СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юные техники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Юные техники" составлена на основе образовательных программ педагогов дополнительного образования Всероссийского детского центра "Океан": Е.К. Наместникова 2Клуб юных техников", Н.В. Петрик "Основы технического мстерства". Программа реализуется в МДОУ детский сад "Ромашка" ГО "Поселок Агинское" третий год.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юные техники"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ромашка»

ГО «Поселок Агинское»

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете ________________Абелян И.П.

«____» _____________ 2017г


УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующей___

от «____» _____________ 2017г

________________ Бородина Н.Ю.






ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЕ ТЕХНИКИ»

для детей 5 – 7 лет

Автор – разработчик: Бородина Н.Д.,

педагог – психолог







Агинское

2017









Программа кружка «Юные техники» разработана на основе образовательных программ педагогов дополнительного образования Всероссийского детского центра «Океан»:

1. Е.К. Наместникова «Программа дополнительного образования «Клуб юных техников»;

2. Н.В. Петрик «Программа дополнительного образования «Основы технического мастерства».

Организация – разработчик: МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское».

Разработчик: Бородина Н.Д., педагог – психолог МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское».





















































Программа рассмотрена на педагогическом совете воспитателей и педагогов МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское»

Протокол № ____ от «___» ___________________2017 г.

Председатель педагогического совета _______________Абелян И.П.









Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….8

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………8

1.1.2. Обоснование актуальности Программы……………………………..…8

1.1.3. Авторство……………………………………………………………….14

1.1.4. Новизна Программы……………………………………………………14

1.1.5. Методический блок Программы………………………………………15

1.1.6. Предполагаемые результаты…………………………………………..15

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………..17

2.1. Принципы обучения и воспитания……………………………………...17

2.2. Методы …………………………………………………………………..17

2.2.1. Методы воспитания…………………………………………………….17

2.2.2 Методы обучения………………………………………………………18

2.2.3. Методы воспитательного воздействия……………………………….18

2.3. Формы работы……………………………………………………………18

2.4. Степень апробированности Программы………………………………19

2.5. Тематический план кружковой деятельности…………………………20

2.6. Содержание программы…………………………………………………26

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………50

3.1. Условия реализации Программы………………………………………50

3.2. Контингент………………………………………………………………50

3.3. Расписание занятий………………………………………………………50

3.4. Работа с родителями……………………………………………………51

3.5.Контроль и оценка результатов освоения Программы…………………51

Список необходимых источников литературы……………………………..54

Интересные сайты…………………………………………………………….54

Приложение ………………………………………………………………......55































Умейте открыть перед ребёнком

в окружающем мире что-то одно, но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

возвратиться к тому, что он узнал».

В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская народная мудрость



I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Статус документа

Программа составлена на основе образовательных программ педагогов дополнительного образования Всероссийского детского центра «Океан»:

  1. Е.К. Наместникова «Программа дополнительного образования «Клуб юных техников»;

  2. Н.В. Петрик «Программа дополнительного образования «Основы технического мастерства».

1.1.2. Обоснование актуальности Программы

Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, воплощать свои идеи и приносить пользу социуму.

Многие педагоги и государственные деятели уверены, что нужно менять систему образования и начинать нужно именно с дошкольного образования.

В системе дошкольного образования уже видны значительные перемены. Появился новый закон об образовании, который повлиял на изменение статуса дошкольного образования. Если раньше оно относилось к виду социальных услуг, то сегодня оно становится обязательным.

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы сложно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность, фундамент которой должен быть заложен в дошкольном возрасте.

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании. Исследовательское поведение выполняет принципиально незаменимые функции в развитии у детей познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов1.

Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС2.

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Одним из эффективнейших методов исследовательской деятельности является метод моделирования, который привлекает внимание потому, что он интересен как педагогам, так и детям. Он предполагает экспериментирование, конструирование, работу с техническими средствами обучения, игру и т.д. Метод моделирования позволяет длительное время удерживать познавательный интерес детей, способствует активной мыслительной деятельности и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживать при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха.

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.

Программа кружка «Юные техники» направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда.

Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.

Работа в кружке позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление.

Готовить дошкольников к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах.

Занятия детей в кружке способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.

Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. 

На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами.
Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией.

Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели.

На занятиях развивается:

• мелкая моторика рук;

• образное и логическое мышление;

• зрительная память;

• дизайнерские способности;

• внимание;

• аккуратность в исполнении работ.

На занятиях дети также знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники.

Моделирование как познавательный прием неотделим от развития знания3.

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранными и сложными, что лучшим способом их изучения часто является построение модели.

«Чем больше ребенок узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский4.

Системная работа по проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.

Моделировать можно все что угодно. Мы же решили остановиться на техническом моделировании: моделировании устройств робототехники и электроники.

Робототехника и электроника сегодня становятся одними из наиболее востребованных и перспективных направлений как в научно-производственной сфере, так и в сфере образования.

Нужно отметить, что дети, посещающие кружок «Юные техники» показывают высокие результаты в исследовательской деятельности: становятся победителями районных и окружных конкурсов «Я – исследователь», охотно принимают участие и становятся призёрами дистанционных конкурсов: всероссийский конкурс для детей и педагогов «Золотая рыбка», международный творческий конкурс «Рисовалкин», всероссийский творческий конкурс «Солнечный свет», всероссийский конкурс «Изумрудный город», всероссийский конкурс «Надежды России», международный конкурс исследовательских работ «Шаг вперед», всероссийский конкурс «Древо талантов»,  всероссийский творческий конкурс «Талонтоха» и др.,

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

На основе вышеизложенных идей и уже имеющегося опыта, была разработана Программа кружковой деятельности «Юные техники».

В основу Программы легла идея коллективной деятельности города Техникус5 в рамках игровой модели кружковых занятий. Коллективная деятельность отвечает всем положениям и принципам основной деятельности детского сада, в основе Программы лежит принцип Доброй мечты, Доброго отношения, Добрых дел. Концептуальным в данной программе является принцип Добрых дел, так как Программа в целом направлена на преобразование окружающего мира через активную соционаправленную деятельность личности.

1.1.3. Авторство

Программа кружка подразумевает создание на базе детского сада структуры города Техникус, в котором проживают юные техники.

Девиз горожан – «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В данной программе под общей эгидой развития технических навыков реализуются и комплексно развиваются интеллектуальные, лидерские, художественные, коммуникативные способности дошкольников, активизируются нравственно – эстетическая и ценностно-смысловая сферы развития личности.

Следует отметить, что Программа носит практико-ориентированный характер, т.е. все полученные знания и навыки могут быть применены как в повседневной жизни, так и в специально организованном пространстве.

