МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята Утверждена:
Протоколом педсовета №1 приказом№___________
От 31. 08.2015 г. от ______________ 2015г.
Директор школы:
___________ / Терехова Л.П./
Рабочая программа
по истории Смоленщины
7 класс
Панасенковой Галины Владимировны
l категория
2015-2016
Пояснительная записка
7 класс
Рабочая программа разработана на основе:
- Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с учётом: - программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент « История Смоленщины» Ластовский Г..А., Ильюхов А.А.- Смоленск, 1995 год. - обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году. - в соответствии с образовательной программой МБОУ «Криволесская ОШ»; -положения о рабочей программе В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населённых пунктов в воспитании чувств патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. История Смоленщины способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинацнональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России Цели:
-познакомиться с огромным историческим наследием нашего региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтийских народов;
-формирование целостного представления о месте и роли смоленского края в истории России и чувства уважения к истории и культуре различных народов, населявших его;
-воспитание гражданственности, патриотизм, национальной гордости за своих предков
Задачи:
-вызвать у учащихся интерес к истории родного края и пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине.
- воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, национальной гордости
- формировать активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества.
-сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
-освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Смоленщины в истории России;
-формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края.
Данная рабочая программа для ориентирована на использование учебника
Ластовский Г.А. История Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск.2007г.
Общая характеристика предмета
События истории Смоленщины излагаются в логической последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие пространственные и временные представления учащихся. Основные тексты, включающие базовые сведения, необходимы для всех учащихся как минимально обязательный уровень. Дополнительные тексты и задания, сюжетные рассказы помогают более ярко и наглядно раскрыть основное содержание учебного пособия. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы
Место предмета в учебном плане
Количество часов на год 17 часов; в неделю 1 час.
В связи с тем, что, изучение истории Смоленщины начинается в 6 классе, изменилось распределение часов, в 7 классе. 17 часов на год и изучается во втором полугодии.
Учитывая возрастные особенности учащихся 7 класса, особенности построения действующего учебника История Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века, сложность и насыщенность ряда тем фактическим материалом в первоначальном варианте являющийся частью изучаемого материала, был выделен в отдельные темы, предусмотрено выделение 3 часов на повторительно- обобщающие уроки : 1 час после изучения разделов 4, два часа - в конце курса. В программу внесены изменения, не затрагивающие содержание и принципов построения её.
Содержание учебного предмета Раздел 4. Смоленщина в XVI - XVII веках – 7 часов Смоленщина в составе Московского государства. «Ожерелье земли Русской». Смоленщина в начале XVI века. Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство. Смоленская война 1632 —1634 г. Борьба за Смоленск. Смоленщина во второй половине XVII века. Раздел 5. Наш край в XVIII веке – 8 часов Смоленский край в первой половине XVIII века. Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII - первой половине XVIII веков. Экономическое развитие края во второй половине XVIII века. Социально - политическое развитие Смоленщины во второй половине века. Деятельность Г. А. Потёмкина. Культура Смоленщины во второй половине XVIII века.
Повторение -2часа.
Основные ценностные ориентиры предмета
Школьный курс по истории Смоленщины предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались ценности культуры, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации на территории Смоленского края. В процессе познания истории Смоленщины школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества – всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальное каждой личности. В программе акцентируется внимание на что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии обществом и благодаря ему.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
уважение к культуре своего края и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути развития Смоленского края как основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
описание важнейших памятников культуры Смоленского края, выражение своего отношения к ним.
Требования к уровню подготовки учащихся
умения рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;
уметь читать историческую карту и показывать границы государств, города, места значительных исторических событий на карте.
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, понимания причин и значения исторического события;
выделять главное, используя ранее изученный материал для решения познавательных задач;
давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними,
умение использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий,
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, оценивать деятельность исторических личностей
объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры и личностям истории, давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;
анализировать исторические явления, процессы факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку;
тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема раздела Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ( на уровне учебных действий) |
1 | 1 | Смоленщина в XVI - XVII веках (7 ч.) Смоленщина в составе Московского государства. | Самостоятельно анализировать и обобщать факты. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. |
2 | 2 | «Ожерелье земли Русской». | Последовательно строить рассказ о строительстве крепостной стены. Самостоятельно находить материал из других источников. |
3 | 3 | Смоленщина в начале XVI века. | Уметь читать историческую карту и показывать на карте называемые объекты на территории нашего края. |
4 | 4 | Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство. | Формулировать вопрос, сжато давать ответ, грамотно строить монологическую речь |
5 | 5 | Смоленская война 1632 —1634 г. Борьба за Смоленск. | Уметь читать историческую карту. |
6 | 6 | Смоленщина во второй половине XVII века. | Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов |
7 | 7 | Повторительно- обобщающий урок. Тест п.15-20 | Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов |
8 | 1 | Смоленщина в XVIII веке(8ч.) Смоленский край в первой половине XVIII века. | Уметь читать историческую карту и показывать на карте называемые объекты на территории нашего края. |
9-10 | 2-3 | Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII - первой половине XVIII веков. | Определять факторы, повлиявшие на развитие культуры, познакомиться с выдающимися достижениями культуры, образом жизни и нравами жителей края |
11 | 4 | Экономическое развитие края во второй половине XVIII века | Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, давать характеристику экономическое развитие края во второй половине XVIII века . |
12-13 | 5-6 | Социально - политическое развитие Смоленщины во второй половине века. | Последовательно строить рассказ о социально - политическое развитие Смоленщины во второй половине века.. Самостоятельно находить материал из других источников. Определять факторы, повлиявшие на развитие культуры, познакомиться с выдающимися достижениями культуры, образом жизни и нравами жителей края |
14 | 7 | «Усердный сын Отечества» |
15 | 8 | Культура Смоленщины во второй половине XVIII века. |
16 | 1 | Повторение(2ч.) Промежуточная аттестация. Тест. | Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов |
17 | 2 | Итоговое повторение. Важнейшие даты. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методическое обеспечение:
Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Смоленской области. Смоленск: Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике, 20009 год.
Исторический атлас Смоленской области. Учебное пособие для учреждений общего и профессионального образования. Рекомендовано Департаментом смоленской области по образованию и молодёжной политике. Москва «Издательство ДИК» 2003 год.
Перечень интернет ресурсов:
Материально-техническое обеспечение:
Наименование оборудования | Количество |
Школьная мебель: | |
| 5 |
| 7 |
Рабочее место учителя: | |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Технические средства обучения: | |
| 1 |
| 1 |
Карта: