СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Проектная и исследовательская работа на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Проектная и исследовательская работа на уроках биологии"»

Развитие исследовательских умений на уроках биологии Учитель биологии Родионова С.Н.

Развитие исследовательских умений на уроках биологии

Учитель биологии Родионова С.Н.

Для размышления  Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником  С.Л. Рубинштейн

Для размышления

Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником

С.Л. Рубинштейн

Формирование исследовательских умений Притча о голодном человеке    и ловле рыбы Важно не просто накормить голодного рыбой,  главное — научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз,  а если научим ловить, то накормим на всю жизнь

Формирование исследовательских умений

Притча о голодном человеке 

  и ловле рыбы

Важно не просто накормить голодного рыбой,

главное — научить его её ловить!

Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз,

а если научим ловить, то накормим на всю жизнь

Формирование исследовательских умений Притча о голодном человеке    и ловле рыбы С точки зрения процесса обучения можно выделить принципиально четыре различных типа: - дать рыбу и не обучать ловле;  - учить голодного ловле;  - накормить, а потом учить ловле;  - учить ловле и одновременно кормить.  Мы  постоянно думаем над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной образовательной ситуации

Формирование исследовательских умений

Притча о голодном человеке 

  и ловле рыбы

С точки зрения процесса обучения можно выделить принципиально четыре различных типа:

  • - дать рыбу и не обучать ловле;
  • - учить голодного ловле;
  • - накормить, а потом учить ловле;
  • - учить ловле и одновременно кормить.

Мы  постоянно думаем над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной образовательной ситуации

Формирование исследовательских умений Модель познавательного цикла Факты   проблема   гипотеза    модель    следствия    эксперимент (В.Г.Разумовский)

Формирование исследовательских умений

Модель познавательного цикла

Факты проблема гипотеза модель следствия эксперимент

(В.Г.Разумовский)

Формирование исследовательских умений Учебно-исследовательская деятельность  – процесс решения учащимися и учителем научных и личностных проблем, имеющий своей цель построение субъективно нового знания.

Формирование исследовательских умений

Учебно-исследовательская деятельность

процесс решения учащимися и учителем научных и личностных проблем, имеющий своей цель построение субъективно нового знания.

Формирование исследовательских умений Формирование исследовательских умений Учить обучающихся  самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы; прогнозировать результаты; устанавливать причинно-следственный связи; оценивать полученные результаты

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Учить обучающихся

  • самостоятельно мыслить;
  • находить и решать проблемы;
  • прогнозировать результаты;
  • устанавливать причинно-следственный связи;
  • оценивать полученные результаты
Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений Исследовательский метод обучения Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей

Формирование исследовательских умений

Исследовательский метод обучения

Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей

Формирование исследовательских умений Консультирует,  советует, направляет,  наталкивает на возможные выводы       СОтрудничество     СОавторство     СОтворчество     задаёт вопросы советуется ученик учитель

Формирование исследовательских умений

Консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы

СОтрудничество

СОавторство

СОтворчество

задаёт вопросы советуется

ученик

учитель

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений Проблемные опыты Цель: развитие Шаг 1. Знакомство с  проблемного видения, содержанием предстоящего  стимулирование исследования  поискового мышления. Шаг 2. Построение Технология: учитель собственного понимания  ставит проблему, но уже замысла исследования .  метод ее решения Шаг 3. Выделение трудностей  ученики ищут учебного познания как  самостоятельно. проблемы исследования   Реализуется как форма  организации групповой Шаг 4. Реализация  и коллективной собственного способа  деятельности учащихся построения исследовательской  во время урока. процедуры

Формирование исследовательских умений

Проблемные опыты

Цель: развитие Шаг 1. Знакомство с

проблемного видения, содержанием предстоящего

стимулирование исследования

поискового мышления. Шаг 2. Построение

Технология: учитель собственного понимания

ставит проблему, но уже замысла исследования .

метод ее решения Шаг 3. Выделение трудностей

ученики ищут учебного познания как

самостоятельно. проблемы исследования

Реализуется как форма

организации групповой Шаг 4. Реализация

и коллективной собственного способа

деятельности учащихся построения исследовательской

во время урока. процедуры

Наблюдение и эксперимент Формирование исследовательских умений УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ Уточни ОБЪЕКТ наблюдения ( ЧТО будешь НАБЛЮДАТЬ ?) Осмысли ЦЕЛЬ наблюдения ( ЧТО хочешь УЗНАТЬ? ) Выясни УСЛОВИЯ , необходимые для проведения наблюдения; Предварительно разработай ПЛАН проведения наблюдения (КАК БУДЕШЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ? ) и запиши его тетрадь. Подумай, КОГДА ты будешь ФИКСИРОВАТЬ наблюдаемые явления ( в процессе наблюдения или сразу же после его окончания ). Выбери СПОСОБ регистрации полученной информации (таблица, график) Наблюдение проведи несколько раз. Опиши в тетради ПРИЗНАКИ наблюдаемых процессов (ЧТО и КАК ПРОИСХОДИЛО?) Сделай АНАЛИЗ увиденного ( КАК полученные НОВЫЕ ДАННЫЕ согласуются с тем, ЧТО ты ЗНАЛ РАНЬШЕ?) Сформулируй и запиши основные ВЫВОДЫ.  Опыты всему начало и ты многое поймешь К.Прутков

