Из опыта работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью .
Филимонова И.П.
учитель математики.
МБОУ СОШ №12
г. Орёл
« Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский.
Индивидуальный подход и помощь каждому ученику, а так же развитие его индивидуальных способностей для проявления личности является одной из актуальных задач. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.
Тесты на творческую активность, проводимые психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых 2%, среди подростков – 11%, среди 7-летних – 17%, а среди 6-летних – 37%. Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.
Одарённые дети – будущее России.
По определению К. К. Платонова, одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии
. Сейчас одарёнными принято считать:
- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта,
- детей с высоким уровнем творческих способностей, детей,
- достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. – их чаще называют талантливыми),
- - детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Виды одаренности :
Интеллектуальная
Творческая.
Художественная.
Академическая.
Социальная (лидерская).
Спортивная.
www.themegallery.com
Приоритетная задача современного общества : создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Цель работы :
обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности . Задачи:
- создание системы внеурочной работы с учащимися,
- развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности,
- организация исследовательской работы учащихся.
www.themegallery.com
Выявление одаренных детей
Для выявления одаренности важно вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.
В раннем возрасте желательно включение в игровые ситуации.
В среднем и старшем звене вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
1. максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. возрастания роли внеурочной деятельности;
3. индивидуализации и дифференциации обучения;
4. создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
5. свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы
Творческие задания,
Конференции
классно-урочная
проекты
ШНОУ«Малая Академия»
Предметные олимпиады
кружки по интересам, спортивные секции
элективные курсы в рамках профильного обучения
обучение в заочной
школе
при МФТИ;
Международные.
Всероссийские
конкурсы
На диаграмме представлены результаты участия наших школьников во Всероссийских и Международных конкурсах начиная с 2012 по 2015 учебные годы.
Коллектив нашей школы сотрудничает с заочной школой ЗФТШ при Московском физико-техническом институте.
Школьная конференция исследовательских проектов
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».