СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из истории создания "Мёртвых душ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован на уроке по истории создания поэмы. Интересен иллюстративный ряд.

Просмотр содержимого документа
«Из истории создания "Мёртвых душ"»

У "Мертвых душ" планировался еще и третий том!

Из него понятно, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой

Одна из главных потерь русской классической литературы - уничтоженный самим автором второй том "Мертвых душ".

Хотя как уничтоженный... Изрядная часть его все равно сохранилась в количестве нескольких глав. Там, в отличие от едкой сатиры на помещиков первой книги, идет рассказ о другой категории помещиков - интеллигентных, мыслящих, обремененных благородными чувствами и стремлениями. Тентетников, Костанжогло и другие герои - образы, которые вполне вызывают симпатию. Без Чичикова, конечно, тоже не обходится - он продолжает свою погоню за мертвыми душами.

Мы здесь Америку не открываем, главы из второго тома проходят даже в школах.

А вот о том, что Гоголем планировался еще и третий том, сюжет и идея которого описаны в дневниках и заметках, говорят мало и вскользь.

Что же там должно было быть?

Там мы бы вновь встретились с положительными героями второго тома - Тентетниковым и его невестой, благородной девушкой Улинькой. Обстоятельства были бы трагическими - Тентетникова и Улиньку ссылают в Сибирь за участие в антиправительственном кружке. Известно, что там же оказывается и Чичиков, но каким образом - непонятно.

Более того, в Сибирь пешком и на перекладных добирается Плюшкин. Карикатурный скряга из первого тома переживает нравственное преображение и становится странником, помогающим всем нищим и бесприютным.

Наверняка были бы и другие герои первой книги.

Если представить все три книги написанными, то замысел Гоголя оказывается огромным. Причем сама идея обретает цельность - не конъюнктурная сатира, а произведение на многие века. Потому что становится совершенно очевидным прототип "Мертвых душ" - "Божественная комедия" Данте.

Первый том - "Ад" с грешниками и их пороками. Второй том - "Чистилище" с героями, которые имеют надежду на спасение и борются за свои души. Третий том - "Рай". Герои преображаются и становятся тем, кем и должны быть.

Теперь понимаете, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?