СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юный техник 144

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Юный техник 144»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Станция юных техников № 2




Принята на заседании Методического совета

МБУ ДО СЮТ № 2 от «__»_______________20___г.

Протокол № _____________

Утверждаю:

Директор МБУ ДО СЮТ № 2

_____________М.М.Мустакимов

«____» ________________20___г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный техник»


Возраст обучающихся: 10-14 лет.

Срок реализации: 3 года.




Разработчик: Нехорошев С.В.,

педагог дополнительного образования








г.Нижний Тагил

2018 г.



СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………..


3

1.1.

Пояснительная записка………..……………………………………

3

1.1.1.

Объем образования…………………………………………………

4

1.1.2.

Содержание образования…………………………………………..

4

1.1.3.

Планируемые результаты образования……………………………

4

2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ………………………………………………………......


6

2.1.

Средства обучения и воспитания …………………………….

6

2.2.

Формы аттестации ……………………………………….

7

2.3.

Учебный план ……………………………………..

7

3.

Рабочая программа курса «Юный техник-1»

9

4

Рабочая программа курса «Юный техник-2»

13

5

Рабочая программа курса «Юный техник-3»

17

6.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………..………………………........

22

7.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………

27





  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Пояснительная записка

Программа «Юный техник» (далее – Программа) технической направленности предназначена для обучения подростков 10-14 лет. Срок реализации Программы – 3 года по 144 часа в год.

Актуальность программы в том, что система технического творчества учащихся призвана содействовать эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических кадров, обладающих способностью к опережающему развитию, создать условия для формирования и развития универсальных и специальных компетенций учащихся по конструированию и моделированию в области технического творчества. Формирование технических компетенций актуально в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (№ 1726-р от 04.09.2014).

Техническое творчество школьников включает в себя творческую, конструкторскую и исполнительскую деятельность. Причем, наибольшей ценностью для развития творческих способностей детей и подростков в области технического творчества обладает конструкторская деятельность. «Каждый образованный человек имеет право на эту деятельность и должен испытать себя в этой области интеллектуального труда.» - Г.Альтшуллер Подлинная цель дополнительного образования – дать ребенку шанс раскрыть свои возможности, познать себя.

Для развития технических способностей большое значение имеет формирование у детей любознательности, стремления самим, не дожидаясь скорой подсказки, решать те сложные технические задачи, за которые они берутся. Безусловно, такая активность мысли растущего человека, проявляющаяся по разным поводам (на занятиях, при выполнении поручений, при самостоятельной трудовой функции), имеет большое значение. Однако мы часто видим, что такая активность угасает при недостаточно быстром успехе и подросток переключается с одного увлечения на другое. Вот почему нужно формировать такие качества личности, как умение не разбрасываться в своих устремлениях, умение быть длительно сосредоточенным на избранном занятии, умение быть терпеливым при выполнении взятого на себя задания, проявлять настойчивость в достижении поставленной перед собой цели, умение не поддаваться плохому настроению и безразличию при временных неудачах при выполнении тех или других заданий.

Проблема формирования и развития технических способностей школьников 10-14 лет имеет важное социальное, экономическое и педагогическое значение. Технические способности являются ценным качеством личности человека, характеризующим ее направленность. Они обогащают интеллект, придают окраску трудовой деятельности, создают уверенность и радость в работе.

Цель программы- создание условий для развития технических способностей младших школьников и подростков посредством освоения основ технического творчества.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

обучающие:

-систематизация и углубление технических знаний, расширение политехнического кругозора учащихся;

-формирование у учащихся технических знаний, умений, навыков;

-формирование навыков конструирования и моделирования из различных конструкционных материалов;

развивающие:

-развитие творческих способностей;

-развитие мотивации к занятиям техническим творчеством;

воспитывающие:

-развитие способностей к планированию и целеустремленности.

      1. Объем образования

Учебный кабинет 43 кв.м., учащиеся занимаются в группах или подгруппах по 6-8 человек в. Срок обучения 3 года, 144 часа в год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза по 1 часу. Продолжительность 1 академического часа 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

      1. Содержание образования

Отличительная особенность Программы в том, что уже с первого года обучения учащиеся на практике получают представления о разных видах моделей, макетов различной техники, знакомятся с разнообразием материалов и инструментов. Трехгодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно (на принципах новизны, доступности и вариативности используемого материала, усложнения по годам обучения, разнообразия форм и методов обучения) приобретать и закреплять новые знания и навыки, необходимые для личных достижений: участие в выставках по техническому творчеству, участие в авиамодельных, ракетомодельных, автомодельных соревнованиях, выставках.

