Этап урока. | Задачи этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | Формируемые УУД |
I. Организацион- ный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Включение учащихся в деловой ритм. Ребята, на улице весна. У меня хорошее настроение, надеюсь, что и у вас тоже хорошее настроение. Плохое настроение и лень предлагаю умножить на ноль. А мы начинаем урок. | Готовятся к началу урока | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: организация своей учебной деятельности. Л: мотивация учения. |
II. Определение темы и целей урока. | Целеполагание. | Тему урока узнаете, если разгадаете ребус. 2 ,, ь Слайд 2. Итак, тема урока «Обыкновенные дроби». Запишите в тетрадях тему, и с помощью ключевых слов сформулируйте цели сегодняшнего урока. Ключевые слова для формулировки целей урока: вспомнить, повторить; узнать. | Учащимся раздаются карточки, они разгадывают ребус, формулируют тему урока. С помощью ключевых слов формулируют цели урока. | Р: выбирают средства достижения цели из предложенных, а также находят их самостоятельно. П: создают математические модели. К: отстаивают свою точку зрения. Л: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
III. Вступительное слово учителя | Мотивация к уроку. | Сегодня мы проводим итоговый урок по теме «Обыкновенные дроби» в форме игры «звездный час Дроби». Зажечь звезду! Сложно? Но потрудившись, можно. На то и дан итоговый урок, чтоб каждый обобщить все знания по теме мог! Теорию сегодня повторим, задания с дробями мы решим, Вы знания умело применяйте, итак, удачи! Звезды зажигайте! | Учащиеся воспринимают информацию. | К: умение слушать, вступать в диалог. |
IV. Объяснение хода игры. | Развитие внимательности. | Игра состоит из пяти туров. Каждый играет за себя. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание участник игры получает звезду. В конце урока мы подведем итог и узнаем, кто, сколько звезд смог «зажечь». | Учащиеся воспринимают информацию, задают вопросы по ходу игры. | К: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Р: уметь высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
V. Тур 1. «Без теории нет практики» | Повторение теоретического материала. | Какая дробь называется правильной? Приведите пример. Какая дробь называется неправильной? Приведите пример. Что значит «сократить дробь»? Какая дробь называется смешанной? Приведите пример. Объясните, как из неправильной дроби выделить целую часть. Объясните, как смешанную дробь 4 представить в виде неправильной дроби. Сформулируйте правило сложения дробей. Сформулируйте правило вычитания дробей. Сформулируйте правило умножения дробей. Приведите примеры взаимно обратных дробей. Сформулируйте правило деления дробей. Скажите, как найти часть от числа, выраженную дробью? Скажите, как найти число по его части, выраженной дробью? | Устно, по очереди отвечают на вопросы. | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Пр: уметь записывать дроби, читать запись дробного числа, выполнять действия с дробями. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Р: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. |
VI. Тур второй - прошу вниманья. Проверяем ваши знанья. | | Слайд 3. Вопросы игрокам: 1.Какая из дробей выражает «четверть»? (4) 2. Покажите дробь, равную (6) 3. Укажите дробь, равную 4. (7) 4. Какие дроби выражают «половину»? (2 и 5) 5. Покажите дробь, которая больше 1, но меньше 2. (3) 6. Покажите равные дроби. (5 и 2) 7. Какая из дробей выражает «треть»? (1) 8. Покажите сократимые дроби (2, 5 и 7) 10. Покажите неправильные дроби (3, 6, 7) 12. Из всех дробей укажите наименьшую (4) 13. Из всех дробей найдите наибольшую (7) | У учащихся карточки с цифрами от 1 до 8 . Отвечают на вопросы, поднимая карточку с верным ответом. | П: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. К: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию; планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Р: уметь высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.. Л: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). |
VII. Третий тур - пусть всякий знает, кто же лучше вычисляет? | Устный счет. | Слайды 4 , 5 Найдите ошибки: слайд 6. | Учащиеся выполняют задания на доске и в тетрадях. | П: умение обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решений; К: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Р: уметь высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