1.1.4. Новизна Программы

Новизна представленной Программы состоит в следующем: использование технического творчества в образовательно-воспитательном процессе старших дошкольников будет способствовать развитию мелкой моторики, что в свою очередь, позитивно скажется на развитии важных психических процессов (восприятия, мышления, воображения, речи, памяти, внимания, эмоциональности).

1.1.5. Методический блок Программы

Цель Программы: Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Образовательные:

1. Формировать у детей систему знаний об окружающем мире;

2. Формировать интерес к техническому творчеству, расширить знания в области техники.

3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, познавательную активность;

4. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ.

  • Развивающие:

1. развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста посредством развития технических навыков.

2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;

3. Содействие проявлению эмоционально - волевых качеств личности;

4. Развитие коммуникативных навыков;

5. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.

  • Воспитательные:

1. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность.

2. Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности;

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы;

4. Обучать терпению и настойчивости в достижении цели.

1.1.6. Предполагаемые результаты

Участвуя в данной Программе, дошкольники смогут:

- повысить уровень знаний и практических навыков по техническому мастерству;

- проявлять интерес к познанию и к самопознанию;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции;

- проявлять логическое мышление;

- проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- понимать и передавать свои чувства;

- конструировать и моделировать объекты из различных материалов;

- работать со схемами;

- применять технику безопасности при работе с техническими средствами обучения;

- пользоваться электронными конструкторами, научно-познавательными приборами и т.д.



















II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Принципы обучения и воспитания

  1. Принцип ценностно-смыслового равенства – для более эффективного взаимодействия «педагог – ребенок».

  2. Принцип природосообразности:

- занятие не должно быть утомительным и должно иметь практический смысл;

- при обучении необходимо учитывать возрастные, физиологические и индивидуальные особенности детей.

3. Принцип креативности.

4. Принцип индивидуально-личностного подхода: творческие возможности детей реализуются через развивающий и воспитывающий характер обучения, т.к. деятельность на занятиях техническим творчеством направлена на развитие личности и индивидуальности ребенка.

5. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

6. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;

7. Принцип связи обучения с жизнью.

8. Постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

2.2.Методы

2.2.1. Методы воспитания

    1. Метод организации воспитывающей среды (чистота, порядок, красота, уют, внешний вид педагога – основные характеристики предметной среды мастерской).

    2. Метод организации воспитывающей деятельности, т.е. взаимодействия детей со средой (доверительный, уважительный стиль общения, культура речи, атмосфера принятия человека и доброго отношения друг к другу).

    3. Метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни (постоянная апелляция к сознанию ребенка; извлечение ценностного содержания из повседневных ситуаций; организация рефлексии по окончании совместной работы в кружке).

2.2.2. Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, объяснение, убеждение, поощрение.

  2. Наглядные: демонстрация образцов, показ выполненных работ.

  3. Практические: упражнение (сборка и разборка технического оборудования), самостоятельное выполнение изделий, выполнение графических записей, чертежей, схем.

2.2.3. Методы воспитательного воздействия

1. Аналитические: наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ, опрос.

2. Убеждение.

3. Пример.

4. Поощрение.

2.3. Формы работы

  1. Беседа.

  2. Игра.

  3. Игра – ритуал.

  4. Индивидуальная беседа.

  5. Групповая работа.

  6. Коллективная работа.

  7. Экскурсия.

  8. Инструктаж.

  9. Коллективно – творческая игра.

  10. Творческий конкурс.

  11. Исследовательская работа, экспериментирование.

  12. Индивидуально – практическая работа.

  13. Игра «Экзамен».

2.4. Степень апробированности Программы

Программа кружка «Юные техники» в МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское» реализуется третий год и имеет положительные результаты:

1. Создана большая видеотека по техническому мастерству.

2. На базе детского сада создан музей моделирования, где представлены работы детей - технические устройства, которые были созданы кружковцами.

3. Дошкольники, посещающие занятия кружка, показывают мастер – классы для гостей детского сада.

4. Участники кружковой деятельности становятся победителями районных, окружных, международных, всероссийских дистанционных конкурсов (приложение 1).























2.5. Тематический план кружковой деятельности

Содержание деятельности

Форма проведения

часы

1

Знакомство с материалом, инструментами. Работа по схемам, картам

Индивидуальная работа. Групповая работа.

Просмотр видеосюжета

4

2

Игры на знакомство. Посвящение в кружковцы

Игра – ритуал

2

3

Техника безопасности

Инструктаж


В процессе занятий

Мегапроект «Моделирование как средство психического развития детей старшего дошкольного возраста»

4

Моделирование из бумаги

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

14

5

Моделирование из гипса

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

8

6

Моделирование из бросового материала

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

6

1. Проект «Юные техники»

7

Знакомство с электронными конструкторами. Техника безопасности.

Коллективная работа

2

8

Источники энергии. Виды энергии. Батарейка

Коллективная работа.

Индивидуальная работа с лэпбуком

2

9

Электрический ток

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

10

Фонарик

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

11

Вентилятор на топливной ячейке (МВТЭ)

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

12

Летающая тарелка

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

13

Ветряная мельница. Ветряной генератор

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

2. Проект «Юные радиотехники»


14

Радио

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

15

FM – радио

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

16

Ветряное радио

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

3. Проект «Робототехника»


17

«Уткаробот»

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

18

«Робот – жук»

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

19

Робот «Динозавр»

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

4. Проект «Волшебный электромотор»


20

Миксер

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

21

Пылесборник

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

22

Вентилятор

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

23

5. Проект «Металлоискатель. Наша история под ногами»

6

24

Игра «Экзамен»

2

Итого

102















2.6. Содержание программы

Тема 1. Знакомство с материалом: бумага, гипс, бросовый материал.

Тема 2 - 3. Знакомство с инструментами, схемами.

Тема 4. Игры на знакомство. Посвящение в кружковцы

Игры: «Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Одеяло».

Ритуал: клятва, девиз, вручение тетрадей юных техников.

Блок «Моделирование из бумаги» - 8 занятий

Тема 5 (1). История появления бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги.

Задачи:

1. Изучение истории появления бумаги.

2. Изучение видов бумаги.

3. Изучение свойств бумаги как материала.

4. Изучение техники изготовления бумаги на производстве.

5. Научить детей изготавливать бумагу в условиях детского сада.

6. Содействовать созданию личной коллекции бумаги.

Ребенок должен знать:

1. Историю появления бумаги;

2. Виды бумаги.

По назначению бумажная продукция имеет деление на бумагу:

- для печати (графические виды);

- упаковочную и картон;

- санитарно-гигиенического назначения;

- техническую.