Постепенное усложнение содержания Программы позволяет сохранить у учащихся интерес к занятиям длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике ведет к прочному усвоению материала, что способствует формированию технических компетенций. Технические компетенции – совокупность специальных знаний, умений и навыков, в сочетании с личностными качествами и способность их использования в решении учебных задач, связанных с техническим творчеством.

      1. Планируемые результаты образования

Личностные:

- учащиеся смотивированы к занятиям техническим творчеством;

Метапредметные:

- способны планировать свою деятельность и достигать результата;

- имеют навыки конструирования и моделирования;

Предметные:

- владеют техническими знаниями (знают основные виды материалов и инструментов, применяемых в моделировании и конструировании, умеют читать чертежи,

- сформированы знания, умения, навыки в сфере технического конструирования и моделирования;




2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Учебное помещение площадью 43 кв.м. для 8-10 учащихся, столы и стулья на каждого обучающегося.

2.1. Средства обучения и воспитания

- Кабинет, оснащенный мебелью, обеспечивающей возможность технического моделирования и конструирования.

Оборудование:

- станочный парк: токарный, сверлильный, шлифовальный, деревообрабатывающий станки.

- Инструменты: ножницы, линейка, карандаши (простые, цветные), угольник, циркуль, шило, дырокол, гладилка, кисточка, ножи, кусачки, деревянный брусок, рейки, плоскогубцы, напильники разные, тисы настольные, молоток, ножницы по металлу, бумага наждачная, лобзик, пилки, ножовка, рубанки, паяльники, выжигатели и др.

Учебно-наглядные пособия:

- наглядные пособия по содержанию Программы;

- чертежи, схемы, плакаты, иллюстрации Образцы моделей, макетов, творческих работ обучающихся;

- технологические карты моделей

Печатные и электронные образовательные ресурсы:

-журналы «Юный техник», «Техника молодежи», «Моделист - конструктор», «Левша», «Я сам, я сама» и др.

-литература:

1. Агафонова И. Учимся думать. [текст] /И.Агафонов 96с – С.- Петербург: МиМ, Экспресс, 1996.

2. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель [текст]/Г.С. Альтов - М.: Просвещение, 1990.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею [текст]/Г.С. Альтшуллер - Новосибирск: Наука, 2015 ISBN:978-5-9614-5558-8, 978-5-9614-5330-0

4. Бабаева Т.И. У школьного порога [текст]/Т.И.Бабаева 128с - М.: Просвещение, 1993.

5 Болховитинов В.Н. и др. Твое свободное время [текст]/В.Н. Болховитинов [и др] - Д.: ВАЛ, 1994.

6. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. [текст]/А.Гин – М.: Вита-Пресс, 2002.

7.Гин С. Мир логики [текст]// Методическое пособие для учителей начальных классов/А.А. Гин 160с - М.: Вига-Пресс, 2001.

8. Гусакова A.M. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Вып. 5// 1983г.

9. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума [текст]/В.Ю Давыдова, Т.А. Таратенко Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003.

10. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить [текст]/А.П. Журавлева Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 1990.

11. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества [текст] книга для учителя/Г. И. Кругликов. - М.: Народное образование, 1996.

12. Морозова Д. Веселые самоделки [текст]/ Д. Морозова. - М.: ACT-ПРЕСС, 1995.

13. Падалко А.Е. Букварь изобретателя[текст]/А.Е. Падалько букварьизобретателя - М.: Просвещение, 2002.

14. Саламатов Ю.П., Кондраков И.М. Модель эволюции технических систем[текст]/Ю.П. Саламатов, И.М.Кондраков,- Красноярск, 1986.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко.– М.: Народное образование, 1998.

16. Сенюткин, А. А. Сделайте сами. Играйте с друзьями [Текст] / А. А. Сенюткин. - Ижевск : Удмуртия, 1983.

17. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления детей / Ю. Г. Тамберг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

18. Учимся думать. - С.- Петербург: СОВА, 1993.

19. Фетцер, В. В. Твоя первая модель [Текст] : бум. модели и макеты / В.В. Фетцер. - Ижевск : Удмуртия, 1983.

20. Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка или наука думать для больших и маленьких [текст]/З.Г. Шустерман, М.Н.

21. Энциклопедия для детей «Автомобили мира». – М.: Аванта +, 2005.

