СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Роль классного руководителя при адаптации учащихся 5 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Роль классного руководителя при адаптации учащихся 5 класса"»




Ходаковская Марина Валерьевна,

учитель математики,

МБОУ СОШ №9 г. Амурск,

Хабаровского края





Из опыта работы….

Роль классного руководителя при

адаптации учащихся 5 класса


Мой педагогический стаж 10 лет. И все 10 лет я была классным руководителем. Сегодня я классный руководитель 5Б класса. За годы работы убедилась, что самое трудное начинать всё сначала. Новый класс, новые родители, новые проблемы.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения.

В своём выступлении я остановлюсь на том, как строю свою работу по преодолению трудностей адаптации пятиклассниками как классный руководитель.

Прежде чем строить какую– либо работу по преодолению трудностей адаптации мне, как классному руководителю нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников. Назову некоторые.

  1. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.

  1. Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности.

Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.

У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды.

Этапы организации деятельности классного руководителя.

1 этап – подготовительный. Как классному руководителю мне необходимо знать, кто мои будущие пятиклассники. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучаются в 4 классе.

В мае-июне были проведены беседы с учителем начальных классов Борисенко Еленой Викторовной: о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, увлечениях. Получила подробную информацию от Елены Викторовны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2 этап –основной. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации. Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников я выделила следующие: (слайд1)

  • Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", поэтому ребенку необходимо приспособиться к индивидуальному стилю преподавания каждого педагога;

  • появляется кабинетная система, а, значит, необходимо уметь концентрироваться, воспитывать в себе собранность и внимательность;

  • прекращается посещение группы продленного дня, где можно было получить дополнительную помощь педагога в подготовке домашнего задания, а значит, возникает необходимость много работать самостоятельно;

  • возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), поэтому приходится справляться с возросшим объемом работ как на уроке, так и дома;

  • возрастает темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают выполнять работу, предложенную учителем.

все это является серьезным испытанием для психики школьника.

  • Работа с родителями. 1.Проведение родительских собраний

(09 сентября 2022) “Ваш ребёнок – пятиклассник”,

А) возрастные особенности пятиклассников

Б) указала родителям на трудности, с которыми могут встретиться их дети.

В) выдала памятки по адаптации.

  • организация встреч родителей о встречах с учителями – предметниками и специалистами психологической службы;

  • организация индивидуальных встреч с родителями для консультации по различным вопросам.

Работа с учителями – предметниками.

  • организация консультаций, бесед по различным вопросам ( посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)

  • посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся

  • согласование общих требований

например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;

  • не перебивать учителя, ни ученика;

  • поднятая рука – сигнал о вопросе, ответе;

б) организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;

  • соблюдение правил оформления тетрадей

в) отношения между детьми, между учителем и ребёнком.

Создание доброжелательной атмосферы взаимоотношений в классном коллективе.

Подразумевается

  • создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить);

  • недопустимость критики в адрес ребёнка в присутствии других людей (учителей, сверстников);

  • поощрение, похвала ребёнка не только за учебные успехи;

  • установление определённых норм взаимоотношений с взрослыми, одноклассниками.

Используются формы общения:

  • Индивидуальные и групповые консультации (вопросы консультирования: взаимоотношения с новыми учителями и их требованиями, режим дня – умение правильно рассчитать время на подготовку домашнего задания и отдыха, как готовить домашнее задание, ошибки в организации своего времени);

  • Экскурсии, походы;

  • Классные часы

  • Беседы.

Вовлечение учащихся в активную внеклассную работу.

  • подготовка общешкольных мероприятий;

  • организация внутриклассных мероприятий;

  • выполнение поручений в классе.

Перечень не может быть солидным, поскольку решается лишь конкретная задача: адаптация ученика, а не все задачи воспитательного процесса.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

1. В течение первой недели учебного года проводится экскурсия по школе чтобы показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Составляла список правил знакомила с ним всех учащихся под подпись

5. Беседа с детьми о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и выставления оценок; рассказать детям о требованиях к ведению дневника.

6.В первые дни учебного года проводились классные часы, снимающие основные проблемы общения детей внутри класса. «Давайте познакомимся».



В 5 «а» классе на начало учебного года 26 учащихся: 13 мальчиков, 13 девочек. В начале 2 четверти выбыл мальчик в школу №8.