3. Свойства бумаги:

1) белизна. Все мы знаем, что газеты обладают серым оттенком, тогда как некоторые печатные издания выполняются на бумаге просто ярко-белого цвета;

2) гладкость. От этого свойства зависит то, каково ее дальнейшее назначение: гладкие материалы – это подходящий вариант для глянцевых журналов, а шероховатость придаст напечатанному на такой бумаге изображению матовость;

3) упругоэластичность. Одни виды листов бумаги ровняются сложнее, иные - легче; одни легко ровняются, если пригладить рукой, другим нужно полежать под самодельным прессом, например под стопкой книг;

4) впитывающая способность. Это свойство важно для того, чтобы краска была надежно, полностью и своевременно закреплена на бумаге;

5) прочность. Это важно для тех случаев, когда будет производиться многокрасочная и иллюстрационная печать;

6) плоскостность. Ясное дело, что для работы на бумаге необходимо, чтобы она была идеально ровной – так никакие изображения или текст, наносимые на ее поверхность, не будут смещены и не будут иметь дефектов. Но это, скорее, свойство, которое обретается бумагой после ее изготовления: на плоскостность влияют транспортировка, условия хранения, а также изначальная качественность упаковки на заводе.

Ребенок должен уметь:

1. Изготавливать бумагу в бытовых условиях.

Необходимо изучить бумагу, как материал с использованием литературы и ресурсов Интернет, собрать коллекцию бумаги, провести практические опыты по изучению свойств бумаги, получить бумагу в домашних условиях, сделать выводы по результатам опытов.

Тема 6 (2). Оригами

Задачи:

1. Изучение истории оригами.

Искусство создания фигурок из бумаги зародилось в Японии много веков назад. История возникновения оригами тесно сплетена с историей бумаги и уходит корнями в древность. Тогда сложенные модели могли себе позволить исключительно богатые, знатные люди. Бумага стоила дорого, и все, что из нее было сделано, имело церемониальный характер. Каждая фигурка оригами была наделена особым значением.

Вскоре, когда бумага стала относительно дешевой, оригами применяли как отличительные знаки социальных классов. Различных фигурок становилось все больше, схемы их создания передавались из поколения в поколение. И сейчас любой желающий может насладиться всеми прелестями погружения в это занимательное хобби.

Сегодня оригами — это тысячи различных моделей разного уровня. В интернете есть множество схем оригами для новичков и экспертов. Этот древний вид творчества развивает усидчивость, аккуратность, точность, внимательность. Оно подойдет спокойным, уравновешенным людям, которые в работе забывают о времени.

В складывании бумаги они найдут себе покой и отдых. Удивительно, как через определенную последовательность действий из обыкновенного листа бумаги получается птица, кролик, змея, цветок. Радость создания, превращение простого в сложное, вот что вас ждет в этом старинном японском искусстве.

2. Познакомить детей с разновидности оригами: классическое оригами, простое оригами, подвижное оригами, модульное оригами, надувное оригами, мокрое оригами, техника «бутерброд», киригами.

Мокрое оригами — при сгибании бумага смачивается чистой водой. Прием может использоваться для облегчения сгибания нескольких слоев бумаги или для фиксации плавного изгиба модели (например, изгиб хвоста).

Техника «бутерброд» подразумевает использование бумаги, склеенной с фольгой. Такой способ позволяет складывать сложные модели, где требуется большое число сгибов. Фигурка, сложенная с помощью «бутерброда», более долговечна и лучше держит форму.

Теперь, когда вы знаете все о бумаге, технике, стрелках и базовых формах, самое время выбрать модель. Начать следует с того, что существуют различные виды оригами из бумаги. Это:

1) классическое оригами — модель складывается из квадратного бумажного листа без использования клея и ножниц;

2) киригами — модель складывается из листа любой конфигурации с использованием ножниц и трафаретов (например, всем известные снежинки из бумаги);

3) модульное оригами — модель, созданная из нескольких предварительно сложенных модулей;

4) простое оригами — облегченные модели, созданные для новичков.

3. Научить детей работать по схемам.

Перед тем как начать работу, нужно обязательно ознакомиться с системой условных обозначений. Она универсальна и все схемы описания моделей создаются с ее помощью. Она состоит из различных стрелок, линий, точек и символов.



Тема 7 (3). Оригами «Кораблик»

Задачи:

1. Научить детей складывать кораблик.

2. Формировать умения следовать устным инструкциям;

3. Обучать различным приемам работы с бумагой;

4. Знакомить дошкольников с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.;

5. Обогащать словарь  специальными терминами;

6. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

7. Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.

8. Развивать внимание, память, мышление и воображение.

9. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

10. Развивать пространственное воображение.

Ребенок должен знать:

1. Схему складывания кораблика;

2. Основные геометрические понятия;

3. Приемы работы с бумагой.

Ребенок должен уметь:

1. Складывать кораблик методом оригами (2 способа);

2. Пользоваться специальными терминами;

3. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.



Тема 8 (4). Оригами «Ирис»

Задачи:

1. Научить детей складывать цветок «Ирис».

2. Формировать умения следовать устным инструкциям;

3. Обучать различным приемам работы с бумагой;

4. Знакомить дошкольников с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.;

5. Обогащать словарь  специальными терминами;

6. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

7. Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.

8. Развивать внимание, память, мышление и воображение.

9. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

10. Развивать пространственное воображение.

Ребенок должен знать:

1. Схему складывания цветка «Ирис»;

2. Основные геометрические понятия;

3. Приемы работы с бумагой.

Ребенок должен уметь:

1. Складывать цветок «Ирис» методом оригами;

2. Пользоваться специальными терминами;

3. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Тема 9 (5-6). Моделирование дома

Задачи:

1. Научить детей создавать модели домов из картоновой коробки и бумаги.

2. Формировать умения следовать устным инструкциям;

3. Обучать различным приемам работы с бумагой;

4. Знакомить дошкольников с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

5. Научиться работать с коробками, делать из них дома.

6. Создать коллективную работу «Наш поселок».

7. Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.

8. Развивать внимание, память, мышление и воображение.

9. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

10. Развивать пространственное воображение.

Ребенок должен знать:

1. Технику безопасности работы с ножницами, клеем и т.д.

2. Схему изготовления дома из бумаги;

3. Основные геометрические понятия;

4. Приемы работы с бумагой, картоном.

Ребенок должен уметь:

1. Склеивать детали дома;

2. Вырезать двери, окна;

3. Декорировать дом;

4. Моделировать мебель из бумаги, картона.

Тема 10 (7). Папье-маше. История

Задачи:

1. Изучение истории технологии папье-маше.

