Вступление формулирование темы и тезиса 60-70 слов. Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения. Задача- ввести в тему, дать общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами | Подготовка к восприятию основных мыслей работы Ключевые слова темы Общие рассуждения по теме С давних времен человек размышлял о … Каждый из нас сталкивался с … Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … Как часто мы слышим о ... Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. Вопросы по теме Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...? |
Переход к основной части | 1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература 2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... 3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ... 4. Обратимся к произведениям художественной литературы 5. За примерами обратимся к произведениям художественной литературы 6. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором... 7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) 8. Замечательным примером, иллюстрирующим … |
Основная часть 200-250 слов Задача: ответить на главный вопрос темы ,последовательно доказать главную мысль сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства высказанной мысли. Раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения Øприведение аргументов (литературные, из классики): указывается автор, жанр произведения и его название, дается анализ того фрагмента произведения, который отвечает выбранной вами теме. Ø высказывание собственного мнения и отношения к тому, что взято за аргумент и по какой причине. Ø Краткий вывод по рассмотренному примеру (должен соответствовать выбранной теме). В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Использование литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д. | Тезис 1 Сегодня мы понимаем, что...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении). Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении) Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Доказательства, примеры(развитие мысли, иллюстративная часть) Обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) произведению обращается к теме… Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название). Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (…….) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения). Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название). Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название). Вспомним героя повести… (автор, название). Обратимся к роману… (автор, название). Обратимся к произведению… В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения… Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения… Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Иллюстрация произведения(фрагмента) Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Микровывод Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. Логический переход к новой мысли Тезис 2 Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий… Давайте обратимся к произведению… Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении… Доказательства, примеры Микровывод |
Заключение 60-70 слов. Задача: дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения. Вывод - подведение итогов рассуждения. Должен содержать четкие ответы на вопросы, поставленные во введении (своеобразное зеркальное повторение). Итог размышлению подводится на основании 3 композиционных частей: по введению – утвердительный ответ на тезис, по вашему мнению в первом аргументе и по мнению во втором аргументе. Без предположений – должна быть прописана четкая позиция. Вы в выводе уже сами должны быть уверены в том, что доказали свою мысль. | Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение могу сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что… Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод… Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что… Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что… |