22. Энциклопедия для детей «Техника». – М.: Аванта +, 2005.

23. Энциклопедия для детей «Космонавтика». – М.: Аванта +, 2005.

  1. Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.№ 41).

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242).

  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

- видеофильмы по темам занятий, учебные научно-популярные фильмы.

2.2. Формы аттестации

Наблюдение, опрос, сравнительный анализ, зачетная работа

2.3. Учебный план


п/п

Перечень курсов (модулей)

Трудоемкость

(количество часов)

Период обучения

Формы промежуточной аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Юный техник- 144.3

144

46

98

Сентябрь - май

Наблюдение, опрос, сравнительный анализ, зачетная работа

144

34

110

Сентябрь - май

Наблюдение, опрос, сравнительный анализ, зачетная работа

144

47

97

Сентябрь - май

Наблюдение, опрос, сравнительный анализ, зачетная работа


2.3 Календарный учебный график

п/п

Название темы (раздела)

Период обучения

Юный техник-1

1

Вводное занятие

сентябрь

2

Авиамоделирование. Автомоделирование.

Сентябрь-декабрь

3

Судомоделирование. Ракетомоделирование.

январь-май

4

Итоговое занятие

май

Юный техник-2

1

Вводное занятие

сентябрь

2

Авиамоделирование. Судомоделирование.

Сентябрь-ноябрь

3

Ракетомоделирование. Автомоделирование.

Декабрь-май

4

Итоговое занятие

май

Юный техник-3

1

Вводное занятие

сентябрь

2

Электроника и техника

Сентябрь-октябрь

3

Архитектурное макетирование

Ноябрь-декабрь

4

Аэрокосмическая техника

Январь-март

5

Моделирование железнодорожной техники. Техническое конструирование.

Апрель-май

6

Итоговое занятие

май













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Юный техник-1»


Возраст обучающихся 10-14 лет.

Срок реализации 1 год.




Разработчик: Нехорошев С.В.,

педагог дополнительного образования






г.Нижний Тагил

2018 г.



Пояснительная записка


Курс предназначен для обучения подростков 10-11 лет основам технического творчества.

На первом году обучения у учащихся формируется базовый уровень знаний и практических умений в области технического моделирования. Для учащихся данного возраста целесообразно использование практических форм обучения: специальные задания с учетом физиологических особенностей младших школьников, уровня их знаний и умений. Учащиеся знакомятся с правилами организации рабочего места, особенностями использования различных инструментов (измерительными, разметочными, режущими), различными видами и свойствами материалов, получают сведения об основных разделах технического творчества.

Цель курса: создание условий для формирования у младших школьников технических понятий посредством организации трудовой деятельности.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

-способствовать освоению младших школьников технических знаний, умений, навыков;

-формирование способностей к планированию и целеустремленности;

- формирование умений готовить и убирать рабочее место;

- знакомство с правилами техники безопасности, личной гигиены при работе с различным инструментами.


Планируемые результаты:

Первый год обучения:

Предметные:

- знают способы соединения деталей;

- умеют видеть проекцию предметов сверху и узнавать их на плане;

- знают основные виды транспорта и строительных сооружений;

- знают название и назначение инструментов (ножницы, нож, гладилка,

шило, дырокол);

Метапредметные:

- умеют подготовить и убрать свое рабочее место;

- знают правила поведения в коллективе;

- умеют классифицировать детали по цвету, форме, размеру;

- соблюдают симметрию при построении;

- знают правила техники безопасности, работы и личной гигиены при

работе с ножницами, ножом, шилом, клеем.

Личностные:

- смотивированы на занятия техническим творчеством (активность участия в творческих формах).



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

первый год обучения

  1. Введение в образовательную программу.

В первом разделе учащиеся знакомятся в игровой форме друг с другом, рабочим местом, правилами взаимодействия в коллективе, правилами поведение в помещении, правилами техники безопасности, безопасными подходами к образовательному учреждению. Знакомство с «техническим творчеством», инструментами, разделами программы, которые ребята будут изучать в течение учебного года.

