“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и учитель должен заботиться о воспитани у своих детей чувства безграничной любви к Родине, “уважения к прошлому”... Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир”.
(В. А. Сухомлинский)
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.
Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
Понимание педагогами ДОУ важности проблемы, знание обычаев и быта русского народа, культуры, литературы, фольклора, стали необходимыми в реализации музейной педагогики. Это направление успешно реализуется в нашем детском саду.
Под руководством заведующего детским садом Шауховой Надежды Константиновны, заслуженного учителя РФ, в 2007 году был организован сбор информации и экспонатов, разработана модель музея, проведена разъяснительная работа среди родителей воспитанников. В создании музея активное участие приняли сотрудники учреждения и родители воспитанников, предоставляя экспонаты, которые хранились в семье. Поэтому 2007год принято считать созданием музея народного быта «В гостях у бабушки Арины», пополнение которого продолжается до сих пор.
В 2022 году музей, собрав пакет документов, официально зарегистрирован и паспортизирован, получив статус Музей. Так же наш музей является партнером Музея Победы на Поклонной горе г. Москва.
Фонд музея составляет более 700 предметов быта и старины.
“Тот , кто не знает прошлого – не видит будущего”! Этот лозунг как никогда актуален. В ходе работы мы пришли к выводу: чем раньше ребенок почувствует свои корни, “корни памяти”, тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живущих в далекие времена, научиться чтить память своих предков. К сожалению ни книга, ни мультфильм, ни кинофильм, какими бы яркими, красочными они не были, не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине. А музей по прежнему остается уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры.
Цель работы музея – формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Практический и теоретический материал по использованию музейной педагогики систематизировала и подготовила руководитель музея педагог дополнительного образования Косарева В.Н.. В 2012 году вышло в издательстве «Учитель» ее пособие «Народная культура и традиции» для детей 3-7 лет, в котором представлена работа по ознакомлению с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, основами народной культуры. В 2017 году было переиздание книги в соответствии с ФГОС.
Для реализации образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС программа «Здравствуй, музей!» была включена как парциальная программа вариативной части. В настоящее время ФОП включает в себя задачи нравственно-патриотического воспитания детей, уделяя этому большую роль. Программа «Здравствуй, музей!» включена в вариативную часть ОП детского сада. Будет реализовываться с 1 сентября 2023 года для детей старшего дошкольного возраста в рамках НОД.
Программа включена в список программ по предоставлению дополнительного образования на бесплатной основе в МБДОУ Детский сад №18 на портале «НАВИГАТОР дополнительного образования Костромской области» для детей 5-7 лет, с целью организации посещения детьми из других детских садов города.
Любая программа предполагает выбор форм работы с детьми. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса отдается тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.
Педагогический процесс строится в виде:
интерактивных занятий («игры-путешествия» или «игры-открытия»);
посещений музея;
познавательных бесед;
предпраздничные посиделки;
творческой продуктивной и игровой деятельности детей;
оформление в группах мини-музеев и выставок;
праздников;
работа с родителями
Во всех формах работы, организованных на базе музея непременно присутствует тема настоящего, прошлого и будущего. Содержание образовательной деятельности это национальные традиции, особенности русского быта, национального костюма, жизнь и быт наших предков.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями. А становятся любопытными почемучками.
Вниманию детей представлены экспозиции: устройство русской избы, домашняя утварь, орудия труда, одежда, народная игрушка, ремесла и промыслы наших предков.
Ценность музея заключается в том, все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Например, посетив музей, покрутить прялку, подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь. Дети от этого получают истинное удовольствие.
Полученные знания и впечатления дети отражают в продуктах собственного творчества, в исследовательских проектах, участвуют в конкурсах и т.д..
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей и располагаются в специально отведенном доступном для детей месте. Материалами экспозиций, которые являются мобильными, можно пользоваться как в пределах самого музея, так и в группах детского сада для проведения образовательной деятельности, бесед, совместной деятельности и т.д..
Музей народного быта принял участие во Всероссийском конкурсе школьных музеев Российской Федерации 2022 в номинации «Музей образовательной организации» на тему «Музей народного быта в ДОУ» - региональный этап – диплом 1 степени, всероссийский – диплом 3 степени.
В этом году музей принял участие во Всероссийском конкурсе школьных музеев Российской Федерации 2023 в номинации «Музей образовательной организации» на тему «Мы память бережно храним», посвященную Великой Победе 1945 года.
У многих родителей наших воспитанников и педагогов детского сада, среди родственников есть члены семей, которые являются участниками войны, имеют статус «Дети войны», «Труженики тыла» и трепетно в фотографиях, письмах и других исторических артефактах хранят память о военных подвигах Костромичей. Чтобы сделать память о подвигах земляков достоянием и предметом гордости всех участников образовательного процесса возникла идея создания в детском саду экспозиций «Мы память бережно храним».
Общими усилиями собирали ценный подлинный материал, свидетельствующий о подвиге участников ВОВ – наших земляков костромичей, предметы быта военного и послевоенного времени. Благодаря такому ценному материалу, педагоги, воспитанники и их семьи, имеют возможность не только прикоснуться к истории, ощутить истинное чувство гордости за свой народ, но и творить её, участвуя в составлении экспозиций, макетов, газет, плакатов, в проведении экскурсий, праздников, тематических выставок, в приглашении ветеранов ВОВ, в их поздравлении, в подготовке для них подарков.
Взаимодействие по реализации проектов музея народного быта организовано не только с родителями, но и с социумом. Наши социальные партнеры это - ККЦ Ветлужский, Центр Досуга, городская и районная библиотека, Центр народной культуры «Светлица», Шарьинский краеведческий музей – сотрудники учреждений проводят мастер-классы, квесты, совместную продуктивную деятельность с детьми.
Совместными усилиями, средствами музея мы стараемся достичь очень важного результата – объединить воспитателей и родителей в стремлении вырастить, воспитать здоровых, счастливых детей. Вырастить патриотов. Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко-патриотической, нравственно-воспитательной работы, проводимой в ДОУ.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующими поколениями, может любить Родину и стать подлинным ее патриотом». С. Михалков