2. Познакомить детей с тремя технологиями папье-маше.

3. Научить детей изготавливать предметы, применяя технологию папье-маше.

Ребенок должен знать:

1. историю папье-маше:

Папье-маше (франц. — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, новогодние поделки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением.

Папье-маше — это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие поверхности из бумаги. Нарвите бумагу на полоски, добавьте мучной клейстер и обклейте апельсин… А можно взбить блендером туалетную бумагу, добавить клей - ПВА и спрессовать…

Изделия из папье-маше можно подвергать любым способам декорирования. 

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше 

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

2. три технологии папье-маше:

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой — изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия, шпаклюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

3. рецепт мучного клейстера

Рецепт мучного клейстера: 4 столовых ложки пшеничной муки, первая порция воды — 0,5 ст, вторая порция воды — 1 стакан.

Муку смешать с первой порцией воды и тщательно размешать, разбивая все комочки. Добавить вторую порцию воды, смешать. 

Полученную смесь нужно хорошо подогреть. Важно постоянно помешивать, чтобы на дне не образовывались комочки. Доводить до кипения нельзя — мука потеряет свои свойства. Когда образуется густая «киселистая» масса — можно снимать с огня. Дать остыть и использовать.

Хранить можно в холодильнике несколько дней.

Ребенок должен уметь:

1. Изготавливать предметы, применяя технологию папье-маше;

2. Самостоятельно приготовлять клейстер;

3. Применять три технологии при изготовлении предметов.

Тема 11 (8-10). Папье-маше. Посуда (тарелка)

Задачи:

1. Научить детей изготавливать посуду (тарелка), применяя технологию папье-маше;

2. Формировать умения следовать устным инструкциям;

3. Обогащать словарь  специальными терминами;

4. Научить детей применять на практике одну из техник работы с бумагой - папье-маше;

5. Воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы;

6.Развивать воображение, творческую фантазию детей.

Ребенок должен знать:

1. Технологию папье-маше;

2. Приемы работы с бумагой.

Ребенок должен уметь:

1. Применять технологию папье-маше на занятии;

2. Создавать формы из бумаги;

3.Пользоваться инструментами: ножницами, кисточкой;

4.Декорировать изделия, созданные с использованием технологии папье-маше.

Тема 12 (11 - 14). Папье-маше. Кукла

Задачи:

1. Научить детей создавать куклу, применяя технологию папье-маше;

2. Формировать умения следовать устным инструкциям;

3. Обогащать словарь  специальными терминами;

4. Научить детей применять на практике одну из техник работы с бумагой - папье-маше;

5. Воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы;

6.Развивать воображение, творческую фантазию детей.

7. Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.

8. Развивать внимание, память, мышление и воображение.

9. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

10. Развивать пространственное воображение.

Ребенок должен знать:

1. Технологию папье-маше;

2. Приемы работы с бумагой.

Ребенок должен уметь:

1. Применять технологию папье-маше на занятии;

2. Создавать формы (скелет) из бумаги;

3.Пользоваться инструментами: ножницами, кисточкой;

4.Декорировать изделия, созданные с использованием технологии папье-маше.

Блок «Моделирование из гипса» - 8 занятий

Тема 13 (1-3). Гипс. Свойства. Применение.

Задачи:

1. Объяснить детям, что такое гипс.

Гипс — это минерал, представляющий из себя сульфат кальция, смешанный с водой. Существует полупрозрачная разновидность гипса, называемая селенит, и другая, отличающаяся особым блеском, известная как алебастр.

Гипс добывается из толстых пластов, залегающих под землей на различной глубине: одни возле самой поверхности, другие гораздо глубже. В американском штате Техас были найдены пласты гипса толщиной более 100 метров, занимающие площадь в сотни квадратных километров.

Гипс применяется в качестве строительного материала и для оштукатуривания стен и потолков со времен древнего Египта. Употребляемый сам по себе или в смеси с песком или известью гипс превращается в лепные украшения, облицовочные плитки или отделочную штукатурку. Из него можно делать кирпичи или даже целые блоки для стен.

Из гипса создаются декорации для фильмов и спектаклей, его используют в своей работе скульпторы, хирурги и дантисты.

Гипс является дешевым сырьем, и его запасы найдены практически повсюду в мире.

2. Выявить значение гипса в жизни человека.

Уже много столетий люди используют гипс в качестве строительного материала и неспроста. Гипс по праву считается самым лучшим строительным материалом для отделки помещений.

В наше время интересное занятие для всей семьи — поделки из гипса (изготовление барельефов). Отливка барельефов — необычное творчество, которое способствует развитию мышления, самостоятельности и аккуратности, навыков лепки и ремесла. После таких занятий остаётся много поделок, которые можно подарить своим родным и друзьям.

Материал входит в число основных компонентов для изготовления большинства распространенных строительных смесей: шпатлевок, наливных полов, штукатурки и т.п. Широко применяется гипс в индустрии по производству фарфоровых и керамических изделий. Здесь материал становится актуален в основном при необходимости изготовления форм, макетов, всевозможных моделей.

В промышленной сфере из гипса производят изделия для тампонирования и изоляции нефтяных скважин, а также изготавливают декоративные плиты, вентиляционные решетки. Применяют материал в сфере изготовления строительных материалов: гипсокартона, перегородочных плит, пазогребневых изделий, гипсобетонных блоков.

Но наибольшее распространение гипс строительный приобрел в индустрии производства быстротвердеющих легковыравнивающихся пластичных масс. Используются данные вещества при монтаже напольных, потолочных, настенных покрытий, при необходимости заделки швов, трещин и неровностей.

Гипс — один из древнейших строительных материалов. Он образовался в результате испарения морей 20–30 миллионов лет назад.

Использовать гипс стали около 10000 лет назад. Использование гипса известно при Шумерской, Ассирийской, Египетской, Греческой и Римской цивилизациях. Интересно, что в Европе гипс не применяли для наружных работ вследствие высокой влажности.

В Египте такой проблемы не было, и это явилось ещё одной из причин, по которой гипс завоевал популярность. Кроме белого, в древности применялся розовый и серый гипс. Розовый цвет штукатурки в гробнице Тутанхамона заметен только на поверхности. Для многих народов гипс был кормильцем. Целые города строились из гипса. Выпиленные из кристаллического гипса блоки пошли на возведение стен города Рисафа (Сирия).

Белый камень ослепительно сияет на жарком солнце даже сегодня, когда от города остались лишь живописные руины.

