Из опыта работы
метод проектов на уроках информатики
Деятельность - единственный путь к знаниям
Бернард Шоу
Я не новичок в своей профессии. Но меняется время, меняются дети, меняются условия жизни и жизненные приоритеты. Мне, как и любому другому учителю, нельзя стоять на месте, необходимо постоянно учиться, для того чтобы учить. Мы находимся в постоянном поиске новой информации, новых методик преподавания, новых подходов в обучении и воспитании. Все это направлено на то, чтобы процесс обучения и воспитания детей не был пресным, чтобы он был своего рода движущей силой к стремлению познать большее, уметь понять, оценить, осмыслить необходимый и нужный объем информации, который поможет в дальнейшем найти свое место в жизни, стать социально востребованным. Все эти моменты прописаны в федеральных образовательных стандартах нового поколения, но они продиктованы самой жизнью.
Последние два года моя тема самообразования «Методы критического мышления обучающихся на уроках информатики».
Деятельность учителя по развитию критического мышления обучающихся:
Заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность)
Предоставить ученику условия для осмысления материала
Помочь обобщить приобретённые навыки
В связи с большим количеством приемов и методов, входящих в технологию развития критического мышления, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки ему. Для меня таким методом стал метод проектов.
Сейчас достаточно литературы, где можно найти полную информацию о методе проектов. Начиная с истории возникновения метода проектов и заканчивая технологиями использования и вопросами и проблемами, возникающими при его внедрении и применении. Поэтому останавливаться на этом я не буду и хочу поделиться с тем, каким образом метод проектов я использую в своей деятельности, а именно на уроках информатики и во внеурочной деятельности.
Если вернуться на несколько лет назад - в то время, когда я только начинала вплотную работать с методом проектов, мне вспоминается изучение со старшеклассниками программы Power Point. В течение нескольких уроков информатики мы должны были изучить эту программу, ее назначении, узнать как можно больше о ее возможностях. Каждый урок преподносить порцию теоретического материала, а затем закреплять полученные знания на компьютерах. Сейчас на объяснение этой темы можно отводить всего минут 10. Как использовать свободное время, какие технологии применить, чтобы тема стала интересной, востребованной? И тогда перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему, разработать проект в текстовом редакторе Word и потом как продолжение создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. На создании презентации работа не завершалась. Третья стадия проекта – создание сайта по теме проекта с использованием программного продукта «Конструктор сайтов». Другими словами началась работа по методу проектов. То, что происходило дальше, стало увлекательнейшим процессом.
Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию, надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что, если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.
Когда работы были закончены, мы решили в качестве итога провести внеклассное мероприятие по информатике «Фестиваль творческих презентаций» с приглашением десятиклассников, которым предстояло изучение этой программы в следующем учебном году. На фестивале учащиеся продемонстрировали свои работы. В следующем учебном году итогом стала уже школьная научно-практическая конференция, которая проводилась в рамках «Недели математики, информатики, физики», так как работы носили исследовательское и прикладное направление, т.е. уровень работ качественно повысился. В работе конференции приняли участие представители всех классных коллективов школы. На этом этапе ребята уже представляли тезисы, защищали свои проекты.
Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Кодирование графической информации» учащиеся 5-7 классов получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку, фрагмент мультфильма и др. Здесь акцент делается не только на творческие способности учащихся, но и на знания, умения и навыки, имеющиеся на данном этапе у обучающихся. Ведь не для кого не секрет, что у некоторых детей дома нет компьютера и для него работа в Paint увлекательная и интересная, он с большим удовольствием будет создавать примитивные рисунки в Word. А другому – необходимо более широкое поле деятельности и он с большим удовольствием работает с GIF-анимацией или создает мультфильмы с помощью flash-анимации. Такое выстраивание учебной среды помогает обучающимся более комфортно чувствовать себя на уроке, развиваться по индивидуальной траектории. Метод проектов я апробирую и на уроках информатики в начальной школе. Так при изучении темы «Деревья» ребятам был предложен проект «Генеалогическое дерево» в виде домашней работы. Ребятам не ставилась цель сделать его с помощью компьютера. Способ выполнения – произвольный. Результаты меня удивили. Некоторые проекты можно назвать семейными проектами.
Метод проектов, на мой взгляд, это то поле деятельности, где ребенок может развивать свой творческий потенциал, учится не только добывать информацию, но и анализировать, систематизировать ее. Любой проект – это метапредметность, возможность изучения темы другого учебного предмета с его пошаговой обработкой и визуализацией. И еще немаловажная возможность – это получение оценки не только по информатике, а и по предмету, по которому разрабатывался проект.
Универсальность метода проектов заключается в том, что существует набор учебных дисциплин для которых можно применить простейший набор программ для разработки бесконечного множества тем и идей.
Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и на внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности. Достаточно популярны у ребят программы Windows Movie Maker создают небольшие фильмы. Сейчас в основном ребята монтируют фильмы к общешкольным мероприятиям, тематическим вечерам, праздникам, но я думаю, что чем старше ребята будут становиться, тем их проекты буду носить более исследовательский характер.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.
Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
Умение работать в группе, в команде
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Для учителя.
Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность. Самое главное в современном образовании Это «Научить учиться».