  1. Авиамоделирование

Теория. Занятия этого раздела построены на знакомстве детей с бумагой, как с конструкционным материалом. Учащиеся узнают, что из бумаги без использования клея можно конструировать относительно сложные модели. Во время выполнения задания «Бумажные самолетики» учащимся рассказывается о строении планеров. В процессе моделирования ребята знакомятся с основными частями модели: «фюзеляж», «стабилизатор», «киль», «крыло». На занятиях по построению планеров учащиеся знакомятся с конструкционными материалами: пенопласт и древесина, вспоминают основные части планера и узнают о «носовом грузе» в планерах. Также в процессе моделирования ребята учатся работать с шаблонами, новыми для них инструментами для обработки конструкционных материалов (надфили, канцелярский нож, шлифовальная бумага, и т.д.). Учащиеся знакомятся с универсальным клеем для крепления между собой различных материалов. Правила техники безопасности и приемы пользования инструментом и универсальным клеем.

Практика. Поэтапное изготовление модели. Работа с чертежами, информацией. Изучение свойств материалов, клея, красок. Изготовление модели, детальных вещей.

  1. Автомоделирование

На занятиях по этому разделу учащиеся собирают бумажные макеты из бумаги с использованием клея. По готовым, нарисованным выкройкам, самостоятельно вырезают, сгибают по линиям и склеивают конструкцию – в данном случае ребята знакомятся с развертками моделей из бумаги. Бумагу «обрабатывают», вырезают по готовой выкройке развертку машины и сгибают по специальным линиям сгиба и склеивают.

Учащиеся подробней знакомятся с внешним устройством модели, как уменьшенной копии реального объекта, переходят к более сложным моделям, совершенствуя свои умения работы с бумагой, клеем, ножницами.

Практика. Поэтапное изготовление модели. Работа с чертежами, информацией. Изучение свойств материалов, клея, красок. Изготовление модели, детальных вещей.

  1. Судомоделирование

Занятия этого раздела систематизируют знания у детей о водном транспорте. До учащихся доводятся сведения о трех важнейших качествах судна, его плавучести, устойчивости и непотопляемости.

В процессе моделирования, учащиеся знакомятся с основными частями судна: «нос», «корма», «палуба», «трюм», «надстройка», «рубка», «трал», и т.д. В изготовлении корабля используется пенопласт, шаблоны, необходимый инструмент для обработки материала, универсальный клей – со всем этим ребята уже знакомы, поэтому вспоминаем с ними ПТБ и ОРМ.

При изучении данной темы учащиеся знакомятся с акриловыми красками, способе их нанесения, необходимости подготовки окрашиваемой поверхности и т.д.

Практика. Поэтапное изготовление контурной модели. Разметка корпуса контурной модели на заготовке, обработка. Вырезание корпуса из заготовки. Вычерчивание и выпиливание контура. Окрашивание модели. и испытание модели на воде.

  1. Ракетомоделирование

В этом разделе учащиеся знакомятся еще с одним летательным аппаратом – ракетой. На занятиях этого раздела происходит систематизация знаний о космическом транспорте. В процессе моделирования, учащиеся знакомятся с основными частями ракеты: «корпус», «головной обтекатель», «стабилизатор».

Первой моделью является ракета с пневмопуском, в конструкции которой используется конструкционный материал – плотная бумага

Вторая модель ракеты, которую создают учащиеся, отличается от предыдущей использованием в конструкции не яркой ленты, парашюта.

Практика. Ребята учатся созданию корпуса ракеты с использованием вспомогательного средства – металлической трубки. учатся изготавливать парашют, приклеивать стропы, приемам складывания парашюта.

  1. Праздник

Институциональный компонент предполагает участие детского объединения в мероприятиях.

Практика. Изготовление сувениров к праздникам осенний праздник, новогодний праздник, праздник 23 февраля, праздник весны.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Юный техник-2»


Возраст обучающихся 10-14 лет.

Срок реализации 1 год.




Разработчик: Нехорошев С.В.,

педагог дополнительного образования











г.Нижний Тагил

2018 г.




Пояснительная записка

Курс предназначен для обучения детей 12-13 лет техническому творчеству.

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития. Поэтому задания должны подбираться с учетом индивидуальных потребностей подростков. Они не должны быть слишком простыми, чтобы не наскучить учащимся, но и не должны быть слишком сложными, так как могут вызвать отторжение к занятию технической деятельностью.

Набор в группы обучения свободный на основе заявления родителей без предъявления особого уровня знаний и умений к обучающимся.

Основной акцент в содержании второго года обучения ставится на практическую деятельность, в результате которой совершенствуются практические навыки моделирования, конструирования и развивается творческая инициатива учащихся. Учащиеся осваивают более сложные технологические приемы обработки материалов, знакомятся с новыми инструментами по обработке материалов. Учащиеся второго года обучения принимают участие в городских конкурсах по различным направлениям технического творчества, в спортивно-технических соревнованиях:

Цель курса: создать условия для мотивации детей подросткового возраста к занятию техническим творчеством.

