СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы классным руководителем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материалы из опыта работы классным руководителем в области управления воспитательным процессом в группе.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы классным руководителем»

Из опыта работы классным руководителем

Семчук Лилия Викторовна, преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники», г. Симферополь, ул. 1 Конной Армии, 19а.

Номинация «Профессионалы своего дела», направление «Управление воспитательным процессом в группе».



«...учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным, властителем дум и составителем отчетов, а также великим магистром Классного журнала».

Бел Кауфман, «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Развитие гармоничной личности и формирование профессиональной успешности студентов сегодня является актуальной темой для среднего профессионального образования, поскольку студентами колледжа чаще всего становятся дети, которые осознанно выбрали профессию и нуждаются в помощи над формированием и закреплением профессиональных успехов в связи с отсутствием необходимого социального опыта и недостатком профессионализма на начальном этапе обучения в колледже. Я, как классный руководитель, выпустила уже две группы по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» и могу с уверенностью сказать, что многие студенты выбрали профессию по своим увлечениям для того, чтобы совершенствовать свой профессиональный уровень.

Ключевыми понятиями воспитательной системы, которую я выбрала для работы со студентами, являются индивидуальность, активность, коллектив, творчество, профессионализм, успешность, самостоятельность, самообразование. Это те базовые элементы, которые должны стать основой для развития успешной личности, первой ступенью профессиональной самореализации сначала на уровне колледжа, а затем – в дальнейшей профессиональной деятельности.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

  • укреплению национальной безопасности.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие воспитательные задачи классного руководителя:

  • формировать и развивать коллектив группы;

  • формировать толерантное отношение и национальную самоидентичность в условиях многонационального коллектива;

  • формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;

  • создавать условия для развития гуманных отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

  • создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  • организовывать социально значимую, творческую деятельность обучающихся;

  • организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива группы;

  • организовывать системную работу с обучающимися в группе;

  • формировать привычку здорового образа жизни;

  • формировать основы успешности обучающихся;

  • формировать стремление к самосовершенствованию в профессиональной деятельности;

  • формировать навыки самообразования, самодисциплины;

  • создавать условия для развития инициативной, самостоятельной, ответственной личности, адаптированной к социальной среде;

  • защищать права и интересы обучающихся.

Поставленные задачи выполняются в ходе учебной деятельности, на классных часах, внеклассных мероприятиях.

Студенты моих групп – активные участники жизни не только группы, но и колледжа в целом. Они с удовольствием занимаются организацией и проведением общеколледжных линеек (к годовщине Чернобыльской катастрофы, первой годовщине Крымской весны, к 70-летию Победы, к 71 годовщине освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков), праздников (Новый год, День учителя, 8 марта, День защитника Отечества), всегда участвуют в конкурсах стенгазет, креативно подходя к их оформлению. Мои студенты являются членами команды КВН «Бодрячком», любят участвовать в конкурсах различных масштабов, спортивных мероприятиях. Формирование понятия успешности позволяет им занимать призовые места, стремиться к совершенству.

Студенты колледжа – особые дети. Среди них есть те, кто поступил чтобы освоить профессию, есть те, кто не смог продолжить обучение в школе из-за оценок или материального положения.

Я уже выпустила две группы, в каждой из которых велико количество детей, выросших в неполных семьях (в первой из 29 студентов – 8 из неполной семьи; во второй из 25 студентов – 10 выросли в неполной семье). Эти дети недополучили родительского тепла и любви, они требуют особого к себе отношения, ведь они очень ранимы и обидчивы. В обеих группах есть дети-сироты (по двое в каждой группе), которые воспитываются с опекунами. В рамках инклюзивного образования в моей обучался мальчик-инвалид (ДЦП с нарушением двигательной функции). Один ребенок – из многодетной семьи.

Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в «группу риска». Оно порождает массу проблем в поведении подростков, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

Воспитательная работа с такими детьми имеет несколько иной характер. С этими категориями детей проводится тщательная ежедневная работа: индивидуальные беседы, тестирование психоэмоционального состояния, анкетирование, тренинги по повышению самооценки, профилактика правонарушений. В этом мне помогает практический психолог колледжа, социальный педагог и замдиректора по воспитательной работе. Студенты привлекаются к организации массовый общеколледжных или групповых мероприятий, к участию в конкурсах различных уровней, принимают участие в художественной самодеятельности, занимаются в кружках.

В колледже функционирует Совет профилактики, призванный координировать действия педагогического коллектива на основе принципов гуманности, демократичности и конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред студенту. Основная цель его – педагогическое сопровождение студентов, склонных к социальной дезадаптации.

Проводится также работа с родителями и опекунами студентов. Это индивидуальные беседы, консультации психолога, тренинги и тестирование. Некоторые родители сами обращаются за помощью, желаю научиться понимать своего ребенка в непростое для него время – переходный возраст – стремясь помочь распутать клубок личных драм. Некоторые же родители делают вид, что с их ребенком все в порядке, не желая замечать, что близится гроза. Такие родители неохотно идут на контакт, иногда не отвечают на телефонные звонки. Без такой обратной связи груз воспитания ребенка ложится на плечи педколлектива.

В начале учебного года родители каждого студента подписывают согласие на психолого-педагогическое сопровождение и тем самым дают возможность классному руководителю, мастеру, психологу, социальному педагогу на своевременную коррекцию поведения, психологическую помощь

Психолого-педагогическое сопровождение


В целом при правильном управлении воспитательным процессом в группе складывается дружеская, творческая атмосфера, дети воспринимают коллектив как единое целое, не выделяют из него тех или иных обучающихся, эмоционально устойчивы, толерантны по отношению друг к другу.

Немаловажную роль в этом процессе играет студенческое самоуправление, умело организованное классным руководителем в группе.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Основная цель самоуправления – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Принципами педагогической поддержки развития инициативы и самостоятельности студентов являются высказывания знаменитых людей:

  1. «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей» (Г.Гегель).

  2. «Немало можно добиться строгостью, много – любовь, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И.Гете).

  3. «Каждый человек – исключение» (К.Ижиковский).

  4. «Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И.Песталоцци).

  5. «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С.Смайло).

  6. «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький).

  7. «Кто…умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе (Я.Коменский).

В организации самоуправления группы важно правильно организовать взаимодействие всех его членов: студентов, классного руководителя и родительского комитета.

Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают студентам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в группе и колледже.

Главное – помочь студентам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Структура самоуправления в моей группе следующая.

Староста группы – моя правая рука. Курирует организацию работы всех секторов самоуправления. Староста следит за дисциплиной, фиксирует опоздания студентов, ведет рапорт группы, доводит до сведения студентов важную информацию, составляет совместно с классным руководителем и мастером график дежурства по колледжу и группе, организует группу на обед в столовой, на общеколледжные линейки по пятницам и массовые мероприятия. Староста обязательно посещает старостат и доводит информацию до сведения студентов группы, в том числе в электронном виде на закрытой странице в социальной сети ВКонтакте. Доступ к этой странице открыт только студентам группы, их родителям, мастеру и классному руководителю с целью обеспечения сохранности и безопасности личной информации обучающихся, их персональных данных.

Замстаросты является помощником старосты по всем вопросам, в отсутствие старосты выполняет ее обязанности.

Учебный сектор следит за готовностью к урокам, своевременным выполнением заданий и поручений, контролирует подготовку к открытым урокам и внеклассным мероприятиям.

Культмассовый сектор отвечает за участие группы в массовых мероприятиях, праздниках, за посещение театров, музеев, проведение экскурсий, оформление кабинета к праздникам.

Редколлегия занимается оформлением открыток к праздникам, подготовкой стенгазет на конкурсы, предметные недели, к памятным датам.