VIII. Тур четвертый начинаю, вам задачки предлагаю. | | Учащимся карточки с заданиями. Выполните действие №1 - №2: №1. №2. а) №3. В конкурсе участвовало 60 школьников, из них – мальчики. Сколько мальчиков участвовало в конкурсе? №4. Швея сшила 120 фартуков, что составило всего заказа. Остальные фартуки сшила ученица. Сколько фартуков сшила ученица? | Выполняют задания у доски и в тетрадях | П: уметь устанавливать причинно – следственные связи; создают математические модели. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Л: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
IX. Физкультминутка «Дополни до 1» | Предупреждение и снятие утомления, повышение активного внимания и работоспособности. | Учитель называет дробь и бросает мяч ученику. Ученик называет дробь, которая в сумме с первой дает единицу и бросает мяч учителю. | Дети выполняют задания, бросая мяч. | |
X. Пятый тур – тест прорешайте и ответы проверяйте. | Контроль знаний. | 1. Какое число надо поставить вместо *, чтобы дробь была правильной? 1) 5; 2) 6; 3) 4. 2. Укажите наименьшую дробь 1) ; 2) ; 3) . 3. При каких х равенство дробей и верно? 1) 6; 2) 20; 3) 1. 4. Найдите значение выражения ( + ) ∙ 9. 1) ; 2) ; 3) 3. 5. Какое число надо поставить вместо *, чтобы равенство ( )2 = * было верным? 1) ; 2) ; 3) . 6. Какое из чисел является корнем уравнения х + = 1. 1) ; 2) ; 3) . 7. Найдите от числа 12. 1) 8; 2) 18; 3) 4. Ответы: 1 вариант 3 1 2 3 3 1 1 2 вариант 3 2 3 2 1 3 2 | | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). П: создают математические модели. К: отстаивают свою точку зрения. Л: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
XI. Странички истории. | Расширение кругозора учащихся. | Слайд 7. В͜ русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке. Слово «дробь» происходит от͜ глагола «дробить» — разбивать, ломать на͜ части. В͜ первых учебниках математики (в VII веке) дроби назывались — «ломаные числа». Вначале в͜ записи дробей не͜ использовалась дробная черта. Слово «дробь» и черту дроби ввёл в 1202 году итальянский математик Леонардо Пизанский. Названия числитель и знаменатель ввёл в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, учёный, математик. Современную систему записи дробей создали в͜ Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и͜ не͜ писали дробной черты. Записывать дроби как сейчас стали арабы. Леонардо Пизанский. Он более известен под прозвищем Фибоначчи. | | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь слушать и понимать речь других; Р: организация своей учебной деятельности. Л: мотивация учения. |
XII. Итоги урока. | Подведение итогов урока. | а) А сейчас подведем итоги урока. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Скажите, достигли ли мы цели, которые ставили вначале урока? -Что мы сегодня на уроке повторяли, вспомнили? - Чему сегодня на уроке вы научились? - Что узнали нового? б) Посчитайте, сколько звезд каждый из вас «зажег»? Выставляю оценки за работу на уроке. | Отвечает каждый учащийся. | Л: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). |
XIII. Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Комментарий к домашнему заданию. повторять п. 9.1 – п. 9.3 Творческое задание «Раскрась картинку». Учащимся карточки. | Учащиеся записывают в дневники задание, вступают в диалог с учителем при обсуждении домашнего задания. | Л: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию |
XIV. Рефлексия. | Дать количественную оценку работы учащихся. | Слайд 8. «Продолжить слово» Д……думали, делили, Р…….решали, рассуждали, размышляли, рисовали схемы, О…….отвечали, объясняли, Б……беседовали, И .. искали (корни уравнения). Урока время истекло…Я вам, ребята, благодарна За то, что все так хорошо, что вы работали ударно. | Учащиеся находят слова на данные букв, чем они занимались на уроке. | Р: оценивание собственной деятельности на уроке. |
Выполните задания, найдите на палитре правильные ответы и раскрасьте картинку.
Цифры 1,2,3,4,5,6 соответствуют номерам заданий, а цвета красок правильным ответам на них.
--------------------------------------------------------------------------------Выполните действие №1 - №2:
--------------------------------------------------------------------------------
1) 5; 2) 6; 3) 4.
1) 6; 2) 20; 3) 1.
1) 8; 2) 18; 3) 4.
---------------------------------------------------------------------------------------------
1) 5; 2) 6; 3) 7.
1) 6; 2) 20; 3) 12.
1) 27; 2) 12; 3) 6.
---------------------------------------------------------------------------------------------