Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физической культуры
Формирование функциональной грамотности учащихся – одно из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности- показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность- это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность- это способность человека использовать приобретённые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Понятие «Функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент достаточно было трёх базовых грамотностей, что бы успешно справляться с решением жизненных ситуаций умение читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотности навыки чтения и письма, математической грамотности, естественнонаучная грамотность финансовой грамотности, культурная и гражданская. От современного человека требуются умения критически и креативно мыслить, работать в команде.
Виды функциональной грамотности
1.Читательская грамотность
2.Математическая грамотность
3.Естественнонаучная грамотность
4.Финансовая грамотность
5.Глобальные компетенции
6.Креативное мышление.
Читательская грамотность- это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпритировать, использовать ее при решении учебных, учебно- практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность- это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность- это способность формировать, применять и интерпретировать математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовностью интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность- это знания и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки , мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а а также возможности участие в экономической жизни.
Глобальные компетенции- это способности смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, что бы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие , суждения и представление о себе и о других и участвовать в открытом ,адекватном и эффектном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление- это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, новых знаний, эффектного выражения вооброжения.
В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
В каждый урок должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности учащегося.
Читательская грамотность на уроках физической культуры
Для развития читательской грамотности на уроках физического культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно-двигательной системы и т. д.
Элементы сторителлинга в формировании читательской грамотности
При использовании обучающих текстов на занятиях, будет уместным, применение игровых технологий, в частности, элементов сторителлинга ( рассказывание историй). Текст истории – не единственный способ передачи информации, используемый сторителлерами.
Увлекательная история может быть подана с привлечением фотографий, анимацией и видеофрагментов. Такие способы часто оказываются эффективными, т. к. восприятие визуальной информации во много раз быстрее, чем восприятие текста.
Компонентами историй могут стать яркие вымышленные персонажи – герои, которые однозначно заинтересуют аудиторию слушателей. У всех персонажей должны быть свои особенности характера, которые будут отражаться в рассказанных событиях.
Главный герой обязательно должен вызывать симпатию. Важно закончить историю, чтобы слушатели не занимались домысливанием того, что же будет дальше, а получили ответы на представленные вопросы. В кульминационный момент история достигает апогея, возникает решение, раскрываются все загадки. Заканчивая рассказ, обязательно нужно подвести итог.
Математическая грамотность на уроках физической культуры
Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.
Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, таблицы, графики), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом.
Задания на формирование математической грамотности
Разработать задачу, проверяющую математическую грамотность, непросто – она должна соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов.
Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.
Основные типы задач, которые можно использовать в работе учителя при формировании математической грамотности:
на знание теории (верно/неверно),
практико-ориентированные задачи, практические работы,
исследовательские мини-работы, проекты,
нестандартные задачи,
задачи с избытком или недостатком данных.
Пример задачи для урока физической культуры. Как правильно построиться по росту учащимся имеющим следующий рост: Вова – 176,5 см, Сергей – 178,5 см, Маша – 155,4 см, Вика – 164,4 см, Миша – 172 см, Коля – 163,8 см.
Финансовая грамотность на уроках физической культуры
Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры необходимо включать задания на расчет стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе, в классе.
Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр.
Развитие креативного мышления на уроках физической культуры
Предлагаемые задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «оцените …», «как изменится…, если…», «разработайте …» и т. д.
Приемы формирования функциональной грамотности учащихся посредством технологии креативного мышления на уроках физической культуры. Один из приемов является «Кластер»- графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Этот прием развивает у детей умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдения, формулировать вопросы, находить главное, проводить аналогии, сравнивать и анализировать, содействует самообразованию, активизирует учебную деятельность. Учащимся предлагается работать в паре, группе. Ребята составляют кластер по темам: « Профилактика ОРЗ», «Предупреждение сколиоза», «Профилактика травматизма на уроке физической культуры», «Правила здорового питания», «Польза бега и ходьбы» и др.
«Диаграмма Венна» – графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Можно использовать для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например: сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, им предлагается работать в паре, в группе. Данный прием учит слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес.
Естественнонаучная грамотность на уроках физической культуры
Для формирования и развития естественнонаучной грамотности рекомендуется предлагать учащимся задания, основанные на учебном материале физики и биологии, например расчет длины прыжка, скорости при определенных погодных условиях, физических параметрах человека.
Одним из индикаторов функциональной грамотности является грамотность в вопросах собственного здоровья. Из всех школьных предметов физическая культура едва ли не единственный предмет, прививает ребёнку сознательное и грамотное отношение к своему телу и здоровью, способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, формированию знаний в области здорового образа жизни.
Для того, чтобы здоровый образ жизни стал не неким общественным эталоном, а осознанной индивидуальной потребностью, необходимо достижение уровня функциональной грамотности в сфере созидания собственного здоровья. Помочь ребенку может в этом деле учитель, используя личностно- ориентированные методы обучения и воспитания. В процессе занятий физической культурой в школе, ученики осваивают простейшие тесты для самоконтроля здоровья, учатся измерению, расчету и оцениванию индивидуальных достижений, отслеживают в мониторинге уровень физической подготовленности и корректируют (вначале с помощью учителя, затем самостоятельно) индивидуальные планы физического совершенствования.
Задания по формированию функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
При разработке практико-ориентированных заданий для формирования функциональной грамотности необходимо учитывать:
формулировка условия задания должна быть в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемой знаниями различных разделов математики, физики, химии других наук или жизни;
информация должна быть представлена в различных формах (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что требует распознавания объектов;
задание сформулировано таким образом, что включает многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы.
Вместе с тем, практико-ориентированные задания должны:
соответствовать программе определенного предмета,
обогащать основные понятия учебного предмета,
раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством.
Понятия, термины должны быть доступными для учащихся. Содержание и требование задания должны быть реальны, решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни, доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей, иметь открытую цепочку последовательных вопросов.
Формирование функциональной грамотности- обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не по запросу, должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге , ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающимся миром, возможностью решать различные ( в том числе не стандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлению к дальнейшему образованию.