Задачи:

-систематизация и углубление технических знаний, расширение политехнического кругозора учащихся;

-формирование навыков конструирования и моделирования из различных конструкционных материалов;

-развитие творческих способностей;

-развитие мотивации к участию в различных творческих формах;


Планируемые результаты:

Предметные:

- умеют прочитать простейшую схему и выполнить пошаговый алгоритм;

- знают виды машин: бытовые, транспортные, специальные;

- знают название и назначение машин (автомобиль, самолет, тепловоз, бульдозер, пылесос и др.);

Метапредметные:

- знают общие сведения о профессиях (водитель, летчик, машинист, строитель, изобретатель, конструктор);

- знают название и назначение материалов (бумага, картон, калька, копировальная бумага), их свойства;

- знают способы соединения и крепления деталей;

- знают название и назначение инструментов (ножницы, нож, гладилка, шило, дырокол);

- знают правила техники безопасности, работы и личной гигиены при работе с ножницами, ножом, шилом, клеем.

Личностные:

- смотивированы на занятия технической деятельностью и ориентированые на определенные виды технического творчества.



Второй год обучения

1. Введение

Учащиеся вспоминают правила организации рабочего места, правила взаимодействия в коллективе, правила поведение в лаборатории, правила техники безопасности, безопасные подходы к образовательному учреждению, а также знакомятся с планами проведения соревнований на этот учебный год.

2. Авиамоделирование

Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги и пенопласта по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.

Краткий исторический очерк. Первые самолеты. Развитие авиации в нашей стране. Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта.

Практика. Изготовление схематической модели самолета: рейки фюзеляжа, подшипника и винта (лопасти винта можно изготовить из пластиковой бутылки). Крыло изготавливается из тонкой пластины пенопласта 2 мм путем вырезания по шаблону и изгибания профиля на приспособлении. Передняя кромка крыла усиливается бамбуковой рейкой. Сборка крыла на пилоне. Стабилизатор и киль из пенопласта. Изготовление модели самолета на резиномоторе. Определение центра тяжести самолета. Регулировка, запуск моделей. Проведение соревнований с построенными моделями на продолжительность полета.

3. Судомоделирование

Занятия этого раздела построены на знакомстве учащихся с конструкционными материалами: пенопласт и древесина. Ребята вспоминают основные части в судомоделях и узнают основные принципы балансировки судомодели.

Практика. Также в процессе моделирования ребята учатся работать с чертежами и шаблонами, новыми для них инструментами для обработки конструкционных материалов (надфили, канцелярский нож, шлифовальная бумага, и т.д.). Учащиеся знакомятся с универсальным клеем для крепления между собой различных материалов. Изготовление модели на резиномоторе. Изготовление модели «Эсминец».

4. Ракетомоделирование

В этом разделе учащиеся знакомятся еще с одним летательным аппаратом – ракетой. На занятиях этого раздела происходит более углубленная систематизация знаний детей о ракетостроении. В процессе моделирования, учащиеся знакомятся с возможностью конструктивных изменений частей ракеты: «корпус», «головной обтекатель», «стабилизатор». В конструкции используется конструкционный материал – цветная бумага, «миллимитровка», картон, пластик для формовки.

Практика. Учащиеся приобретают навыки создания корпуса ракеты с использованием вспомогательных приспособлений – металлической трубки и подкалиберной оправки.

Модель, где уже в привычной для ребят конструкции используются измененные: «лента», «шпангоуты», «пыж», «стропы». Учащиеся более углубленно изучают построение соревновательных ракетомоделей.

5. Автомоделирование

Занятия этого раздела построены на знакомстве учащихся с конструкционными материалами: пенопласт и древесина. Изготовление плоскостных и объемных изделий по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.

Практика. Поэтапное изготовление модели. Работа с чертежами, информацией. Изучение свойств материалов. Изготовление корпуса, надстройки, отдельных деталей.

6. Праздник

Институциональный компонент предполагает участие детского объединения в мероприятиях.

Практика. Изготовление сувениров к праздникам осенний праздник, новогодний праздник, праздник 23 февраля, праздник весны.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Юный техник-3»


Возраст обучающихся 10-14 лет.

Срок реализации 1 год.




Разработчик: Нехорошев С.В.,

педагог дополнительного образования






г.Нижний Тагил

2018 г.







Пояснительная записка

Курс предназначен для обучения детей 13-14 лет техническому творчеству и развитию их технических способностей.

