Итоговое повторение курса «Обществознание в 6-м классе»
1. Верны ли суждения:
А. Понятие «личность»1 и «индивидуальность»2 означают одно и то же.
Б. Без общества человек не может стать личностью.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны А и Б; 4) неверны оба суждения.
2. Выберите все верные ответы. Познание мира включает в себя:
1) познание законов природы; 2) увлечение музыкой; 3) наблюдение за погодой; 4) самопознание; 5) изучение наук; 6) изучение общественных событий и явлений.
3. Деятельностью3 являются:
1) игра; 2) учеба; 3) восход солнца; 4) труд; 5) сбор меда пчелами; 6) извержение вулкана.
4. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему ты так решил.
Пища, отдых, красота, поддерживание теплового баланса, безопасность.
Ответ: все слова относятся к потребностям человека, кроме красоты, так как красота – это эстетическая категория, при которой у человека возникает чувство эстетического наслаждения.
5. К социальным потребностям4 человека относится:
1) потребность во сне, отдыхе; 2) потребность в уважении, признании; 3) потребность в одежде, жилище; 4) потребность в чистом воздухе и воде.
6. В приведенном ниже списке все слова, кроме одного, относятся к межличностным отношениям. Найди и укажи термин, не связанный с понятием «межличностные отношения»5.
Взаимопомощь, приятельство, дружба, взаимодействие, симпатия, гражданство.
7. К малым группам6 относится:
1) компания приятелей; 2) ученики класса; 3) юные россияне; 4) читатели журнала «Огонек».
8. Какое качество помогает общению с другими людьми:
1) антипатия; 2) настороженность; 3) сопереживание; 4) заносчивость.
9. Установите соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и характером разрешения конфликта7: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции второго.
Характер разрешения конфликта | Способы поведения |
1. Конструктивный (цивилизованный) 2. Неконструктивный (разрушительный) | а) ссора; б) скандал; в) спор; г) дискуссия; д) драка; е) переговоры. |
1 – г, е, в. | 2 – а, б, д. |
10. Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение:
Твори добро, чтобы, любя, оно тебя нашло.
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.
(Г. Низамин)
11. Отметьте знаком «+» верные суждения:
1. Добро – это отсутствие зла. | + |
2. Добро – деяние, направленное на личное благо. | - |
3. Добро – это то, что тебе выгодно в данный момент. | - |
4. Добро – деяние на благо людей. | + |
5. Добро – следование золотому правилу морали. | + |
12. Выберите верное суждение:
А. Страх8 – чувство вредное, поскольку оно мешает человеку совершать достойные поступки.
Б. Страз никогда не мешает человеку поступать по совести.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны А и Б; 4) неверны оба суждения.
13. Составьте план ответа на вопрос «Что такое добродетели»9?
1. Кто это? 2. Что они делают? 3. В чем их сущность? 4. Для чего они нужны? 5. В чем проявляется их деятельность. Приведите примеры.
14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение в котором пронумеровано.
(1) Нередко приходится слышать, что конфликтов в отношениях между людьми не избежать. (2) Конфликт представляет собой столкновение интересов, целей, жизненных позиций. (3) Опасаясь возможных конфликтов, некоторые люди сокращают круг своих конфликтов. (4) Жаль, ведь в этом случае они обрекают себя на скучную, бесцветную жизнь.
Определите, какие предложения текста являются:
А. Установленными фактами. (1, 4)
Б. Мнением, оценочного суждения. (2, 3)
15. Составьте вопросы к словам кроссворда:
| 1 | С | О | Ч | У | В | С | Т | В | И | Е | |
| 2 | С | О | П | Е | Р | Е | Ж | И | В | А | Н | И | Е |
М | О | Р | А | Л | Ь | |
4 5 | Д | О | Б | Р | О | Т | А | | |
У | В | А | Ж | Е | Н | И | Е | |
6 | Щ | Е | Д | Р | О | С | Т | Ь | |
О | Т | З | Ы | В | Ч | И | В | О | С | Т | Ь | |
8 9 10 | П | О | Н | И | М | А | Н | И | Е | |
С | В | О | Б | О | Д | А | |
П | О | С | Т | У | П | О | К | |
| С | О | С | Т | Р | А | Д | А | Н | И | Е | |
| 12 | А | Л | Ь | Т | Р | У | И | З | М | |
1. Одобрительное, благожелательное отношение.
2. Способность чувствовать эмоции других людей.
3. Представление о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.
4. Ласковое, дружеское, заботливое отношение.
5. Каждый человек должен иметь его к старшим.
6. Свойство человека, охотно оказывающего помощь.
7. Одно из редких и добрых качеств человека.
8. Способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, осознать.
9. По мнению, Виктора Гюго: «Она начинается с иронии».
10. Уильям Блейк, утверждал: «Высшей … поставить другого впереди себя».
11. Качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему.
12. Бескорыстная забота о благе других.
1 Что такое личность? Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе в деятельности и общении с другими людьми.
2 Что такое индивидуальность? Индивидуальность – неповторимость, уникальность каждого человека.
3 Вспомните, какие еще виды деятельности существуют? (учение, труд, игра, общение)
4 Какие существуют виды потребностей. Приведите примеры. (Социальные, биологические, духовные)
5 Что такое межличностные отношения? Межличностные отношения – особенная связь с окружающими людьми.
6 Какие еще существуют виды групп? (большие, малые, средние)
7 Вспомните последовательность развития конфликтов? Каковы варианты поведения в конфликтных ситуациях? 1. Возникновение конфликтной ситуации; Осознание конфликта; проявление конфликтного поведения; углубление конфликта; разрешение конфликта. 2. Сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
8 Вспомните примеры фобий, которые мы с вами рассматривали.
9 Вспомните героические поступки, которые мы изучали и вспомните примеры не человеческих поступков.