СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы: "Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара





Из опыта работы:

"Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста"




























Воспитатель: Микушева Е.Д.





Рисование улучшает двигательные навыки,

помогает развивать «твердость» руки и четкость

движений.


Содержание.

 


1.Актуальность.

2. Значение слова «нетрадиционная техника рисования»

3. Задачи.

4. Роль занятий.

5. Техники нетрадиционного рисования.















Актуальность.

Необычное всегда интересно!

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство? Но порой заинтересовать ребенка не так уж просто. Маленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло - чтобы укрываться, а кисточка - чтобы рисовать.

Бесконечная череда «взрослых» правил и ни шаг в сторону.

Нетрадиционные техники рисования разрывают шаблоны обучения ребенка изобразительному искусству. Конечно, перед тем как приступить к ним, необходимо дать азы обращения с карандашами, мелками и кисточками. Только после того, как маленький художник усвоит основные классические техники рисования, необходимо приступать к нетрадиционным.

 

Значение слова - «нетрадиционная техника»

         

Нетрадиционно - это не основываясь на традиции заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.

 Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование.  Происходя не в силу установившейся традиции. Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.

Рисование с использованием нетрадиционной техники – это рисование направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: умение самостоятельно мыслить и получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества. Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное - процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.


 

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

 

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А. Сухомлинский.

 Девиз нетрадиционного рисования: «Чувствовать – Познавать – Творить»


Задачи:

Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

-   Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

   Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

 


Роль занятий с использованием нетрадиционных техник :

         Способствует снятию детских страхов;

         Развивает уверенность в своих силах;

         Развивает пространственное мышление;

         Учит детей свободно выражать свой замысел;

         Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

         Учит детей работать с разнообразным материалом;

         Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цвето-во-сприятия; чувство фактурности и объёмности;

         Развивает мелкую моторику рук;

         Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

         Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Техники нетрадиционного рисования

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Существует много приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. И вы, и ваши  дети  получите от таких занятий не только довольствие, но и много пользы.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

        рисование пальчиками;

        рисование ватными палочками

        тычок жесткой полусухой кистью

        рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

      печать поролоном;

        печать пробками;

        восковые мелки + акварель;

        свеча + акварель;

        отпечатки листьев;

        рисунки из ладошки;

        оттиск печатками из картофеля;

        рисование мятой бумагой;

        набрызг

        волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

        рисование песком;

        рисование зубочисткой

        рисование мыльными пузырями;

        кляксография с трубочкой;

        монотипия пейзажная;

        печать по трафарету;

        монотипия предметная;

        кляксография обычная;

        рисование нитками

        пластилинография.

1.      Техника «Рисование руками» включает в себя  пальчиковой живописи и  рисование  ладошками.

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками и пальчиками. Необычно и приятно  раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги.

отпечатки маленький художник может оставлять на бумаге .

     11 слайд.

Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.  .

 

В жанре пуантилизм рисуем ватной палочкой или тонким концом кисти, маркером, гелиевыми ручками, фломастерами, пальчиками.

15 слайд.

2.    Следующая техника « Рисование забавными отпечатками»

Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет.

Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Лист любого  дерева или засушенного цветка, травинки, это уже готовый рисунок.  Возьмите кисть и раскрасьте в тот цвет в который хочется и сделайте отпечаток. 1, 2, 3 – готов целый лес .Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.  

 Можно нарисовать рисунок, используя различные пробки, крышечки. Обмакните их в гуашь, сделайте отпечаток на листе бумаги и добавив точки, полоски, завитушки и вот уже получится или поросята  или веселые зайчишки.

 Макароны можно не только  кушать, но сделать из них красивую картину.  Раскрасьте их  в любой цвет и приклейте на цветной картон, дорисуйте еще детали.

 

2. Тычок жесткой полусухой кистью

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

 

 3.    Монотипия .  
Техника монотипия от греческого один  - отпечаток, оттиск, касание, образ. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глад(пруда озера)

Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги.

Складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно

одинаковых работы невозможно.

3.Техника «Рисование  клеем ПВА»

  Контур будущего рисунка делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

  4.Техника «набрызг» заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др.  Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. Аккуратно, лучше после высыхания, снять шаблон или силуэт. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой, аппликацией.

 Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-кординационных движений, поэтому лучше предлагать ее детям от 6-7 лет.
Для занятий потребуется: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты. 
На кончик щетки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расческу и несильно провести по ней ворсом щетки. Брызги разлетятся по листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску..

5.Слово “граттаж” произошло от французского   (скрести, царапать). Граттаж  — способ выполнения рисункапутёпроцарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.

 Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

 

 6.Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д. Так же эту технику можно использовать в работе с песком и солью.

 

7.Ниткография – это интересная техника рисования нитями.

 

 -В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек. 

 - опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Заключение:

-используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

-в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

-повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

-В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
   Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.            

Литература:

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников:

Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.