СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История возникновения и развития понятия "Уравнение"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История возникновения и развития понятия "Уравнение"»

История возникновения и развития понятия «уравнение» Учитель МБОУ «Гимназия №3 им. Б.В. Шапошникова» Мамонтова Анна Валентиновна

История возникновения и развития понятия «уравнение»

Учитель МБОУ «Гимназия №3 им. Б.В. Шапошникова»

Мамонтова Анна Валентиновна

Давайте подумаем! Представим, что в очень легком – практически невесомом – кошельке содержится какое-то количество монет одинакового достоинства. Как узнать, сколько монет в кошельке, не заглядывая внутрь? https:// mydocx.ru/3-94807.html

Давайте подумаем!

  • Представим, что в очень легком – практически невесомом – кошельке содержится какое-то количество монет одинакового достоинства. Как узнать, сколько монет в кошельке, не заглядывая внутрь?
  • https:// mydocx.ru/3-94807.html
Решение Есть очень простой способ: положим кошелек на одну чашу рычажных весов и уравновесим его монетками на другой чаше. Сколько монет для этого потребуется – столько же их и в кошельке. https:// mydocx.ru/3-94807.html

Решение

  • Есть очень простой способ: положим кошелек на одну чашу рычажных весов и уравновесим его монетками на другой чаше. Сколько монет для этого потребуется – столько же их и в кошельке.
  • https:// mydocx.ru/3-94807.html
Немного истории В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах, содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели каким-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Однако, ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описания этих приемов. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа:

Немного истории

  • В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах, содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов
  • Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели каким-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Однако, ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описания этих приемов. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: " Смотри!", " Делай так!", " Ты правильно нашел".
  • https:// mydocx.ru/3-94807.html
Кто, где и когда придумал «уравнения»? Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, когда-то давно люди решали на основе здравого смысла. Еще 3-4 тысячи лет до нашей эры  египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные. https://moluch.ru/th/2/archive/27/615 /

Кто, где и когда придумал «уравнения»?

  • Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, когда-то давно люди решали на основе здравого смысла. Еще 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные.

https://moluch.ru/th/2/archive/27/615 /

Диофант Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (III в)

Диофант

  • Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (III в)
Интересно! История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в форме математической задачи. https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta/ https://blog.tutoronline.ru/zadacha-diofanta

Интересно!

  • История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в форме математической задачи.

https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta/

https://blog.tutoronline.ru/zadacha-diofanta

Что написано на гробнице? Загадка гласит:   Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей и камень Мудрым искусством его скажет усопшего век. (х) Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком. ( И половину шестой встретил с пушком на щеках. () Только минула седьмая, с подругой он обручился. ( С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец. (5)     Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил. () Отнят он был у отца ранней могилой своей.   Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе, Тут и увидел предел жизни печальной своей. (4) Решение:  +++5++4=х -=-9 Х=84 https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta / https:// blog.tutoronline.ru/zadacha-diofanta

Что написано на гробнице?

  • Загадка гласит:
  •  

Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей и камень Мудрым искусством его скажет усопшего век. (х)

Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком. (

И половину шестой встретил с пушком на щеках. ()

Только минула седьмая, с подругой он обручился. (

С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец. (5)

  •  

Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил. ()

Отнят он был у отца ранней могилой своей.

Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе, Тут и увидел предел жизни печальной своей. (4)

Решение:

+++5++4=х

-=-9

Х=84

https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta /

https:// blog.tutoronline.ru/zadacha-diofanta

Мухаммед аль Хорезми Большой вклад в развитие решения уравнений внес среднеазиатский ученый Мухаммед аль Хорезми (IX век) . https:// scienceforum.ru/2015/article/2015008671

Мухаммед аль Хорезми

  • Большой вклад в развитие решения уравнений внес среднеазиатский ученый Мухаммед аль Хорезми (IX век) .
  • https:// scienceforum.ru/2015/article/2015008671
Что же он делал? Аль-Хорезми один из первых стал обращаться с уравнениями так, как торговец обращается с рычажными весами. https:// scienceforum.ru/2015/article/2015008671  Слово

Что же он делал?