Это переходный возраст от детства к юности. Он характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия и дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются нестандартные ситуации, ребята занимаются творческой работой с удовольствием и длительное время.

Средний школьный возраст— самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Учитывая все это на третьем году обучения учащимся 13-14 лет предоставляется возможность выбора направления деятельности в рамках данной Программы, исходя из собственного опыта и предрасположенности, собственного интереса, т.е. возможность реализовать творческий технический проект по собственному замыслу. Наиболее талантливые учащиеся имеют возможность участия в соревнованиях по техническому творчеству разного уровня (муниципальный – региональный) и направлений (авиа-, авто-, судо-, ракетомоделирование). Большая часть часов курса отводится на практические занятия и проектную деятельность, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.


Цель: сформировать устойчивый интерес к занятию техническим творчеством у учащихся среднего школьного возраста.

Задачи:

- познакомить с основами электротехники;

- закрепить навыки соблюдения правил техники безопасности в технической деятельности;

- научить читать чертежи, электрические схемы и эскизы;

- познакомить с основами проектной деятельности в техническом творчестве;

Планируемые результаты:

Предметные:

- имеют представление об электротехнике, электрической цепи, элементах питания, потребления, параллельном и последовательном соединении;

Метапредметные:

- сформированы навыки соблюдения правил ТБ работы и личной гигиены при работе с различным и инструментами;

- самостоятельно готовят свое рабочее место в соответствии с технической задачей;

- знают правила оформления проектной работы;

- умеют читать чертежи, электрические схемы и эскизы.

Личностные:

- сформирован устойчивый интерес к технической деятельности и участию в творческих формах.



Третий год обучения

1. Введение

Учащиеся вспоминают правила организации рабочего места, правила взаимодействия в коллективе, правила поведения в лаборатории, правила техники безопасности, безопасные подходы к образовательному учреждению, а так же планами участия в соревнованиях и моделями планируемыми на этот учебный год.

2. Электроника и техника

В данном разделе учащиеся знакомятся с инструментом, оборудованием, приборами. Подготовка к пайке (зачистка, обрезка, лужение). Способы монтажа (механическое крепление, пайка с применением флюсов и припоев). Виды монтажа (навесной, печатный). Монтажные платы. Электрическая цепь. Единицы измерения (Вольт, Ампер, Ом). Закон Ома. Электроизмерительные приборы (вольтметр, амперметр, омметр).

3. Архитектурное макетирование

Приобретение первых профессиональных представлений об архитектурном сооружении, изображение в эскизах особенностей объемно-пространственного решения объекта, выполнение графических упражнений, выполнение чертежа сооружения, выполнение эскизов (генеральный план, план, фасад, разрез, детали сооружения).

Практика. Изготовление макета сооружения из бумаги. Изучаются простейшие архитектурные элементы, методика анализа формы, стилевые особенности.

4. Аэрокосмическая техника

В этом разделе учащиеся знакомятся с летательными аппаратами – космической техникой. Целью занятий этого раздела является систематизация знаний о космическом транспорте. В процессе моделирования учащиеся знакомятся с конструктивными особенностями, основными частями техники космоса. Знакомство с основами аэрокосмической техники, физики, астрономии, конструктивными особенностями модели марсохода, шатла, спутника, разработка чертежей, эскизов макета, нахождение цветовых решений проекта, закрепление знаний по электротехнике на основе составления электрической цепи.

Практика. Изготовление деталировки модели. Исследование источников питания для моделей.

5. Моделирование железнодорожной техники

Общее понятие о железнодорожном транспорте и Детских железных дорогах России. Как возник и развился ЖД транспорт. Роль ЖД транспорта в народном хозяйстве России. Общее понятие о хозяйстве ЖД транспорта. Вагонное хозяйство железных дорог. Основные части вагонов и их общее устройство. Локомотивы и локомотивное хозяйство. Паровозы, тепловозы, электровозы. Моделирование элементов локомотивов.

Практика. Изготовление элементов и узлов вагонов. Исследование источников питания для моделей. Изготовление элементов и узлов локомотивов.

6. Техническое конструирование.

В этом разделе учащиеся знакомятся с понятием техническое конструирование. Знакомство с деталями конструктора, изготовление простейших конструкций на основе мотора и оси (вентилятор, электродрель и др.) Знакомство с типами механических передач (зубчатая, червячная, ременная, реечная, фрикционная).