Активное применение гипса связано с регулярным использованием камня для строительных целей в Нижнем Египте, в связи с возведением мемфисского некрополя в городе Саккара. Лондонские пожары в 1666 году способствовали тому, что использование гипса было принято широкими массами. Во время этой катастрофы было замечено, что использование гипса защищает древесные строения. Впоследствии этого, использование гипса стало обязательным в Париже, и гипсу был присвоен псевдоним «Парижский гипс».

Гипс — камень ценный, и не только как строительный материал. С 1700 года гипс использовался и как удобрение для почвы. В восемнадцатом веке французский химик Лавуазье опубликовал первое научное исследование по гипсу. Культура использования гипса развивается и по сегодняшний день. Гипс используется в более чем в ста странах.

Гипс — это прекрасный строительный материал со славным прошлым и прекрасным будущим. В России наибольшего расцвета искусство работы с гипсом достигло на рубеже XVII-XVIII вв. Этот период совпал с началом строительства Петербурга. Архитектурные сооружения северной столицы богато украшались лепным декором, который старые мастера выполняли с большим вкусом и тонким пониманием свойств и декоративных особенностей материала. Популярность гипсового декора объяснялась сравнительной дешевизной сырья и простотой его обработки.

Гипсовые отливки можно было легко окрашивать, имитируя подчас более дорогостоящие и труднее обрабатываемые камень и металл. Но чаще всего в архитектурной лепнине предпочитали сохранять естественный белый цвет материала, который выразительно подчеркивал тончайшие детали рельефа, придавал им воздушность, легкость.

Благодаря способности быстро приобретать прочность, нужную форму и исключительной экологической чистоте велика роль гипса в медицине. В 1855 году во время Крымской войны русский хирург Н. И. Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации.

3. Исследовать свойства гипса.

Гипс имеет следующие характеристики:

1) отличается плотной мелкозернистой структурой.

2) быстро схватывается и затвердевает. На приобретение плотной консистенции после закладки смеси уходит порядка пяти минут. Полностью схватывается материал примерно через полчаса.

3) выдерживает влияния высочайших температур. Без разрушительных последствий гипс можно нагревать до 600-700 °C. При контакте с открытым пламенем деструктивные проявления становятся видны лишь после 6-7 часов.

4) Свойства гипса строительного позволяют ему противостоять существенным механическим воздействиям. Во время теста на сжатие материал демонстрирует прочность. У хорошо просушенных фракций показатели прочности в несколько раз выше.

5) Гипс отличается низким показателем теплопроводности, что позволяет его использовать при выполнении широкого ряда работ.

4. Выяснить, какие условия нужны для изготовления поделок из гипса.

Ребенок должен знать:

1. Что такое гипс;

2. Свойства гипса;

3. Технологию изготовления гипсового раствора;

2. Применение гипса в жизни человека и в быту.

Ребенок должен уметь:

1. Давать определение термину «гипс»;

2. Делать гипсовый раствор;

3. Заливать гипсовый раствор в формы;

4.Декорировать изделия из гипса.

Тема 14 (4-5). Гипс. Дидактические игры «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Посуда»

Задачи:

1. Знакомить детей с природным материалом гипсом и его свойствами;

2. Осваивать технику работы с гипсом;

3. Совершенствовать изобразительную технику при раскрашивании  готовых форм.

4. Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.

5. Развивать внимание, память, мышление и воображение.

6. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Ребенок должен знать:

1. Технологию изготовления гипсового раствора;

2. Свойства гипса.

Ребенок должен уметь:

1. Делать гипсовый раствор;

2. Заливать гипсовый раствор в формы;

3. Вынимать гипсовый слепок из формы;

4. Раскрашивать гипсовый слепок.

Тема 14 (6-8). Гипс. Картина

Задачи:

1. Научить детей создавать композиции из гипсовых слепков;

2. Совершенствовать технику работы с гипсом;

3. Совершенствовать изобразительную технику при раскрашивании  готовых форм.

Ребенок должен знать:

1. Технологию изготовления гипсового раствора;

2. Свойства гипса.

Ребенок должен уметь:

1. Делать гипсовый раствор;

2. Заливать гипсовый раствор в формы;

3. Вынимать гипсовый слепок из формы;

4. Изготавливать композицию из гипсовых форм.

Блок «Моделирование из бросового материала» - 6 занятий

Тема 15 (1 - 2). Бросовый материал

Задачи:

1. Знакомить детей с бросовым материалом.

2. Формировать умения следовать устным инструкциям.

3. Обучать различным приемам работы с бросовым материалом.

4. Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.

5. Развивать внимание, память, мышление и воображение.

6. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

7. Развивать пространственное воображение.

8. Воспитывать интерес к моделированию из бросового материала.

9. Расширять коммуникативные способностей детей.

10. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

11. Способствовать созданию игровых ситуаций;

12. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности;

13. Формировать представление о правилах безопасности при работе с ножницами, клеем и т. д.

Ребенок должен знать:

1. Что относится к бросовому материалу;

2. Технику безопасности при работе с бросовым материалом, ножницами и т.д.

Ребенок должен уметь:

1. пользоваться ножницами;

2. применять все приемы и способы работы с бросовым материалом.

Тема 16 (3 - 4). Бросовый материал. Паровоз.

Задачи:

1. Учить детей ориентироваться в выборе материала для изготовления паровоза;

2. Научить детей моделировать основную часть паровоза, платформу с колесиками;

3. Научить детей изготавливать корпус паровоза (завершающая часть), творчески дополняя его выразительными средствами;

4. Воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы;

5.Развивать воображение, творческую фантазию детей.

Ребенок должен знать:

1. Технику безопасности при работе с бросовым материалом, ножницами и т.д.

Ребенок должен уметь:

1. пользоваться ножницами;

2. применять все приемы и способы работы с бросовым материалом;

3. Создавать модель паровоза.

Тема 17 (5 - 6). Бросовый материал. Букет цветов.

Задачи:

1. Учить детей ориентироваться в выборе материала для изготовления букета цветов;

2. Научить детей моделировать корзину, вазу, цветы.

3. Воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы;

5.Развивать воображение, творческую фантазию детей.

Ребенок должен знать:

1. Технику безопасности при работе с бросовым материалом, ножницами и т.д.;

2. Основные приемы и способы работы с бросовым материалом.

Ребенок должен уметь:

1. пользоваться ножницами;

2. применять все приемы и способы работы с бросовым материалом;

3. Создавать модель «Букет цветов».

Тема 18. Первое знакомство с электроникой

Тестирование:

1. Сборка устройства по образцу.

2. Сборка устройства по схеме.

Зачисление детей в группы кружка «Юные техники».

Терминология:

Электроника - наука о взаимодействии заряженных частиц (электронов, ионов) с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств, используемых в основном для передачи, обработки и хранения информации.

