Развитие исследовательских умений на уроках биологии
Учитель биологии Родионова С.Н.
Для размышления
Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником
С.Л. Рубинштейн
Формирование исследовательских умений
Притча о голодном человеке
и ловле рыбы
Важно не просто накормить голодного рыбой,
главное — научить его её ловить!
Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз,
а если научим ловить, то накормим на всю жизнь
Формирование исследовательских умений
Притча о голодном человеке
и ловле рыбы
С точки зрения процесса обучения можно выделить принципиально четыре различных типа:
- - дать рыбу и не обучать ловле;
- - учить голодного ловле;
- - накормить, а потом учить ловле;
- - учить ловле и одновременно кормить.
Мы постоянно думаем над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной образовательной ситуации
Формирование исследовательских умений
Модель познавательного цикла
Факты проблема гипотеза модель следствия эксперимент
(В.Г.Разумовский)
Формирование исследовательских умений
Учебно-исследовательская деятельность
– процесс решения учащимися и учителем научных и личностных проблем, имеющий своей цель построение субъективно нового знания.
Формирование исследовательских умений
Формирование исследовательских умений
Учить обучающихся
- самостоятельно мыслить;
- находить и решать проблемы;
- прогнозировать результаты;
- устанавливать причинно-следственный связи;
- оценивать полученные результаты
Формирование исследовательских умений
Формирование исследовательских умений
Исследовательский метод обучения
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей
Формирование исследовательских умений
Консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы
СОтрудничество
СОавторство
СОтворчество
задаёт вопросы советуется
ученик
учитель
Формирование исследовательских умений
Формирование исследовательских умений
Проблемные опыты
Цель: развитие Шаг 1. Знакомство с
проблемного видения, содержанием предстоящего
стимулирование исследования
поискового мышления. Шаг 2. Построение
Технология: учитель собственного понимания
ставит проблему, но уже замысла исследования .
метод ее решения Шаг 3. Выделение трудностей
ученики ищут учебного познания как
самостоятельно. проблемы исследования
Реализуется как форма
организации групповой Шаг 4. Реализация
и коллективной собственного способа
деятельности учащихся построения исследовательской
во время урока. процедуры
Наблюдение и эксперимент
Формирование исследовательских умений
УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ
- Уточни ОБЪЕКТ наблюдения
- ( ЧТО будешь НАБЛЮДАТЬ ?)
- Осмысли ЦЕЛЬ наблюдения
- ( ЧТО хочешь УЗНАТЬ? )
- Выясни УСЛОВИЯ , необходимые для проведения наблюдения;
- Предварительно разработай ПЛАН проведения наблюдения
- (КАК БУДЕШЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ? ) и запиши его тетрадь.
- Подумай, КОГДА ты будешь ФИКСИРОВАТЬ наблюдаемые явления ( в процессе наблюдения или сразу же после его окончания ).
- Выбери СПОСОБ регистрации полученной информации
- (таблица, график)
- Наблюдение проведи несколько раз.
- Опиши в тетради ПРИЗНАКИ наблюдаемых процессов
- (ЧТО и КАК ПРОИСХОДИЛО?)
- Сделай АНАЛИЗ увиденного
- ( КАК полученные НОВЫЕ ДАННЫЕ согласуются с тем,
- ЧТО ты ЗНАЛ РАНЬШЕ?)
- Сформулируй и запиши основные ВЫВОДЫ.
Опыты всему начало и ты многое поймешь
К.Прутков
Формирование исследовательских умений
Измерение как метод исследования
Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению доступным
Галилео Галилей
УЧУСЬ ИЗМЕРЯТЬ
- Уточни ОБЪЕКТ измерения
- Выбери ПРИБОР для измерения
- Определи ВОЗМОЖНОСТИ данного прибора
- Определи ЦЕНУ ДЕЛЕНИЯ данного прибора
- Правильно УСТАНОВИ и ПОДКЛЮЧИ прибор
- РАЗРАБОТАЙ ТАБЛИЦУ для внесения данных измерения
- СНИМИ ПОКАЗАНИЯ прибора
- Занеси в таблицу РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ
- Посчитай ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ
- Сделай АНАЛИЗ полученных результатов
- ( КАК они СООТНОСЯТСЯ с табличными данными? )
- Сформулируй основные ВЫВОДЫ.
Наблюдение и эксперимент
Формирование исследовательских умений
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рожденных только воображением
М. В. Ломоносов
Учусь ставить эксперимент
1. Я хочу узнать…
2. Я об этом уже знаю…
3. Предлагаю сделать (идея):
4. Необходимы приборы и материалы:
5. План моих действий:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
6. Делаю: Получаю:
____________ __________________
____________ __________________
____________ __________________
____________ __________________
7. Делаю выводы
8. Объясняю результаты
9. Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы:
Формирование исследовательских умений
Обработка результатов эксперимента
Требования к оформлению таблиц
- Построение таблиц должно быть логичным и удобно читаемым ;
- Все графы таблицы подписывают;
- Для практических величин, упоминаемых в таблицах, указывают их размерности;
- Измерения проводятся с максимально возможной точностью (половина цены деления), одинаковой для всех результатов;
- В таблице могут быть приведены результаты обработки результатов прямых измерений (среднее и погрешности - формулы для их расчета должны быть указаны в тексте)
Формирование исследовательских умений
Гипотеза
Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.
Гете
- Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
- Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
- Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы .
- Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы .
Формирование исследовательских умений
Лабораторные работы
Задача учителя на уроке сводится к роли наблюдателя, следящего за соблюдением учащимися мер безопасности и иногда направляющего деятельность учащихся в нужное русло
Лабораторная работа в 11 классе
Тема : Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
- Цель: выявить на конкретных примерах приспособления к среде обитания у растений и животных.
- Оборудование: инструктивная карточка.
- Ход работы : Изучить инструктивные карточки и заполните таблицу.
Название живого организма
Заяц- беляк
Среда обитания
Бурый медведь
Приспособлен ия к данной среде обитания
При каких условиях данные приспособления будут бесполезны.
Формирование исследовательских умений
Домашние исследовательские задания
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении биологии и являются дополнительным мотивирующим фактором
Домашнее задание
- Выбери и сделай буклет на темы «Соблюдение режима дня», «Проведение гимнастики для глаз», «Проведение физкультминуток»
- Напиши эссе по конкретной теме
- Напиши письмо однокласснику о явлении природы с иллюстрациями
- Сочини стихотворение или сказку о природном объекте
Формирование исследовательских умений
И в завершении…..
Решением всякой проблемы служит новая проблема
И.В.Гете
Достижения детей
Достижения детей
Результаты олимпиад
Год
Уровень
2022-2023
Класс
Школьный/Муниципальный
Количество участников
Школьный/Муниципальный
6
Школьный/Муниципальный
7
4/1
Призеры
3/1
Школьный/Муниципальный
1
9
1
Школьный/Муниципальный
3/1
10
Всероссийский
1/1
11
1
2023-2024
-
6,7,9,10
Школьный/Муниципальный
1/1
Школьный/Муниципальный
19
8
1
4/2
1
9
Школьный/Муниципальный
4/2
Школьный/Муниципальный
2
10
2024-2025
11
1
Всероссийский
2/1
Школьный/Муниципальный
2/1
1
6,7,9,10
8
8
1
Школьный/Муниципальный
Школьный/Муниципальный
2/2
1
9
Итого
2
10
2/1
2/2
-
2
57/16
15