  • Аль-Хорезми один из первых стал обращаться с уравнениями так, как торговец обращается с рычажными весами.
  • https:// scienceforum.ru/2015/article/2015008671
  • Слово "аль-джебр" из арабского названия этого трактата – "Китаб аль-джебр Валь-мукабала" (" Книга о восстановлении и противопоставлении") – со временем превратилось знакомое всем слово "алгебра". А само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений.
Франсуа Виет Еще одним ученый, работавший с уравнениями был французский математик Франсуа Виет . Франсуа Виет жил в XVI веке. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики, астрономии, ввел буквенные обозначения в уравнении. https:// to-name.ru/biography/fransua-viet.htm

Франсуа Виет

  • Еще одним ученый, работавший с уравнениями был французский математик Франсуа Виет .
  • Франсуа Виет жил в XVI веке. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики, астрономии, ввел буквенные обозначения в уравнении.
  • https:// to-name.ru/biography/fransua-viet.htm
Интересные факты о Франсуа Виете Будучи уверенными, в том, что шифр разгадать невозможно, обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиторам и вошел в историю как великий математик. Испанские инквизиторы изобрели сложную тайнопись, благодаря которой они вели переписку с врагами Генриха III даже в самой Франции. Никто не мог найти шифр. Тогда обратились к Виету. Виет нашел решение за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего Франция стала неожиданно выигрывать у Испании одно сражение за другим. https:// to-name.ru/biography/fransua-viet.htm

Интересные факты о Франсуа Виете

  • Будучи уверенными, в том, что шифр разгадать невозможно, обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиторам и вошел в историю как великий математик.
  • Испанские инквизиторы изобрели сложную тайнопись, благодаря которой они вели переписку с врагами Генриха III даже в самой Франции. Никто не мог найти шифр. Тогда обратились к Виету. Виет нашел решение за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего Франция стала неожиданно выигрывать у Испании одно сражение за другим.
  • https:// to-name.ru/biography/fransua-viet.htm
Подведем итоги: Из рассмотренного ранее ясно, что над решением различных задач посредством уравнений люди задумывались еще с давних времен. На ваше обозрение предлагается задание, связанное с данной темой.

Подведем итоги:

  • Из рассмотренного ранее ясно, что над решением различных задач посредством уравнений люди задумывались еще с давних времен.
  • На ваше обозрение предлагается задание, связанное с данной темой.
Задача Бхаскары Задание: придумать движения для флеш-моба по мотивам древней задачи на составление квадратного уравнения В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары. «Обезьянок резвых стая, Власть поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая Стали прыгать, повисая. А двенадцать по лианам… На поляне забавлялась. Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?» http:// ipk74.ru/upload/iblock/75e/75e6ab246a1b178dfd2b144a41576c49.pdf

Задача Бхаскары

  • Задание: придумать движения для флеш-моба по мотивам древней задачи на составление квадратного уравнения В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары. «Обезьянок резвых стая, Власть поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая Стали прыгать, повисая. А двенадцать по лианам… На поляне забавлялась. Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?»
  • http:// ipk74.ru/upload/iblock/75e/75e6ab246a1b178dfd2b144a41576c49.pdf
Решение: Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений. Соответствующее задаче уравнение: (+ 12 = x Бхаскара пишет под видом: - 64х = -768 и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322 , получая затем: - 64х + 322 = -768 + 1024, 256, х - 32 = ± 16, х1 = 16, х2 = 48.   http:// ipk74.ru/upload/iblock/75e/75e6ab246a1b178dfd2b144a41576c49.pdf

Решение:

  • Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений. Соответствующее задаче уравнение:
  • (+ 12 = x
  • Бхаскара пишет под видом:
  • - 64х = -768
  • и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322 , получая затем: - 64х + 322 = -768 + 1024,
  • 256,
  • х - 32 = ± 16,
  • х1 = 16, х2 = 48.
  •  
  • http:// ipk74.ru/upload/iblock/75e/75e6ab246a1b178dfd2b144a41576c49.pdf
Использованная литература: 1) https:// mydocx.ru/3-94810.html 2) http :// mathsonelove.wixsite.com/uravnenia/history 3) https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta /  4) https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta /  5) http:// ipk74.ru/upload/iblock/75e/75e6ab246a1b178dfd2b144a41576c49.pdf  6) https:// blog.tutoronline.ru/zadacha-diofanta  7) https://moluch.ru/th/2/archive/27/615 /  8) https:// scienceforum.ru/2015/article/2015008671  9) https:// to-name.ru/biography/fransua-viet.htm

Использованная литература:

  • 1) https:// mydocx.ru/3-94810.html
  • 2) http :// mathsonelove.wixsite.com/uravnenia/history
  • 3) https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta /
  • 4) https://i-fakt.ru/zadacha-diofanta /
  • 5) http:// ipk74.ru/upload/iblock/75e/75e6ab246a1b178dfd2b144a41576c49.pdf
  • 6) https:// blog.tutoronline.ru/zadacha-diofanta
  • 7) https://moluch.ru/th/2/archive/27/615 /
  • 8) https:// scienceforum.ru/2015/article/2015008671
  • 9) https:// to-name.ru/biography/fransua-viet.htm