Электрон – легчайшая стабильная отрицательно заряженная частица.

Магнитное поле Земли – это образование, порождаемое источниками внутри планеты.

Робототехника - это наука о проектировании роботов.

Робот – это машина, которая выполняет механические движения.

Техника безопасности

И взрослым и детям следует помнить о том, что ток – невидим, а потому особенно коварен. Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам. Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки. Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность. Электрические розетки, если в доме маленький ребёнок, – объект особого контроля.

Электрический ток ничем не пахнет, не имеет цвета, не издает звуков и не осязается, поэтому предупредить человека о своем присутствии не может. О нем просто надо знать или быть предельно осторожным.

Для безопасной работы над сборкой схем необходимо соблюдать следующие основные правила:

  1. Так как в цепи находится ток, то нужно крайне осторожно собирать электрическую цепь: соблюдать полярность, все выключатели должны быть разъедены в момент сборки, а руки не должны быть влажные.

  2. Быть внимательным с вращающимся оборудованием (двигатель, пропеллер), входящим в электронный конструктор.

Основные правила техники безопасности при работе с определенными электрическими приборами непременно указаны производителем в инструкции, поэтому всегда необходимо внимательно читать их и следовать им на практике.

В работе во время проведения экспериментов необходимо также строго следовать инструкции, приложенной к комплекту электронного конструктора серии «Знаток».

Следует помнить, что большинство проблем в электрических цепях связано с неправильной сборкой. Поэтому следует всегда внимательно проверять правильность собранной схемы, в соответствии с инструкцией. Нельзя дотрагиваться и близко приближаться к вращающимся элементам электрической цепи (например, пропеллер) и нельзя допускать перегрева элементов электрической цепи. В целом, всегда следует помнить о том, что электричество опасно! Никогда нельзя играть с выключателем, штепселем или прибором, включенным в сеть, потому что человека может ударить током.



Знакомство с электронными конструкторами

Описание электронного конструктора «Знаток»

Электронный конструктор серии «Знаток» - 180 схем - предназначен для ребят, которые подрастая, начинают интересоваться сложной и занимательной дисциплиной – физикой.

Проекты собираются на специальной пластмассовой плате. Детали устанавливаются на плате, и скрепляются между собой с помощью специального соединения. Данный конструктор абсолютно безопасен и прост в обращении. Но следует соблюдать некоторые правила при работе с ним:

  1. Соблюдать полярность. Некоторые элементы имеют в своей маркировке «+». При сборе схем следует обязательно обращать на это внимание.

  2. При сборе схем следует надавливать пальцем не на середину детали, а по краям, то есть в точках крепления.

Для удобства пользования все детали используемого для опытов конструктора отличаются цветом, маркировкой, пронумерованы и легко узнаваемы. Сборка схем во время экспериментов будет осуществляться на монтажной плате при помощи «платяных» кнопок.

Описание деталей конструктора:

  1. Монтажная плата – платформа для сборки на ней деталей. Для удобства монтажа на ней есть специальные выступы, на которые крепятся элементы.

  2. Провода. Синие жесткие провода используются для соединения деталей. Они используются для подачи электричества и не влияют на характеристики цепи. Провода различаются по длине для того, чтобы было удобно располагать детали на монтажной плате.

  3. Батареи. В данном конструкторе применяются батареи размера АА и аккумуляторы аналогичного размера.

  4. Электродвигатель. Его ещё называют мотором. Он превращает электричество в механическое движение.

  5. Выключатель. Он имеет два положения: замкнуто (ON), когда ток течет через выключатель и разомкнуто (OFF), когда выключатель разрывает цепь и ток не течёт.

  6. Кнопка. Она пропускает ток, только когда на неё нажимают – как в дверном звонке.

  7. Геркон. Это маленький стеклянный баллон, внутри которого расположены два разомкнутых металлических контакта. В таком состоянии геркон не проводит ток. Но если к нему поднести магнит, то контакты замкнуться (можно услышать лёгкий щелчок) и через них потечёт ток.

Краткое описание проведенных экспериментов на базе электронного конструктора «Знаток»:

Эксперимент 1. «Электрический фонарик» - Приложение 1. Основные элементы схемы: монтажная плата, провода, батареи, выключатель и лампа с патроном.

Эксперимент 2. «Электрический вентилятор»- Приложение 2. Основные элементы схемы: монтажная плата, провода, батареи, выключатель, электродвигатель и пропеллер.

Эксперимент 3. «Летающая тарелка» – Приложение 3. Основные элементы схемы: монтажная плата, провода, батареи (2 комплекта), геркон, магнит, электродвигатель и пропеллер.

При проведении каждого эксперимента было изучено воздействие постоянного тока на лампу (эксперимент 1), электродвигатель с пропеллером (эксперимент 2, 3) при изменении полярности их включения.



Тема 19. Источники энергии. Виды энергии. Батарейка

Основные источники энергии — например, уголь или нефть, имеют обыкновение кончаться, и к тому же загрязняют окружающую среду. Им противопоставляются возобновляемые ресурсы — такие как геотермальная энергия или солнечное излучение. Рассмотрим десять альтернативных источников энергии, которые уже показали себя в деле.

1. «Солнечные окна»

Солнце — очевидный и надёжный источник энергии, но для солнечных батарей требуются чрезвычайно дорогие материалы. Технология Solar Window использует прозрачные пластиковые стёкла, служащие одновременно панелями солнечных батарей. Их можно устанавливать в качестве обычных окон, и цена производства вполне приемлема.

2. Приливы

Мы начали присматриваться к приливам в качестве источников энергии совсем недавно. Наиболее перспективный волновой генератор — Oyster — был разработан лишь в 2009 году. Название переводится как «устрица», так как именно её он внешне напоминает. Двух установок, запущенных в Шотландии, хватает для обеспечения энергией 80 жилых домов.

3. Генератор микроволн

Амбициозный проект британского инженера Роберта Шоера, предлагающий полностью отказаться от привычного топлива космических аппаратов. Резонирующие микроволны гипотетически должны создавать мощную реактивную тягу, при этом попутно опровергая третий закон Ньютона. Работает система или является шарлатанством, пока неясно.

4. Вирусы

Учёные из Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли пару лет назад обнаружили вирус, способный создавать электроэнергию за счёт деформации модифицированных материалов.Такие свойства проявили безвредные вирусы-бактериофаги M13.Сейчас эта технология используется для подпитки экранов ноутбуков и смартфонов.

5. Геотермальная энергетика

Один из самых известных и широко распространённых альтернативных источников энергии — геотермальная. Она берётся из жара самой Земли и потому не тратит её ресурсов. Одна тепловая электростанция, «сидящая» на вулкане, обеспечивает током около 11500 жилых домов.