Физорг – организатор спортивно-оздоровительной работы; обеспечивает участие студентов группы в спортивно-оздоровительных мероприятиях колледжа; формирует команды к спортивным состязаниям, турнирам; следит за наличием спортивной формы на уроках физкультуры.

Трудовой сектор следит за выполнением дежурными их обязанностей, организует участие студентов в субботниках (колледжных и городских), генеральную уборку кабинета, следит за состоянием цветов и обеспечивает озеленение кабинета.

Опыт работы показывает, что студенческое самоуправление:

  • Учит ребят умению руководить и подчиняться;

  • Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;

  • Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

  • Вырабатывает правильное отношение к критике;

  • Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого студента;

  • Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в группе.

Основными показателями развития самоуправления в группе являются:

  1. Самостоятельность в принятии и реализации решений.

  2. Равенство прав членов коллектива.

  3. Инициативность и творчество.

  4. Единство прав и обязанностей членов коллектива.

  5. Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.

  6. Ответственность членов коллектива за его дела.

  7. Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.

  8. Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.

Еще одним важным звеном в воспитательной работе классного руководителя является организация досуга студентов.

Досуг – это такой вид деятельности, в котором органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, он способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, планировать деятельность, оказывать взаимопомощь, сотрудничать.

В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации досуговой деятельности детей.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм его влияние на детей более заметно, так как на педагога в большей мере обращено внимание студентов.

Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям.

К массовым формам работы педагогов со школьниками относятся различные конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника ребят в организации деятельности.

Организуя досуг студентов, я руководствуюсь, прежде всего, их интересами. За время работы классным руководителем использовались различные формы досуга.

1. Походы




Пещерный город Тепе-Кермен






Пещерный город Чуфут-Кале Турстоянка Фундук, Бакла










Партизанскими тропами: с. Перевальное, высота 1025

«Солнечная тропа» (маршрут: Ливадийский дворец, Ореанда, Крестовая гора, Михайловская церковь, «Ласточкино гнездо»)


2. Экскурсии

Севастополь, Древний Херсонес






Севастополь, музей 35 батарея

Художественный музей, Симферополь

Государственное бюджетное учреждение культуры «Крымская республиканская библиотека для молодёжи», Симферополь


Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко»


3. Стрельбы, с. Перевальное


4. КВН

Мои студенты участвуют в команде КВН колледжа «Бодрячком». Членом команды был мой выпускник Ашиков Марлен. В 2013 году команда стала чемпионами по Республике Крым среди учебных заведений СПО.

С 2014 года капитан команды «Бодрячком» – Фалалеева Нина, под ее командованием команда в 2016 г. вновь стала чемпионом Республики Крым.



5. Художественная самодеятельность










6. Встречи

Встреча с поэтом Александром Кротко










Встреча с депутатами Симферопольского горсовета (День молодого избирателя)



Таким образом, важным звеном в работе классного руководителя является организация коллективного творчества, создание условий для развития познавательных интересов студентов, организация внеурочной деятельности. Мои студенты с удовольствием посещают театры, музеи г. Симферополя, они любят ходить в походы по южному берегу Крыма, пещерным городам, партизанскими тропами. Мы бывали вместе на экскурсиях в Севастополе, Ялте, Бахчисарае, посещали Художественный музей г. Симферополя, музей «35 Батарея», Древний Херсонес, пещерный города Чуфут-Кале, Тепе-Кермен. Посещали библиотеки Симферополя: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко», Государственное бюджетное учреждение культуры «Крымская республиканская библиотека для молодёжи». Классный руководитель, умело управляющий воспитательным процессом в группе, становится для своих студентов образцом для подражания, ведь, как сказал В.А. Сухомлинский, «воспитывает ребенка не учебник, прием или метод, а личность учителя, и только духовно богатая личность может воспитать духовно богатого человека».





Список источников

  1. Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Электронный ресурс: http://e-libra.ru/read/107673-vverx-po-lestnice-vedushhej-vniz.html

  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Электронный ресурс: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

  3. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979. – 393 с.