Итоговая работа по русскому языку в 7 классе в форме ОГЭ.
Часть 1
При выполнении заданий этой части (А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
А2В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?
1)разберёш...ся во всём,с узких плеч...
2)боевой клич...,красивая брош...
3)разреж... полностью,купить щёлоч...
4)суп горяч...,покориш...ся судьбе
А3Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Е.
1) колебл..мый ветром
2) выкач..нная нефть
3) движ..мый чувством милосердия
4) замеш..нный в историю
А4 В каком предложении на месте пропуска пишется однабуква Н?
1) Руки стынут от земли, скова..ой морозом.
2) Все пути к отступлению отреза..ы.
3) Говорил он горячо и взволнова..о.
4) Подростки были веселы и раскова..ы.
А5 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
1) откро ... те, пове ... ло 2) отп ... реть, задерж ... м 3) выж ... г, раста ... т 4) выгор ... т, расскаж ... т
А6 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
1)Сытый голодного (не)разумеет.
2)В (не)обыкновенной тишине зарождается рассвет.
3)(Не)получив на другой день ответа, он послал еще одно письмо.
4)Задача (не)решена.
5)Дома он больше никак (не)мог усидеть.
А7 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.
1) (товаро)оборот, (каре)глазый, (кое)как
2) (шести)этажный, (русско)французский, (юго)западный
3) (еле)еле, (научно)фантастический, (бархатисто)серый
4) (древне)русские, (жаро)понижающий, пойти (на)угад
А8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2)занимался,оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
1)2, 4, 5
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 4, 5
А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
125 2) 234 3) 4 4) 24
А10 В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?
Только родное слово познанное и постигнутое в детстве может напоить душу поэзией и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.
Это была мало посещаемая людьми глухая сторона.
В лесу случались пожары возникавшие от неизвестных причин.
Первым делом приехавший врач решил осмотреть больного.
А11 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь из школы,
1) наступил вечер и стало темно.
2) меня обогнал автомобиль соседа.
3) пошел сильный снег.
4) мы встретились с родителями Максима.
Прочитайте текст и выполните задания A12 – A15; B1 – В5; С1-С2.
(1)Тёму проводили из дому с большим почетом. (2)Отец сам вез Тёму, чтобы сдать его с рук в руки гимназическому начальству. (3)Дорогой Тёме отец говорил о том, что его ждет в гимназии, о товариществе, как в его время преследовали ябед – накрывали шинелями и били.
(4)Тёма слушал знакомые рассказы и чувствовал, что он будет надежным хранителем товарищеской чести. (5)В его голове рисовались целые картины геройских подвигов.
(6)Сердце его немного дрогнуло при виде большого класса, набитого массой детских фигур.
(7)Следующий урок был рисование. (8)Тёме дали карандаш и бумагу.
(9)Тёма начал выводить с модели какой-то нос, но у него не было никаких способностей к рисованию. (10)Выходило что-то совсем несообразное.
–(11)Ты совсем не умеешь рисовать? – спросил Вахнов.
–(12)Не умею, – ответил Тёма.
–(13)Сотри! (14)Я тебе нарисую.
(15)Тёма стер. (16)Вахнов в несколько штрихов красиво нарисовал ему большой, выпуклый, с шишкой нос.
–(17)Разве он похож на этот нос? – спросил огорченно Тёма, сравнивая его с моделью римского носа.
–(18)Ну, вот глупости, ты можешь рисовать всякий, какой захочешь... (19)Ну, скажешь, что у дяди твоего такой нос... (20)Хочешь, я покажу тебе фокус?
(21)Вахнов сунул в руку Тёмы какой-то продолговатый предмет.
–(22)Крепко держи!
(23)И Вахнов с силой дернул шнурок. (24)В то же мгновение Тёма с пронзительным криком, уколотый двумя высунувшимися иголками, хватил со всего размаха Вахнова по лицу.
(25)Учитель молчал в течение минуты, потом медленно подошел к Тёме.
–(26)Только выдай, сегодня же отделаем под шинелями, – прошептал Вахнов.
(27)Учитель уставился на Тёму.
–(28)Ваше рисование?
(29)Тёма протянул свой нос.
–(30)Это что ж такое?
–(31)Это моего дяди нос, – отвечал Тёма.
–(32)Вашего дяди? – загадочно переспросил учитель. – (33)Хорошо-с, ступайте из класса!
–(34)Я больше не буду, – прошептал Тёма.
–(35)Иди, – прошептал Вахнов. – (36)Постоишь до конца урока и придешь назад. (37)Молодец! (38)Первым товарищем будешь!
(39)Тёма вышел из класса и стал в темном коридоре у самых дверей. (40)Немного погодя в конце коридора показалась фигура в форменном фраке.
–(41)Вы зачем здесь? – наклонясь к Тёме, спросил господин.
–(42)Учитель сказал мне постоять здесь.
–(43)Ваша фамилия?
–(44)Карташев.
–(45)Вы маленький негодяй, однако! – проговорил господин, совсем близко приближая свое лицо, таким голосом, что Тёма задрожал от страха.
–(46)За что Карташев выслан из класса? – спросил он, распахнув дверь.
(47)При появлении господина весь класс шумно встал и вытянулся в струнку.
–(48)Дерется, – проговорил учитель. –(49)Я дал ему модель носа, а он вот что нарисовал и говорит, что это нос его дяди.
(50)Светлый класс, масса народа успокоили Тёму. (51)Он понял, что сделался жертвой Вахнова, понял, что необходимо объясниться, но, на свое несчастье, он вспомнил и наставление отца о товариществе.
(По Н.Г. Гарину-Михайловскому)
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852г.-1906г.) – русский писатель, публицист, крупный инженер-изыскатель, строитель, путешественник, общественный деятель. Тетралогия Гарина-Михайловского («Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры») посвящена судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».
А1В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Тёма не сказал учителю, что в произошедшем на уроке виноват Вахнов?».
1) (24)В то же мгновение Тёма с пронзительным криком, уколотый двумя высунувшимися иголками, хватил со всего размаха Вахнова по лицу.
2) (4)Тёма слушал знакомые рассказы и чувствовал, что он будет надежным хранителем товарищеской чести.
3) –(26)Только выдай, сегодня же отделаем под шинелями, – прошептал Вахнов.
4) (50)Светлый класс, масса народа успокоили Тёму.
А13 Какой тип речи представлен в предложениях 20-25?
рассуждение повествование | описание описание и повествование |
А14 У кажите правильную морфологическую характеристику слова УКОЛОТЫЙ из 24 предложения текста.
прилагательное деепричастие | причастие наречие |
А15 Какое средство художественной выразительности использовано в предложении 47 (При появлении господина весь класс шумно встал и вытянулся в струнку)?
антитеза
метафора
фразеологический оборот
сравнение
Часть 2
При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.
Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. |
В1Укажите способ образования слова НАКЛОНЯСЬ (предложение 41)
Ответ: ____________________________________________________________
В2 Из предложения 25 выпишите производный предлог.
Ответ: ________________________________________________________
В3 Из предложений 40-41 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Ответ: ____________________________________________________________
В4 Среди предложений 45-49 найдите предложения с деепричастными оборотами. Напишите номера этих предложений.
Ответ:
____________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).
С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Тёма не сказал учителю правду?».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.