926 | справка булсовета | 56 |
53 | жена Булган | * | 1926 | справка булсовета | 54 |
54 | Тармаева Анна | шаманка | 1926 | справка булсовета | 61 |
55 | Мархамхинов Антон | * | 1926 | справка булсовета | 32 |
56 | Баторов Ботой Бат. | шаман | 1926 | справка булсовета | 73 |
57 | Балакирев Сарапул | шаман | 1926 | справка булсовета | 58 |
58 | сын Петр | * | 1926 | справка булсовета | 33 |
59 | жена Мария | * | 1926 | справка булсовета | 29 |
60 | дочь Шарма | * | 1926 | справка булсовета | 20 |
61 | Аюшинов Ардей Аюш. | шаман | 1926 | справка булсовета | 61 |
62 | жена Анна | * | 1926 | справка булсовета | 57 |
63 | дочь Бальжит | * | 1926 | справка булсовета | 22 |
64 | Нехусаев Дархан Нех. | шаман | 1926 | справка булсовета | 75 |
65 | сын Дамбай | * | 1926 | справка булсовета | 46 |
66 | жена Шаралдай | * | 1926 | справка булсовета | 33 |
67 | Бардунаев Бадашк | шаман | 1926 | справка булсовета | 58 |
68 | жена Наталья | * | 1926 | справка булсовета | 55 |
69 | мать Шагашж | * | 1926 | справка булсовета | 75 |
Можно ли прочувствовать боль лишенных прав граждан? Попробуем.
В Интернете в социальной сети «Вконтакте» нашла рассказ, который написала Мария Шумкова, генеалог Центра генеалогии "Семейная реликвия": «Он вернулся домой обескураженный, поникший, сжался весь. Бросил позорную бумагу на стол и глухо зарыдал. Всë кончено, как дальше жить он не знал и не умел. У него забрали возможность продолжать работать — молоть и продавать муку. У него забрали мельницу и имущество. У него забрали право голоса, а вместе с тем попытались забрать честь и достоинство.
Сквозь пелену времён протягиваю руку к его большой натруженной загорелой руке с глубокими извилистыми морщинами. Он не знал, что каток репрессий прокатился по каждой семье и он ещё легко отделался — остался рядом со своей семьёй и жив. Ловлю его тяжёлый взгляд и говорю, что мы его помним, мы его любим, и он не виноват в том, что случилось.
Ограничения касались практически всех сфер жизни лишенца — участия в общественной жизни, работы, службы в армии, социальных гарантий и льгот, лишенцы платили повышенные налоги, дети лишенцев не могли поступить в высшее учебное заведение — клеймо падало на всех членов семьи.
Он понимал, что пострадают дочери и как глава семейства не мог вынести даже мысли о такой несправедливости. Человек вместе с потерей избирательных прав терял перспективы служебного роста и надежды на реальное изменение своей жизни в лучшую сторону.
Фактически лишенцы являлись в Советском государстве 1920-х - середины 1930-х гг. людьми «второго сорта», изгоями. Лишенцы старались восстановиться в правах, подавали жалобы, но восстановиться было не так просто.
Мой прапрадед лишился избирательных прав в 1929 году в возрасте 51 год за то, что не отдавал муку государству, а продавал. Потерянный в этом мире он скитался по разным работам — чернорабочим, печником, на водокачке, мельником в колхозе, и подавал многочисленные прошения пересмотреть дело. Восстановился в правах он только в 1935 году. Умер в 1947 году в возрасте 70 лет. Его дети и внуки в своих автобиографиях писали: "Никого раскулаченных и лишенцев в семье нет". Думаю, так писали все скованные страхом граждане страны в своих автобиографиях»7.
Дела о лишении и восстановлении в избирательных правах хранятся в областных архивах (в фондах райисполкомов, горисполкомов, сельских советов, специальных комиссий). Из центральных архивов подобные дела можно найти в Государственном архиве Российской Федерации. В большинстве архивов для доступа к делам «лишенцев» доказательств родства не требуется. Сведения о лишенцах есть и в газетах. Наркомат юстиции в 1920-х – начале 1930-х годов публиковал списки «лишенцев» по некоторым регионам СССР. Списки лишенцев публиковали и местные власти в газетах8.
Ранее я уже писала, что для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать своих родственников, но и историю всего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может
существовать. Надеюсь, что мои изыскания помогут читателям по крупинкам собирать историю своей семьи, своего рода. ИЩИТЕ и НАЙДЁТЕ!
С. Шулунова,
Почётный работник общего образования
Российской Федерации, Ветеран труда,
действительный член
Русского географического общества
(Сахалинское отделение)
1 ГАИО, фонд 1333, опись 1, дело 1
2 Лишенец — неофициальное название гражданина РСФСР, СССР, в 1918—1936 лишённого избирательных прав согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов.
3 Статья 65 Конституция РСФСР 1918 года устанавливала, что: не избирают и не могут быть избранными те, кто входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
4 В статье 15 «Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве Съезда Советов» от 26 ноября 1926 года были указаны группы населения, подлежащие лишению избирательных прав:
- земледельцы, применяющие наемный труд, имеющие наряду с земледельческими хозяйствами собственные или арендованные промысловые и промышленные заведения и предприятия с применением постоянного или сезонного наемного труда, занимающиеся наряду с земледельческим хозяйством скупкой и перепродажей.
- лица, закабаляющие окружающее население путём систематического предоставления в пользование имеющихся у них сельскохозяйственных машин.
5 ГАИО, фонд 1333, опись 1, дело 1
6 Здесь и далее- в материальной зависимости от него
7 https://vk.com/rodoslovieru
8 https://diana-225.livejournal.com/19852.html