Наблюдение и эксперимент

Формирование исследовательских умений

УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ

  • Уточни ОБЪЕКТ наблюдения
  • ( ЧТО будешь НАБЛЮДАТЬ ?)
  • Осмысли ЦЕЛЬ наблюдения
  • ( ЧТО хочешь УЗНАТЬ? )
  • Выясни УСЛОВИЯ , необходимые для проведения наблюдения;
  • Предварительно разработай ПЛАН проведения наблюдения
  • (КАК БУДЕШЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ? ) и запиши его тетрадь.
  • Подумай, КОГДА ты будешь ФИКСИРОВАТЬ наблюдаемые явления ( в процессе наблюдения или сразу же после его окончания ).
  • Выбери СПОСОБ регистрации полученной информации
  • (таблица, график)
  • Наблюдение проведи несколько раз.
  • Опиши в тетради ПРИЗНАКИ наблюдаемых процессов
  • (ЧТО и КАК ПРОИСХОДИЛО?)
  • Сделай АНАЛИЗ увиденного
  • ( КАК полученные НОВЫЕ ДАННЫЕ согласуются с тем,
  • ЧТО ты ЗНАЛ РАНЬШЕ?)
  • Сформулируй и запиши основные ВЫВОДЫ.

Опыты всему начало и ты многое поймешь

К.Прутков

Формирование исследовательских умений Измерение как метод исследования   Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению доступным Галилео Галилей  УЧУСЬ ИЗМЕРЯТЬ Уточни ОБЪЕКТ измерения Выбери ПРИБОР для измерения Определи ВОЗМОЖНОСТИ данного прибора Определи ЦЕНУ ДЕЛЕНИЯ данного прибора Правильно УСТАНОВИ и ПОДКЛЮЧИ прибор РАЗРАБОТАЙ ТАБЛИЦУ для внесения данных измерения СНИМИ ПОКАЗАНИЯ прибора Занеси в таблицу РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ Посчитай ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ Сделай АНАЛИЗ полученных результатов  ( КАК они СООТНОСЯТСЯ с табличными данными? ) Сформулируй основные ВЫВОДЫ.

Формирование исследовательских умений

Измерение как метод исследования

Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению доступным

Галилео Галилей

УЧУСЬ ИЗМЕРЯТЬ

  • Уточни ОБЪЕКТ измерения
  • Выбери ПРИБОР для измерения
  • Определи ВОЗМОЖНОСТИ данного прибора
  • Определи ЦЕНУ ДЕЛЕНИЯ данного прибора
  • Правильно УСТАНОВИ и ПОДКЛЮЧИ прибор
  • РАЗРАБОТАЙ ТАБЛИЦУ для внесения данных измерения
  • СНИМИ ПОКАЗАНИЯ прибора
  • Занеси в таблицу РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ
  • Посчитай ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ
  • Сделай АНАЛИЗ полученных результатов
  • ( КАК они СООТНОСЯТСЯ с табличными данными? )
  • Сформулируй основные ВЫВОДЫ.
Наблюдение и эксперимент Формирование исследовательских умений Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,  рожденных только воображением М. В. Ломоносов Учусь ставить эксперимент 1. Я хочу узнать… 2. Я об этом уже знаю… 3. Предлагаю сделать (идея): 4. Необходимы приборы и материалы: 5. План моих действий: ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ 6. Делаю:   Получаю: ____________ __________________ ____________ __________________ ____________ __________________ ____________ __________________ 7. Делаю выводы 8. Объясняю результаты 9. Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы:

Наблюдение и эксперимент

Формирование исследовательских умений

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,

рожденных только воображением

М. В. Ломоносов

Учусь ставить эксперимент

1. Я хочу узнать…

2. Я об этом уже знаю…

3. Предлагаю сделать (идея):

4. Необходимы приборы и материалы:

5. План моих действий:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

6. Делаю: Получаю:

____________ __________________

____________ __________________

____________ __________________

____________ __________________

7. Делаю выводы

8. Объясняю результаты

9. Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы:

Формирование исследовательских умений Обработка результатов эксперимента Требования к оформлению таблиц  Построение таблиц должно быть логичным и удобно читаемым ; Все графы таблицы подписывают; Для практических величин, упоминаемых в таблицах, указывают их размерности; Измерения проводятся с максимально возможной точностью (половина цены деления), одинаковой для всех результатов; В таблице могут быть приведены результаты обработки результатов прямых измерений (среднее и погрешности - формулы для их расчета должны быть указаны в тексте)

Формирование исследовательских умений

Обработка результатов эксперимента

Требования к оформлению таблиц

  • Построение таблиц должно быть логичным и удобно читаемым ;
  • Все графы таблицы подписывают;
  • Для практических величин, упоминаемых в таблицах, указывают их размерности;
  • Измерения проводятся с максимально возможной точностью (половина цены деления), одинаковой для всех результатов;
  • В таблице могут быть приведены результаты обработки результатов прямых измерений (среднее и погрешности - формулы для их расчета должны быть указаны в тексте)
Формирование исследовательских умений Гипотеза    Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово. Гете  Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.  Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.  Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы .  Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы .

Формирование исследовательских умений

Гипотеза

Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.

Гете

  • Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
  • Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
  • Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы .
  • Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы .
Формирование исследовательских умений Лабораторные работы Задача учителя на уроке сводится к роли наблюдателя, следящего за соблюдением учащимися мер безопасности и иногда направляющего деятельность учащихся в нужное русло

Формирование исследовательских умений

Лабораторные работы

Задача учителя на уроке сводится к роли наблюдателя, следящего за соблюдением учащимися мер безопасности и иногда направляющего деятельность учащихся в нужное русло

Лабораторная работа в 11 классе   Тема :  Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Цель:  выявить на конкретных примерах приспособления к среде обитания у растений и животных. Оборудование:  инструктивная карточка. Ход работы : Изучить инструктивные карточки и заполните таблицу.  Название живого организма Заяц- беляк Среда обитания Бурый медведь Приспособлен ия  к данной среде обитания При каких условиях данные приспособления будут бесполезны.

Лабораторная работа в 11 классе

  Тема :  Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

  • Цель:  выявить на конкретных примерах приспособления к среде обитания у растений и животных.
  • Оборудование:  инструктивная карточка.
  • Ход работы : Изучить инструктивные карточки и заполните таблицу.

Название живого организма

Заяц- беляк

Среда обитания

Бурый медведь

Приспособлен ия  к данной среде обитания

При каких условиях данные приспособления будут бесполезны.

Формирование исследовательских умений Домашние исследовательские задания Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении биологии и являются дополнительным мотивирующим фактором

Формирование исследовательских умений

Домашние исследовательские задания

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении биологии и являются дополнительным мотивирующим фактором

Домашнее задание Выбери и сделай буклет на темы «Соблюдение режима дня», «Проведение гимнастики для глаз», «Проведение физкультминуток» Напиши эссе по конкретной теме Напиши письмо однокласснику о явлении природы с иллюстрациями Сочини стихотворение или сказку о природном объекте

Домашнее задание

  • Выбери и сделай буклет на темы «Соблюдение режима дня», «Проведение гимнастики для глаз», «Проведение физкультминуток»
  • Напиши эссе по конкретной теме
  • Напиши письмо однокласснику о явлении природы с иллюстрациями
  • Сочини стихотворение или сказку о природном объекте
Формирование исследовательских умений И в завершении….. Решением всякой проблемы служит новая проблема И.В.Гете

Формирование исследовательских умений

И в завершении…..

Решением всякой проблемы служит новая проблема

И.В.Гете

Достижения детей

Достижения детей

Достижения детей

Достижения детей

Результаты олимпиад Год Уровень 2022-2023 Класс Школьный/Муниципальный   Количество участников Школьный/Муниципальный   6   Школьный/Муниципальный 7 4/1 Призеры 3/1 Школьный/Муниципальный 1 9   1 Школьный/Муниципальный 3/1 10   Всероссийский 1/1 11 1 2023-2024 - 6,7,9,10   Школьный/Муниципальный 1/1 Школьный/Муниципальный 19   8 1 4/2 1   9 Школьный/Муниципальный 4/2 Школьный/Муниципальный   2 10 2024-2025 11 1 Всероссийский 2/1 Школьный/Муниципальный 2/1   1 6,7,9,10 8 8 1 Школьный/Муниципальный   Школьный/Муниципальный 2/2 1 9 Итого   2 10 2/1 2/2 -   2 57/16 15

Результаты олимпиад

Год

Уровень

2022-2023

Класс

Школьный/Муниципальный

 

Количество участников

Школьный/Муниципальный

 

6

 

Школьный/Муниципальный

7

4/1

Призеры

3/1

Школьный/Муниципальный

1

9

 

1

Школьный/Муниципальный

3/1

10

 

Всероссийский

1/1

11

1

2023-2024

-

6,7,9,10

 

Школьный/Муниципальный

1/1

Школьный/Муниципальный

19

 

8

1

4/2

1

 

9

Школьный/Муниципальный

4/2

Школьный/Муниципальный

 

2

10

2024-2025

11

1

Всероссийский

2/1

Школьный/Муниципальный

2/1

 

1

6,7,9,10

8

8

1

Школьный/Муниципальный

 

Школьный/Муниципальный

2/2

1

9

Итого

 

2

10

2/1

2/2

-

 

2

57/16

15