Норбоева Т.В.
учитель начальных классов МАОУ
«СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Из опыта работы
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
По системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в нашей школе я работаю с 2011 года.
Система Эльконина–Давыдова строится на их теории содержательного обобщения и формирования учебной работы. Другими словами это система развивающего обучения. Теорию развивающего обучения Эльконин и Давыдов разрабатывали еще в 50-е годы. Это было вызвано тем, что методы школьного обучения того времени не соответствовали психологическому развитию детей. Они не позволяли учитывать зону ближайшего развития, о которой писал коллега и наставник Эльконина – Л.С. Выготский. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова на государственном уровне признана государственной системой начального обучения.
Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.
Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции.
Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность (ЦУД), признаки которой познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленные на формирование универсальных учебных действий.
Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.
Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко - основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.
Общая характеристика системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова В основу системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.
Главные особенности системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:
изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы, здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий;
отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления;
освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени;
переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;
открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
На сегодняшний день система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в начальной школе: формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, способствует решению задач профессионального и жизненного самоопределения.
Урок в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: особенностью урока развивающего обучения является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов;
знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии;
в результате обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин;
дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями;
домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках;
отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта.
Контрольно-оценочная деятельность
Образовательная система Эльконина-Давыдова предполагает безотметочное оценивание. Вместе с тем я, как учитель, должна постоянно работать с самооценкой детей. Для этого в учебных предметах (рабочих тетрадях) предусмотрены шкалы для самооценки (линеечки, круги, лесенки). Я предлагаю детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям (иногда целесообразно попросить самих детей сформулировать, что именно они будут оценивать: красоту выполнения, правильность — соответствие инструкции, умение — владение способом действий и пр.).Важно учитывать, что у большинства первоклассников действие оценки еще не сформировано. Они зачастую не могут не только разделить критерии оценки (например, правильность и красоту выполнения задания), но и отделить оценку действий человека от личного отношения к нему. Их оценки еще неустойчивы: сегодня — так, а завтра — по-другому. Часто на первых порах самооценки непомерно завышены (по всем шкалам ребенок ставит себе только самую высокую оценку). Необходимо внимательно относиться к самооценкам ребенка, мягко корректировать их, выражая свое отношение к тем или иным действиям ребенка, но не навязывать свои оценки. К оценочным действиям относятся также задачи повышения «престижа» некоторых важных деталей работы детей. К ним относятся вопросы групповой работы (умение договориться, кто выступит от группы, умение решить совместно задачу), моменты творчества детей, моменты, связанные с добросовестным исполнением замысла. Моменты творчества можно сделать «престижными», введя «Карту проблем и вопросов» (или, например, «Тетрадь неразгаданных тайн»). «Карта проблем», предлагается впервые в тот момент, когда кто-то из детей задаст первый вопрос, ответ на который не может быть пока найден. Учитель предлагает ребенку записать туда свой вопрос под своим именем. Так фиксируются ситуации открытого незнания, обозначается круг проблем, которым дети пока не могут дать объяснения. Туда же записываются детские гипотезы, которые пока невозможно проверить. Вопросы и найденные на них ответы в «Карте проблем» позволяют детям видеть свое продвижение в предмете и время от времени вместе с учителем обсуждать это, что является сильным мотивирующим к дальнейшему учению фактором. Так же внимательно нужно отнестись к организации контроля.
Это означает не то, что учитель должен все время контролировать детей, а то,что он должен организовать контроль со стороны детей за происходящим в классе. Этому помогает введение знаков согласия-несогласия ( в моей практике дети молча выражают свое отношение к происходящему в классе с помощью сигнальных карточек красного и зеленого цветов). Усилению контроля способствует введение в ход урока специальных провокаций, или «ловушек», — намеренно неправильных учительских ходов. При этом учитель должен постараться подать «ловушку» незаметно, произнося слова обычным уверенным голосом, и т.д., иначе дети обнаружат ее не потому, что контролируют содержание, а потому, что изменились интонации голоса учителя.
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности можно использовать:
1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.
Для сохранения результатов практических работ учащихся можно использовать:
1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема,чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Для представления результатов обучения самому ученику и его родителям я предлагаю использовать портфолио ученика.
Портфолио на первый год обучения – это показательный портфолио (включает лучшие ученические работы, собранные на этом этапе обучения и отражающие учебные достижения, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика).
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова дает учащимся:
развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения;
развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения;
активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;
уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения.
Все это позволяет детям достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.
учителю:
учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.
родителям:
умного, самостоятельно мыслящего ребенка.
Недостаток: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова не имеет достойного продолжения в основной школе. После начальной школы ребенку придется перестраиваться на традиционное преподавание.
Развивающее обучение делает детей более уверенными и самостоятельными. Учащиеся, попав в новую ситуацию, не теряются, а самостоятельно анализируют сложившиеся обстоятельства и, как правило, находят пути преодоления трудностей.
Источники:
http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/121.html - педагогический интернет-портал «О детстве»
http://schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov.html - Школьный гид