7. Праздник

Институциональный компонент предполагает участие детского объединения в мероприятиях.

Практика. Изготовление сувениров к праздникам осенний праздник, новогодний праздник, праздник 23 февраля, праздник весны.



6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для оценки эффективности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный техник», 432 часа в системе диагностики необходимо отслеживать степень освоения предметных знаний, уровень сформированности мотивационной сферы в отношении технического творчества, участие в творческих формах. Для диагностики проводятся входной и итоговый контроль по необходимым критериям (в начале и в конце учебного года соответственно). Входной контроль проводится на первых двух-трех занятиях, итоговый в течение последних 4-х занятий.

Из каждой группы, подгруппы случайным образом отбираются дети в контрольную группу, в процентном выражении не более 60-70% . В итоге в контрольной группе будет от 10 до 14 обучающихся. Возраст испытуемых зависит от вида подгрупп (организованная группа- класс, группа свободного посещения) это либо одновозрастные, либо разновозрастные дети.

Учитывая возрастные особенности учащихся, а так же направленность и содержание программы, входной контроль включает в себя диагностику уровня мотивации к занятиям техническим творчеством и уровня сформированности предметных знаний и навыков в процессе наблюдения за практической деятельностью учащихся, целеустремленности, соблюдение правил техники безопасности. Итоговый контроль дополняется оценкой и анализом творческих достижений. По результатам проведения входной диагностики имеются количественные показатели уровня мотивации к техническому творчеству и уровня предметных знаний и навыков и целеустремленности, анализ данных которых позволяет разработать рекомендации по формам и методам обучения и воспитания в конкретной подгруппе в соответствии с целью и задачами программы.

По результатам итогового контроля получаем количественные показатели уровня готовности к техническому творчеству, а так же и уровень достижения предметных знаний и навыков, личностных и творческих успехов. Выводы о эффективности (неэффективности) программы делаются на основании анализа данных входного и итогового контроля при оценке личностных и метапредметных показателей, предметные знания и умения должны быть освоены не менее чем на 80 %, участие в творческих формах не менее 5 человек контрольной группы.

С целью выявления уровня мотивации и определения особенности отношения детей к кружку, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на ситуацию проводится анкетирование (таблица №3. Анкетирование Нехорошев С.В. «Юный техник».432 часа), (таблица №1 наблюдения "Техника безопасности", Нехорошев С.В. «Юный техник», 432 часа). Результаты участия в творческих формах представлены в таблице №2 педагог Нехорошев С.В.


Таблица №1 наблюдения "Техника безопасности", Нехорошев С.В. «Юный техник»,

группа №____, год обучения ________________

входная

итоговая (промежуточная)

ФИО РЕБЕНКА

СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ТБ

ФИО РЕБЕНКА

СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ТБ

 

 

 

 

итог


 

 

 

 

итог

























































































































низкий уровень

0










средний уровень

1




1-2б







высокий уровень

2




3-4б



















Параметры оценивания показателя «Техника безопасности»

Низкий уровень: учащийся не знает правил техники безопасности, не применяет их на практике.

Средний уровень: учащийся теоретически проговаривает правила техники безопасности, но на практике нарушает их.

Высокий уровень: учащийся знает и соблюдает правила техники безопасности.

















Таблица №2 Результаты участия в творческих формах Нехорошев С.В. «Юный техник»

группа №____, год обучения

входная

итоговая

ФИО РЕБЕНКА

Результаты участия в творческих формах

ФИО РЕБЕНКА

Результаты участия в творческих формах

 

 

 

 

итог

 

 

 

 

итог





















































































низкий уровень

0











средний уровень

1-

2










высокий уровень

3-

4












Параметры оценивания показателя «Участие в творческих формах»

Низкий уровень: учащийся не принимает участие в творческих формах, предлагаемых педагогом.

Средний уровень: учащийся неохотно, при настоянии педагога участвует в творческих формах.

Высокий уровень: учащийся с желанием принимает участие в творческих формах, показывает высокие творческие результаты.

Таблица №3 Анкетирование «Учебная мотивация школьников» Нехорошев С.В. «Юный техник»

группа №____, год обучения

входная

итоговая

ФИО РЕБЕНКА

анкета

ФИО РЕБЕНКА

анкета

итог

итог

























низкий уровень

0



средний уровень

1



высокий уровень

2




Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-18 лет)

(модифицированный вариант анкеты учебной мотивации Н.Г. Лускановой)

Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к кружку, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на ситуацию.

