Действует «СПЛИЦ»!
Все у нас знают, что «СПЛИЦ» – это Служба Примирения ЛИЦея.
Эта интересная форма организации внеурочной деятельности лицеистов отвечает современным требованиям социальной жизни к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего члена общества, к повышению личной ответственности за успешную самореализацию и решение конкретных проблем. Актуальность создания школьных служб медиации (примирения) в лицее обусловлена, с одной стороны, необходимостью выполнения решений, рекомендаций нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней с другой стороны - потребностью МАОУ лицей № 100 в освоении современных методов и новых технологий разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений. Лицею, распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 03.11.2016 № 2394/46/36, присвоен статус городского ресурсного центра по вопросам организации и деятельности Служб школьной медиации.
Служба примирения лицея «СПЛИЦ» обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.
Служба примирения лицея «СПЛИЦ» – это волонтерское движение.
В лицее реализуется проект «Konfliktov NET!» целью данного проекта является привлечение подростков к общественно-полезной деятельности, направленной на профилактическую работу по созданию комфортной лицейской среды через деятельность волонтеров «СПЛИЦ». Мы считаем, что решение конфликтов в образовательной среде будет успешно при условии разработки специальной программы работы Службы примирения лицея, основанной на медиативных технологиях с участием подготовленной группы лицеистов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- создание условий реализации программ примирения для участников лицейских конфликтов;
- самовыражение каждого члена Службы через участие в работе отряда;
- обучение лицеистов культурным методам урегулирования конфликтов;
- обеспечение отношений сотрудничества между учителями, родителями и учащимися;
- информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации;
- ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
Принципы работы:
1. Добровольность (добровольное участие лицеистов в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
2. Конфиденциальность (при проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации; медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон);
3. Нейтральность (медиатор должен сохранять нейтральность как при подготовке к проведению процедуры медиации, так и в ходе процедуры, а также при заключении сторонами медиативного соглашения);
4. Равноправие сторон (отношения между конфликтующими должны строиться исключительно деловые, подразумевающие идеальное равенство);
5. Прозрачность процедуры (каждый из участников процедуры вправе знать, что именно сейчас происходит в медиации и каковы цель и значение каждого действия, совершенного медиатором, и слова, им сказанного).
Миссия Службы примирения лицея №100 – развить и закрепить способность людей к взаимопониманию как культурную традицию.
Служба примирения лицея №100 это:
1. Разрешение конфликтов силами самого лицея.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика лицейской дезадаптации.
4. Лицейское самоуправление и волонтерское движение подростков лицея.
Служба примирения лицея №100 - это команда взрослых и подростков, которая стремится:
Разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
Дать возможность существующим в лицее сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
Снизить уровень агрессивности в лицейском сообществе.
Цель Службы – способствовать развитию в лицейском сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтов.
Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Встреча проводится только при добровольном согласии участников.
Эффекты работы Школьной службы примирения:
Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов.
Развивающий – приобретение навыков конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.
Воспитательный – воспитание ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
Профилактический – профилактика пропусков уроков, неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» (и других дисфункциональных последствий конфликтов).
Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
Общекультурный (гуманитарный) – усвоение ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.
В 2022 году четверо учеников лицея №100 прошли годичный курс учёбы медиатора в психологическом центре «Диалог», начав распространение медиации в 8 «Б» классе. К середине учебного года сформировался целостный коллектив, желающих принять участие в создании Службы медиации в лицее №100.
В мае 2023 года группа «СПЛИЦ» заняла первое место в городской игре «Медиатор – это круто!».
Служба примирения лицея №100 «СПЛИЦ» дважды провела анкетирование (2021 и 2024) и выявила основные причины конфликтов. По виду конфликта «ученик – ученик», более 41% причина – оскорбление; в конфликте «учитель – ученик» - наибольший процент - неверная оценка поступка. (Приложение 2). В анкетировании приняли участие 402 лицеиста, в возрасте от 10 до 15 лет. Из них – 200 мальчиков и 202 девочки. На вопрос: «Возникают ли в Вашей жизни конфликты?» - 14% опрошенных ответили: «Часто возникают конфликты», а 75% ответили – «Да, бывают конфликты». Именно на эту аудиторию и нацелена работа Службы примирения лицея «СПЛИЦ».