6. Новый тип солнечной батареи

Существует ещё одна солнечная батарея нового типа, правда, делающая упор не на дешевизну, а на эффективность. Betaray представляет из себя наполненную особой жидкостью сферу, обтянутую улавливающими тепло панелями. Устройство вырабатывает в четыре раза больше энергии, чем обычные солнечные батареи.

7. Биотопливо

Весьма перспективный источник энергии, буквально выращиваемый на полях. Его добывают из растительных масел — например, сои или кукурузы. Но самыми перспективными являются… водоросли, отдающие стократно больше ресурсов, чем наземные растения. И даже отходы от них можно использовать в качестве удобрения.

8. Торий

Радиоактивный торий весьма напоминает уран, но отдаёт в 90 раз больше энергии! Правда, для этого учёным приходится изрядно попотеть, и в основном торий играет второстепенную роль в ядерных реакторах. Его запасы в земной коре превышают запасы урана в 3−4 раза, так что потенциально торий способен обеспечить человечество энергией на сотни лет.

9. Ветровые установки

Надувная турбина по сути является следующим уровнем развития ветряных электростанций. Турбина, наполненная гелием, поднимается на высоту до 600 метров, где ветер дует постоянно и с огромной силой. Кроме окупаемости по энергии, устройство также весьма устойчиво к любой непогоде и дешево.

10. Международный экспериментальный термоядерный реактор

Несмотря на все опасности, связанные с атомными станциями, они всё равно остаются мощнейшими источниками энергии, изобретёнными человеком. ITER — проект международного термоядерного реактора, в котором участвуют: страны ЕС, Россия, США, Китай, Корея, Япония и Казахстан. Конец строительства реактора запланирован на 2020 год.

Тема 20. Электрический ток

В природе существует два вида электричества. Одно называется статическим. Оно покоится на одном месте. Иногда, например, слышно, как потрескивает синтетическая одежда, когда её снимаешь. Это и есть пример статического электричества.

Второй вид электричества называется электрический ток. Он умеет «бегать» по проводам. Этот вид электричества используется для освещения, обогрева наших домов и приводит к движению машин.

Электрический ток – это направленный поток заряженных частиц. Существуют два вида электрического тока: переменный и постоянный. В качестве питания электронных схем в основном используют постоянный ток. Электричество подобно воде в реке. Как вода в реке движется от одной точки к другой под действием силы притяжения, так и электрический ток движется от положительного вывода источника питания к отрицательному.

В моих экспериментах источником питания будут батарейки с двумя выводами (с двумя разными подсоединения на концах): + (положительным) и – (отрицательным). Это называется полярность. Во всех схемах, которые я буду собирать, необходимо правильно соблюдать полярность, иначе эксперимент не получится, или даже может сгореть какой-либо элемент схемы. Далее в практической части мы подробнее ознакомимся с влиянием полярности при сборке схем.

Применение электрического тока в электронике.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Сейчас в домах и на предприятиях работают электромеханизмы, заменяя труд многих людей. Некоторые материалы, например металлы, пропускают через себя электричество. Они называются проводниками. Для подачи электричества из одного места в другое используют металлические провода.

Материалы, которые не пропускают электричество, такие как резина и пластики, называются изоляторами. Провода, пропускающие электричество, покрыты пластиком, чтобы защитить людей от удара током.

В то же время в современном мире нас повсюду окружает электроника. Это и современные автомобили, и компьютеры, и мобильные телефоны. Список примеров может быть бесконечным. Но каким бы сложным не было устройство, оно состоит из очень простых компонентов (как например, любое здание состоит из простых кирпичей).

Тема 21. Фонарик

Эксперимент 1. «Электрический фонарик»

Подготовка к эксперименту: Собрал схему электрической цепи, согласно инструкции приведенной в Руководстве пользователя, входящей в состав Электронного Конструктора «Знаток».

После сборки схемы я замкнуть выключатель (включив кнопку ON).

В результате должна загореться лампа.

Разомкнул выключатель (выключив кнопку OFF).

В результате лампочка должна погаснуть.

Затем необходимо поменять местами лампу и выключатель.

После сборки схемы необходимо снова замкнуть выключатель (включив кнопку ON).В результате этого лампа должна загореться.

В результате должны сделать выводы, что перемена полярности включения лампы не влияет на работу схемы.

Благодаря этому эксперименту, дети смогут понять, по какому принципу работают электрические фонарики.



Тема 22. Вентилятор на топливной ячейке (МВТЭ)

Эксперимент 2. «Электрический вентилятор»

Подготовка к эксперименту: Собрать схему электрической цепи, согласно инструкции приведенной в Руководстве пользователя, входящей в состав Электронного Конструктора «Знаток».

Установить на электродвигатель пропеллер.

Замкнуть выключатель (ON).

Пропеллер начинает вращаться.

Разомкнуть выключатель (OFF).

Пропеллер должен остановиться..

Далее поменять полярность включения электродвигателя.

Замкнуть выключатель (ON).

В результате электродвигатель начинает вращаться в другую сторону.

Благодаря этому эксперименту, дети смогут понять, по какому принципу работают простейшие электрические вентиляторы.



Тема 23. Летающая тарелка

Эксперимент 3. «Летающая тарелка»

Подготовка к эксперименту: Собрал схему электрической цепи, согласно инструкции приведенной в Руководстве пользователя, входящей в состав Электронного Конструктора «Знаток».

  • Установить пропеллер.

  • Приложить магнит к геркону.

  • В результате электродвигатель должен начать вращаться.

  • Затем подождать, пока пропеллер начнет вращаться очень быстро.

  • Как только пропеллер начал вращаться очень быстро, резко отодвинуть магнит.

  • В результате пропеллер взлетит вверх. (Примечание: здесь нужно быть предельно осторожным, так как пропеллер взлетает очень быстро и высоко).

  • Затем поменять местами положительный и отрицательный полюсы электродвигателя.

  • Снова приложить магнит к геркону.

  • Направление вращения электродвигателя изменится. Он станет вращаться против часовой стрелки.

  • В результате пропеллер больше не сможет взлететь вверх.

  • При выполнении данного эксперимента дети должны сделать вывод, что после перемены местами полюсов электродвигателя, схема стала работать как вентилятор с меньшей частотой вращения пропеллера.



Тема 24. Ветряная мельница. Ветряной генератор

Терминология: энергия ветра, генератор.

Сборка генератора. Сборка ветряной мельницы.