Качество обученности класса за 1четверть 64,63% , что ниже 66,87% в прошлом году. Все дети учатся в меру своих возможностей. Остальные имеют хорошие и удовлетворительные оценки. Неуспевающих учащихся в классе нет. Посещаемость учащихся класса хорошая, без уважительных причин не пропускают. Пропуски учащихся связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам. Все справки и заявления родителей имеются. В классе 1 учащихся из группы «риска» и 1 «проблемных семей».

В основном преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. В среде своих одноклассников дети чувствуют себя комфортно. В работе с детским коллективом вверенного мне класса я знаю и учитываю индивидуальные особенности учеников. Как классный руководитель и учитель-предметник, испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учениками и их родителями. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддерживать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, не преобладает ответственное отношение к школьным делам.

Учащиеся класса в свободное время заняты дополнительным образованием, посещают кружки, спортивные секции. Мальчики в основном занимаются в спортивной секции (футбол, лыжи и борьба), 4 девочки посещают школу искусств. Посещают кружок по танцам-2, трое - МБОУ СОШ 9 Азы строевой подготовки.

Контроль за успеваемостью веду серьезный. Организована постоянная взаимосвязь с родителями обучающихся по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются отметки.

Сравнительная таблица успеваемости и качества знаний:

класс

Количество учащихся

отличников

хорошистов

с одной 3

% качества

% успеваемости

4 класс

20

0

1

41

100

5 класс

(1 четверть)

26

0

0

41

100

Сравнительная таблица качество знаний учащихся по предметам (невозможно так как прибыло 6 новых учеников).

Среди нерешенных проблем считаю неустановленные контакты с родителями Улановой Саши, Власова Сергея, которые мало интересуются успеваемостью своего ребенка.

На своих уроках обращаю внимание на следующее:

  • По возможности опрашиваю каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно провожу коррекцию знаний;

  • Ставлю оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)

  • Стараюсь не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета

  • Стараюсь интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами, для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся

  • Особое место уделяю проверке выполнения домашних и классных работ.



Я, как классный руководитель, 5 «Б» класса провела анкетирование учащихся, чтобы получить из первых уст информацию о впечатлениях, которые получили мои пятиклашки от первых двух месяцев учебы в среднем звене.

Класс 26 человек,(13девочек и 13 мальчиков) дружный, не очень активный. Не претендуя на абсолютную объективность, интересны были ответы на поставленные мною вопросы.

В анкетировании участвовало 25 человек.

(слайд3)

  1. На вопрос «Нравится ли тебе учиться, узнавать новое?» подавляющее большинство ответили утвердительно, что говорит о хорошей мотивации к обучению, но для 2 из 25 знакомство с новым не вызывает положительных эмоций. Об этом стоит задуматься.

На вопрос о возвращении в начальную школу, к привычному ритму жизни, как мы видим, не может быть и речи. По секрету мне было сказано, что «Иногда» - это только для того, чтобы увидеть Елену Викторовну (скучают).

  1. (слайд 4) Вопрос о новых условиях учебы и новых требованиях, показывает, что для ребят хорошие отметки – это серьезный труд и, к счастью, в большинстве они с ним справляются не все.

  2. (слайд 5) Ответы на вопрос о трудности предметов, я думаю, для нас очевиден: на первое место поставлены русский и математика.

вызывает сомнение объективность ответа о «нетрудных» предметах – скорее это легкий подхалимаж классному руководителю. Тем не менее, определенные выводы можно сделать.

  1. (слайд 6) Вопрос о новшествах организации учебного процесса, с которым столкнулись пятиклашки, дал, для меня неожиданный результат:

  • Подавляющее большинство рады увеличению нашего количества в их жизни;

  • Интересной кажется для большинства и кабинетная система;

  1. (слайд 7) основными помощниками в их школьной жизни по-прежнему остаются родители.

  2. (слайд 8) хотелось бы обратится к учителям, в этом году принимающим участие в судьбе пятиклассников, прислушаться к следующим правилам:

  • Применять на уроках как индивидуальные, так и групповые формы работы

  • Практиковать нестандартные ситуации на уроке

  • Выработать оптимальный темп и ритм урока

  • Постараться меньше использовать шумовые раздражители

  • Использовать динамические паузы

  • Создавать атмосферу доброжелательности, искренности на уроке

  • Следить за своевременным окончанием урока



Таким образом, я считаю, что 5Б класс хорошо прошёл адаптационный период.