Радует, что после разъяснительной работы, 85 % опрошенных готовы обратиться в Школьную Службу примирения при необходимости.
Служба примирения лицея «СПЛИЦ» принимает активное участие в лидерских сборах (2022, 2024), занимается с обучающимися начальной школы, помогаем дежурным во время перемен, проводит мастер – классы, деловые игры, участвует в акциях по своему направлению деятельности.
Служба примирения – это культура разрешения споров и конфликтов. Технологии, которые используются в медиации, со временем превратятся в культуру лицейских отношений. Для этого необходимо обучение всех членов лицейского коллектива основам восстановительной коммуникации. Именно этим мы сейчас и занимаемся.
В лицее проводится:
- обсуждение способов реагирования на конфликты с использованием медиативного подхода;
– информационные сообщения, презентации, для одобрения и поддержки педагогического коллектива, родителей, обучающихся;
- участие в городском конкурсе с проектом «Медиатор – профессия будущего»;
- представление работы службы примирения на родительских собраниях;
- проведен конкурс на название, эмблему, девиз; наше служба называется «Конфликтов НЕТ!», отряд – «СПЛИЦ» с девизом – «Наш позитивный взгляд на мир!»;
- в библиотеке накапливается материал по теме с целью изучения медиативных практик;
- с нашим участием проведены секции «Использование технологии медиации в профилактической работе лицея» на семинаре «Профилактика семейного неблагополучия» в Орджоникидзевском районе и на городском семинаре – практикуме «Медиация как условие снижения стрессогенности школьной среды»;
- в системе проводятся обучающие занятия с участниками группы «СПЛИЦ»;
- в ноябре 2023 года с нашим участием проведен практический семинар для педагогов лицея «Конфликтов НЕТ!».
- большую помощь нам оказывает МБУ ЕЦПППН «Диалог», СООО Детский правозащитный фонд «Шанс», практическими советами, полезными материалами для оформления уголка Службы примирения;
- вся информация о деятельности Службы примирения находится на сайте лицея №100,
Обобщение результатов проделанной работы позволяет сделать вывод, что Служба примирения помогает родителям:
- родители могут обратиться к волонтёрам Службы примирения в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять и суметь договориться с ними; в случае конфликта с учителем либо с администрацией.
Служба примирения помогает лицеистам:
- научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми; убеждать других словами, а не силой; участвовать в волонтерской деятельности;
- научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;
-научиться цивилизованно выходить из конфликта, помогать другим мириться;
- начать осваивать новую профессию – медиатор;
- получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
-лучше понимать не только сверстников и взрослых.
школьники могут:
- осваивать переговорные техники и восстановительные программы;
- помогать друзьям, сверстникам и даже родителям в примирении;
-рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
Хорошим показателем успешности проекта стало:
• участие в игре «Медиатор – это круто!», 1 место - 2023,
2 место - 2024.
• участие в городских добровольческих сборах Служб школьной медиации среди учащихся 14–16 лет общеобразовательных организаций города Екатеринбурга 2 место - 2023.
• отсутствие конфликтов в классных коллективах 8, 9 «Б» класса и 10 «А».
• в сентябре 2023 в «СПЛИЦ» прибыли два пятиклассника, три семиклассника, две девятиклассницы.
• в 10 «А» взаимозаменяемость (все умеют пользоваться медиативными технологиями).
На сегодняшний день в отряде «СПЛИЦ» 15 человек: 2 человека из 5 класса, 7 человек из 10 класса, 3 человека из 7 класса и 3 лицеиста из 9 класса. Количество желающих присоединиться к команде медиаторов лицея №100 с каждым годом увеличивается.
Наш опыт показывает, что:
1. Медиация привлекательна своей новизной, актуальностью и базовыми принципами. Добровольность, конфиденциальность, равноправие участников, нейтральность медиатора - все это вызывает доверие.
2. Устойчивость Службы примирения во многом, обеспечивается личной мотивацией и заинтересованностью педагогов и учащихся в результатах работы.
3. Деятельность Службы примирения невозможна без поддержки администрации лицея, поскольку Службе нужно выделить место для собраний волонтерского отряда, занятий школьников-медиаторов, педагогам необходимо пройти обучение, а затем иметь в своем расписании время для работы.