Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности для 8 классов
«История в лицах» 2018-2019 учебный год
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089) и авторской программы элективного курса (составитель Самарина Н.Г.) 8 классы «История России в лицах», соответствует учебному плану МБОУ «Лицей» г. Абакана на 2018-2019 учебный год.
Курс «История России в лицах» рассчитан на 72 часа изучения в 8 классах по 2 часа в неделю и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVIII века.
Цель: познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей, способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории, а также помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
анализ исторической литературы и исторических источников,
эвристическая беседа,
лекция,
дискуссия (дебаты),
сюжетно-ролевая игра («Суд»),
подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
«мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности:
тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Задуматься о роли личности в истории России, о ее важности для успешного развития страны, выразить своё отношение к тому или иному правителю или деятелю, осознать свою принадлежность к России, российскому народу, признавать важность личного участия в делах во благо Родины. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД: разрабатывать и представлять мини-проекты, развить умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3. Предметные результаты: перечислять и описывать отрасли права, рассказывать о проявлении права: идентифицировать поступки и дела, связанные с правовым отношением человека к окружающим людям, объяснять свои права и обязанности, приводить примеры правовых достижений России в мировой истории.
Составитель:
Самарина Н.Г. учитель истории и права МБОУ г. Абакана «Лицей»
Календарно-тематическое планирование курса «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ» 8 «б», «в» класс
68 часов
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Тема 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (8 часов) |
1 | Они были первыми ... (Реформаторы и законодатели Древней Руси) | 1 | 06.09 | | |
2 | Сравнение исторических источников «Русская правда» Ярослава, Ярославичей и Владимира Мономаха | 1 | 06.09 | | |
3 | Защитники Отечества: князья Святослав и Владимир Святославович | 1 | 14.09 | | |
4 | Гроза печенегов Ярослав Мудрый, борец с половцами Владимир Мономах. | 1 | 14.09 | | |
5 | Носители идеалов православия. Крещение княгини Ольги. | 1 | 21.09 | | |
6 | Милосердие Владимира Святославича. Канонизация Бориса и Глеба. | 1 | 21.09 | | |
7 | Распространение христианства при Ярославе Мудром. | 1 | 28.09 | | |
8 | Деятели церкви: Илларион, Антоний и Феодосии Печерские, Нестор. | 1 | 28.09 | | |
Тема 2. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ (4 часа) |
9 | Обособление Северо-Восточной Руси. | 1 | 5.10. | | |
10 | Роль Ю. Долгорукого, А. Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо | 1 | 5.10 | | |
11 | Защитники Отечества: А. Невский | 1 | 12.10 | | |
12 | Герои Невской битвы и обороны от ордынского нашествия. | 1 | 12.10 | | |
Тема 3. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУСИ ВОКРУГ МОСКВЫ (12 часов) |
13-14 | Суд над Иваном Калитой | 2 | 19.10 | | |
15 | Деятели Руси XIV-XV вв.. | 1 | 26.10 | | |
16 | Д. Донской и Иван III | 1 | 26.10 | | |
17 | Роль церковных иерархов в объединении Руси | 1 | 9.11 | | |
18 | Митрополит Петр и Митрополит Алексей | 1 | 9.11 | | |
19-20 | С. Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси | 2 | 16.11 | | |
21 | История основания и развития Соловецкого монастыря. | 1 | 23.11 | | |
22 | Герман, Савватий, Зосима - основатели монастыря. | 1 | 23.11 | | |
23 | Иосифляне и нестяжатели. | 1 | 30.11 | | |
24 | Нил Сорский, Иосиф Волоцкий: биографические очерки. | 1 | 30.11 | | |
Тема 4. РОССИЯ В XVI ВЕКЕ (10 часов) |
25 | Избранная рада. | 1 | 7.12 | | |
26 | Точки зрения на власть А. Курбского и Ивана IV. | 1 | 7.12 | | |
27 | А.Адашев и Сильвестр. - сподвижники и жертвы Ивана IV. | 1 | 14.12 | | |
28 | Опричники и жертвы. | 1 | 14.12 | | |
29 | М. Скуратов и Ф. Колычев | 1 | 21.12 | | |
30 | Начало освоения Сибири. | 1 | 21.12 | | |
31 | Роль династии Строгановых в освоении Сибири | 1 | 28.12 | | |
32 | Роль казачества во главе с Ермаком | 1 | 28.12 | | |
33-34 | Суд над Иваном Грозным | 2 | 11.01 | | |
Тема 5. РОССИЯ ПЕРИОДА СМУТЫ (6 часов) |
35 | Правители эпохи: Борис Годунов | 1 | 18.01 | | |
36 | Лжедмитрий I самозванец в России, | 1 | 18.01 | | |
37 | Василий Шуйский и Тушинский вор. | 1 | 25.01 | | |
38 | Патриоты России. Патриарх Гермоген | 1 | 25.01 | | |
39 | К. Минин и Д. Пожарский | 1 | 01.02 | | |
40 | Иван Сусанин - герой Отечества | 1 | 01.02 | | |
Тема 6. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ (10 часов) |
41 | Первые Романовы на Российском престоле | 1 | 08.02 | | |
42 | Царь Михаил Федорович | 1 | 08.02 | | |
43 | Царь Алексей Михайлович | 1 | 15.02 | | |
44 | Церковный раскол | 1 | 15.02 | | |
45 | Патриарх Никон и реформа церкви | 1 | 22.02 | | |
46 | Протопоп Аввакум | 1 | 22.02 | | |
47 | Предтеча преобразователя: А. Л. Ордин-Нащокин и В. Галицын | 1 | 1.03 | | |
48 | Семион Полоцкий | 1 | 1.03 | | |
49 | Добрые люди Древней Руси | 1 | 15.03 | | |
50 | О жизни и деятельности У. Осорьиной и Ф. М. Ртищева | 1 | 15.03 | | |
Тема 7. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ (18 часов) | | | | 25.01 |
51 | Петр I и его современники | 1 | 22.03 | | |
52 | Окружение Петра и формирование личности | 1 | 22.03 | | |
53 | Дискуссионные вопросы в истории правления Петра | 1 | 5.04 | | |
54 | Женщины на российском престоле XVIII века. | 1 | 5.04 | | |
55 | Дворцовые перевороты Екатерины I и Анны Иоанновны | 1 | 12.04 | | |
56 | Елизавета Петровна | 1 | 12.04 | | |
57 | Золотой век Екатерины II | 1 | 19.04 | | |
58 | Личные и государственные таланты Екатерины II | 1 | 19.04 | | |
59 | Эпоха «просвещённого абсолютизма» | 1 | 26.04 | | |
60 | Значение реформ Екатерины II | 1 | 26.04 | | |
61 | Великие полководцы и флотоводцы XVIII века: | 1 | 10.05 | | |
62 | Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов | 1 | 10.05 | | |
63-64 | Ломоносов и русская культура XVIII века | 2 | 17.05 | | |
65 | От Болотникова до Пугачёва: | 1 | 24.05 | | |
66 | Общее и различное в социальных движениях XVIII века | 1 | 24.05 | | |
67-68 | Повторно-обобщающий урок | 2 | 31.05 | | |