Занятие по развитию речи «Времена года»
Целеполагание:
Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; учить понимать смысл стихов и загадок; упражнять в регуляции темпа речи и силы голоса, выделение звука в слове; учить придумывать предложения с предлогами и передавать голосом чувства радости, удивления, огорчения.
Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.
Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю; учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.
Оборудование: музыка П.И. Чайковского «Времена года»; выставка пейзажей по временам года: весна, лето, осень, зима; «ковер-самолет»;
иллюстрации перелетных и зимующих птиц; колпак и палочка; мешочек с овощами и фруктами; сказочный персонаж Почемучка; мяч.
Ход:
Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года».
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
- Путешествовать мы будем на необычайном сказочном транспорте ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы). Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Включается музыка П.И. Чайковского.
1 остановка: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна.)
-Какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).
- Что хорошего вы знаете о весне?
- Что весной плохо? (Ответы детей).
- Назовите весенние месяцы?
- Кто весну на крыльях приносит? (птицы.)
- Как называются эти птицы? (перелетные.)
- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? ( Зимующие.)
Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».
Игра проводится с использованием иллюстраций птиц.
- Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».
- Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).
2 остановка: Весна пройдет, а за нею …
Солнце пекет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето).
-Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).
- Что хорошего несет с собой лето?
- Что может быть летом плохого?
Приглашает нас лето поиграть, по лужочку поскакать.
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».
Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.
Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.
На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.
- Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).
3 остановка: Прошло лето, а за ним…
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.
Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.
Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах (Один ребенок рассказывает, остальные дополняют).
- Чем вам осень нравится?
- Что осенью плохо?
- Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).
4 остановка: Прошла осень, а за нею …
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой).
Выставка зимних пейзажей.
-Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).
Физкутминутка: «Зимние ветры».
Заметет дорожки пороша: ш ш ш ш (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).
Завьюжат вьюги: в в в в ( круговые движения руками).
Закружит метель: у у у у(дети кружатся и садятся).
- Мое любимое время года – весна. А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.
Слышится стук. Появляется кукла Почемучка:
- Ой- ой –ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы. Ребята, что сделали полезного для нашего поселка? (ответы детей).
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полом,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите.
- Побольше читайте, слушайте, наблюдайте. Учитесь видеть, слышать, чувствовать.
Игра в кругу с мячом: Что вам на занятии понравилось.