Вопросы зачитываются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны указать буквенное обозначение ответа или записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к кружку. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и обведите буквенное обозначение этого варианта вопроса».

Вопросы для опроса:

1.Нравится ли тебе посещать кружок «Юный техник»?

а ) Не очень б) Да в) Нет


2. Когда приходишь из школы, ты всегда с радостью идешь в кружок или тебе хочется остаться дома?

а) Чаще хочется остаться дома б) Бывает по - разному в) Иду с радостью


3. Если бы ты узнал, что завтра необязательно приходить на занятие, ты остался бы дома?

а) Не знаю б) Да в) Нет


4.Тебе нравится, когда отменяются занятия в кружке?

а) Нет б) По- разному в) Да


5.Хотел бы уменьшить нагрузку?

а) Да б) Нет в) Не знаю


6. Ты хотел, чтобы перемены были дольше?

а) Не знаю б) Нет в) Да


7. Часто ли ты рассказываешь о занятиях в кружке родителям?

а) Часто б) Редко в ) Никогда


8.Хотел бы ты, чтобы твой педагог был менее строгим?

а) Не знаю б) Да в) Нет


9.У тебя много друзей в кружке?

а) Не очень б) Да в) Нет


10.Тебе нравится коллектив кружка «Юный техник»?

а) Да б) Не очень в) Нет


Обработка результатов анкеты.

Количественный анализ. Для дифференцирования детей по уровню мотивации была разработана система бальных оценок: - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к кружку и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; - нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл; - ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации, оценивается в 0 баллов. Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Установлено 3 уровня мотивации в кружке:

- высокий уровень. 21-30 баллов (максимально высокий уровень мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают замечания педагога;

- хороший уровень. 20-11 баллов (хорошая мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с деятельностью в кружке. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой;

- низкий уровень 10- 0 баллов (низкая мотивация). Эти дети посещают кружок неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие дети испытывают трудности в обучении, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


«Юный техник-1»

п/п

Разделы или тема программы

Форма занятий

Приемы и методы организации и

проведения занятия

Дидактический материал, техническое оснащение занятий


Введение в образовательную программу (4часа)

Беседа с элементами наглядности

Анкетирование

Рассказ. Диалог. Демонстрация моделей

Инструкции, проектор


Тема 1. (10 часов)

Авиамоделирование:

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, шаблоны, образцы моделей чертежи, схемы.

технологические карты моделей


Тема 2. (38 часов) Автомоделирование:

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, шаблоны, образцы моделей чертежи, схемы.

технологические карты моделей


Тема 3. (44 часа) Судомоделирование

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, шаблоны, образцы моделей чертежи, схемы.

технологические карты моделей


Тема 4.(32 часа) Ракетомоделирование

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, шаблоны, образцы моделей чертежи, схемы.

технологические карты моделей


Тема 5. (6 часов) Праздник

Практическое занятие

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Иллюстрации.

«Юный техник-2»

Разделы или тема программы

Форма занятий

Приемы и методы организации и

проведения занятия

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Введение в образовательную программу (4часа)

Беседа с элементами наглядности

Анкетирование

Рассказ. Диалог. Демонстрация моделей

Инструкции, проектор

Тема 1. (26 часов)

Авиамоделирование:

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, технологические карты

Тема 2. (50 часов) Судомоделирование

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, технологические карты

Тема 3.(24 часа) Ракетомоделирование

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, технологические карты

Тема 4. (34 часа) Автомоделирование:

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, технологические карты

Тема 5. (6 часов) Праздник

Практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Иллюстрации

«Юный техник-3»

Разделы или тема программы

Форма занятий

Приемы и методы организации и

проведения занятия

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Введение в образовательную программу (4часа)

Беседа с элементами наглядности

Анкетирование

Рассказ. Диалог. Демонстрация моделей

Инструкции, проектор

Тема 1. (36 часов) Электроника и техника

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Инструкции, схемы

Тема 2. (30 часов) Архитектурное макетирование

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Иллюстрации, шаблоны, технологические карты

Тема 3.(26 часов) Аэрокосмическая техника

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, шаблоны, образцы моделей, проектор

Тема 4. (24 часа) Моделирование железнодорожной техники

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Заготовки, технологические карты

Тема 5. (18 часов) Техническое конструирование

Теоретическое занятие, практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Технологические карты

Тема 6. (6 часов) Праздник

Практическое занятие

Рассказ, беседа

Практическое задание, самооценка деятельности. Наглядные: демонстрация готовых изделий

Иллюстрации.