Итоговая работа по родному языку в 10 классе
ВАРИАНТ 2
Соотнесите определения и понятия.
Понятие | Определение |
1 | Архаизмы | А | Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. |
2 | Неологизмы | Б | Слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской |
3 | Синонимы | В | Слова, вышедшие из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия. |
4 | Паронимы | Г | Устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. |
6 | Фразеологизмы | Д | Слова или значения слов, которые возникли в языке относительно недавно и ещё не стали общеупотребительными. |
Соотнесите определения и понятия.
| Понятие | | Определение |
1 | Олицетворение | А | Необычная последовательность слов в предложении, придающая ей особую выразительность. |
2 | Инверсия | Б | Перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу. |
3 | Сравнение | В | Приём звуковой организации текста: повторение согласных звуков. |
4 | Аллитерация | Г | Конкретное изображение отвлеченной идеи. |
5 | Аллегория | Д | Прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. |
Прочитайте текст.
Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом.
Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы.
В доме много хорошего псковского льняного белья — скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах.
Вещи из льна обладают удивительным свойством: там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почти никогда не хворает простудой.
Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, которая скупала лён и льняные изделия и отправляла их в Англию.
От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей.
Выполните задания по тексту.
Какие ВЫВОДЫ можно сделать, прочитав данный текст? Выберите варианты ответов.
Дом Пушкина в Михайловском пользуется большой популярностью.
Особенно хорошо в музее осенью – недаром это любимое время года великого поэта.
Вещи изо льна полезны для здоровья.
Автор называет дом-музей Пушкина живым, так как через него проходят тысячи людей.
Льняные вещи были популярны не только в России, но и в Англии.
Выберите ВЕРНЫЕ утверждения:
Стиль данного текста публицистический.
1-2 предложения текста противопоставлены по содержанию.
Основной тип речи текста – описание.
1 и 2 предложения текста связаны при помощи личного местоимения.
В последнем предложении текста одним из средств выразительности является сравнение.
Итоговая работа по родному языку в 10 классе
ВАРИАНТ 1
Соотнесите определения и понятия.
Понятие | Определение |
1 | Омонимы | А | Слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. |
2 | Историзмы | Б | Слова, вошедшие в русский язык из других языков. |
3 | Антонимы | В | Слова, имеющие прямо противоположные лексические значения |
4 | Профессионализмы | Г | Слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. |
6 | Заимствованные слова. | Д | Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка. |
Соотнесите определения и понятия.
| Понятие | | Определение |
1 | Гипербола | А | Приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков. |
2 | Ассонанс | Б | Резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. |
3 | Эпитет | В | Противопоставление, выраженное, как правило, антонимами. |
4 | Антитеза | Г | Художественное определение, придающее выражению образность, эмоциональность. |
5 | Контраст | Д | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. |
Прочитайте текст.
Неделю в нашем лифте длился поединок любителей настенных автографов, с одной стороны, и работников ЖЭКа – с другой. Изрядно разрисованный, поцарапанный ключами и гвоздями лифт обшили новыми панелями. На видном месте был прикреплён лист ватмана с обращением: «Уважаемые остряки! Если кому-нибудь из вас не терпится поупражняться в остроумии, к вашим услугам этот лист бумаги». Через несколько дней я увидел первую надпись на стенке. Это был словно сигнал. Интеллигентная попытка работников ЖЭКа потерпела неудачу.
Чем, в самом деле, пронять этих «рисовальщиков»? Говорить, что за полированными панелями стоит труд лесорубов, столяров, полировщиков? Что людям других представлений о порядке, о чистоплотности их надписи и рисунки оскорбительны, непонятны? Пожалуй, не на всех это подействует. Неуважение к окружающим началось раньше. Не сумели внушить привычку считаться с самочувствием другого, ценить чужой труд.
Иные склонны считать эти забавы в лифте озорством. Но шалость и, по выражению Пушкина, «весёлое лукавство ума» должны быть талантливы, иначе они превращаются в пошлость, в заурядную порчу имущества. Талантливое озорство фантазирует, забавляет, тешит, а не оскверняет общественное чувство.
Соизмерить любой свой поступок, побуждение с тем, как это отразится на других людях, — в этом, по-моему, заложены истоки воспитания доброты и человечности.
Выполните задания по тексту.
Какие ВЫВОДЫ можно сделать, прочитав данный текст? Выберите варианты ответов.
Разрисованные стены лифта – это проявление неуважения к окружающим.
Забавы в лифте можно считать безобидным озорством.
Интеллигентное отношение даже на хулиганов оказывает положительное воздействие.
Неправильное воспитание – причина неуважения к другим людям.
Доброта и человечность заключаются в понимании того, как твои действия оразятся на окружающих.
Выберите ВЕРНЫЕ утверждения:
Стиль данного текста публицистический.
1-2 предложения текста противопоставлены по содержанию.
Основной тип речи текста – описание.
1 и 2 предложения текста связаны при помощи форм одного слова.
Во втором абзаце используется вопросно-ответная форма изложения.