Из опыта работы по проекту «Сказка за сказкой» с детьми средней группы (4-5 лет)
Актуальность проекта:
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Данная тема очень актуальна во все времена.
Гипотеза
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Цель:
создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Задачи:
1. Развивать умение узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения.
3.Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Вид проекта: познавательно – игровой.
Форма проведения:
-Рассказывание сказок;
-Показ настольного театра;
-Слушание аудиозаписи;
- Продуктивная деятельность;
-Исследовательская деятельность;
-Дидактические и подвижные игры.
-Чтение художественной и познавательной литературы.
-Прогулки.
-Развлечения.
Место проведения:
-Группа №3
- Кабинет психолога
Возраст: от 4 до 5 лет.
Сроки реализации проекта: 2017- 2018 учебный год.
Этапы проекта:
Подготовительный: Сентябрь 2017г.
- Изучение педагогической и методической литературы.
- Анкетирование родителей.
- Составление перспективного плана работы по теме проекта.
-Оформление игрового центра « Сказка за сказкой».
- Подбор тематической наглядности, игрового оборудования;
- Изготовление пособий лэпбука «Сказка за сказкой»», «Мнемоквадратов по сказкам» .
- Знакомство родителей с планом работы по проекту, включение их в его реализацию.
Основной: октябрь 2017г. - апрель 2018г.
-Проведение игр, творческих заданий, опытов, просмотр мультфильмов.
- Создание семейного лэпбука «Любимая сказка»
-Изготовление и оформление группового Лэпбука «Сказка за сказкой».
Заключительный: май 2018г.
-Итоговое мероприятие по проекту: Квест- игра «Сказка за сказкой»
Ожидаемые результаты для детей:
- проявляет интерес и любовь к сказкам;
- знают и называют прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей;
-узнают сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению,
содержанию, описанию событий;
- используют различные виды театров;
- умеют использовать различные средства выразительности;
- умеют самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
Ожидаемые результаты для родителей:
-проявляют интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
-помогают развивать творческие способности ребёнка;
-изготавливают совместно с ребёнком лепбук «Любимая сказка»
Перспективный план
Сентябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
2. Показ настольного театра «Курочка ряба».
3. Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка ряба».
Изобразительная деятельность: рисование «Золотое яичко» (рисование пальчиками).
Двигательная деятельность: подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
Музыкальная деятельность: обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.
Октябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
2. Показ настольного театра «Теремок».
3. Показ плоскостного театра «Теремок» на магнитной доске.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Кто в теремочке живёт?» (поролоновый рисунок).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
Инсценировка по сюжету сказки детям младшей группы.
Ноябрь.
1. Чтение русской народной сказки «Репка».
2. Показ плоскостного театра «Репка» на магнитной доске.
3. Н/печатная игра «Репка».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность: подвижная игра «Вытяни репку».
Музыкальная деятельность: музыкальная дидактическая игра «Урожай собирай».
Декабрь.
1. Чтение русской народной сказки «Колобок».
2. Показ настольного театра «Колобок».
3. Игра-пазлы «Колобок».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл».
Двигательная деятельность: подвижная игра «Хитрая лиса».
Музыкальная деятельность: музыкально- театрализованное представление по сказке «Колобок».
Январь.
1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
Продуктивная деятельность: рисование «Маша и медведь» ( трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность: подвижная игра «Медведь и пчёлы».
Музыкальная деятельность: просмотр и музыкально-театрализованное представление по сюжетам мультфильма «Маша и медведь».
Февраль.
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
3. Н/печатная игра «Собери фигурку».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Лисья избушка» (солёный рисунок).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Лиса и петухи».
Музыкальная деятельность: разучивание песени про лису и зайца.
Март.
1. Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе».
2. Показ пальчикового театра по сказке «Путаница».
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о воде.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: превращение воды в фруктовые соки (смешивание красок)
Двигательная деятельность: Едем. Плывем, Летим. (маркер игрового пространства «Транспорт»)
Музыкальная деятельность: прослушивание сказок на диске.
Апрель.
1. Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк».
2. Показ театра «Лисичка сестричка и волк» на магнитной доске.
3. Познакомить детей с убранством русской избы (иллюстрации)
4. Игры-имитации «Волк», «лиса».
5.Рассказывание сказки при помощи мнемодорожки.
Продуктивная деятельность: рисование «Путаница для волка» (загадочные рисунки нитью)
Двигательная деятельность: соревнование лисят с волчат.
Музыкальная деятельность: прослушивание сказок на диске
Май.
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Вспомним сказку по коллажу.
Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Презентация результатов реализации проекта: показать драматизацию сказки
Работа с родителями.
Сентябрь: Родительское собрание. Обсуждение темы проекта. Подведение результатов анкетирования. Пополнение развивающей среды по проекту.
Октябрь: Консультация «Сказка - это чудо!»
Ноябрь: Папка- передвижка «Ребенок и книга».
Декабрь: Консультация «Мнемотехника для дошкольников»
Январь : Семинар – практикум «Как создать лепбук».
Февраль: Составление дома детьми вместе с родителями лэпбука «Любимые сказки»
Март: Выставка книг и рисунков « Любимые сказки!».
Апрель: Выставка лепбуков «Любимые сказки».
Май: Театрализованная экскурсия в Центральную детскую библиотеку.
https://ok.ru/group/55380289781765/topic/67485338260741?utm_campaign=android_share
Используемая литература:
1.Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
3. Ушакова О. С., «Знакомимся с художественной литературой», М.: Просвещение, 1993.
4. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»», Москва. 2008г.
5. Рыжова Л.В. «Методика работы со сказкой», С-Пб., Детство-пресс, 2012г.