Тема 25. Проект «Юные радиотехники», Тема 26. «Робототехника», 27. «Волшебный электромотор, 28. «Металлоискатель. 29. Наша история под ногами» подробно представлены в папке «Галилео».

30. Игра «Экзамен»

В конце учебного года дети, посещающие кружок сдают экзамен. Вытягивают билет. На билетах изображены устройства, которые необходимо будет собрать либо с помощью электронного конструктора, научно-познавательного набора, либо с помощью бросового материала (на усмотрение детей). По окончанию экзамена, детям вручаются удостоверения юных техников.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия реализации Программы

Учебно-материальная база:

  1. Помещение для постоянных занятий.

  2. Электронные конструкторы серии «Знаток», «Робототехника», научно – познавательные наборы и др.

  3. Бросовый материал (провода, миниэлектромоторы, пластмассовые детали и др.).

  4. Инструменты (отвертки, ножницы и т.д.).

  5. Схемы, инструкции.

  6. Ноутбук.

3.2. Контингент

Набор детей осуществляется в две группы:

1 группа – 10 детей, которые посещают старшие группы (5 – 6 лет);

2 группа – 10 детей, которые посещают подготовительные группы (6 – 7 лет).

3.3. Расписание занятий

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 25-30 минут.

День недели

1 группа

2 группа

понедельник

15:50 - 16:20


вторник


15:50 - 16:15

среда


15:50 - 16:15

четверг



пятница

15:50 - 16:20










3.4. Работа с родителями

Совместная работа

Сроки

1

Сбор бросового материала

На протяжении учебного года

2

Мастер-классы

Декабрь, май

3

Открытые занятия

Февраль, апрель

3.5. Контроль и оценка результатов освоения Программы

Контроль и оценка результатов освоения Программы кружка осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, а также выполнения детьми индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

1. Изготавливать бумагу в бытовых условиях.

2. Складывать модели животных, растений и др. методом оригами;

3. Пользоваться специальными терминами;

4. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

5. Склеивать детали объектов;

6. Пользоваться ножницами, линейкой;

7. Декорировать объекты;

8. Изготавливать предметы, применяя технологию папье-маше;

9. Самостоятельно приготовлять клейстер;

10. Давать определение термину «гипс»;

11. Делать гипсовый раствор;

12. Заливать гипсовый раствор в формы;

13. Вынимать гипсовый слепок из формы;

14. Декорировать изделия из гипса.

15. применять все приемы и способы работы с бросовым материалом;

16. Создавать разные модели из бросового материала.

17. Пользоваться электронными конструкторами, научно-познавательными наборами (сборка моделей: фонарик, вентилятор, радиоприемник, цветомузыка и др.);

18. Вставлять батарейки в батарейный отсек;

19. Применять предметы – заменители при сборке приборов (моделей);

20. Собирать роботов с использованием инструкций, схем;

21. Читать схемы;

22. Пользоваться инструкциями;

23. Применять полученные знания в жизни.

Формы контроля:

индивидуальная,

групповая,

фронтальная.

Методы контроля:

1. Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в процесс его деятельности. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями – только систематическая, тщательно продуманная фиксация ряда поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления. Факты наблюдения дают первичную информацию об изучаемом объекте. 2. Беседа – в педагогической деятельности метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Является важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Предпосылка успешной беседы – установление позитивных личностных отношений между ее участниками, что требует от педагога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам ребенка. Результатом правильно построенной и эффективно проведенной беседы является осознание ребенком причин своих затруднений и определений путей их преодоления.

3. Практический контроль (защита практических работ).



































Список необходимых источников литературы

  1. Детская энциклопедия «РОСМЭН», Джейн Эллиотт и Колин Кинг. Перевод с английского Е.П. Коржева. ЗАО «Росмэн-Пресс», 2005.

  2. Большая энциклопедия школьника. Джулия Брюс, Стив Паркер, Николас Харрис, Эмма Хелброу. Перевод с английского Е.А.Дорониной, О.Ю.Пановой. ООО Издательство «Эксмо», 2015.

  3. Карпов В.Э. Мобильные минироботы. Ч.1. Знакомство с автоматикой и электроникой: метод. материалы по проведению занятий со школьниками / Политехн.музей. –М., 2009. – 48 с.

3.6. Интересные сайты

  1. Детский час. Рассказ об электричестве детям:http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/

  2. Как получается электричество. Мастерская Эдисонов:http://www.kostyor.ru/moda/edison1.html

  3. Википедия. Онлайн энциклопедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. Магниты и магнитные свойства веществ:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier

  5. Электрический ток в повседневной жизни человека: http://elektroas.ru/elektricheskij-tok-v-povsednevnoj-zhizni-cheloveka



























Приложение 1.


Диагностическая таблица

Уровень усвоения материала детьми кружка «Юные техники»

 

Ф.И. ребенка

Знает и различает виды конструкторов

Называет виды бытовой техники

Умеет работать

усидчивость

аккуратность

Эстетическое оформление, проявление творчества

с материалом

с электронными конструкторами

бумагой

строительным

бросовым

природным

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

   













Приложение 2.

Правила безопасной работы с ножницами:

1. Не держи ножницы концами вверх. 
2. Не оставляй ножницы в открытом виде. 
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. 
4. При работе следи за пальцами руки.



Правила безопасной работы с клеем:

1. Не допускать попадания клея в глаза. 
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. 
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

Какие законы совместной работы мы с вами должны помнить?

  1. Закончил работу – помоги соседу;

  2. Быть доброжелательным, терпеливым, уметь слушать других и спокойно высказывать своё мнение.







Правила безопасной работы с ножницами:

1. Не держи ножницы концами вверх. 
2. Не оставляй ножницы в открытом виде. 
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. 
4. При работе следи за пальцами руки.



Правила безопасной работы с клеем:

1. Не допускать попадания клея в глаза. 
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. 
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

Какие законы совместной работы мы с вами должны помнить?

  1. Закончил работу – помоги соседу;

  2. Быть доброжелательным, терпеливым, уметь слушать других и спокойно высказывать своё мнение.







1 Прокопюк Р.А. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» [Электронный ресурс]/ Р.А. Прокопюк. Режим доступа: http://educator04.krgora-ds30.edumsko.ru/folder/poznavate... vnedreniya_fgos_v_do. - загл. с экрана

2 Шерстобитова Т.М. Доклад «Организация позновательно-исследовательской деятельности дошкольника, как методика развития ребенка». [Электронный ресурс]/ Т.М. Шерстобитова. Режим доступа: http://infourok.ru/doklad-organizaciya-poznavatelno-issle...rebenka-1589250.html

3 Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4 Исакова  Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.



5 Название городу дали дети, посещающие кружок «Юные техники»

47